Программа внеурочной деятельности "Маленький пермяк"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Данная программа разработана на основе программы Н.А.Князевой "Маленький пермяк". Эта программа адаптирована для детей школы № 120 г.Перми,т.к.на занятиях дети знакомятся с традициями школы № 120 и достопримечательностями микрорайона,в котором расположена школа (микрорайон Светлый г.Перми).Основное содержание программы может быть использовано для работы в других школах .К программе прилагается тематическое планирование для 1 класса,из расчёта 1 час в неделю (33ч.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_permyak.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 120»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
адаптированная
(автор Князева Н.А.)
1Б КЛАСС
СОСТАВИЛА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ШИШКИНА Т.В.
Пермь, 2011
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу « Краеведение » разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения . И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность при сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
- пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края;
- воспитание любви к природе родного края;
- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
образовательные
1. формирование представлений о краеведении , как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 1-4 классах; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.
В программах для каждого класса прослеживается:
- преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
- теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
- умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Первый год обучения.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Знакомятся с историей микрорайона Светлый. Следующим этапом идет знакомство уже с историей города Перми, гербом и флагом, с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении программы знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями, с картой Пермского края.
Примерное тематическое планирование 1 класс (33часа, 1час в неделю)
Раздел | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов | Примечания |
1 | ||||
1 | ||||
Моя школа | 3 | |||
Экскурсия по территории школы. | 1 | экскурсия | ||
Из истории школы. | 1 | Посещение школьного музея | ||
С днем рождения, школа! | 1 | Торжественная линейка | ||
Моя семья | 3 | |||
Я и моё имя. | 1 | |||
Родословная семьи. | 1 | |||
Наша дружная семья. | 1 | Выставка семейных поделок. | ||
Мой дом | 3 | |||
Мой дом. Безопасный и короткий путь домой. | 1 | экскурсия | ||
Название моей улицы. | 1 | |||
Мои четвероногие друзья. | 1 | |||
Я и мои друзья | 2 | |||
Мы все разные. О дружбе и товариществе | 1 | |||
Праздник друзей. | 1 |
Микрорайон Светлый | 2 | |||
Обзорная экскурсия по м\р «Светлый» | 1 | экскурсия | ||
История микрорайона Светлый. Достопримечательности | 1 | |||
Мой город Пермь | 9 | |||
Достопримечательности Перми | 1 | Обзорная экскурсия по городу | ||
Герб, флаг нашего города. История возникновения Перми. | 2 | |||
Музеи Перми. | 1 | Экскурсия в краеведческий музей | ||
Пермь театральная | 2 | Посещение кукольного театра,ТЮЗа | ||
Знаменитые люди нашего города. | 1 | |||
Пермские детские писатели. | 1 | Посещение библиотеки им.Н.В.Гоголя | ||
День Победы. Памятники Великой Отечественной войны. | 1 | Встреча с ветеранами ВОВ. | ||
Пермский край | 5 | |||
История возникновения Пермского края. | 1 | |||
Основные города Пермского края. | 1 | |||
Достопримечательности нашего края | 1 | |||
Природа нашего края. Растения. Животные | 2 | |||
Обобщение | 1 | |||
1 | ||||
Резерв | 4 | |||
33 |
Планируемые результаты первого года изучения курса «Краеведение» .
Учащиеся научатся:
- называть государственные символы Перми и Пермского края;
- ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
- называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и произведения 3-5 пермских детских писателей;
- рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
- охранять природу родного микрорайона;
- наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Пермского края;
- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
- вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
На втором году обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. От изучения своего микрорайона дети переходят к знакомству с городом, с его достопримечательностями, проводится экскурсия по «Зеленой линии». Дети знакомятся с предприятиями, с известными детскими писателями города. На втором году обучения дети знакомятся с картой края, учатся называть соседей и находить их местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки.
При работе на третьем году обучения больше времени отводится на практическую работу с картой города, с его районами, улицами, музеями, театрами, цирком, планетарием, с историей их возникновения. Продолжается более углубленное изучение произведений пермских писателей, трудового подвига пермяков в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Знакомство с Красной книгой Пермского края, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять. Более подробно изучается история России, проводится интерактивное знакомство со столицей нашей Родины – Москвой, заочная экскурсия по городам «Золотого кольца», заочные встречи со знаменитыми людьми нашей страны. Составляются кроссворды по различным темам, презентации, выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскурсии по достопримечательностям города и края, встречи с пермскими писателями, ветеранами.
На четвертом году обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам: «Природа Прикамья», «Экология Пермского края», «Население Прикамья», «По родному краю» (путешествие по карте), «Народное искусство Пермского края», «Пермские писатели», «Замечательные люди Прикамья», «Солдатская судьба». А также изучается место Пермского края на карте нашей страны, значение и вклад Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом. Дети готовят свои презентации, доклады, проекты на одну из тем. Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение литературы Прикамья, в тесном сотрудничестве с библиотекой им. Н.В.Гоголя. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы, создавать свои произведения. У детей должно сложится представление о пермской детской литературе, ее создателях, тематике и содержании, должен быть сформирован устойчивый интерес к творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле.
Литература.
- «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
- Агафонов Н . Н ., Белавин А.М., Крыласова Н .Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003
- Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996
- Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. – П.: «Книжный мир»,1999
- Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный мир», 2001
- Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001
- Л.А.Боровская, Н .С. Жесткова, М.А.Быховская «Наш Пермский край», Пермь.ПГПУ.2010
- Верхоланцев В.С.город Пермь, его прошлое и настоящее.Пермь:Пушка, 2002
- Горбацевич Н .П.,Шатрова Н .В. Прикамье:странички далеких и близких времен. Пермь: Книжный мир, 2003
- Зеленин А.С. Пермь и Пермский край:занимательное краеведение .Пермь:Пермский край,2009
- Князева Н . А . Маленький пермяк (азбука краеведа).Пермь:Книжный мир,2007
- Спешилова Е.А.Старая Пермь:Дома.Улицы.Люди.1723 – 1917. Пермь:Курсив,2003
- Твое Прикамье.Береги свой дом/Е.А.Черных, Т.В.Похожаева.Пермь:Пушка,2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.
Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...
Программа внеурочной деятельности "Я- маленький пермяк"
Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермск...