Программа летнего школьного лагеря
методическая разработка

Малышкина Анна Геннадьевна

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №90»

                                                                                   

                                                               

                                                                     УТВЕРЖДАЮ                                                

                                                                                              Директор МОУ «СОШ № 90»

                                                                                             _______________А.Г. Гельцер                                                                                                  

                                               

                                                                                                                          2009 г.

                                                                                             

                                                                                 

Программа

лагеря с дневным пребыванием детей

«Разноцветные ладошки».

raduga_[1]

                                                                                                                 Автор:

                                                                                         Малышкина А.Г.

                                                                                                          учитель начальных классов                    

Омск 2009

Паспорт программы.

1.

Информация о МОУ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 90»

Адрес: Омск-31 ул. Омская, 197

Тел: 36-93-46

Директор школы: А.Г. Гельцер

Начальник лагеря: Г.П. Ворончихина

2.

Название программы

«Разноцветные ладошки»

3.

Автор

Малышкина Анна Геннадьевна, учитель начальных кл.

4.

Сроки реализации программы

Июнь 2009 г.

5.

Количество участников

Дети: 66 человек

Педагогический состав: 9 человек

Обслуживающий персонал: 5 человек

6.

Цели и задачи

- Создание условий для формирования социальных навыков ребёнка, обогащение его социального опыта.

- Создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической, психологической реабилитации школьников после напряжённого учебного года и  разностороннего развития личности.

Для детей:

- Создание ситуации успешности для участников программы;

- Предоставление ребёнку возможности  самореализации в соответствии с его склонностями;

- Формирование у детей первичных знаний о здоровом образе жизни.

Для педагогов:

- Создание социально-психологических условий для личностного развития детей;

-Оказание помощи детям, имеющим проблемы в социализации, личностном развитии;

-Систематически отслеживать психолого-педагогический статус детей в процессе реализации программы;

- Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

7.

Ожидаемые результаты

Для детей:

-Удовлетворение потребностей в полноценном отдыхе.

- Реализация интересов, духовное обогащение, пробуждение новых интересов.

-Реализация склонностей и способностей в различных видах деятельности.

-Формирование у детей навыков здорового образа жизни.

Для педагогов:

-Отработка навыков педагогического и делового общения.

-Отработка методик и форм работы с временным детским коллективом в условиях лагеря с дневным пребыванием.

8.

Подпрограммы

«Математика- средство познания мира», «Школа – зеленый оазис».

Содержание

1.

Пояснительная записка.

Стр.3

2.

Нормативно-правовая база.

Стр.4

3.

Цели и задачи.

Стр.4

4.

Принципы реализации.

Стр.5

5.

Механизмы реализации.

Стр.6-7

6.

Формы реализации

Стр.7-8

7.

Кадровое обеспечение.

Стр.8-9

8.

Материально-техническое обеспечение

Стр.9

9.

Критерии эффективности.

Стр.9-10

10.

Предполагаемые результаты

Стр.10

11.

Приложения.

Стр.11-16

12.

Используемая литература.

Стр.16

мальчикg

-3-

Пояснительная записка.

Лучший способ сделать

 детей хорошими-

это сделать их счастливыми.

О. Уайльд.

  Что такое детство? Этот вопрос человечество обдумывает давно. Испокон веков детство считается лучшим периодом для освоения наук, развития физических и художественных навыков. Детство – это время формирования личности ребёнка, время включения в активную деятельность, пора развития и социализации.  

  В Конвенции о правах ребёнка записано: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство.  Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста.  Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».

  Но также существует мнение, что детство заканчивается, когда ребёнок идёт в школу. Из-за всё более возрастающих нагрузок у детей не остаётся времени на игры, фантазию, общение со сверстниками, выражения себя. Кроме того, во многих семьях при выборе дополнительных занятий ребёнка учитываются не его интересы, а мечты родителей. Когда же ребёнку выражать себя?

  Каникулы составляют значимую часть объёма свободного времени детей, поэтому для них – это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов в различных сферах деятельности, развлечениях, играх. Дети ждут от каникул многого. И важно не обмануть их надежды.

  А значит необходимо задуматься над тем, как:

- создать психолого-педагогические условия для личностного развития;

- найти разнообразные формы организации деятельности и общения;

- разработка программ, целью которых является стимулирование внутреннего роста, раскрытие потенциала.

  Наша программа нацелена на получение ребёнком возможности реализоваться, открыться в различных сферах жизни, видах деятельности.

  Программа рассчитана на детей 7-11 лет. Построена с учётом специфики летнего лагеря на базе школы.

-4-

Нормативно-правовая база.

  1. Распоряжение департамента образования администрации г. Омска «Об обеспечении оздоровления, отдыха и временной занятости обучающихся муниципальных образований учреждений г. Омска в летний период 2009 года» от 28 апреля 2009 г. №100-р
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка (ООН, 1991 г.)
  3. Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
  4. Устав МОУ.

Цели и задачи программы.

 

Цели: - Создание условий для формирования социальных навыков ребёнка, обогащение его социального опыта.      

                   - Создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической и психологической реабилитации школьников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности.

Задачи: Для детей:

                  - Создание ситуации успешности для участников программы.

                  - Предоставление ребёнку возможности самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами.

                  -Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни.

                 

                   Для педагогов:

                  -Создание социально-психологических условий для личностного развития детей.

                  - Оказание помощи детям, имеющим проблемы в социализации и личностном развитии.

                   - Систематически отслеживать психолого-педагогический статус детей в процессе реализации программы.

                   -Повышение психолого-педагогической компетенции администрации и педагогов.

-5-

Принципы реализации программы.

В основу программы положен ряд принципов, которые обуславливают подход к её конструированию:

1. Принцип активности.

    Согласно этому принципу, на первый план выдвигаются не только предоставление ребёнку возможности быть развитой гармоничной личностью, но и возложение на него ответственности за реализацию этой возможности. Развитие личности – это активный процесс самостоятельного творческого конструирования личности, её совершенствование. Грамотное руководство педагогом данным принципом предполагает не пассивное усвоение той или иной моральной нормы на функционально- ролевом уровне, а активное овладение этой нормой.

2. Принцип взаимодействия.

    Данный принцип будет работать на организацию совместной деятельности всех служб лагеря, задействованных в воспитательном процессе, что способствует созданию условий для реализации программы.

 3. Принцип системности.

    Этот принцип предполагает взаимодействие психологической, педагогической и медицинской служб лагеря, как единой системы.

 4.Принцип коллективной деятельности.

    Программа предполагает использование возможностей временного детского коллектива.

5.Принцип профессиональной активности.

   Этот принцип предполагает организацию совместной деятельности воспитателей и детей в условиях создания системы успеха в коллективной и индивидуальной деятельности.

6.Принцип психолого-педагогического сопровождения.

   Принцип предусматривает непрерывную постоянную поддержку детей. Создание комплексной системы диагностических методик, которые работают на систему отслеживания психолого-педагогического статуса ребёнка.

7.Принцип личностно-ориентированного подхода.

   Данный принцип предполагает необходимость учитывать индивидуально-психологические особенности детей и в соответствии строить воспитательную работу.

8.Принцип соответствия.

   Предлагаемые виды деятельности и мероприятия должны соответствовать целям, задачам, нормам, избранным в качестве приоритетных на общем уровне.

9. Принцип открытости.

    Широкий обмен информацией и впечатлениями о проделанной работе между педагогическим коллективом и детьми, использование приобретённого опыта для дальнейшей работы лагеря.

10.Принцип взаимовыручки.

     Работа педагогического коллектива и детей осуществляется через взаимную помощь в проведении обще лагерных и отрядных мероприятий.

-6-

Механизмы реализации программы.

   В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребёнок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены.

   Попадая в лагерь, дети попадают в разноцветную страну, где каждый день окрашен в определённый цвет или сочетания цветов.

      Красный – кисть, художники.

     Оранжевый – обаяние танца.

