Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (2 класс)
рабочая программа (2 класс)

Руднева Наталья Сергеевна

      Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно-нравственное» и составлена из расчёта 1 час в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass._vneurochnaya_deyatelnost_malenkiy_chitatel.doc211 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 457 с углублённым изучением английского языка

Выборгского района Санкт-Петербурга

______________________________________________________________________________________

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ школа № 457

Протокол № 1

от «  » августа 2018 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ школа №457

________________

Приказ №

от «   » августа 2018 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МАЛЕНЬКИЙ ЧИТАТЕЛЬ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 «Г» КЛАССА

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

   Количество часов  по программе: 34

   Составитель:  Руднева Н.С.

Санкт-Петербург

2018

Оглавление

1.        Аннотация………………………………………………………………………………….3

2.        Характеристика класса…………………………………………………………………….4

3.        Пояснительная записка…………………………………………………………………….4

4.        Содержание   курса внеурочной деятельности…………………………………………...7

5.        Календарно-тематическое планирование………………………………………………...8

6.        Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………11

7.        Материально-техническое обеспечение……………………………………………….....11

8.        Приложение 1. Лист коррекции рабочей программы…………………………………....12

Аннотация рабочей программы по внеурочной деятельности

      Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно-нравственное» и составлена из расчёта 1 час в неделю.

Цели программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Названные цели в полной мере отражают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного плана «Внеурочная деятельность» по духовно-нравственному направлению. Достижение указанных целей осуществляется на основе компетентностного подхода, который обеспечивает совершенствование познавательной, коммуникативной, читательской компетенций как результата освоения учеником содержания программы «Маленький читатель».

       Содержание и тематическое планирование программы «Маленький читатель» по внеурочной деятельности отражают систему расположения материала, полноту изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие форм и видов контроля.

Во 2 классе рассматриваются следующие  разделы: «Здравствуй книга» (2ч), «Русский фольклор» (1ч), «Как сделать мир лучше» (8ч), «В мире сказок» (6ч), «Защитники нашей Родины» (3ч), «Наша любимая мама» (3ч), «Родная природа» (6ч), «Рассказы о  детях и для детей» (2ч), «Произведения зарубежных писателей» (2ч), Итоговое занятие (1ч) .

        Преподавание  программы «Маленький читатель»  предусматривает следующие формы организации занятий: занятие-чтение, занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие, конкурсы, литературная викторина.

Программой также предусмотрены такие виды и формы  контроля, как внешний (осуществляет учитель и или органы управления образованием), взаимный (осуществляется обучающимися), самоконтроль, текущий контроль в форме викторин или конкурсов, промежуточный контроль (по итогам изучения тем, разделов) в форме теста  и итоговый контроль в форме викторин.

 Отличительной особенностью программы является соответствие её структуры и содержания психолого-педагогическим особенностям детей 8–9 лет и составлена с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся.

   

  1. Характеристика 2 Г класса

        Характеристика класса получена с опорой на данные наблюдения, анализа документов, изучение продуктов деятельности.

        В классе 32 ученика: 17 мальчиков, 15 девочек. Трое детей 2009 года рождения, двадцать девять детей  2010 года рождения. У обучающихся преобладает наглядно-образное и репродуктивное мышление. У большинства обучающихся средний уровень развития мышления, памяти, речи. Внимание непроизвольное. В классе дети со средними способностями. Недостаточно развиты волевые процессы. В целом дети доброжелательны. Большинство обучающихся усвоили способ поведения ученика и мотивированы к обучению. На уроках желательно развивать интерес детей к учебным предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.

Пояснительная записка

1. Рабочая программа «Маленький читатель»  для 2 класса составлена в соответствии со  следующими нормативно-правовыми  документами:

1. Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

3. СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4. Письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;

5. Уставом ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга;

6. Календарным учебным графиком ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год от 31.08.2018 № 248/8;

7. Учебным планом ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год от 26.06.2018 №230/1

8.  Планом внеурочной деятельности в рамках реализации федерального образовательного стандарта начального общего образования на 2018-2019 учебный год ГБОУ СОШ №457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга  от 31.08.2018 №248/3;

9. Распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год».

10. Инструктивно-методическим письмом «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2018/2019 учебный год» от 21.03.18 №03-28-1820/18-0-0.

11. Распоряжением Комитета по  образованию Правительства  Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 о направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».

         Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями изучения программы, которые определены стандартом.

2. п. Цели и задачи программы «Маленький читатель».      

 Изучение программы «Маленький читатель» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой
  • обеспечивать литературное развитие младших школьников
  • раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями
  • выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Основными задачами реализации содержания программы являются:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  •  формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  •  формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  •  обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  •  создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

3.п.        Общая характеристика программы «Маленький читатель»

        Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным».

        Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

        Перед учителем начальных классов стоит сложная задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

        Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы, так как именно детская художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности. Для решения данной проблемы была создана  программа для учащихся 2-х классов «Маленький читатель» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

4.п.        Описание места курса в учебном плане общеобразовательного учреждения.

Программа «Маленький читатель» для 2 класса рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1часу в неделю).

5.п.        Преподавание  программы «Маленький читатель»  предусматривает следующие формы организации занятий: занятие -чтение, занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие, конкурсы, литературная викторина.

