Программа внеурочной деятельности «Маленькие граждане большой России»
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа предназначена обучающихся начального общего образования для детей в возрасте от 7 до 11 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_grazhdane_bolshoy_rossii_pogr._vneur_rab.docx | 556.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Псякская средняя школа» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНА Руководитель МО _______ / Р.Н.Касимова/ Протокол № 1 от « » августа 2016 г. | СОГЛАСОВАНА Руководитель школьного методического совета _______ /Р.М.Галимухаметова/ « » августа 2016 г. | УТВЕРЖДЕНА Директор ________ / Р.Г.Хасанзянов / Приказ № от «» августа 2016 г. |
Программа внеурочной деятельности
«Маленькие граждане большой России»
Билаловой Гульфии Галимулловны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Рассмотрена на заседании педагогического совета
протокол № от «____» августа_2016 г.
2016-2017 учебный год
Содержание программы.
- Пояснительная записка
- Ожидаемые личностные, метапредметные результаты
- Основное содержание.
- Тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Пояснительная записка
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Программа внеурочной деятельности «Маленькие граждане большой России» по гражданско-патриотическому направлению предназначена обучающихся начального общего образования для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Организация работы по программе «Маленькие граждане большой России» в 1-4 классах рассчитана на 1 час в неделю ( всего 135 часов) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
Продолжительность одного занятия 25 минут.
При составлении программы обращается внимание на необходимость бережного отношения к природе, сделать акцент на важность сохранившихся традиций, а так же на ценность окружающих памятников культуры. Учитывая возрастные особенности учащихся - их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, стремилась к тому, чтобы каждое занятие было интересным. Использование разнообразных форм и методов, наглядных пособий, отрывков из художественной и научно-популярной литературы о родном крае, различных игровых приемов способствуют лучшему усвоению материала.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. .
Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края, семьи, социума, общественных норм. Направлена на системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у учащихся постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания учащихся;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах учащихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность учащихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Актуальность программы.
На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».
Считаем, что для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
Ключевой идеей является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1. Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственно-патриотических чувств.
3. Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Преемственность.
Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Место проведения: школа, семья, школьный музей, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: вторая половина учебного дня
Виды деятельности, применяемые в реализации программы:
Знакомство с историческим прошлым семьи;
Знакомство с традициями и обычаями та татарского народа, фольклором;
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села;
Проектная деятельность
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный,
-репродуктивный, проблемный,
-частично-поисковый,
-исследовательский.
Основные формы проведения занятий:
- коллективная,
-групповая
- индивидуальная
Теоретические занятия:
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия :
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Формы подведения итогов реализации программы
-участие в школьных олимпиадах по краеведению.
-участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
-фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ
-подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
-оформление портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
-участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе
-конкурс рисунков «Я и мой класс»
Ожидаемые личностные, метапредметные результаты.
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Основное содержание.
Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
Тематический план
1 класс
№ | Наименование раздела | Формы организации внеурочной деятельности | Кол-во часов |
1 | “Я и я” - формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. | Антиреклама вредных привычек. Диагностика | 4 |
2 | Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. | Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки | 6 |
3 | “Я и культура” – формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История моего района. Откуда пришли елочные игрушки. | Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала. | 5 |
4 | “Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. | Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции. | 8 |
5 | 5.“Я и мое Отечество”– формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? | Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток. | 6 |
6 | “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля. Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке. | Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции. | 4 |
Тематический план
2 класс
№ | Наименование раздела | Формы организации внеурочной деятельности | Кол-во часов |
1 | “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. | Диагностика. Сбор игр | 4 |
2 | “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. | Конкурсы рисунков, сочинений | 5 |
3 | “Я и культура”– формирование отношения к искусству. | Экскурсии в музеи, вернисажи | 4 |
4 | “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе. | Конкурсы сочинений. Трудовой десант | 6 |
5 | “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству. | Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных | 9 |
6 | “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля. | Вывешивание кормушек, выставки рисунков | 6 |
Тематический план
3 класс
№ | Наименование раздела | Формы организации внеурочной деятельности | Кол-во часов |
1. | “Я и я”– формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. | Диагностика. Чтение, инсценирование отрывков Час общения | 5 |
2. | “Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы. | Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. | 16 |
3. | “Я и культура”– формирование отношения к искусству. Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка. | Экскурсии в музей, библиотеку. Заочное путешествие. | 10 |
4. | “Я и школа”– формирование гражданского отношения к школе. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. | Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады | 11 |
5. | “Я и мое Отечество”– формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. | Беседа, знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество». Составление родословного древа семьи. Беседа с просмотром презентации Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. | 18 |
6. | .“Я и планета”– формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. | Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады | 8 |
Тематический план
4 класс
№ | Наименование раздела | Формы организации внеурочной деятельности | Кол-во часов |
1 | “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов | Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций Беседа. Диагностика Конкурсы на лучшее письмо. Проект | 4 |
2 | “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. | Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки. Беседа. Дискуссия. Проект. | 5 |
3 | “Я и культура”– формирование отношения к искусству. | Экскурсии в музей Библиотечный час Конкурс рисунков | 4 |
“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе. | Экскурсия. Трудовой десант. Конкурсы рисунков, сочинений. Высаживание рассады. Проект. | 6 | |
5 | “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству. | Конкурс стихов Экскурсия. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. | 9 |
6 | “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля. | Заочное путешествие. Викторина. Конкурс. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. | 6 |
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Дата проведения | Примечания | |
1 | Я и я | |||
1 | Я, ты, мы. | |||
2 | Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | |||
3 | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | |||
4 | Кто что любит делать. Конкурс викторина. | |||
2 | Я и семья | |||
1 | Моя семья – моя радость. | |||
2 | Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | |||
3 | Загляните в мамины глаза. Праздник. | |||
4 | Фотографии из семейного альбома. | |||
5 | Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | |||
6 | Слушаем сказки моей бабушки. | |||
3 | Я и культура | |||
1 | Праздник осени. | |||
2 | Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. | |||
3 | Экскурсия в музей | |||
4 | «ПДД ты должен знать обязательно на пять». | |||
5 | Откуда пришли елочные игрушки. Изготовление игрушки.Встречаем Новый год | |||
4 | Я и школа | |||
1 | Правила поведения в школе. Урок – игра. | |||
2 | Законы жизни в классе. Урок – игра. | |||
3 | Самый красивый школьный двор. Акция. | |||
4 | Игра. Праздник первого звонка. | |||
5 | Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | |||
6 | Они защищают Родину. Конкурс стихов. | |||
7 | Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | |||
8 | Школа вежливости. Беседа. | |||
5 | Я и моё Отечество | |||
1 | Экскурсия по достопримечательностям посёлка. | |||
2 | Мой дом, улица, школа. Мое село. Названия улиц в селе. Работа по карте района | |||
3 | Кто наши соседи? Знакомство с картами РФ, РТ, Кукморского района. Мой адрес. | |||
