Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Маленькие граждане большой России"
рабочая программа (1, 2 класс) на тему
Данная программа описывает работу классных руководителей с детским коллективом по духовно-нравственному направлению разития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_grazhdane.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю к использованию в образовательном процессе школы Директор школы ___________________ Плотников Ю.А. «___» ___________ 2016 г. | Согласовано «___ » ___________ 2016 г. Тьютор по внеурочной деятельности ___________/Минина В.В./ | Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры учителей начальных классов Протокол № ___от «__»________________2016 г. Заведующая кафедрой ____________/Титова М. И../ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Маленькие граждане большой России»
для учащихся 1-2 классов
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №2
с углубленным изучением отдельных предметов
п.г.т.Усть-Кинельский
Автор-составитель:
Минина В.В.,
учитель внеурочной деятельности
ГБОУ СОШ №2
п.г.т. Усть-Кинельский
п.г.т. Усть-Кинельский,
2016 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Маленькие граждане большой России» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе комплексно-целевой программы гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России» ГБОУ СОШ №2.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель образования – воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Данная программа направлена на реализацию системного подхода по формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Она предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.
Первоначально любовь к Родине, патриотические чувства формируются у младших школьников на том материале, который им близок: родной дом, родной поселок, родные и близкие люди, выдающиеся жители поселка, родная природа и пр. Чувство гражданственности начинается с выполнения школьных правил и законов, уважительного отношения в среде сверстников.
При этом важно помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, вовлекающих учащихся в воспитательную, внеучебную, социально значимую деятельность. Она включена в воспитательную работу классных руководителей и обеспечивает единство образовательной и воспитательной среды.
Цель программы – формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе национальных и культурных ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Усвоение обучающимися базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России.
- Формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации.
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны.
- Развитие патриотизма и гражданской солидарности.
- Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые национальные ценности, которые должны быть освоены личностью обучающегося в процессе воспитания, в том числе, и в рамках программы внеурочной деятельности «Маленькие граждане большой России».
Ценность патриотизма — любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Ценность социальной солидарности — личной и национальной свободы, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердия, чести, достоинства.
Ценность гражданственности — служения Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Ценность семьи — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Ценность труда и творчества — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Ценность науки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
Ценность традиционных российских религий — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Ценность искусства и литературы — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
Ценность природы — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Ценность человечества — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей.
Общая характеристика курса
Программа “Маленькие граждане большой России” является составной частью комплексно-целевой программы школы «Я – гражданин» и реализуется в рамках деятельности классного руководителя.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе следующих принципов.
Принцип ориентации на идеалы, которые определяют смыслы воспитания, сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Принцип следования нравственному примеру, модели выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образцу ценностного выбора, совершённого значимым другим. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими для выработки личностью собственной системы ценностей, поиска смысла жизни. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога.
Принцип идентификации, который является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности в подростковом возрасте. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть, мораль, социальную ответственность личности.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем, которые являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений личности к явлениям жизни.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
При разработке и реализации программы «Маленькие граждане большой России» важно учитывать психологические особенности младших школьников.
Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий.
Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Так, в 1 классе в рамках данного курса рассматривается такая тема, как родословная семьи. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Известная эмоциональность младших школьников диктует необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Сухость здесь противопоказана. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает педагог, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, музыкальное поздравление, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями.
В 1-2х классах духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание нужно начинать с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном — не простое, но очень важное умение человека.
Организуя гражданско-патриотическое воспитание, важно учитывать и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неумная энергия детей этого возраста предоставляют нам широкие и разнообразные возможности в организации гражданско-патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.
Для того, чтобы программа данного курса отвечала возрастным особенностям детей, была интересна и насыщена используются следующие формы организации внеурочной деятельности:
- беседы;
- встречи с интересными людьми;
- просмотр и обсуждение видеоматериала;
- экскурсии, поездки, походы по историческим и памятным местам;
- посещение музеев, выставок, театров;
- творческие конкурсы;
- выставки декоративно-прикладного искусства;
- коллективные творческие дела;
- праздники;
- викторины;
- наблюдение учащихся за событиями в поселке, городе, стране;
- творческие проекты, презентации;
- организация и проведение социально-значимых акций, реализация социальных проектов и т.п.
Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом основного общего образования ГБОУ СОШ №2 программа «Мы – гражданине России» реализуется в 1-2 классах. Общий объем учебного времени составляет 67 часов (33 недели в 1-х классах, 34 недели во 2-х классах, по 1 часу в неделю).
Содержание данной программы разворачивается по смешанной схеме реализации внеурочной деятельности. Часть часов концентрируется вокруг значимых мероприятий класса (праздники, вечера, экскурсии), а часть распределяется в течение учебного года (тематические классные часы, уроки мужества).
Допустимо использование часов внеурочной деятельности, как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие дни. Это позволяет перераспределять часы внеурочной деятельности и суммировать их в течение учебного года.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
«Маленькие граждане большой России»
В ходе реализации программы обучающимися могут быть достигнуты следующие результаты:
- формирование представлений о своем народе, крае, государственной символике, законах РФ, о традициях своей семьи, школы, края, культурном достоянии малой Родины, природе;
- знакомство со значимыми страницами истории страны, примерами исполнения гражданского и патриотического долга, с правами и обязанностями школьника, моральными нормами и правилами поведения в классном коллективе, школе, между поколениями;
- опыт взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушным к проблемам других людей, умение сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Личностными результатами освоения курса являются:
- осознание себя членом социума (семьи, класса, школы, края), самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей малой Родине,
- осознание своей национальной и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения творческих и исследовательских задач;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания, анализа своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Оценка эффективности программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе оценочных показателей согласно уровню развития и проявления патриотизма личности (определяется применением методов анкетирования, анализа результатов деятельности, наблюдения), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия.
Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и стремлением воспитанников школы к выполнению своего гражданского и гражданско-патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы.
Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста проявления патриотизма в конкретных действиях воспитанников.
Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания
Высокий уровень |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Количественные параметры - это:
- количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию.
- процент участия обучающихся в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию;
- перечень использования форм, методов и средств гражданско-патриотическому воспитанию;
- взаимосвязь мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию с другими направлениями воспитания.
Содержание программы
Программа «Маленькие граждане большой России» включает в себя пять направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
- “Я – гражданин страны” – формирование гражданской и правовой направленности личности.
Содержание данного направления составляют:
- представления о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
- знание прав и обязанностей гражданина России,
- освоение норм и правил общественного поведения.
2. «Я и мой край» - воспитание любви к родному краю, к своей Родине.
Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”. Данное направление включает в себя:
- знакомство с природой и историей родного края;
- представления о народах родного края, их единстве;
- осознание многообразия национальных традиций, неповторимости духовного мира жителей страны.
3. «Я и культура страны» - формирование ценностного отношения к прекрасному.
Данное направление позволяет воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. В содержание данного направления входят:
- представления об искусстве народов России, о культурном наследии страны;
- знания о русской культуре;
- развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни.
4. «Я и природа» - присвоение эколого-культурных ценностей как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. В связи с этим данное направление включает в себя:
- раскрытие взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- развитие чувственного, эмоционального отношения к природе;
- формирование бережного отношения к природе.
5. «Связь поколений» - осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Содержание данного направления включает в себя:
- знакомство с военной историей России, Днями воинской славы, боевыми и трудовыми подвигами жителей поселка в годы Великой Отечественной войны;
- любовь к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа.
Содержание программы группируется вокруг базовых национальных ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в задачу духовно-нравственного воспитания. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
• истории своей семьи, рода;
• жизненного опыта своих родителей, предков;
• произведений литературы и искусства;
• фольклора народов России;
• общественно полезной и личностью значимой деятельности;
• учебных дисциплин;
• других источников информации и научного знания.
Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы ГБОУ СОШ №2 и плана развития классного коллектива. Она играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов учеников.
В связи с этим календарно-тематическое планирование разными педагогами данной программы носит свой неповторимый характер, отражая воспитательные мероприятия класса.
Примерное календарно-тематическое планирование
1 класс
Дата | № зан-ия | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
1. | Праздник первого звонка. | 1 | Тематический классный час. Знакомство с учителем, одноклассниками, школой (экскурсия) | ||
2 | Я – ученик. Права и обязанности ученика в школе. | 1 | Беседа. | Творческое задание. | |
3-6 | Тур. поход в лес. | 4 | Плетем венки из осенних листьев, изготавливаем осенние букеты. Готовимся к выставке «Дары осени». | ||
7 | Я, ты, мы | 1 | Беседа. | Задание творческого характера «Расскажи о себе». | |
8 | Кто мои бабушка и дедушка? | 1 | Рассказы детей о своих дедушках и бабушках. Конкурс рисунков. Составление своей родословной. | ||
9-10 | «Посвящение в первоклассники» | 1 | Праздник | ||
11 | Знакомство с символами РФ. | 1 | Презентация | Рисуем герб РФ, слушание гимна. | |
12-13 | «Человек с пылающей душой» - Смоляковские чтения | 2 | Окружной конкурс | Готовим рисунки, учим и сочиняем стихи. | |
14-15 | Новогодние зарисовки. | 2 | Новогоднее представление. | ||
16-17 | «Зимушка-зима.» | 2 | Экскурсия в зимний парк. | ||
18 | Сколько весит мой портфель? | 1 | Деловая игра. | ||
19 | «Знай свой родной край» | 1 | Экскурсия по поселку. | ||
20 | Где лад, там и клад | 1 | Беседа | Презентация своей семьи. | |
21 | День добрых волшебников. | 1 | Беседа «Покормите птиц зимой!» | Общественно-полезная деятельность по организации мест подкармливания зимующих птиц. | |
22 | «Папа может все!» | 1 | Выставка рисунков. | ||
23 | Они защищали Родину. | 1 | Возложение цветов к обелиску Славы нашего поселка. | ||
24-25 | «Эх, разгуляй!». Проводы Масленицы. | 2 | Знакомство с русскими народными традициями. | Народные игры, катание на санках, чаепитие с блинами. | |
26 | Доброта в сказках и стихах. | 1 | Чтение произведений В. Осеевой. | Анализ литературных произведений «Что такое хорошо и что такое плохо». | |
27-28 | «Моя мама лучшая на свете!» | 2 | Беседа об уважительном отношении к своей маме. | Конкурс рисунков и стихов о маме, изготовление поделок к празднику. | |
29 | История моего поселка. | 1 | Экскурсия в поселковый музей. | ||
30-32 | Мои родные – защитники Родины | 2 | Проект | Работа над проектами. | |
33 | Праздник прощания с первым классом. | 1 | |||
Всего 33 часа |
2 класс
Дата | № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
1 | Праздник первого звонка. День знаний. | 1 | Тематический классный час. | ||
2-3 | Ты – ученик. Права и обязанности ученика в школе. Школьный дневник. | 2 | Презентация | Рисуем герб РФ, слушание гимна. | |
4 | Удивительное - рядом. | 1 | Презентация. |
| |
5 | Перемена с увлечением. | 1 | Беседа. | Задание творческого характера « Игры на перемене» | |
6 | Здравствуй, осень! | 1 | Презентация. | Конкурс рисунков «Золотая осень» | |
7-9 | Экскурсия в осенний парк | 3 | Изготовление букетов из осенних листьев,. Подготовка к выставке «Дары осени». | ||
10-11 | «Правила поведения в общественных местах». | 2 | Изготовление памятки: правила вежливости. | ||
12 | «Человек с пылающей душой» - Смоляковские чтения | 1 | Окружной конкурс | Чтение стихотворений | |
13-14 | Братья наши меньшие | 2 | Беседа. Презентация. Викторина о животных, загадки, рисунки. | Составление классного альбома о любимых животных. | |
15 | Люблю, тебя моя Россия! | 1 | Презентация | Выставка рисунков о России. | |
16 | «Зимушка-зима» | 1 | Экскурсия в зимний парк. | ||
17 | Новогодние зарисовки. | 1 | Конкурс новогодних поздравлений. | ||
18 | Порадовать близких – как это просто. | 1 | Деловая игра. | ||
19 | Режим дня – основа жизни человека. | 1 | Составление режима дня | ||
20 | Путешествие в страну здоровья. | 1 | Беседа | Знакомство с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей. | |
21 | День добрых волшебников. | 1 | Беседа «Покормите птиц зимой!» | Общественно-полезная деятельность по организации мест подкармливания зимующих птиц. | |
22 | «Папа может все!» | 1 | Выставка рисунков. | ||
23 | Они защищали Родину. | 1 | Проект | «Газета для мальчиков и пап класса» | |
24, 25 | « Весёлая Масленка» | 2 | Знакомство с русскими народными традициями. | Народные игры, катание на санках, чаепитие с блинами. | |
26 | Доброта в сказках и стихах. | 1 | Чтение произведений В. Осеевой. | Анализ литературных произведений «Что такое хорошо и что такое плохо». | |
27, 28 | « Потолкуем о маме». | 2 | Беседа об уважительном отношении к своей маме. | Конкурс рисунков и стихов о маме, изготовление поделок к празднику. | |
29 | Никто не забыт, ничто не забыто». | 1 | Экскурсия в поселковый музей. | ||
30, 32 | Животные в годы Великой Отечественной войны». | 2 | Презентация. День Победы! | Выставка книг. Песни военных лет. | |
33,34 | Интеллектуальная игра «Обо всем на свете» | 1 | Беседа о правилах поведения на водоемах, в лесах, ПДД. | ||
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"
Рабочая программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; во...