Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (1 класс)
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 1-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно-нравственное» и составлена из расчёта 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass._vneurochnaya_deyatelnost_malenkiy_chitatel.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 457 с углублённым изучением английского языка
Выборгского района Санкт-Петербурга
______________________________________________________________________________________
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ школа № 457 Протокол № 1 от « » августа 2017 года | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школа №457 ________________ Приказ № от « » августа 2017 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАЛЕНЬКИЙ ЧИТАТЕЛЬ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 «Г» КЛАССА
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов по программе: 33
Составитель: Руднева Н.С.
Санкт-Петербург
2017
Оглавление
1. Аннотация………………………………………………………………………………….3
2. Характеристика класса…………………………………………………………………….4
3. Пояснительная записка…………………………………………………………………….5
4. Содержание курса внеурочной деятельности…………………………………………...8
5. Календарно-тематическое планирование………………………………………………...9
6. Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………14
7. Материально-техническое обеспечение……………………………………………….....14
8. Приложение 1. Лист коррекции рабочей программы…………………………………....15
Аннотация рабочей программы по внеурочной деятельности
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 1 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно-нравственное» и составлена из расчёта 1 час в неделю.
Цели программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Названные цели в полной мере отражают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного плана «Внеурочная деятельность» по духовно-нравственному направлению. Достижение указанных целей осуществляется на основе компетентностного подхода, который обеспечивает совершенствование познавательной, коммуникативной, читательской компетенций как результата освоения учеником содержания программы «Маленький читатель».
Содержание и тематическое планирование программы «Маленький читатель» по внеурочной деятельности отражают систему расположения материала, полноту изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие форм и видов контроля.
В 1 классе рассматриваются следующие разделы: «Здравствуй книга» (2ч), «Русский фольклор» (1ч), «Как сделать мир лучше» (5ч), «В мире сказок» (8ч), «Родная природа» (5ч), «Защитники нашей Родины» (2ч), «Наша любимая мама» (2ч),«Волшебство в рассказах» (1ч), «Стихи о детях и для детей» (2ч), «Рассказы о детях и для детей» (2ч), «Произведения зарубежных писателей» (2ч), Итоговое занятие . Викторина «Любимые произведения» (1ч).
Преподавание программы «Маленький читатель» предусматривает следующие формы организации занятий: занятие-чтение, занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие, конкурсы, литературная викторина.
Программой также предусмотрены такие виды и формы контроля, как внешний (осуществляет учитель и или органы управления образованием), взаимный (осуществляется обучающимися), самоконтроль, текущий контроль в форме викторин или конкурсов, промежуточный контроль (по итогам изучения тем, разделов) в форме теста и итоговый контроль в форме викторин.
Отличительной особенностью программы является соответствие её структуры и содержания психолого-педагогическим особенностям детей 6–8 лет и составлена с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся.
Характеристика класса
Характеристика класса получена с опорой на данные наблюдения, анализа документов, изучение продуктов деятельности.
В классе 33 ученика: 17 мальчиков, 16 девочек. Трое детей 2009 года рождения, девятнадцать детей 2010 года рождения. У обучающихся преобладает наглядно-образное и репродуктивное мышление. У большинства обучающихся средний уровень развития мышления, памяти, речи. Внимание непроизвольное. В классе дети со средними способностями. Недостаточно развиты волевые процессы.
В целом дети доброжелательны. Большинство обучающихся усвоили способ поведения ученика и мотивированы к обучению.
На уроках желательно развивать интерес детей к учебным предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.
Пояснительная записка
1. Рабочая программа «Маленький читатель» для 1 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Нормативно-правовые документы:
1. Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
3. СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
4. Письмом Комитета по рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»; образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических
5. Уставом ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга;
6. Календарным учебным графиком ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год от 31.08.2017 № 320;
7. Учебным планом ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год от 13.06.2017 №234
8. Планом внеурочной деятельности в рамках реализации федерального образовательного стандарта начального общего образования на 2017-2018 учебный год ГБОУ СОШ №457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга от 31.08.2017 №317;
9. Распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017\2018 учебный год».
