РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avt_programma_chigurova.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Маленький патриот»
по духовно-нравственному направлению
в рамках ФГОС НОО.
в 1 классе.
Автор-составитель:
Чигурова И.А.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1 р.п.Новые Бурасы
Новобурасского района
Саратовской области»
2014-2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности младших школьников “ Маленький патриот” реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Для начальной школы (1 класс)
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
- Письмо Комитета по образованию от 15.09.2014 N 03-20-3717/14-0-0 Об организации внеурочной деятельности.
Актуальность выбранного направления.
В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны. 10 февраля 1995года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон о Днях воинской славы России и Памятных датах России. В Законе установлены дни славы русского оружия - дни воинской славы России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Практика показала, что с исторического смысла и значения этих памятных дат не знают не только дети, но, зачастую, и взрослые. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, затрудняются назвать даже имена своих бабушек и дедушек.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны.
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
Программа внеурочной деятельности “Маленький патриот” направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего села и своей семьи. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
Программа кружка “Маленький патриот” составлена для работы с первоклассниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Программа имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Даная программа кружка развивает у учащихся чувства любви к Родине через осознание основных ценностей — семья, родной город, край, страна.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель - формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны. способного встать на защиту государственных интересов. школьников Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям детей.
- Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.
- Воспитание в процессе общественной деятельности, связанной с трудом.
- Изучение опыта защиты Отечества.
- Формирование у детей собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, действий, поступков, имеющих патриотическую направленность.
Цели программы:
- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
- совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
образовательные: позволит познакомить ребят с многонациональным составом населения поселка, с историей его возникновения и развития;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
При разработке рабочей программы учитывается необходимость использования метапредметных связей с предметами : окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.
Литературное чтение:
• анализ и оценка поступков героев,
• развитие чувства прекрасного,
• развитие эмоциональной сферы ребёнка,
• чтение произведений о России, её природе, людях, истории,
• приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,
• просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.
Русский язык:
• раскрытие воспитательного потенциала русского языка,
• развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.
Окружающий мир:
• правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.
• общечеловеческие правила поведения,
• наследие предков в культуре и символах государства,
• славные и трудные страницы прошлого,
• знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Место проведения: школа.
Время проведения: вторая половина учебного дня.
- Режим занятий.
- Общее количество часов в год – 33 часа в 1 классе.
- Возрастная группа – 6,5 – 7 лет
- Количество часов в неделю – 1 час.
- Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 35 минут.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Форма подведения итогов реализации программы:
- рисунки;
- мини-сочинения;
- творческая исследовательская работа.
- проектная деятельность
- игра
- беседа
- викторина
- конкурс
- концерт
- кроссворд
- путешествие
- сказка
- соревнования
- выставка
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Раздел/Тема | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения | ||
аудиторных | внеаудиторных | План | Факт. | |||
l. | Откуда я родом | 2 | 2 | |||
1 | Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? | 1 | Показ презентации «Нет в мире краше Родины нашей» | |||
2 | Что обозначает моё имя? | 1 | История происхождения имён. Беседа «Редкие имена», «Наиболее звучащие имена». | |||
3 | История моей семьи. | 1 | Встреча с бабушками и дедушками. | |||
4 | Профессии родителей | 1 | Беседа «Какие профессии вы знаете?» Выставка рисунков.. | |||
5 | Традиции семьи. | 1 | Классный час «Бабушки и внуки» | |||
II | Предания старины глубокой. | 10 | 4 | |||
6 | Народное творчество | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. | |||
7 | Старинные частушки и песни | 1 | Презентация «Старинные песни нашего края». | |||
8 | Какой музыкальный инструмент был первым | 1 | Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы | |||
9 | Русский сувенир | 1 | Беседа «Что такое сувенир». Презентация «Особенности русского сувенира» Изготовление тряпичных кукол | |||
10 | История глиняной игрушки | 1 | Посещение музея. Лепка игрушек из глины | |||
11 | Подвижные игры | 1 | Правила игры Разучивание подвижных игр | |||
12 | Где появились куклы | 1 | История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле. Вырезание бумажных кукол. | |||
13 | Игрушки наших бабушек | 1 | Посещение выставки поделок «Русские мастерицы» в музее. | |||
14 | Калейдоскоп | 1 | Беседа «Что такое калейдоскоп» Мозаика из разной крупы | |||
15 | Как баклуши били (ложки) | 1 | Роспись ложки | |||
16 | Откуда пришла тарелка | 1 | Тарелка из папье-маше | |||