4 | Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | |||
5 | Мои родные – защитники Родины. | |||
6 | С чего начинается Родина? КВН | |||
6 | Я и планета | |||
1 | Тепло. Холод. Облачность. Осадки. Времена года. | |||
2 | Экскурсия в природу. Десант чистоты и порядка. | |||
3 | В гости к зеленой аптеке | |||
4 | Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. |
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ | Тема | Дата проведения | Примечания | |
1 | Я и я | |||
1 | Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | 05.09 | ||
2 | Подумай о других. Игры. | 19.09 | ||
3 | Мой портфель. Игра – экспромт. | 26.09 | ||
4 | Мы разные, но мы вместе | 03.10 | ||
2 | Я и семья | |||
1 | Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. | 10.10 | ||
2 | Моя любимая мамочка. Презентация. | 17.10 | ||
3 | Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. | 24.10 | ||
4 | Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. | 07.11 | ||
5 | Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | 14.11 | ||
3 | Я и культура | |||
1 | Родной край в древности. Экскурсия в музей. | 21.11 | ||
2 | Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов. | 28.11 | ||
3 | Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | 05.12 | ||
4 | Живописное место, где проходит татарский национальный праздник "Сабантуй", где расположен оздоровительный лагерь. Экскурсия по местности. Подвижные игры. | 12.12 | ||
4 | Я и школа | |||
1 | Обязанности ученика в школе. Беседа. | 19.12 | ||
2 | Школьная символика (гимн, герб, флаг) | 09.01 | ||
3 | Самый уютный класс. Конкурс. | 16.01 | ||
4 | Подвижные игры. | 23.01 | ||
5 | Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | 30.01 | ||
6 | По каким правилам мы живем в школе? Игра. | 06.02 | ||
5 | Я и моё Отечество | |||
1 | Понятия "Родина", "Отечество". Разучивание песни "Наш край" Д. Кабалевского. | 13.02 | ||
2 | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 20.02 | ||
3 | Мы и наши права. Урок – игра. | 27.02 | ||
4 | Мое село. Мой адрес. Мой район. Населенные пункты в районе. Работа по картам района и Татарстана. | 06.03 | ||
5 | Кто наши соседи? Кукмор - районный центр | 13.03 | ||
6 | О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков. | 20.03 | ||
7 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. | 03.04 | ||
8 | Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества. | 10.04 | ||
9 | Открытка ветерану. Акция. | 17.04 | ||
6 | Я и планета | |||
1 | Осень в родном городе. Фотоконкурс. | 24.04 | ||
2 | Знай и люби свой край. Викторина. | 01.05 | ||
3 | Экология нашего города. | 08.05 | ||
4 | День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | 15.05 | ||
5 | Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. День птиц. Выставка рисунков. | 22.05 | ||
6 | Десант чистоты и порядка. | 29.05 |
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ | Тема | Дата проведения | Примечания | |
1 | Я и я | |||
1 | Кому нужна моя помощь. Разведка добрых дел. | |||
2 | Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | |||
3 | Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. | |||
4 | Мои любимые книги. Выставка книг. | |||
2 | Я и семья | |||
5 | Почему меня так назвали. | |||
6 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | |||
7 | Мамины помощники. Ролевая игра. | |||
8 | У моих родителей золотые руки. Выставка семейных поделок. | |||
9 | Народный лечебник. Бабушкины секреты. | |||
3 | Я и культура | |||
10 | Знакомства с символами Российского государства. | |||
11 | Пожилые люди – мудрые люди. Фотовыставка. | |||
12 | Раз - словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен. | |||
13 | Толерантность - путь к миру | |||
4 | Я и школа | |||
14 | Мой класс – моя семья. Беседа. | |||
15 | Мои права и обязанности. Школьный устав. | |||
16 | Наша школа в будущем. Конкурс мини-проектов. | |||
17 | Каков я в школе. Сценки из школьной жизни. | |||
18 | Новогодние зарисовки. Конкурс стенгазет. | |||
19 | Богатыри земли русской. Урок – вернисаж | |||
5 | Я и моё Отечество | |||
20 | Дорогая моя столица. Заочное путешествие. | |||
21 | Поселок, в котором я живу. Экскурсия. | |||
22 | Откуда я родом. Архивные раскопки.. | |||
23 | Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | |||
24 | Маленькие рыцари. | |||
25 | Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | |||
26 | Они служили в армии. Сочинения о службе в армии родных. | |||
27 | О подвигах женщин в военное время. | |||
28 | Вам, защитники Отечества! Акция. | |||
6 | Я и планета | |||
29 | Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов. | |||
30 | Вежливая улица. Викторина. | |||
31 | Мастерская по изготовлению сувениров. Операция «Сувенир». | |||
32 | Десант чистоты и порядка. | |||
33 | День экологических фантазий. Выставка детских поделок «Отходы потребления». | |||
34 | Мои домашние животные. Животные Красной книги. |
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Дата проведения | Примечания | |
1 | Я и я | |||
1 | Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием. | |||
2 | Правила жизни. Правила счастливого человека. | |||
3 | Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием | |||
4 | Панорама добрых дел. | |||
2 | Я и семья | |||
1 | День пожилого человека. Акция «Доброта души». | |||
2 | Песни бабушек. Конкурс песен. | |||
3 | Моя семья. Мини – проект « Древо семьи». | |||
4 | Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | |||
5 | Я и моя семья. Фотовыставка. Забота о родителях - дело совести каждого. | |||
3 | Я и культура | |||