     Желтый – желание помочь, добрые дела.

     Зелёный – знание.

     Голубой – голос, пение.

     Синий – спорт.

     Фиолетовый – фантазия.

  Каждая семья – это разноцветная дружная семейка, которая имеет своё тематическое название, девиз и подчиняется законам лагеря. Во главе семеек стоят воспитатели. Они организуют детей, отвечают за их безопасность во время проведения мероприятий, помогают подготовиться к конкурсам, играм, соревнованиям. Им помогают вожатые. Игрой руководит старшая вожатая. Она же разрабатывает обще-лагерные мероприятия. Во главе разноцветной страны стоит начальник лагеря. Он осуществляет непосредственное управление, несёт ответственность за организацию жизнедеятельности лагеря, создает благоприятные условия для реализации программы.

   Лагерь живёт и играет под девизом:

                                           Мы от радуги возьмём краски,

                                           Отдохнуть чтобы нам как в сказке,

                                           Здоровья и сил набраться,

                                           И в творчестве состояться.

   В начале сезона каждая семейка получает чёрно-белый рисунок – экран успеха. Участвуя в игре семейки получают разноцветные детали этого рисунка. К концу смены чёрно-белые рисунки превращаются в разноцветные. И собираются в одну большую картину.

   На каждом мероприятии самые активные участники получают знаки отличия – разноцветные ладошки. Цвет соответствует цвету дня и мероприятия. В конце сезона эти знаки обмениваются на ордена. Например, если у ребёнка больше синих, спортивных, ладошек, то он получает орден «Самый лучший спортсмен» и т.д. Работа ведётся так, чтобы если не все, то большинство детей получили ордена.

   В конце каждой недели семейки по очереди оформляют «Разноцветную газету», отбирая цветные стихи, сказки, рассказы, отражая результаты недели.

   С законами и легендами лагеря дети знакомятся в течение организационного периода, а также получают ряд заданий: придумать законы, гимн лагеря, нарисовать эскиз герба и флага. Итоги этих конкурсов подводятся в середине сезона.

Исходя из этого, основными механизмами реализации программы являются следующие технологии:

-7-

- технология игры; понимается как форма деятельности взрослых и детей в условных ситуациях. Основные правила: добровольность, получение удовольствия, обязательное присвоение ролей и их проигрывание.

- технология психолого-педагогического сопровождения детей, предполагает непрерывную систематическую поддержку детей всеми взрослыми. Эта технология связана с выявлением проблем у детей и решение их при обязательной активности ребёнка.

                                                                   

Формы реализации.

Для более успешной реализации нашей программы мы используем различные формы работы с детьми. Ведь скука самый главный враг жизни в лагере. Далее приводится перечень используемых форм.

  Беседа – эта форма хорошо знакома детям из школьной жизни, но беседы, проводимые в лагере. отличаются тем, что они проводятся в более шутливой игровой форме.

  Викторина - один из вариантов интеллектуального турнира. Суть её известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!», поэтому нужно помнить о корректности вопроса и его формулировки.

  Конкурс – это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.д.

  КТД (коллективно- творческое дело) – это спланированное, исполненное и проанализированное коллективом дело. Оно может быть различным. Это и постановка представления, и оформление газеты, отрядного уголка, и т.д.

  Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными и рабочими. Продолжительность не должна превышать 15 минут.

  Спортчас- форма организации физкультурно-оздоровительной работы. На   спортивном часе можно разучивать и проводить спортивные командные игры, различные подвижные игры и состязания.

  Экскурсия – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью. Экскурсия может быть серьёзной и шутливой.

  Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочерёдном преодолении участниками одной группы определённых этапов. По ходу эстафеты участники передают друг другу право прохождения маршрута.

Так как эта программа рассчитана на детей, обучающихся в начальной школе, основной формой организации является игра. Игра для детей самая естественная

-8-

форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления творчества, личной активности. Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание – это игра.

Работа по программе предусматривает использование различных форм игры:

-физические

- интеллектуальные

-имитационные

- драматизации

-музыкальные

- литературные

- театральные

- коллективные и т.д.

Но главной остаётся сюжетно-ролевая игра.  В игру дети входят, входя в лагерь. Они получают роли, знакомятся с правилами и законами, выполняют заданные действия, получают результат.

Кадровое обеспечение.

  Для реализации программы необходим слаженный сплоченный коллектив единомышленников. В нашем лагере отдыхают дети разных возрастов. Поэтому воспитатели – это учителя начальной школы, а также старшего и среднего звена.

  Старшеклассники организовали 3 отряда: математический, озеленения, трудовой.

С ними работают Федина Е.А (уч. истории), Седлецкая Л.А. (уч. математики), Свиридкина Т.С. (уч. биологии).

  Остальные воспитатели – учителя начальных классов.

Новикова А.О.

Федорцова М.Г.

Рахимжанова О.Х.

Шаповалова И. А.

Они знают своих воспитанников, работали сними в течение всего года

   Руководит работой воспитателей ст. вожатая Малышкина А.Г.

  Хороший отдых не возможен без хорошего питания. Обеспечивают его детям Федорченко Г.А., Скачкова Н.А., Рященко Е.В.

  Кроме отдыха детей, пребывание их в нашем лагере несёт оздоровительный характер. Следит за здоровьем и помогает в непредвиденных ситуациях медик нашего лагеря Аникина Н.А.

  Помогает поддерживать чистоту в лагере Корсакова Н.А.

 Кроме этого в лагере работают вожатые. Они помогают воспитателям организовывать ребят.

  Руководит всей жизнью лагеря, обеспечивает благоприятные условия для реализации программы начальник лагеря Ворончихина Г.П.

-9-

 Итог:

  Педагогический состав: 9 чел.

  Обслуживающий персонал: 5 чел.

  Вожатые: 4 чел.

Утверждение кадрового обеспечения лагеря проводится на педагогическом совете в мае.

Материально-техническое обеспечение.

Перечень используемых помещений.

4 классные комнаты : 2 спальни, вожатская, штаб отрядов по озеленению, математического, трудового, спортивный зал – игровая, столовая, пищеблок.

Перечень используемых материалов.

Ватман, картон, краски, цв. бумага, ножницы, клей, альбомы, цв. карандаши,  фломастеры, скотч, кнопки, кисти,  пр. карандаши,  цв. мел.

Оборудование.

Телевизор с проигрывающей приставкой, настольные игры, аудио- проигрыватель, муз. центр, фортепиано, детские книги.

Инвентарь.

Мячи ( футбольный, баскетбольный, волейбольный), скакалки, обручи, с/х инвентарь, кегли.

Критерии оценки эффективности программы.

Внутренние критерии

(изучение динамик личностных характеристик детей)

1.Критерий развития творческих способностей.

  Показатели: умение оценивать проблему, принять правильное решение, найти несколько способов решения.

  Методики: решение творческих ситуаций, тестирование, выполнение творческих отчётов, участие в обще лагерных мероприятиях.

2. Критерии нравственного развития.

  Показатели: отношение к другим людям, отношение к себе.

  Методики: наблюдения, беседы, анкетирование, самооценка, взаимооценка.

3. Критерии здоровья.

  Показатели: удовлетворение в полноценном отдыхе, самооценка физического и психологического состояния.

  Методики: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.

-10-

Внешние критерии

(изучение условий, обеспечивающих достижение целей программы)

1.Критерии удовлетворённостью программой.

Методики: опросы, анкетирование, беседа.

2.Критерии эффективности реализации подпрограммы.

Методики: анализ продуктов деятельности, беседа.

Предполагаемые результаты.

Для детей:

- Удовлетворение потребности в полноценном отдыхе.

- Реализация интересов, духовное обогащение, пробуждение новых интересов.

- Реализация склонностей и способностей в различных видах деятельности.

- Формирование у детей первоначальных знаний о здоровом образе жизни.

Для педагогов:

- Отработка навыков педагогического и делового общения.