10. Инструктивно-методическим письмом «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2017/2018 учебный год» от 24.03.17 №03-28-1493/17-0-0.
11. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 о направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями изучения программы, которые определены стандартом.
2. п. Цели и задачи программы «Маленький читатель».
Изучение программы «Маленький читатель» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой
- обеспечивать литературное развитие младших школьников
- раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями
- выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Основными задачами реализации содержания программы являются:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
3.п. Общая характеристика программы «Маленький читатель»
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным».
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Перед учителем начальных классов стоит сложная задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.
Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы, так как именно детская художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности. Для решения данной проблемы была создана программа для учащихся 1-х классов «Маленький читатель» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
4.п. Описание места курса в учебном плане общеобразовательного учреждения.
Программа «Маленький читатель» для 1 класса рассчитана на 33 часа (33 учебные недели по 1часу в неделю).
5.п. Преподавание программы «Маленький читатель» предусматривает следующие формы организации занятий: занятие -чтение, занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие, конкурсы, литературная викторина.
Используются следующие технологии обучения: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, компетентностно-ориентированная.
6.п. Программой также предусмотрены такие виды и формы контроля, как внешний (осуществляет учитель и /или органы управления образованием), взаимный (осуществляется обучающимися), самоконтроль, текущий контроль в форме викторин или конкурсов, промежуточный контроль (по итогам изучения тем, разделов) в форме теста и итоговый контроль в форме викторин.
7.п. Содержание программы «Маленький читатель» направлено на расширение представления учащихся о детской литературе, раскрытие перед детьми нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями.
8.п. Планируемые результаты изучения курса:
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Маленький читатель» формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Личностные качества:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Содержание курса
В 1 классе рассматриваются следующие разделы: «Здравствуй книга» (2ч), «Русский фольклор» (1ч), «Как сделать мир лучше» (5ч), «В мире сказок» (8ч), «Родная природа» (5ч), «Защитники нашей Родины» (2ч), «Наша любимая мама» (2ч),«Волшебство в рассказах» (1ч), «Стихи о детях и для детей» (2ч), «Рассказы о детях и для детей» (2ч), «Произведения зарубежных писателей» (2ч), Итоговое занятие . Викторина «Любимые произведения» (1ч).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Примечание | Дата |
«Здравствуй книга» (2ч) | |||||
1. | Книга. Элементы структуры книги .Рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. Правила пользования книгой. Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация | 1 | УО | ||
2. | Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения в библиотеке. | 1 | УО | ||
«Русский фольклор»(1ч) | |||||
3. | Малые фольклорные жанры: песенки, потешки, считалки, прибаутки, скороговорки, загадки. | 1 | ФО И | ||
«Как сделать мир лучше» (5ч) | |||||
4. | О хороших людях. Святослав Сахарнов «Самый лучший пароход» Ирис Ревю «Добрые помощники» | 1 | ФО | ||
5. | В.Осеева «Сторож», «Волшебное слово», «До первого дождя», «Печенье», «Плохо», «Кто хозяин», «Лекарство», «Хорошее», «Синие листья», «Разделите так, как делили работу» | 1 | УО | ||