1 | Великие изобретения современности: телефон, радио, телевидение, компьютер. Этическая беседа "Как разговаривать по телефону". | |||
2 | Правила жизни. Беседа с элементами игры. | |||
3 | Путешествие в страну Законию. Викторина. | |||
4 | Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. | |||
4 | Я и школа | |||
1 | Я и мой класс. Конкурс рисунков. | |||
2 | Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. | |||
3 | Мой лучший школьный друг. Письмо другу. | |||
4 | Поговорим о толерантности. | |||
5 | Зачем нужно учиться в школе. Диспут. | |||
6 | Десант чистоты и порядка. | |||
5 | Я и моё Отечество | |||
1 | Наша родина - Россия. Города России, республики, края, области. Народы России. Дружба народов. | |||
2 | Символы нашего края. Основной закон жизни нашего государства. Беседа. | |||
3 | Кто наши соседи? Работа по политической карте мира. | |||
4 | Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». | |||
5 | Откуда я родом. Презентация. | |||
6 | Афганстан и Чечня. | |||
7 | Беседа «Помните через века, через года». Знакомство с произведениями М. Джалиля. | |||
8 | Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная познавательная программа. | |||
9 | Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках. | |||
6 | Я и планета | |||
1 | "Расцветай мой край - Татарстан". Мой край сегодня. | |||
2 | Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. | |||
3 | Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма. | |||
4 | Я - житель планеты Земля. Круглый стол. | |||
5 | Берегите природу. Конкурс экологических сказок. | |||
6 | Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Основные направления:
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Национальные ценности: патриотизм, гражданственность
I уровень:
Знать права и обязанности школьника;
Понимать необходимость соблюдения правил;
Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;
Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»
II уровень:
Знать историю школы, села,района;
Понимать необходимость изучения своих истоков;
Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;
III уровень:
Знать историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники;
Понимать, что являюсь жителем Татарстана, России;
Уметь рассказать некоторые праздники России;
Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания.
Национальные ценности: личность, наука, солидарность
I уровень:
Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
Понимать различие хороших и плохих поступков;
Уметь признавать собственные плохие поступки;
Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных
II уровень:
Знать как вести себя в обществе с другими детьми;
Понимать значимость правильного поведения в обществе;
Уметь сказать «нет»;
Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.
III уровень:
Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;
Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
Проводить беседы в подшефном классе
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Национальные ценности: труд и творчество, наука
I уровень:
Знать, что лениться – это плохо;
Понимать необходимость трудиться;
Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;
Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.
II уровень:
Знать о роли труда в жизни человека;
Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;
Уметь работать в коллективе;
Участвовать в трудовых акциях.
III уровень:
Знать различные профессии;
Понимать, что выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;
Уметь работать над проектами;
Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:
I уровень:
Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;
Понимать для чего они;
Ухаживать за цветами;
Рисовать плакаты о сохранности природы.
II уровень:
Знать растения, которые надо охранять;
Понимать необходимость сохранности красоты природы;
Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома;
Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.
III уровень:
Знать лекарственные растения;
Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;
уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;
Добровольно участвовать в экологических акциях
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука
I уровень:
Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;
Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;
Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.
II уровень:
Знать основы правильного питания,
Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;
Могу сказать «нет»;
Вести подвижный образ жизни.
III уровень:
Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;
Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;
Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;
Участвовать в агитбригаде «Веселые витаминчики».
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Национальные ценности: искусство и литература, человечество
I уровень:
Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);
Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга – лучший друг».
Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня, правила
Посещать музеи, библиотеки, театры
II уровень:
Знать сказки, стихи, песни;
Понимать значение слов «дарить красоту»;
Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;
Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника
III уровень:
Знать памятники культуры в районе, городе;
Понимать, что надо их беречь;
Уметь рассказать о некоторых из них;
Перечень учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» Программа и тематическое планирование, Москва «Просвещение» , 2006 г.