Используются следующие технологии обучения: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, компетентностно-ориентированная.

6.п.        Программой также предусмотрены такие виды и формы  контроля, как внешний (осуществляет учитель и /или органы управления образованием), взаимный (осуществляется обучающимися), самоконтроль, текущий контроль в форме викторин или конкурсов, промежуточный контроль (по итогам изучения тем, разделов) в форме теста  и итоговый контроль в форме викторин.

7.п.         Содержание программы «Маленький читатель»  направлено на расширение представления учащихся о детской литературе, раскрытие перед детьми  нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями.

 8.п.         Планируемые результаты изучения курса:

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Маленький читатель» формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать   свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

Личностные качества:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  •  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Содержание курса

Во 2 классе рассматриваются следующие  разделы: «Здравствуй книга» (2ч), «Русский фольклор» (1ч), «Как сделать мир лучше» (8ч), «В мире сказок» (6ч), «Защитники нашей Родины» (3ч), «Наша любимая мама» (3ч), «Родная природа» (6ч), «Рассказы о  детях и для детей» (2ч), «Произведения зарубежных писателей» (2ч), Итоговое занятие (1ч) .

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Виды и формы контроля

Примечание

Дата

«Здравствуй книга» (2ч)

1.

Выставка книг детских писателей.

 Правила пользования книгой.

1

УО

2.

Экскурсия в школьную библиотеку.  Правила поведения в библиотеке.

1

УО

И

«Русский фольклор» (1ч)

3.

Малые фольклорные жанры: считалки, скороговорки,  загадки.

1

УО

И

«Как сделать мир лучше» (8 ч)

4-5.

 О хороших людях.

 Борис Житков  «Помощь идёт» рассказы

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

2

УО

6-7.

В.Осеева «Три товарища»,   «Сыновья»,  «Просто старушка»

2

УО

8-9.

О бережном отношении к животным

В.Сухомлинский «Старый пёс»

«Почему голуби прилетели к Олегу»

2

УО

10.

О совести.

  В.Сухомлинский «Как Андрейка перевёз Нину»,  «Мамин арбуз»  

1

УО

11.

Об уважении к старшим 

 Ирис Ревю «Главное-уважение»

А. Барто «Медвежонок - невежа»

1

УО

Т

«В мире сказок» (6 ч)

12.

 Русские народные сказки

1

ТП

13.

Сказки  народов мира.

1

ТП

14.

Сказка «Айболит и воробей» К.И. Чуковский

1

15.

Сказки В.Сутеева «Кораблик»

«Мышонок и Карандаш»

1

УО

16.

Сказка А.Толстого «Мужик и водяной»

1

УО

17.

Викторина «В мире сказок»

1

В

«Защитники нашей Родины» (3 ч)

18.

Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»

1

УО

19.

С. Алексеев «Первая колонна»

1

УО

20.

 С. Алексеев «Шуба»

1

УО

«Наша любимая мама» (3 ч)

21.

С. Михалков «А что у вас»

1

УО

22.

Конкурс стихов и рисунков о маме

1

ТР

23.

Б.Емельянов «Мамины руки»

1

УО

«Родная природа» (6 ч)

24.

К.Ушинский «Ветер и солнце»

1

УО

25.

Б.Житков

«Галка»

1

УО

26.

Г.Снегирёв

«Про пингвинов»

1

УО

27.

М.Пришвин

«Глоток молока»

«Моя Родина»

1

УО

ВП

28.

В.Бианки

«Мастера без топора»

1

УО

29.

Стихи о природе. Конкурс рисунков «Родная природа»

1

К

«Рассказы о детях и для детей  » (2ч)

30-31.

С.Михалков «Дядя Степа»

2

УО

«Произведения зарубежных писателей» (2ч)

32.

Ш.Перро «Спящая красавица»

1

УО

33.

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

1

Т

Итоговое занятие  (1ч)

34.

Викторина «Любимые произведения»

1

В

К – комбинированное занятие

 В – викторина

И – игра

ТР – творческая работа

ТП – театрализованное представление

ВП – взаимопроверка

УО – устный опрос

ПР – проектная работа

Т - тест

Учебно-методическое обеспечение

Литература

  1.    З.Александрова, В.Берестов. Хрестоматия для 2 класса. Серия: «Школьная

библиотека» Издательство «Самовар» 2014.

  1.  Григорьева Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение 2010
  2. Андрианов М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах ) пособие по воспитанию в семье и школе. Минск, «Современное слово», 2003 г
  3. Сидоркина Н.Ю. Викторины по сказкам и рассказам. 1-4 класс. ФГОС: Учитель. 2017

Материально-техническое обеспечение

  1. Портреты детских поэтов и писателей.
  2. Детские книги для  чтения.
  3. Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор)
  4. Аудиозаписи и видеозаписи  детских произведений.
  5.  Справочники
  6. Словари

Приложение 2

Лист коррекции рабочей программы

 Внеурочная деятельность_____________________________________ Учитель_____________________ Класс_____

п/п

№ урока по плану

урока

по факту

Даты по плану

Даты

по факту

Тема скорректированного урока

Причина корректировки программ

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...