6. | О бережном отношении к животным В.Сухомлинский «Рогатка и воробьиное гнездо» Л.Толстой «Старая лошадь» | 1 | УО В | ||
7. | О совести. А.Гайдар «Совесть», А.Пантелеев «Честное слово» | 1 | ФО В | ||
8. | Об уважении к старшим В.К.Железников «Рыцарь», Ирис Ревю «Главное-уважение», В.Осеева «Сыновья», «Бабка». | 1 | |||
«В мире сказок» (8ч) | |||||
9. | Русские народные сказки | 1 | ТП | ||
10. | Сказки народов мира. | 1 | |||
11. | Сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | УО конкурс рисунков | ||
12. | Сказки К.Чуковского | 1 | ТП | ||
13. | Сказки В.Сутеева | 1 | УО | ||
14. | Сказка А.Толстого | 1 | ВП УО | ||
15. | Ш.Перро «Мальчик с пальчик» Братья Гримм «Соломинка, уголь и боб» | 1 | |||
16. | Г.Х.Андерсен «Снежная королева» | 1 | Т | ||
«Родная природа» (5ч) | |||||
17. | В.Бианки «Синичкин календарь» «Лесные домишки» | 1 | УО ТР | ||
18. | Н.Сладков «Лесные сказки» «Разноцветная земля» «Как медвежонок сам себя напугал» | 1 | ФО ТР | ||
19. | Г.Снегирёв «Хитрый бурундук» «Кто сажает лес» «Кедр» «Бобровый сторож» «Бобренок» | 1 | В | ||
20. | М.Пришвин «Лисичкин хлеб» «Еж» «Муравьи» | 1 | УО | ||
21. | В.Бианки «Чей нос лучше» «Кто чем поёт» «Как муравьишка домой спешил» | 1 | В | ||
«Защитники нашей Родины» (2ч) | |||||
22 | А.Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» | 1 | УО | ||
23. | С.Алексеев «Выходное платье» | 1 | УО | ||
«Наша любимая мама» (2ч) | |||||
24. | Е.Благинина «Посидим в тишине» В.Орлов «Мамин праздник» О.Высотская «Подарок маме» (2ч) Я.Аким «Мама» И.И.Косяков «Все она» Л.Квитко «Бабушкины руки» И.Пивоваров «Бабушка» Н.Николаенко «Все стало грустным» | 1 | УО ТР | ||
25. | Л.Воронкова «Что сказала бы мама» В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом» Б.Емельянов «Рассказы о маме» | 1 | Т | ||
«Волшебство в рассказах» (1ч) | |||||
26. | В.Катаев «Цветик-семицветик» «Дудочка и кувшинчик» | 1 | УО ТП | ||
«Стихи о детях и для детей» (2ч) | |||||
27. | С.Я.Маршак«Кот и лодыри» «Вот какой рассеянный» «Где обедал воробей» «Багаж» | 1 | В | ||
28. | А.Барто С.Михалков | 1 | УО | ||
«Рассказы о детях и для детей » (2ч) | |||||
29. | Н.Носов «Замазка» , «Заплатка» , «Огурцы» , «Бобик в гостях у Барбоса» | 1 | УО | ||
30. | В.Драгунский «Денискины рассказы» | 1 | Т | ||
«Произведения зарубежных писателей» (2ч) | |||||
31. | Прёйсен А. «Про козленка который умел считать до десяти» | 1 | УО | ||
32. | В.Гауф «Маленький Мук» | 1 | Т | ||
Итоговое занятие (1ч) | |||||
33. | Викторина «Любимые произведения» | 1 | В |
К – комбинированное занятие
В – викторина
И – игра
ТР – творческая работа
ТП – театрализованное представление
ВП – взаимопроверка
УО – устный опрос
ПР – проектная работа
Т - тест
Учебно-методическое обеспечение
Литература
- З.Александрова, В.Берестов. Хрестоматия для 1 класса. Серия: «Школьная
библиотека» Издательство «Самовар» 2014.
- Григорьева Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение 2010
- Андрианов М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах ) пособие по воспитанию в семье и школе. Минск, «Современное слово», 2003 г
- Сидоркина Н.Ю. Викторины по сказкам и рассказам. 1-4 класс. ФГОС: Учитель. 2017
Материально-техническое обеспечение
- Портреты детских поэтов и писателей.
- Детские книги для чтения.
- Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор)
- Аудиозаписи и видеозаписи детских произведений.
- Справочники
- Словари
- Приложение 1
- Лист коррекции рабочей программы по ________________________
- учителя ГБОУ школа № 457 _______________________________________
- ФИО
Название раздела, темы (номер занятия) | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту | Дата коррекции | Подпись |
| ||||||
- Дата _____________________ Подпись ____________/____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...