2 Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Внеурочная деятельность школьников (методический конструктор), Москва «Просвещение», 2011 г.-223 ст.
3.О.Н. Федотова и др. «Окружающий мир, хрестоматия, 1-4 классы, М.: Академкнига. Учебники.2010г.
4.. О.Н. Федотова и др. «Наш мир» ,1-4, М.: Академкнига. Учебники.2007г.
5. И.Г. Юдина "Природоведение" "Нестандартные уроки и творческие задания", 1-4 классы, издательство "Учитель -АСТ", Волгоград, 2008 г.
6.И.Т.Сәгъдиева Минем йортым – минем ныгытмам. – Казан: 2011
7.И.Т.Сәгъдиева Гаилә портфолиосы. – Казан: 2011
Электронный ресурс:
-внеурочная деятельность в начальной школе: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
- компьютер, принтер, сканер, ксерокс, мультимедийный проектор, DVD, фотоаппарат, видеокамера, телевизор, видеомагнитофон.
Другие материалы, обеспечивающие занятия:
-для спортивных соревнований – мячи, обручи, кегли и т.д.
-для тематических походов - путевые листы с заданиями, мячи, мини-канат, скакалки, вода и т.д.
-для подготовки мини-проектов, выставок рисунков – краски, карандаши, бумага, фотографии и альбомы.
-экспозиции музеев, выставок.
-для проведения ролевых игр – посуда, имитация подарков, игрушки.
Приложение №1
Основные понятия:
Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, федерация, государственные праздники, Государственная дума, независимость, обязанность, государство, Россия, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, старина, уважение, дружба, взаимопомощь, добро, зло, защита, жадность.
Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.
Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства.
Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.
Государственная дума – так в России называют собрание избранных народом представителей, которое разрабатывает и утверждает законы.
Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.
Государственные символы - флаг, герб и гимн государства.
Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.
Закон – обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.
Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.
Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру.
Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан.
Независимость – самостоятельность, свобода.
Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.
Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения.
Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.
Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в стране.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Президент - глава государства.
Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является.
Российская Федерация – полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев).
Старина - давнее, давно минувшее время.
Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.
Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория- участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной.
Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.
Приложение №2
- Проверочный тест
Критерии оценки знаний учащихся
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
1. Закончи предложение:
Наша страна называется________________________________________________
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Столица России – город:
а) Москва; б) Санкт- Петербург;
в) Екатеринбург; г) Новосибирск.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Главой нашего государства является:
а) король; б) губернатор;
в) мэр; г) президент.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Главный закон страны называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
5. Закончи предложение:
Гимн, флаг, герб – это __________________________________________________
6. Раскрась российский флаг в его цвета:
7. Выбери и отметь правильный ответ:
Документ, защищающий права ребёнка называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
8. Обведи правильный ответ:
Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет;
в) 18 лет; г) 20 лет.
9. Закончи предложение:
Я имею право на _____________________________________________________
___________________________________________________________________
10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул.
Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Что должны сделать люди в зале?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Соедини линиями дату и название праздника:
23 февраля | День России | |
4 ноября | День защитника Отечества | |
12 июня | День согласия и примирения |
Тест №2
1. Выбери и отметь правильный ответ:
Как называется наша страна?
а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто является главой нашего государства?
а) президент; б) царь;
в) губернатор; г) премьер-министр.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Чем являются герб, флаг и гимн?
а) символами государства;
б) символами праздника;
в) символами власти
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Что значит быть гражданином?
а) иметь права;
б) выполнять законы, иметь права;
в) выполнять законы.
5. Обведи границу и столицу нашего государства. Допиши полное название:
Р ___________________
Ф ___________________
6. Выбери правильный ответ:
Что такое законы?
а) правила, обязательные для всех жителей страны;
б) документ, защищающий права человека;
в) документ.
7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:
Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна. | |
1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники. | |
Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины. |
8. Выбери и отметь правильный ответ:
Какой день стал Днём победы?