- Отработка методов и форм работы с временным коллективом детей в условиях лагеря с дневным пребыванием.

-11-

План-сетка

Работы лагеря с дневным пребыванием на базе

МОУ «СОШ № 90»

Дата

Мероприятия

2.06

Игра-путешествие «Кладоискатели»

Посещение кино-видео центра.

3.06

«Ярмарка идей» подготовка к открытию лагеря.

Спортивная игра «Зов джунглей»

Диагностика.

4.06

Посещение бассейна «Альбатрос»

Праздник «Здравствуй, лето! Здравствуй лагерь!»

5.06

Цирк! Цирк! Цирк!

Конкурс рисунков «Что за прелесть эти сказки!»

Игровая программа «Жили- были краски».

8.06

Посещение Дома офицеров «Веселушки на лесной опушке»

Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

9.06

Театр «Арлекин» «Кот в сапогах»

Конкурсная программа по ПДД «Путешествие Смешариков»

10.06

Посещение бассейна «Альбатрос»

Праздник «Моя родина»

Конкурс открыток «Наша родина- Россия»

11.06

Экскурсия на завод по производству минеральной воды.

Театрализованное представление «Мы за здоровый образ жизни»

15.06

Посещение музея «Набат памяти» «Великая битва»

Малые олимпийские игры «Быстрее, выше, сильнее»

16.06

Посещение бассейна «Альбатрос».

Танцевальная программа «Воробьиная дискотека»

17.06

ТЮЗ «Буратино»

Конкурсная программа «Угадай мелодию»

18.06

Посещение кино-видео центра.

Костюмированная программа «Карнавал»

19.06

Посещение бассейна «Альбатрос»

Конкур рисунков «Этой даты не забыть нам никогда»

Эрудит-шоу «Морской бой»

22.06

Экскурсия в музей «Набат памяти» «Дети и война»

Линейка, посвященная дню скорби «Шел солдат»

23.06

Посещение бассейна «Альбатрос»

Игровая программа «Поиграем в театр»

24.06

Экскурсия в экологический центр.

Танцевальная программа «Танцы без правил»

25.06

Посещение бассейна «Альбатрос»

Конкурс рисунков «Мой лагерь»

«Музыкальная викторина»

26.06

Игровая мозаика.

Праздник «Радуга в сердце»

Закрытие сезона.

-12-

                                                                                                             Приложение № 2

Психолого-педагогическое сопровождение участников программы.

Результативность и успешность реализации нашей программы мы отслеживаем с помощью следующих методик:

-Методика незаконченных предложений.

-Методика определения самочувствия, активности и настроения.

-Социологические опросы.

Диагностика психо-эмоциональной  комфортности на начало смены.

 1.Хотел ли ты пойти в лагерь?

 2.Ты когда-нибудь отдыхал в нашем лагере?

 3. Легко ли ты находишь друзей?

 4.Ты общительный человек?

 5.Ты  человек организованный?

 6. Можешь ли ты попросить о помощи в трудной ситуации?

 7. Умеешь ли ты подчиниться решению коллектива, воспитателя, вожатого?

 8.Можешь ли ты сам, без посторонней помощи найти себе дело по душе?

 9.У тебя чаще бывает хорошее настроение?

 10. Любишь ли ты придумывать дела, праздники, принимать в них участие?

 11. Любишь ли ты спорт?

 12. Уверен ли ты, что твоя жизнь в лагере пройдёт весело и интересно?

Методика «Незаконченное предложение».

  1. Когда наступают летние каникулы…
  2. В лагерь я пришёл, чтобы…
  3. Мне бывает трудно, когда…
  4. Мне бывает интересно, когда…
  5. Если меня обижают я…
  6. Когда меня хвалят я…
  7. Когда мне грустно я…
  8. Мне бывает трудно, когда я…
  9. Когда мне плохо я…
  10. Когда меня ругают…
  11. Я боюсь…
  12. В воспитателях самое главное…
  13. Весело - это когда…
  14.  Счастье – это когда…

Диагностика, применяемая в основной период, отслеживающая уровень комфортности пребывания ребёнка в лагере.

Найди свое место в кругу психологического комфорта.

10- высокий уровень, максимум комфортности.

7- легкий дискомфорт.

5- 50/50

3-весьма ощутимый дискомфорт.

0- низкий уровень, максимум дискомфорта.

-13-

Диагностика, используемая в итоговом периоде.

 1. Время, проведённое в лагере, я бы оценил…

 2. У меня в лагере было чаще хорошее настроение.

 3. В лагере у меня появились новые друзья.

 4. Я вновь хотел бы прийти в лагерь.

 5. Самым трудным для меня в лагере было…

 6. За время, проведенное в лагере, я научился…

 7.  Больше всего за смену мне понравилось, запомнилось…

 8.  Уходя из лагеря, я хотел бы сказать…

Ежедневная рефлексия.

В конце дня дети рисуют на отрядном «экране настроения» разноцветные рожицы.

Смеющуюся желтую рожицу – день прошёл отлично.

Спокойную красную – день прошёл хорошо.

Унылую синею – день не удался.

И на общем экране появляется: желтое солнышко, красная звёздочка, синяя хмурая тучка.

                                                                                                      Приложение № 3.

Законы и традиции нашего лагеря.

Закон закона.

Запомни, выучи на пять-

Законы нужно выполнять.

Закон 00.

Законы надо выполнять,

Друзей не заставляйте ждать.

Закон поднятой руки.

У нас всегда закон един –

Все слушают, говорит один.

Закон территории.

Вместе весело шагать

И от друзей не отставать.

И закон опять един –

Никуда не уходи один.

Закон воды.

Солнце, воздух и вода

Ваши лучшие друзья.

Но, чтобы не было беды,

С водою осторожно!

В бассейне слушай тренера,

Что в нем нельзя, что можно.

Закон зелени.

Помогают нам всегда и в жару, и в холода.

Мы деревья бережём

И цветы не раз польём.

Обижать их не моги

Мы ведь дети радуги.

Закон творчества.

Для чего нам лето солнечного цвета?

Время зря ты не теряй,

Фантазируй и играй,

Читай стихи, пой песни,

Твори с друзьями вместе.

Традиция доброго отношения к людям.

Радуга дала нам краски,

Нарисуем мир как в сказке.

Мир без зла, мир красоты.

Ведь волшебник добрый ты!

Ты друзей не обижай,

Малышам ты помогай,

Ведь если делаешь добро,

К тебе назад придёт оно!

-14-

Традиция утренней линейки.

Солнце луч-привет нам шлёт,

На линейку нас зовёт.

Что делаем, куда идём

Мы на линейке узнаем.

Веселья, бодрости заряд

Получит каждый здесь отряд.

Приложение № 4

Советы для тех, кто хочет испортить себе лето без посторонней помощи.

- Тебя обидел кто-нибудь?

  Тебе не повезло?

  Тогда пойди и сделай что-нибудь

  Кому-нибудь назло.

-  Когда получишь в ухо,

   Не лей напрасных слёз.

   Вежливо, но сухо

   Ответь ударом в нос.

-  Не дружите, дети, с тем,

   Кто не любит шуток

   И кричит, что он пойдёт

   Жаловаться маме

   Каждый раз, когда его за ноги хватают,

   Чтоб немножко повозить носом по асфальту.

-  В ответ на бранные слова

   С улыбкой промолчи

   И сделай вид, что вообще

   Не знаешь таких слов,

   Пусть не культурный человек

   Ругается, а ты,

   Не отвечая, продолжай

   По шее бить его.

-  Не обижайтесь на того,

   Кто бьёт руками вас,

   И не ленитесь каждый раз

   Его благодарить

   За то, что, не жалея сил

   Он вас руками бьёт,

   А мог бы в эти руки

   Взять палку и кирпич!

- Нашёл чужую денежку?

  Бери её себе

  С глубокой благодарностью тому

  Кто потерял.