17 | История возникновения мебели | 1 | Презентация «Откуда стол пришел?» | |||
18 | Что нам известно об игре в шашки | 1 | Знакомство с правилами игры в шашки. Обучение игре в шашки | |||
19 | Конкурс «Золотая Шашечка» | 1 | Соревнования по шашкам Лист самооценки | |||
llI | Наш друг - природа | 5 | 3 | |||
20 | Выставка «Цветы приносят радость» | 1 | Беседа , просмотр презентации. Выставка рисунков «Цветы приносят радость» | |||
21 | Пословицы и загадки о цветах | 1 | Конкурс пословиц и загадок о цветах. | |||
22 | Лекарственные травы нашего края. | 1 | Просмотр презентации «Лекарственные травы». Нарисовать рисунок. | |||
23 | Цветы и травы в орнаменте. | 1 | Беседа , просмотр презентации. Конкурс рисунков. | |||
24 | Родники нашего посёлка. | 1 | Экскурсия к школьному роднику. Уборка территории около родника. | |||
25 | «Народные приметы» | 1 | Посещение библиотеки. | |||
26 | Жалобная книга природы | 1 | Коллаж «Береги природу» | |||
27 | Водоемы нашего посёлка. «Как спасти речку Малую Медведицу?» | 1 | Экскурсия на речку посёлка. | |||
IV | Знаменитые люди Саратовского края | 2 | 1 | |||
28 | Писатели и поэты Саратовской земли. | 1 | Беседа, просмотр презентации. | |||
29 | Актеры, музыканты, художники. | 1 | Посещение районного музея. | |||
30 | Знаменитые люди нашего поселка. | 1 | Встреча с людьми, которые прославили наш поселок | |||
V | Колесо истории поселка Новые Бурасы, ВОВ в истории моего поселка, моей семьи | 1 | 2 | |||
31 | ВОВ в истории поселка. | 1 | Беседа, просмотр презентации. | |||
32 | ВОВ в истории моей семьи. | 1 | Операция «Радость ветеранам». Изготовление поздравительных открыток. | |||
33 | Их именами названы наши улицы | 1 | Встреча с ветеранами. Посещение музея | |||
итого | 22 | 11 |
Учебно - тематическое планирование .
Раздел программы | Количество часов | УУД |
1. Откуда я родом. | 5ч. | Личностные -ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , здоровьесберегающего поведения; -гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего поселка , России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; -уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов Метапредметные результаты.Регулятивные универсальные учебные действия. -предвосхищать результат. -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; -стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия. -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия.ставить и формулировать проблемы;осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.запись, фиксация информации об окружающем мире |
2. Предания старины глубокой. | 14 ч | Личностные -ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического поведения; Метапредметные результаты.Регулятивные универсальные учебные действия. -предвосхищать результат. -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок Коммуникативные универсальные учебные действия. -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия.ставить и формулировать проблемы;осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. |
3. Наш друг - природа | 8 ч | Личностные -ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; -уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов Метапредметные результаты.Регулятивные универсальные учебные действия. - -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; Коммуникативные универсальные учебные действия. -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия ,формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия.ставить и формулировать проблемы;осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. |
4. Знаменитые люди Саратовского края | 3 ч | Личностные -ценностное отношение к окружающему миру . Метапредметные результаты.Регулятивные универсальные учебные действия. -предвосхищать результат. -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; -стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия. -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия Познавательные универсальные учебные действия.ставить и формулировать проблемы;осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.запись, фиксация информации об окружающем мире |
5 . Колесо истории поселка ВОВ в истории моего поселка, моей семьи | 3ч | Личностные - гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего поселка , России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; Метапредметные результаты.Регулятивные универсальные учебные действия. -предвосхищать результат. -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; -стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия. -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников Познавательные универсальные учебные действия.ставить и формулировать проблемы;осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Откуда я родом. (5ч) – Пробуждение интереса к истории своей семьи, уважение к родителям, забота о старших и младших.
формирование гражданского отношения к своей семье.
Цель: Осознание понятия «малая родина», своей сопричастности к её делам и заботам, знакомство с историей родной школы, города.
Мероприятия: В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали? Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью. У моих родителей золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Что такое хорошо и что такое плохо? Уважения достойны. Моя семья – моя радость.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: Показ презентации «Нет в мире краше Родины нашей»
История происхождения имён. Беседа «Редкие имена», «Наиболее звучащие имена». Встреча с бабушками и дедушками. «Какие профессии вы знаете?» Выставка рисунков. Классный час «Бабушки и внуки»
2.Предания старины глубокой.(14ч)--развитие ценностных отношений школьника к прошлому своей страны. Знакомство с русскими народными традициями и народным фольклором
Цели: - приобщать ребят к национальной культуре и традициям русского народа;
- в процессе игры закрепить и углубить знания детей о предметах народно – прикладного искусства;
- развивать творческий потенциал каждого ребенка;
- развивать речевую активность, память.