а) 1 мая; б) 7 января; в) 7 ноября; г) 9 мая.
9. Закончи предложение:
Какие права имеет гражданин России …..
10. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России ….
Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках.
Как ты поступишь в данной ситуации?
12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.
Тест №3
1. Впиши пропущенные слова.
Главой нашего государства является __________________________,
а законы создаёт ___________________________________.
2. Выбери и отметь правильные утверждения:
а) государство - это все люди,
живущие в стране;
Что такое б) государство - это механизм
государство? управления людьми,
живущими в стране;
в) государство устанавливает законы,
которые нельзя нарушать;
г) государство – это правительство,
армия, милиция, законы.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?
а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;
б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;
в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;
г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Что такое герб?
а) нагрудный знак;
б) отличительный знак города, государства;
в) эмблема;
г) рисунок.
5. Выбери и отметь правильный ответ:
До какого возраста человек считается ребёнком?
а) до 14 лет; б) до 18 лет;
в) до 20 лет; г) до 25 лет.
6. Выбери и отметь правильный ответ:
Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?
а) если остался без семьи;
б) если проживает в семье;
в) если проживает с мамой;
г) если проживает с бабушкой.
7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:
8. Закончи предложение:
Каждый человек имеет право на …….
9. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России?
Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?
Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:
а) поздороваешься и сядешь на место;
б) поздороваешься и извинишься за опоздание;
в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё место.
10. Объясни названия праздников.
Праздники | Событие, которое дало название празднику |
9 Мая – День Победы | |
12 июня – день независимости России | |
12 апреля – день космонавта |
Тест №4
1. Выбери и отметь правильный ответ:
В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:
а) Всеобщая декларация прав человека;
б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Конституция Российской Федерации;
г) Устав школы.
2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто утверждает важные законы нашей страны?
а) президент России;
б) правительство Российской Федерации;
в) государственная дума;
г) народ.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?
а) с 14 лет; б) с 16 лет;
в) с 18 лет; г) с 20 лет.
5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.
(Если сможешь, заполни все листки календаря):
январь | февраль | март | май | июнь | ноябрь |
6. Закончи предложение:
Какие права имеет гражданин России….
7. Выбери и обведи флаг России:
8. Соедини линиями название документа и его основное назначение:
9. Выбери и отметь правильный ответ:
Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?
а) дети имеют право на заботу и помощь;
б) каждый человек имеет гражданские и политические права и
свободы;
в) каждый человек имеет право на образование;
г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.
10. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России….
11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.
Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.
12. Если ты остался дома без взрослых:
а) Никому не откроешь двери;
б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;
в) Откроешь дверь только близким людям.
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3
единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Анкетирование родителей
Анкета № 1
- Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
- Какие игры предпочитает?
- Какие виды развлечений больше любит?
- С кем чаще играет?
- Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
- Какие обязанности имеет дома?
- Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
- Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
- Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
- Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
- Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
- Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Анкета № 2
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
- Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
- могу и всегда так поступаю – 3 балла;
- могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
- не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета № 3
- Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
- Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
- Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Анкета № 4
- Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
- За что хвалите, за что наказываете?
- Как поощряете? Как наказываете?
- Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
- Какие качества твоего характера родителям нравятся?
- За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
- Как тебя поощряют, за что?
- Как тебя наказывают, за что?
- Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
- Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
- Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
- Стараешься ли контролировать свое поведение?
- Каких поощрений ждешь от родителей?
- Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
- Хватает ли тебе общения с родителями?
- Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
- Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
- С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Маленький пермяк"
Данная программа разработана на основе программы Н.А.Князевой "Маленький пермяк". Эта программа адаптирована для детей школы № 120 г.Перми,т.к.на занятиях дети знакомятся с традициями школы № 12...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленькие россияне". Военно-патриотическое направление 1 класс
Рабочая программа по военно-патриотическому направлению 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Маленькие граждане большой России"
Данная программа описывает работу классных руководителей с детским коллективом по духовно-нравственному направлению разития личности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (1 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 1-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (2 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (3 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...