- Врите чаще,

  От вранья не охрипнет горло,

  От него во рту у нас

  Не бывает горько,

  От вранья не вспухнет нос,

  Не заложит уши,

  А тошнит не тех, кто врал,

  А того, кто слушал.

-  Рви и пачкай всё, что мама

   Надевает на себя,

   И тебе пойдут и купят

   Много новеньких вещей.

-15-

-  Если ты лежишь уже уложенный,

   А тебе ни капли спать не хочется,

   Сообщи усталым воспитателям

   О своих немыслимых мучениях,

   Расскажи, какие боли чувствуешь

   В области желудка и кишечника,

   И потребуй неотложной помощи.

-  Отдышитесь, вы выглядите бледно,

   Потому что так орать организму вредно.

   Очень трудно быть для всех божьим наказаньем,

   Совершенно не щадя своего здоровья.

   Отдохните хоть часок,

   Помолчите малость.

   А иначе скоро с ног свалит вас усталость.

Приложение №5

Легенды нашего лагеря.

Легенда о том, как появилась радуга.

 Это было давным-давно. Однажды Солнце, выплыв из-за горизонта, увидело на небе воздушную Тучку. Они так понравились друг другу, что больше не хотели расставаться и мечтали быть всегда вместе.  К сожалению, если Тучка была рядом с Солнцем, она закрывала его свет, и все живые существа стали просить их не появляться вместе постоянно.

  Тучка и Солнце поняли, что им не быть вместе и очень огорчились. Тучка заплакала, пошёл дождь. А Солнце, чтобы утешить любимую, послал ей свои золотые лучи. И случилось чудо: между влюблёнными появился мост, да не простой, а семицветный. Люди назвали его Ра-дуга, мост солнца.

 С тех пор, когда Солнце хочет утешить свою любимую тучку, на небе появляется радуга.

Легенда о разноцветных ладонях.

 

 В давние времена люди стали злыми, жестокими, ленивыми. И спустилась на Землю Тёмная темень. Окрасила она всё вокруг в серые и чёрные цвета. Серые и чёрные деревья, дома, трава, небо, вода. Птицы перестали петь, звери спрятались в чаще, люди перестали улыбаться.

  Даже Солнце редко показывалось на небосклоне.

  Но всё же остались на Земле добрые, трудолюбивые, весёлые люди. Как могли они боролись с Тёмной теменью. Глянуло на них однажды Солнце и решило им помочь.

  Засияла на небе радуга, полился на Землю разноцветный дождь. Протянули к нему свои руки люди, и окрасились их ладони в разные цвета. Взялись они за руки, и отступила Тёмная темень.

-16-

 Зелёные ладошки вернули цвет траве и деревьям, голубые и синие – небу и воде, жёлтые и красные – цветам на лугах. Зацвела в лесу фиолетовая фиалка. А оранжевый цвет рассыпался веснушками на щеках детей.

  Вспомнили люди о радости, стали жить иначе, стараясь делать добро, приносить счастье и веселье окружающим.

  Но иногда Тёмная темень вновь появляется на Земле. А почему? Догадываешься?

 

 

Используемая литература:

- Загородный летний лагерь/Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная, К.В. Щиголь. – М: ВАКО, 2008. – 288 с. – (Мозаика детского отдыха).

- Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми/ авт.сост. А.П. Красичкова, Д.Н. Зимин. - Волгоград: Учитель, 2007. - 153 с.

- Праздничный калейдоскоп. 1-4 классы: утренники, КВН, театрализованные шоу, игры, посиделки/ авт.-сост. Е.В. Шаталова. –Волгоград: Учитель, 2008. - 189 с.

- Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / авт.-сост. А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237с.

-Летний лагерь на базе школы / авт.-сост. Е.В. Савченко, О.Е. Лобачёва, Е.И. Гончарова. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с. – (Мозаика детского отдыха).



Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 90 имени Д.М. Карбышева»

                    «Утверждаю»

                                                                директор школы

____________А.Г. Гельцер

« »____________2015 г.

ПРОГРАММА

ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

«ШКОЛА ШЕРЛОКА ХОЛМСА»

C:\Users\User\Desktop\лагерь 2015\hakaret_iddialari_dizisi.jpg

Автор: учитель начальных классов

 Малышкина Анна Геннадьевна

ОМСК 2015

Содержание программы

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ…………………………………….3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………….4

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ…………………………………………………. 5

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ………………………………………………………………6

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ……………………………………………………………..7

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ …………………………………………………………8-9

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………......................10

ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………….....11-12

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………………13

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ………………………………………..14

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………14

ПЛАН-СЕТКА РАБОТЫ ЛАГЕРЯ…………………………………………………..15

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..16

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………17-21

Информационная карта программы.

1.

Информация о БОУ

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 90 имени Д.М. Карбышева»

Адрес: Омск-31 ул. Омская, 197

Тел: 36-93-46

Директор школы: А.Г. Гельцер

Начальник лагеря: В.В. Филитова

2.

Название программы

«Школа Шерлока Холмса»

3.

Автор

Малышкина А.Г. учитель начальных классов.

4.

Сроки реализации программы

Июнь 2015 г.

5.

Количество участников

Дети: 100 человек

Педагогический состав:11 человек

6.

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период.

7.

Направление деятельности

Физическое, духовное, патриотическое развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.

8.

Ожидаемые результаты

Для детей:

-Удовлетворение потребностей в полноценном отдыхе.

- Реализация интересов, духовное обогащение, пробуждение новых интересов.

-Реализация склонностей и способностей в различных видах деятельности.

-Формирование у детей навыков здорового образа жизни.

Для педагогов:

-Отработка навыков педагогического и делового общения.

-Отработка методик и форм работы с временным детским коллективом в условиях лагеря с дневным пребыванием.

Пояснительная записка

Лучший способ сделать

 детей хорошими-

это сделать ихсчастливыми.

О. Уайльд.

        Что такое детство? Этот вопрос человечество обдумывает давно. Испокон веков детство считается лучшим периодом для освоения наук, развития физических и художественных навыков. Детство – это время формирования личности ребёнка, время включения в активную деятельность, пора развития и социализации.  

        В Конвенции о правах ребёнка записано: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство.  Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста.  Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».

        Но также существует мнение, что детство заканчивается, когда ребёнок идёт в школу. Из-за всё более возрастающих нагрузок у детей не остаётся времени на игры, фантазию, общение со сверстниками, выражения себя. Кроме того, во многих семьях при выборе дополнительных занятий ребёнка учитываются не его интересы, а мечты родителей. Когда же ребёнку выражать себя?

        Каникулы составляют значимую часть объёма свободного времени детей, поэтому для них – это разрядка накопившейся  за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов в различных сферах деятельности, развлечениях, играх. Дети ждут от каникул многого. И важно не обмануть их надежды.

        А значит необходимо задуматься над тем, как:

- создать психолого-педагогические условия для личностного развития;

- найти разнообразные формы организации деятельности и общения;

- разработка программ, целью которых является стимулирование внутреннего роста, раскрытие потенциала.

        Наша программа нацелена на получение ребёнком возможности реализоваться, открыться в различных сферах жизни, видах деятельности.

         Программа рассчитана на детей 7-11 лет. Построена с учётом специфики летнего лагеря на базе школы.

Цели и задачи программы

Цели:     - Создание условий для формирования социальных навыков ребёнка, обогащение его социального опыта.      

                   - Создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической и психологической реабилитации школьников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности.

Задачи: Для детей:

                  - Создание ситуации успешности для участников программы.

                  - Предоставление ребёнку возможности самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами.

                  -Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни.

Для педагогов:

                  -Создание социально-психологических условий для личностного развития детей.

                  - Оказание помощи детям, имеющим проблемы в социализации и личностном развитии.

                   - Систематически отслеживать психолого-педагогический статус детей в процессе реализации программы.

                   -Повышение психолого-педагогической компетенции администрации и педагогов.

Принципы реализации программы

В основу программы положен ряд принципов, которые обуславливают подход к её конструированию:

1. Принцип активности.

    Согласно этому принципу, на первый план выдвигаются не только предоставление ребёнку возможности быть развитой гармоничной личностью, но и возложение на него ответственности за реализацию этой возможности. Развитие личности – это активный процесс самостоятельного творческого конструирования личности, её совершенствование. Грамотное руководство педагогом данным принципом предполагает не пассивное усвоение той или иной моральной нормы на функционально- ролевом уровне, а активное овладение этой нормой.

2. Принцип взаимодействия.

    Данный принцип будет работать на организацию совместной деятельности всех служб лагеря, задействованных в воспитательном процессе, что способствует созданию условий для реализации программы.

3. Принцип системности.

    Этот принцип предполагает взаимодействие психологической, педагогической и медицинской служб лагеря, как единой системы.

4.Принцип коллективной деятельности.

    Программа предполагает использование возможностей временного детского коллектива.

5.Принцип профессиональной активности.

   Этот принцип предполагает организацию совместной деятельности воспитателей и детей в условиях создания системы успеха в коллективной и индивидуальной деятельности.

6.Принцип психолого-педагогического сопровождения.

   Принцип предусматривает непрерывную постоянную поддержку детей. Создание комплексной системы диагностических методик, которые работают на систему отслеживания психолого-педагогического статуса ребёнка.

7.Принцип личностно-ориентированного подхода.

   Данный принцип предполагает необходимость учитывать индивидуально-психологические особенности детей и в соответствии строить воспитательную работу.

8.Принцип соответствия.

   Предлагаемые виды деятельности и мероприятия должны соответствовать целям, задачам, нормам, избранным в качестве приоритетных на общем уровне.

9. Принцип открытости.

    Широкий обмен информацией и впечатлениями о проделанной работе между педагогическим коллективом и детьми, использование приобретённого опыта для дальнейшей работы лагеря.

10.Принцип взаимовыручки.

     Работа педагогического коллектива и детей осуществляется через взаимную помощь в проведении обще лагерных и отрядных мероприятий.

Этапы реализации программы

I этап. Подготовительный – апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей «Школа Шерлока Холмса»;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

- тематическое оформление лагеря.

II этап. Организационный – июнь

     Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- запуск программы;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

IV этап. Аналитический – июль

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- выработка перспектив деятельности организации;

- анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия

  1. Закон «Об образовании РФ»
  2. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  3. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
  4. Устав БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа  № 90 имени Д.М. Карбышева».
  5. Распоряжение Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области «Об утверждении Порядка организации и обеспечения отдыха и оздоровления несовершеннолетних в Омской  области в 2015 за счет средств областного бюджета» № 4-оз от 24.02.2015 года.
  6. Приказ об открытии лагеря с дневным пребыванием детей.
  7. Режим и график работы лагеря.
  8. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  9. Инструктажи  по предупреждению детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  10. Должностные инструкции работников.
  11. Заявления от родителей.
  12. Акты приемки лагеря.
  13. Планы работы.

Материально-технические условия

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

Кабинеты

Отрядные игровые комнаты

Материальная база школы.

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивная площадка

Линейка, проведение обще лагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Областной бюджет

Зав. производством

Комнаты гигиены

Туалеты, санитарный уголок

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Кадровые условия

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

начальник лагеря

старшая вожатая

воспитатели

Кураторы отрядов:

воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

Методические условия

  • наличие необходимой документации, программы, плана;
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
  • коллективные творческие дела;
  • индивидуальная работа;
  • сюжетно-ролевые игры.

Формы реализации программы

Для более успешной реализации нашей программы мы используем различные формы работы с детьми. Ведь скука самый главный враг жизни в лагере. Далее приводится перечень используемых форм.

        Беседа – эта форма хорошо знакома детям из школьной жизни, но беседы,проводимые в лагере. отличаются тем, что они проводятся в более шутливой игровой форме.

         Викторина - один из вариантов интеллектуального турнира. Суть её известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!», поэтому нужно помнить о корректности вопроса и его формулировки.

        Конкурс – это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.д.

        КТД (коллективно- творческое дело) – это спланированное, исполненное и проанализированное коллективом дело. Оно может быть различным. Это и постановка представления, и оформление газеты, отрядного уголка, и т.д.

        Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными и рабочими. Продолжительность не должна превышать 15 минут.

        Спортчас- форма организации физкультурно-оздоровительной работы. На   спортивном часе можно разучивать и проводить спортивные командные игры, различные подвижные игры и состязания.

         Экскурсия – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью. Экскурсия может быть серьёзной и шутливой.

        Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочерёдном преодолении участниками одной группы определённых этапов. По ходу эстафеты участники передают друг другу право прохождения маршрута.

Так как эта программа рассчитана на детей, обучающихся в начальной школе, основной формой организации является игра. Игра для детей самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления творчества, личной активности. Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание – это игра.

Работа по программе предусматривает использование различных форм игры:

-физические

- интеллектуальные

- театральные

- коллективные и т.д.

Но главной остаётся сюжетно-ролевая игра.  В игру дети входят, входя в лагерь. Они получают роли, знакомятся с правилами и законами, выполняют заданные действия, получают результат.

Виды и направления деятельности

Направление

Задачи

Основные формы работы

Познавательное направление

Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире.

Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Экскурсии, походы.

Конкурсные программы.

Патриотическое направление

Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.

Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Народные игры на площади ул. Иванишко.

Просмотр фильма на тему «Дети на войне».

Автобусная экскурсия в Парк Победы и по местам трудовой славы омичей.

Физкультурно-оздоровительное направление

Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

Выработка и укрепление гигиенических навыков;

Расширение знаний об охране здоровья.

Утренняя гимнастика (зарядка)

Спортивная игры на спортивной площадке.

Подвижные игры на свежем воздухе

Эстафеты, спортивные мероприятия

Трудовое направление

Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

Воспитание у детей личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда.

Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, по отряду).

Общественно значимый труд.

Уборка прилегающей территории.

Досуговое направление

Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.

Мероприятия различной направленности.

Игры.

Проведение праздников, конкурсов, ток-шоу и т.д.

Тематические сборы и линейки.

Художественно-творческое направление

Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.

Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.

Развитие творческих способностей детей.

Изобразительная деятельность.

 Конкурсные программы.

Творческие конкурсы.

Механизмы реализации программы

В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребёнок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены.

        Попадая в лагерь, дети попадают в школу юных детективов, где каждый день они могу научиться чему-то новому, проявить себя.

   Лагерь живёт и играет под девизом:

Раскроев все загадки,

Найдём мы нужный след.

А скуке и унынью

Мы скажем дружно: «Нет!»

С задором и весельем

Всегда нам по пути.

Чудесные каникулы

Нас ждут уж впереди.

        В начале сезона каждый отряд получает контур герба – экран успеха. Ребята оформляют его названием, девизом, эмблемой. Большую часть оставляют чистой для накопления специальных жетонов, получаемых по итогам различных конкурсов, коллективных дел, соревнований. В конце сезона подводятся итоги. Так как дети распределены в отряды по возрастам, для обще лагерных мероприятий проводится жеребьёвка и создаются разновозрастные временные команды. Таким образом у детей появляется возможность познакомиться поближе не только со сверстниками, почувствовать себя частью большой команды.

        Кроме отрядного соревнования в «Школе Шерлока Холмса» проходит индивидуальное соревнование. На каждом мероприятии самые активные участники получают знаки отличия – мини-жетоны. В конце сезона эти знаки обмениваются на дипломы «с отличием» (дипломы «юных детективов» получают все дети).

По итогам недели вожатые выпускают газету «Лупа».

 С законами лагеря дети знакомятся в течение организационного периода.

Исходя из этого, основными механизмами реализации программы являются следующие технологии:

- технология игры; понимается как форма деятельности взрослых и детей в условных ситуациях. Основные правила: добровольность, получение удовольствия, обязательное присвоение ролей и их проигрывание.