Мероприятия: Экскурсия в краеведческий музей.
Презентация «Старинные песни нашего края».
Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы
Беседа «Что такое сувенир». Презентация «Особенности русского сувенира» Изготовление тряпичных кукол
Посещение музея. Лепка игрушек из глины.
Правила игры Разучивание подвижных игр
История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле. Вырезание бумажных кукол.
Посещение выставки поделок «Русские мастерицы» в музее.
Беседа «Что такое калейдоскоп» Мозаика из разной крупы
Предполагаемый результат деятельности: --Обобщение сведений обучающиеся о русских народных традициях (зимние посиделки) --Развить интерес к событиям прошлого, к прошлому своей страны и ее культуре.
3.Наш друг - природа (8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Знакомство с особенностями и достопримечательностями природы, природными условиями, с растительным и животным миром Саратовского края.
Цель: Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира наЗемле. Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
4. Знаменитые люди Саратовского края (3ч) – Первое знакомство с музеем и некоторыми страницами истории края. (Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.)
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Цель: Изучение и сохранение культурных богатств родного края, его истории. Воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков.
Предполагаемый результат деятельности:
Обучающиеся должны приобрести являются следующие умения: любить свой народ, свой край, свою Родину; познакомиться с знаменитыми людьми края.
Мероприятия: Беседа, просмотр презентации.
Посещение районного музея.
Встреча с людьми, которые прославили наш поселок.
5. Колесо истории поселка ВОВ в истории моего поселка, моей семьи(3ч.) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Цель: познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в суровое время; воспитывать у школьников чувства патриотизма и гражданственности, уважение и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне; предоставить возможность обучающимся проявить творческие способности и актерское мастерство. Мероприятия: экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности кружка «Маленький патриот» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся.
- Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
- активная жизненная позиция детей;
- разумное отношение к своему здоровью;
- способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
Приложение 1
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой
Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
- Отношение к обществу, патриотизм
- Отношение к умственному труду
- Отношение к физическому труду
- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
- Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Отношение к обществу | |
1. Патриотизм | |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет. |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду | |
2. Любознательность | |
5. Познавательная активность | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля |
7. Саморазвитие | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует. |
8. Организованность в учении | 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет |
Отношение к физическому труду | |
3. Трудолюбие | |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. |
10. Самостоятельность | 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
12. Осознание значимости труда | 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям | |
4. Доброта и отзывчивость | |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен |
15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен |
Отношение к себе | |
5. Самодисциплина | |
17. Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает |
19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет |
20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Приложение 2
Анкета «Необитаемый остров»
Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности.
1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали?
2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?
3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?
4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?
5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?
6. Хотели бы вы вернуться домой?
7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете?
8. Ваши любимые предметы в школе и почему?
9. Ваши нелюбимые предметы и почему?
10. Что вы прочитали за последние два месяца?
11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?
12. На кого хотели бы быть похожим?
13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях?
14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях?
15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут?
16. Чем вы занимаетесь в свободное время?
17. Чем бы вы хотели заниматься?
Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты не подписывать, чтобы ответы были откровеннее. Это зависит от морально-психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов анкеты. Детям предлагается обобщенная картина, в которой они узнают о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача – выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально-психологическую атмосферу в группе школьников. В основном результаты анкеты подвергаются качественному содержательному анализу.
Приложение 3
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)
Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.
Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.
1. Самые здоровые | 1. Самые умные |
1. С прекрасным характером | 1. Чрезмерно счастливы 4. Более или менее счастливы |
После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы "счастье". Ее последовательность и план примерно таковы:
1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.
2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?
3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?
4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?
5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?
Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.
Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.
Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.
1. Выяснение содержания актуальной оценки.
2. Выяснение полюсов шкалы.
3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.
Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).
Приложение 4
Изучение самооценки личности младшего школьника.
Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".
Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.
"Идеал" "Антиидеал"
Смелость | Хвастовство |
доброта | грубость |
любознательность | лень |
трудолюбие | трусость |
вежливость | зависть |
усидчивость | лживость |
честность | жадность |
правдивость | драчливость |
настойчивость | жестокость |
активность | обидчивость |
Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 2011.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2013.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2014.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2013.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 2012. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2013. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2012
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2012. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2013. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 2013.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2014.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2012. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М. Молодова. – Минск: Асар, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Азбука волейбола» для обучающихся 3 класса
Программа «Азбука волейболал» для 3-4 классов общеобразовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью программы по физическому воспитанию для 1-11 кла...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )
Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс
Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средств...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Страна хороших манер» ( Духовно-нравственное направление)
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ч...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» (духовно-нравственное направление) 1 класс
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ» (духовно - нравственное направление) 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...