Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (3 класс)
рабочая программа (3 класс)

Руднева Наталья Сергеевна

      Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно-нравственное» и составлена из расчёта 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass._vneurochnaya_deyatelnost_malenkiy_chitatel.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 457 с углублённым изучением английского языка

Выборгского района Санкт-Петербурга

______________________________________________________________________________________

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ школа № 457

Протокол №

от «   » августа 2019 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ школа №457

________________

Приказ №

от «   » августа 2019 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МАЛЕНЬКИЙ ЧИТАТЕЛЬ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 «Г» КЛАССА

НА 2019-20120 УЧЕБНЫЙ ГОД

   Количество часов  по программе: 34

   Составитель:  Руднева Н.С.

Санкт-Петербург

2019

Оглавление

1.        Аннотация………………………………………………………………………………….3

2.        Характеристика класса…………………………………………………………………….4

3.        Пояснительная записка…………………………………………………………………….4

4.        Содержание   курса внеурочной деятельности…………………………………………...7

5.        Календарно-тематическое планирование………………………………………………...8

6.        Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………11

7.        Материально-техническое обеспечение……………………………………………….....11

8.        Приложение 1. Лист коррекции рабочей программы…………………………………....12

Аннотация рабочей программы по внеурочной деятельности

      Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно-нравственное» и составлена из расчёта 1 час в неделю.

Цели программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Названные цели в полной мере отражают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного плана «Внеурочная деятельность» по духовно-нравственному направлению. Достижение указанных целей осуществляется на основе компетентностного подхода, который обеспечивает совершенствование познавательной, коммуникативной, читательской компетенций как результата освоения учеником содержания программы «Маленький читатель».

       Содержание и тематическое планирование программы «Маленький читатель» по внеурочной деятельности отражают систему расположения материала, полноту изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие форм и видов контроля.

В 3 классе рассматриваются следующие  разделы: «Здравствуй книга» (2ч), «Как сделать мир лучше» (7ч), «В мире сказок» (6ч), «Защитники нашей Родины» (3ч), «Наша любимая мама» (2ч), «Родная природа» (7ч), «Рассказы о  детях и для детей» (3ч), «Произведения зарубежных писателей» (3ч), Итоговое занятие (1ч) .

        Преподавание  программы «Маленький читатель»  предусматривает следующие формы организации занятий: занятие-чтение, занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие, конкурсы, литературная викторина.

Программой также предусмотрены такие виды и формы  контроля, как внешний (осуществляет учитель и или органы управления образованием), взаимный (осуществляется обучающимися), самоконтроль, текущий контроль в форме викторин или конкурсов, промежуточный контроль (по итогам изучения тем, разделов) в форме теста  и итоговый контроль в форме викторин.

 Отличительной особенностью программы является соответствие её структуры и содержания психолого-педагогическим особенностям детей 8–9 лет и составлена с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся.

   

  1. Характеристика 3 Г класса
  2. Характеристика класса получена с опорой на данные наблюдения, анализа документов, изучение продуктов деятельности.
  3.         В классе 33 ученика: 18 мальчиков, 15 девочек. Трое детей 2009 года рождения, тридцать детей  2010 года рождения.  Успеваемость класса средняя: 3 отличника, 19 хорошистов.
  4. У обучающихся преобладает наглядно-образное и репродуктивное мышление. У большинства обучающихся средний уровень развития мышления, памяти, речи. Внимание непроизвольное. В классе дети со средними способностями. Обучающиеся в разной степени владеют умениями индивидуальной и групповой работы.
  5. Недостаточно развиты волевые процессы. В целом дети доброжелательны. Большинство обучающихся усвоили способ поведения ученика и мотивированы к обучению. Все родители уделяют внимание своим детям, обучающиеся имеют всё необходимое для учебных занятий. В школу дети приходят аккуратные. Основная масса детей занимается в кружках, секциях дополнительного образования,  как в школе, так и вне школы.
  6. На уроках желательно развивать интерес детей к учебным предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.

Пояснительная записка

1. Рабочая программа «Маленький читатель»  для 3 класса составлена в соответствии со  следующими нормативно-правовыми  документами:

1. Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

3. СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4. Письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;

5. Уставом ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга;

6. Календарным учебным графиком ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год от 31.08.2018 № 248/8;

7. Учебным планом ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год от 26.06.2018 №230/1

8.  Планом внеурочной деятельности в рамках реализации федерального образовательного стандарта начального общего образования на 2018-2019 учебный год ГБОУ СОШ №457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга  от 31.08.2018 №248/3;

9. Распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год».

10. Инструктивно-методическим письмом «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2018/2019 учебный год» от 21.03.18 №03-28-1820/18-0-0.

11. Распоряжением Комитета по  образованию Правительства  Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 о направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».

         Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями изучения программы, которые определены стандартом.

2. п. Цели и задачи программы «Маленький читатель».      

 Изучение программы «Маленький читатель» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой
  • обеспечивать литературное развитие младших школьников
  • раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями
  • выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Основными задачами реализации содержания программы являются:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  •  формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  •  формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  •  обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  •  создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

3.п.        Общая характеристика программы «Маленький читатель»

        Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным».

        Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

        Перед учителем начальных классов стоит сложная задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

        Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы, так как именно детская художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности. Для решения данной проблемы была создана  программа для учащихся 3-х классов «Маленький читатель» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

4.п.        Описание места курса в учебном плане общеобразовательного учреждения.

Программа «Маленький читатель» для 3 класса рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1часу в неделю).

5.п.        Преподавание  программы «Маленький читатель»  предусматривает следующие формы организации занятий: занятие -чтение, занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие, конкурсы, литературная викторина.

Используются следующие технологии обучения: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, компетентностно-ориентированная.

6.п.        Программой также предусмотрены такие виды и формы  контроля, как внешний (осуществляет учитель и /или органы управления образованием), взаимный (осуществляется обучающимися), самоконтроль, текущий контроль в форме викторин или конкурсов, промежуточный контроль (по итогам изучения тем, разделов) в форме теста  и итоговый контроль в форме викторин.

7.п.         Содержание программы «Маленький читатель»  направлено на расширение представления учащихся о детской литературе, раскрытие перед детьми  нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями.

 8.п.         Планируемые результаты изучения курса:

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Маленький читатель» формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать   свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

Личностные качества:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  •  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Содержание курса

В 3 классе рассматриваются следующие  разделы: «Здравствуй книга» (2ч), «Как сделать мир лучше» (7ч), «В мире сказок» (6ч), «Защитники нашей Родины» (3ч), «Наша любимая мама» (2ч), «Родная природа» (7ч), «Рассказы о  детях и для детей» (3ч), «Произведения зарубежных писателей» (3ч), Итоговое занятие (1ч) .

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Виды и формы контроля

Примечание

Дата

«Здравствуй книга» (2ч)

1-2

Книги, прочитанные летом

2

УО, ПР

«Как сделать мир лучше» (7 ч)

3-4

 О хороших людях.

 С.Я.Маршак "Рассказ о неизвестном герое"

  Б.Житков "Пожар в море"

2

УО

5-6

О бережном отношении к животным

Б.Житков "Охотник и  собаки"

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы»

2

УО

7-8

О совести.

 Астафьев В.П. «Зачем я убил коростеля?»

Л.Толстой "Косточка"

2

УО

9

Об уважении к старшим 

В. Осеева «Бабка»

1

УО

Т

«В мире сказок» (6 ч)

10

 Русская народная сказка "Жар птица"

1

ТП

11-13

Сказки  народов мира.

"Приключения Синдбада-морехода"

3

ТП

14

А.Платонов "Умная внучка"

1

УО

15

Викторина «В мире сказок»

1

В

«Защитники нашей Родины» (3 ч)

16

Сергей Алексеев «Горовец»

1

УО

17

Сергей Алексеев «Тридцать три богатыря»

1

УО

18

Сергей  Алексеев Как "Катюша" "Катюшей" стала

1

УО

«Наша любимая мама» (2 ч)

19

В. Железников "Девушка в военном"

1

УО

20

Чтение стихов  о маме

1

УО

«Родная природа» (7 ч)

21

Г.Скребицкий "Колючая семейка"

1

УО

22

Б.Житков «Цветок»

1

УО

23

К.Паустовский "Кот-варюга"

1

УО

24

К.Паустовский "Барсучий нос"

1

УО

ВП

25

Мамин-Сибиряк  Д.Н. «Серая шейка»

1

УО

26

И.С.Тургенев "Воробей"

1

УО

27

Стихи о природе. Конкурс рисунков «Родная природа»

1

К, ТР

«Рассказы о детях и для детей  » (3ч)

28

Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»

1

УО

29

А.Гайдар "Горячий Камень"

1

К

30

B.П. Астафьев «Белогрудка».

1

УО

«Произведения зарубежных писателей» (3ч)

31

Уайльд О. «Мальчик-звезда»

1

УО

32-33

Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»

2

ТР

Итоговое занятие  (1ч)

34.

Викторина «Любимые произведения»

1

В

К – комбинированное занятие

 В – викторина

И – игра

ТР – творческая работа

ТП – театрализованное представление

ВП – взаимопроверка

УО – устный опрос

ПР – проектная работа

Т - тест

Учебно-методическое обеспечение

Литература

  1.    З.Александрова, В.Берестов. Хрестоматия для 3 класса. Серия: «Школьная

библиотека» Издательство «Самовар» 2014.

  1.  Григорьева Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение 2010
  2. Андрианов М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах ) пособие по воспитанию в семье и школе. Минск, «Современное слово», 2003 г
  3. Сидоркина Н.Ю. Викторины по сказкам и рассказам. 1-4 класс. ФГОС: Учитель. 2017

Материально-техническое обеспечение

  1. Портреты детских поэтов и писателей.
  2. Детские книги для  чтения.
  3. Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор)
  4. Аудиозаписи и видеозаписи  детских произведений.
  5.  Справочники
  6. Словари

Приложение 1

Лист коррекции рабочей программы

 Внеурочная деятельность_____________________________________ Учитель_____________________ Класс_____

п/п

№ урока по плану

урока

по факту

Даты по плану

Даты

по факту

Тема скорректированного занятия

Причина корректировки программ

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...