- технология психолого-педагогического сопровождения детей, предполагает непрерывную систематическую поддержку детей всеми взрослыми. Эта технология связана с выявлением проблем у детей и решение их при обязательной активности ребёнка.

Критерии оценки эффективности

Внутренние критерии

(изучение динамик личностных характеристик детей)

1.Критерий развития творческих способностей.

Показатели: умение оценивать проблему, принять правильное решение, найти несколько способов решения.

Методики: решение творческих ситуаций, тестирование, выполнение творческих отчётов, участие в обще лагерных мероприятиях.

2. Критерии нравственного развития.

Показатели: отношение к другим людям, отношение к себе.

  Методики: наблюдения, беседы, анкетирование, самооценка, взаимооценка.

3. Критерии здоровья.

  Показатели: удовлетворение в полноценном отдыхе, самооценка физического и психологического состояния.

Методики: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.

Внешние критерии

(изучение условий, обеспечивающих достижение целей программы)

1.Критерии удовлетворённостью программой.

Методики: опросы, анкетирование, беседа.

2.Критерии эффективности реализации подпрограммы.

Методики: анализ продуктов деятельности, беседа.

Предполагаемые результаты

Для детей:

- Удовлетворение потребности в полноценном отдыхе.

- Реализация интересов, духовное обогащение, пробуждение новых интересов.

- Реализация склонностей и способностей в различных видах деятельности.

- Формирование у детей первоначальных знаний о здоровом образе жизни.

Для педагогов:

- Отработка навыков педагогического и делового общения.

- Отработка методов и форм работы с временным коллективом детей в условиях лагеря с дневным пребыванием.

План-сетка работы лагеря на базе БОУ г. Омска «СОШ №90 имени Д.М. Карбышева»

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

01.06

Открытие лагеря.

Автобусная экскурсия.

ОЛТУГа

«Самолеты»

«Посвящение в юные детективы»

02.06

Посещение бассейна «Альбатрос».

03.06

Выходной день (ЕГЭ в здании школы)

04.06

Музыкальный театр.

Спектакль «Чудеса у Лукоморья»

05.06

Спортивное мероприятие в Парке имени 30-Летия ВЛКСМ.

06.06

Кинотеатр

Атриум.

Мультфильм.

08.06

Пятый театр.

Спектакль «Как Ваня счастья искал»

09.06

 Посещение бассейна «Альбатрос».

10.06

Филармония. Органный зал.

Музыкально-литературная композиция «Русалочка».

11.06

Фольклорная студия «Сретенье» Народные игры на площади ул. Иванишко.

Мероприятие по безопасности жизнедеятель-

ности силами центра «Спасик».

12.06

Выходной.

13.06

Выходной.

15.06.

«Веревочный парк».

Спортивное мероприятие

 по обучению скалолазанию. Парк имени 30-летия ВЛКСМ

16.06

Посещение бассейна «Альбатрос».

17.06

Автобусная экскурсия на страусовую ферму.

Пикник.

18.06

Кукольный театр «Арлекин».

Спектакль-сказка «Соседи».

19.06

Киновидео-

центр.

Просмотр фильма на тему «Дети на войне».

20.06

Интеллектуальные игры.

«Мосигра».

Прогулка на аллее им. Глебова

22.06.

День памяти и скорби.

Автобусная экскурсия в Парк Победы и по местам трудовой славы омичей

23.06

Посещение бассейна «Альбатрос».

24.06

Закрытие лагеря.

Автобусная экскурсия на ипподром «Лошадка».

«Выпускной в школе Шерлока Холмса»

Используемая литература

- Загородный летний лагерь/Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная, К.В. Щиголь. – М: ВАКО, 2008. – 288 с. – (Мозаика детского отдыха).

- Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми/ авт.сост. А.П. Красичкова, Д.Н. Зимин. - Волгоград: Учитель, 2007. - 153 с.

- Праздничный калейдоскоп. 1-4 классы: утренники, КВН, театрализованные шоу, игры, посиделки/ авт.-сост. Е.В. Шаталова. –Волгоград: Учитель, 2008. - 189 с.

- Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / авт.-сост. А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237с.

-Летний лагерь на базе школы / авт.-сост. Е.В. Савченко, О.Е. Лобачёва, Е.И. Гончарова. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с. – (Мозаика детского отдыха).

- Сайт infourok.ru

Приложение №1

Психолого-педагогическое сопровождение участников программы.

Результативность и успешность реализации нашей программы мы отслеживаем с помощью следующих методик:

-Методика незаконченных предложений.

-Методика определения самочувствия, активности и настроения.

-Социологические опросы.

Диагностика психо-эмоциональной комфортности на начало смены.

 1.Хотел ли ты пойти в лагерь?

 2.Ты когда-нибудь отдыхал в нашем лагере?

 3. Легко ли ты находишь друзей?

 4.Ты общительный человек?

 5.Ты человек организованный?

 6. Можешь ли ты попросить о помощи в трудной ситуации?

 7. Умеешь ли ты подчиниться решению коллектива, воспитателя, вожатого?

 8.Можешь ли ты сам, без посторонней помощи найти себе дело по душе?

 9.У тебя чаще бывает хорошее настроение?

 10. Любишь ли ты придумывать дела, праздники, принимать в них участие?

 11. Любишь ли ты спорт?

 12. Уверен ли ты, что твоя жизнь в лагере пройдёт весело и интересно?

Методика «Незаконченное предложение».

  1. Когда наступают летние каникулы…
  2. В лагерь я пришёл, чтобы…
  3. Мне бывает трудно, когда…
  4. Мне бывает интересно, когда…
  5. Если меня обижают я…
  6. Когда меня хвалят я…
  7. Когда мне грустно я…
  8. Мне бывает трудно, когда я…
  9. Когда мне плохо я…
  10. Когда меня ругают…
  11. Я боюсь…
  12. В воспитателях самое главное…
  13. Весело - это когда…
  14.  Счастье – это когда…

Диагностика, используемая в итоговом периоде.

 1. Время, проведённое в лагере, я бы оценил…

 2. У меня в лагере было чаще хорошее настроение.

 3. В лагере у меня появились новые друзья.

 4. Я вновь хотел бы прийти в лагерь.

 5. Самым трудным для меня в лагере было…

 6. За время, проведенное в лагере, я научился…

 7.  Больше всего за смену мне понравилось, запомнилось…

 8.  Уходя из лагеря, я хотел бы сказать…

Ежедневная рефлексия.

В конце дня дети рисуют на отрядном «экране настроения» разноцветные рожицы.

Смеющуюся желтую рожицу – день прошёл отлично.

Спокойную красную – день прошёл хорошо.

Унылую синею – день не удался.

И на общем экране появляется: желтое солнышко, красная звёздочка, синяя хмурая тучка.

Приложение №2

Посвящение в юные сыщики

(открытие смены в летнем пришкольном лагере)

2015г.

Вед. Дорогие ребята! Сегодня мы приглашаем вас стать учениками в школе юных детективов Шерлока Холмса. Уверена, что многие из вас слышали имя этого замечательного сыщика, родившегося в Англии, проживавшего В Лондоне со своим другим доктором Ватсоном на Бейкер-стрит. Он прославился тем, что мог раскрыть самые сложные дела пользуясь своим методом дедукции.

В нашей школе вы научитесь быть внимательными к деталям, разгадывать сложные загадки, перевоплощаться, покажите свою силу и выносливость и просто весело проведёте время.

Но для того, чтобы поступить в нашу школу нужно пройти посвящение.

Каждый отряд получит маршрутный лист и отправится в путешествия по станциям.  Нужно постараться уже на посвящении набрать как можно больше баллов.

Чей отряд наберёт больше баллов, получит жетон Шерлока Холмса и сможет прикрепить его на свой отрядный герб.

 C:\Users\User\Pictures\Рисунок1 — копия.png

В конце смены мы посчитаем жетоны и узнаем кто из вас получит дипломы юных сыщиков 1,2,3 степени.

И так, в путь! Будьте внимательными, дружными и сообразительными! Удачи!

1 станция «Секреты успеха».

Составьте слова из букв и слогов.

- Умение видеть улики. (наблюдательность)

-Умение собирать нужные улики в единую цепочку. (анализ)

-Умение предугадывать. (интуиция)

-Умение логично рассуждать. (логика)

-Умение быстро находить ответ или решение загадки. (сообразительность)

2 станция «Детективные загадки от Шерлока Холмса». 

Узнайте сказки по описанию.

- Работница сельского хозяйства создала изделие из драгоценного металла. Её хозяева, пожилые супруги, начинают испытывать его на прочность. Вдруг появляется незнакомка и разбивает ценную вещь. Как ей это удалось? (Курочка Ряба. Хвостиком.)

- Под угрозой расправы гость выселяет хозяина из дома. Друзья хозяина напрасно стараются урезонить захватчика. Только угроза применения холодного оружия заставляет его покинуть дом. Что это за оружие? (Лиса и заяц. Коса.)

-В одной стране для установления личности стали необычной меркой измерять ноги. Кого искали таким необычным способом?

- Фермер вырастил на своём участке необычный урожай, но не смог справиться с уборкой и пригласил ещё пять работников. Кто они? (Репка. Бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)

3 станция. «Меткий глаз» Дартц. 

Три попытки трёх участников. В маршрутный лист записывается лучший результат.

4 станция «Внимание! Только внимание!»

Найди отличия на картинках. Баллы – количество найденных отличий.

Доп. вопросы:

- В какой стране жил Шерлок Холмс?

- Как звали друга Шерлока Холмса?

- На какой улице в Лондоне жил Шерлок Холмс?

- Как назывался его метод работы?

5 станция «Перевоплощение»

Один из участников получает карточку с именем литературного героя. Он должен показать его без слов, используя подручные материалы.

Буратино (нос, колпак, ключик)

Оле-Лукое (черный и цветной зонты)

Женя (цветик-семицветик)

Доктор Айболит (градусник, зверушки)

Гари Потер (очки, волшебная палочка)

Маршрутный лист

Название станции

Где расположена

Баллы

Секреты успеха

Детективные загадки от Шерлока Холмса

Меткий глаз

Внимание! Только внимание!

Перевоплощение

 

Использованные материалы:

Сайт infourok.ru Логическая игра «Школа юных детективов Шерлока Холмса»

 Автор: ПДО Ермизина Г.И.

Приложение №2

Законы и традиции нашего лагеря.

Закон закона.

Запомни, выучи на пять-

Законы нужно выполнять.

Закон 00.

Законы надо выполнять,

Друзей не заставляйте ждать.

Закон поднятой руки.

У нас всегда закон един –

Все слушают, говорит один.

Закон территории.

Вместе весело шагать

И от друзей не отставать.

И закон опять един –

Никуда не уходи один.

Закон воды.

Солнце, воздух и вода

Ваши лучшие друзья.

Но, чтобы не было беды,

С водою осторожно!

В бассейне слушай тренера,

Что в нем нельзя, что можно.

Закон зелени.

Помогают нам всегда и в жару, и в холода.

Мы деревья бережём

И цветы не раз польём.

Обижать их не моги

Мы ведь дети радуги.

Закон творчества.

Для чего нам лето солнечного цвета?

Время зря ты не теряй,

Фантазируй и играй,

Читай стихи, пой песни,

Твори с друзьями вместе.

Традиция доброго отношения к людям.

Радуга дала нам краски,

Нарисуем мир как в сказке.

Мир без зла, мир красоты.

Ведь волшебник добрый ты!

Ты друзей не обижай,

Малышам ты помогай,

Ведь если делаешь добро,

К тебе назад придёт оно!

Традиция утренней линейки.

Солнце луч-привет нам шлёт,

На линейку нас зовёт.

Что делаем, куда идём

Мы на линейке узнаем.

Веселья, бодрости заряд

Получит каждый здесь отряд.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вопрос на засыпку

        В игре участвуют 5 команд. Ведущий задает вопрос, право на ответ получает команда, которая первой подаст сигнал готовности. За каждый верный ответ команда получает мешочек с песком. Каждый мешочек – это 5 секунд, которые команда использует в супер игре. Таким образом у каждой команды своё время для последнего тура.

1 тур Коварные вопросы

1.Что будет делать ворона, прожив три года?

2. На что больше всего похожа половина апельсина?

3. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?

4. Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом?

5. Что делает сторож, когда у него на голове сидит воробей?

6. Какого цвета в самолёте стоп - кран?

7. Может ли страус назвать себя птицей?

8. В каком месяце есть 28 число? 

9. Маленький, серенький, на слона похож. Кто это?

10. Что можно видеть с закрытыми глазами?

2 тур Занимательные факты

1. Сколько рогов у четырёх коров? (8)

2. Сколько ушей у шести мышей? (12)

 

3. Сколько ног у пяти коров?  (20)

4. Сколько шин у пятнадцати машин? (60)   

 

5. Двое шустрых поросят

Так замёрзли, что дрожат.

Посчитайте и скажите:

Сколько валенок купить им? (8)

6.По траве бежал котёнок,

А за ним бежал щенок. Кто, ребята, сосчитает:

Сколько там бежало ног? (8)

7. На лыжах в поход ребятишки идут.

По полю по роще проходит маршрут.

Смотрите, какая кругом красота!

Весь путь прошагали за три часа.

Двенадцать всего километров прошли.

С какой же ребятки скоростью шли?  (4)

8. Красная Шапочка к бабушке шла,

 Гостинцы в корзинке внучка несла.

Всё расстоянье прошла незаметно,

В час проходя по два километра.

За три часа до старушки дошла.

Сколько она километров прошла? (6) 

9. Три подружки на опушке

Брали грузди и волнушки.

И, найдя по три грибочка,

Сели их считать у кочки.

Кто же им помочь готов

И назвать число грибов? (9)

10. Любит рыбу кот Василий.

Может сесть он в день четыре.

Сколько съест он за пять дней?

 Посчитайте поскорей! (20)

3 тур Ребусы

У каждой команды по 6 ребусов, нужно правильно их решить.

4 тур Сбор улик

У каждой команды карточка с именем литературного героя. На стене карточки с названиями предметов, принадлежащих им. Ребята бегут по очереди и берут только те улики, которые им нужны.

Илья Муромец – конь, меч, щит, шлем, копьё.

Вини Пух – горшок мёда, воздушный шарик, Пятачок, шумелка, Иа.

Буратино – золотой ключик, Азбука, монеты, бумажная курточка, колпачок.

Карлсон – моторчик, плюшки, домик на крыше, привидение, Малыш.

Емеля – щука, печь, сани, вёдра, Царевна.

5 тур Супер игра

Найди 7 слов.

а

ш

в

а

т

с

о

н

д

е

т

е

к

т

и

в

ш

р

к

у

м

а

ю

л

и

л

о

г

и

к

а

у

ф

о

д

ю

б

л

р

п

р

к

у

л

и

к

а

а

(Детектив, Шерлок, Ватсон, логика, улика, лупа, код, шифр)




Предварительный просмотр:

Конкурсная программа по ПДД «Путешествие Смешариков».

   

Оборудование:

  1. Светофор.
  2. Дорожные знаки.
  3. Карандаши, бумага, ножницы.

Вед. 1  Сейчас мы вам расскажем

             Одну простую сказку,

             А может не простую…

             Хотим вам рассказать.

Вед.2    О правилах движения,

              А может не движения…

              Да нет, друзья, движения

              Хотим вам рассказать.

Вед. 1   Начинается она,

             Вы слыхали, дети?

             Светофория страна

             Есть на белом свете.

Вед. 2.  Разный там живёт народ:

             И автомобили,

             И шофёр, и пешеход…

Вед. 1   Да, чуть не забыли…

             Управляет той страной

             Светофор Великий,

             Чтобы не было какой

             Там неразберихи…

Вед. 2   Но однажды в этой стране появились необычные гости.  Кто же они?

              Необычные зверушки:

              Круглое туловище, лапки да ушки.

              И называем мы их необычно,

              Для нашего слуха совсем непривычно.

              Не квадратулики и не круглярики…

              Это любимые наши … Смешарики.

Вед. 1   Много необычного произошло с ними. Крош чуть не попал под автобус, а Ёжик спасая его проколол автобусу шины. Совунья испугалась трамвая, а Пин чуть не разобрал светофор на винтики и шурупчики. Хорошо что Биби ему помешал.

Вед. 2 Но всё обошлось. Смешарики долго жили в нашей стране и многому научились.

 А сегодня они пришли к вам, чтобы проверить ваши знания правил  дорожного движения.

Вед. 2 Каждый из них принёс свои вопросы. Команды, бросая кубик, будут определять кто из Смешариков будет задавать им вопрос. Готовы?  

Вопросы Ёжика:

  1. Это что за странный дом?

Ребятишек много в нём,

Носит обувь из резины

И питается бензином.       (Автобус)

     

  1. Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их усами.   (Троллейбус)

  1. Из края года в другой

По рельсам ходит домик под дугой.  (Трамвай)

  1. Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом, и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.  (Велосипед)

   

  1. Эта сильная машина

Ездит на огромных шинах!

Сразу полгоры убрал

Семитонный…     (Самосвал)

Вопросы Пина:

     

  1. Подумайте и быстро

Дайте мне ответ:

В автобусе нам нужно

Купить себе… (Билет)

        Какие ещё правила поведения в пассажирском транспорте вы знаете?

 

  1. Где бы нам через дорогу

Вместе всем перейти?

Вот за этими ларьками,

Там, где стрелка у ворот,

Мы на этой стрелке сами

Прочитали… (Переход)

        Какие правила перехода улицы вы знаете?

       

       3.   Какие это знаки? (Пешеходный переход, «Осторожно! Дети!», и т.д.)      

  1. Разыграйте сценку: сигналы светофора.

Подсказки: Никому прохода нет,

                    Если вспыхнул этот свет.

 

                    Осторожность не мешает,

                     Этот цвет предупреждает.

   

                    Каждый должен дать ответ,

                    На какой идти нам свет?

  1. Вспомните и разыграйте стихотворение С.Я. Маршака «Мяч». О чём оно? Какие правила об игре детей на улице вы знаете?

Задания Кроша:

   

  1. Эстафета «Кто быстрее?» Руль -  эстафетная палочка.
  2. Нарисуйте автомобиль с завязанными глазами.
  3. Эстафета «Мостик». Пробежать по скамейке.
  4. Эстафета «Объезд препятствий». Оббегают кегли.
  5. Вырежи светофор. Пара от команды берёт ножницы. Каждый участник держит только одно «колечко», Вдвоём стараются быстро и ровно вырезать свой светофор.

Подведение итогов.

Вед. 1  Идея этой сказки…

            А может и не сказки?

            А может не идея…

            Но каждому ясна.

Вед. 2  Изучайте, изучайте

            Правила движения.

            И соблюдайте их

            все без исключения!



Предварительный просмотр:

Игровая программа «Кладоискатели».

  1. К нам! Сюда! Собирайся народ!

Сегодня вас много интересного ждёт!

   

  1. Ну вот, наконец-то, явились!

А мы думали вы заблудились!

  1. Если солнышко светит с утра,

Значит нам собираться пора.

Этот день мы ждали целый год.

Летний лагерь в гости нас зовёт!

  1. Мы у радуги возьмем краски

Чтобы нам отдохнуть как в сказке.

Здоровья и сил набраться,

И в творчестве состояться.

Нач. лаг. Добрый день, мальчишки и девчонки!

Ст. вож. Добрый день, уважаемые взрослые! Мы рады вас приветствовать на нашей первой линейке.

Нач. лаг. Все вместе мы отправляемся путешествовать в разноцветную страну. Здесь ожидает нас множество приключений, незабываемых встреч и испытаний.

Ст. вож. Каждый отряд это разноцветная семейка. Почему разноцветная? Потому что все вы разные: кто-то любит рисовать, кто-то петь, а кто-то замечательный спортсмен. И всем вашим талантам найдётся применение. А помогут вам в этом просто замечательные взрослые.   Великий маг и волшебник разноцветной страны – начальник лагеря…

Волшебницы – воспитатели… Главная фея – старшая вожатая…  И наши феячки -  вожатые…

Сегодня мы отправляемся искать клад. Каждая команда получает карту и маршрутный лист. Старайтесь пройти маршрут дружно и весело. После испытаний собираемся здесь же. А что будет дальше сюрприз.  

1 станция  «Разноцветные ладошки».

Составте слова, используя буквы названия нашего лагеря. Составляем только существительные И.п. (лад, цвет, цветок, ток, кот, код, звон, ветка, нота, лик и т. д.)

Время выполнения 5 минут.

2 станция «Ноткино».

За 5 минут спеть как можно больше песен с названием цветов (красок).

3 станция «Загадайкино».

Отгадайте:

-На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

- Выше леса , выше гор

 Расстилается ковёр.

Он всегда,  всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.(Небо).

-Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой стоит над горой. (Берёза)

- В огороде  у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только жёлтые лучи

У него негорячи. (Подсолнух).

-Он в лесу стоял,

Его никто не брал.

В красной шапке модной

Никуда не годный. (Мухомор).

-Перечислите 5 дней,  не называя чисел и названий.(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

-Что можно увидеть с закрытыми глазами?  (Сон)

-Может ли страус назвать себя птицей? (Нет. Он не говорит).

-Можно ли пронести воду в решете? (Да. Замороженную).

- Как мышеловку написать  пятью буквами. (Кошка).

-Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).

-Какой малыш рождается с усами? (Котёнок).

4 станция «Все за одного».

За 1 минуту.

- Построится по росту , начиная с самого высокого.

- Сперва мальчики, потом девочки.

-По цвету волос. От темных к светлым.

-Только те у кого в одежде есть: красный, жёлтый, синий цвета.

5 станция «Переправа».

3 человека паромщики. Они должны успеть за 3 минуты переправить весь отряд с «одного берега на другой» и построить в одну колону.

Затем подсчитываем баллы. Каждый отряд получает свою часть общего рисунка и первые разноцветные части, вторую половину карты, пакеты с заданиями на последующие дни.

Вторая половина карты указывает, где находится клад. (Столовая).

Задания.

- Придумать название, девиз и эмблему своей семейки.

- Придумать легенду своей семейки, закон для лагеря.

- Приготовить 3 номера для концерта.

 

Маршрутный лист.

Название станции

Баллы

1.

Разноцветные ладошки

2.      

Ноткино

3.

Загадайкино

4.

Все за одного

5.

Переправа


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «С любовью к малой Родине».Летний школьный лагерь "Лада"

Пояснительная записка и планирование работы в летнем школьном лагере с дневным пребыванием....

программа работы профильного отряда "Весёлый этикет" в летнем школьном лагере

Программа расчитана на учащихся 7-10 лет. Предусматривает 12 рабочих часов.Цель программы: формирование социальной и коммуникативной компетентностей воспитанников через осознание и закрепление в их по...

Программа летнего ШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «Калейдоскоп желаний»

Программа лагеря называется «Калейдоскоп желаний». Калейдоскоп - в переводе означает смена событий. Так и ребят в течение 18 дней ожидает смена разных развлекательных и познавательных, тво...

Программа летнего школьного лагеря

Материал содержит программу летнего пришкольного лагеря....

Программа организации работы объединения "Бусинка" в летнем школьном лагере

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ «БУСИНКА» В ЛЕТНЕМ ШКОЛЬНОМ ЛАГЕРЕ...