Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (3 класс)
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно-нравственное» и составлена из расчёта 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass._vneurochnaya_deyatelnost_malenkiy_chitatel.doc | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 457 с углублённым изучением английского языка
Выборгского района Санкт-Петербурга
______________________________________________________________________________________
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ школа № 457 Протокол № от « » августа 2019 года | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школа №457 ________________ Приказ № от « » августа 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАЛЕНЬКИЙ ЧИТАТЕЛЬ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 «Г» КЛАССА
НА 2019-20120 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов по программе: 34
Составитель: Руднева Н.С.
Санкт-Петербург
2019
Оглавление
1. Аннотация………………………………………………………………………………….3
2. Характеристика класса…………………………………………………………………….4
3. Пояснительная записка…………………………………………………………………….4
4. Содержание курса внеурочной деятельности…………………………………………...7
5. Календарно-тематическое планирование………………………………………………...8
6. Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………11
7. Материально-техническое обеспечение……………………………………………….....11
8. Приложение 1. Лист коррекции рабочей программы…………………………………....12
Аннотация рабочей программы по внеурочной деятельности
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно-нравственное» и составлена из расчёта 1 час в неделю.
Цели программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Названные цели в полной мере отражают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного плана «Внеурочная деятельность» по духовно-нравственному направлению. Достижение указанных целей осуществляется на основе компетентностного подхода, который обеспечивает совершенствование познавательной, коммуникативной, читательской компетенций как результата освоения учеником содержания программы «Маленький читатель».
Содержание и тематическое планирование программы «Маленький читатель» по внеурочной деятельности отражают систему расположения материала, полноту изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие форм и видов контроля.
В 3 классе рассматриваются следующие разделы: «Здравствуй книга» (2ч), «Как сделать мир лучше» (7ч), «В мире сказок» (6ч), «Защитники нашей Родины» (3ч), «Наша любимая мама» (2ч), «Родная природа» (7ч), «Рассказы о детях и для детей» (3ч), «Произведения зарубежных писателей» (3ч), Итоговое занятие (1ч) .
Преподавание программы «Маленький читатель» предусматривает следующие формы организации занятий: занятие-чтение, занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие, конкурсы, литературная викторина.
Программой также предусмотрены такие виды и формы контроля, как внешний (осуществляет учитель и или органы управления образованием), взаимный (осуществляется обучающимися), самоконтроль, текущий контроль в форме викторин или конкурсов, промежуточный контроль (по итогам изучения тем, разделов) в форме теста и итоговый контроль в форме викторин.
Отличительной особенностью программы является соответствие её структуры и содержания психолого-педагогическим особенностям детей 8–9 лет и составлена с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся.
- Характеристика 3 Г класса
- Характеристика класса получена с опорой на данные наблюдения, анализа документов, изучение продуктов деятельности.
- В классе 33 ученика: 18 мальчиков, 15 девочек. Трое детей 2009 года рождения, тридцать детей 2010 года рождения. Успеваемость класса средняя: 3 отличника, 19 хорошистов.
- У обучающихся преобладает наглядно-образное и репродуктивное мышление. У большинства обучающихся средний уровень развития мышления, памяти, речи. Внимание непроизвольное. В классе дети со средними способностями. Обучающиеся в разной степени владеют умениями индивидуальной и групповой работы.
- Недостаточно развиты волевые процессы. В целом дети доброжелательны. Большинство обучающихся усвоили способ поведения ученика и мотивированы к обучению. Все родители уделяют внимание своим детям, обучающиеся имеют всё необходимое для учебных занятий. В школу дети приходят аккуратные. Основная масса детей занимается в кружках, секциях дополнительного образования, как в школе, так и вне школы.
- На уроках желательно развивать интерес детей к учебным предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.
Пояснительная записка
1. Рабочая программа «Маленький читатель» для 3 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
3. СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
4. Письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
5. Уставом ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга;
6. Календарным учебным графиком ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год от 31.08.2018 № 248/8;
7. Учебным планом ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год от 26.06.2018 №230/1
8. Планом внеурочной деятельности в рамках реализации федерального образовательного стандарта начального общего образования на 2018-2019 учебный год ГБОУ СОШ №457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга от 31.08.2018 №248/3;
9. Распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год».
10. Инструктивно-методическим письмом «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2018/2019 учебный год» от 21.03.18 №03-28-1820/18-0-0.
11. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 о направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями изучения программы, которые определены стандартом.
2. п. Цели и задачи программы «Маленький читатель».
Изучение программы «Маленький читатель» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой
- обеспечивать литературное развитие младших школьников
- раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями
- выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Основными задачами реализации содержания программы являются:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
3.п. Общая характеристика программы «Маленький читатель»
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным».
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Перед учителем начальных классов стоит сложная задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.
Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы, так как именно детская художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности. Для решения данной проблемы была создана программа для учащихся 3-х классов «Маленький читатель» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
4.п. Описание места курса в учебном плане общеобразовательного учреждения.
Программа «Маленький читатель» для 3 класса рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1часу в неделю).
5.п. Преподавание программы «Маленький читатель» предусматривает следующие формы организации занятий: занятие -чтение, занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие, конкурсы, литературная викторина.
Используются следующие технологии обучения: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, компетентностно-ориентированная.
6.п. Программой также предусмотрены такие виды и формы контроля, как внешний (осуществляет учитель и /или органы управления образованием), взаимный (осуществляется обучающимися), самоконтроль, текущий контроль в форме викторин или конкурсов, промежуточный контроль (по итогам изучения тем, разделов) в форме теста и итоговый контроль в форме викторин.
7.п. Содержание программы «Маленький читатель» направлено на расширение представления учащихся о детской литературе, раскрытие перед детьми нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями.
8.п. Планируемые результаты изучения курса:
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Маленький читатель» формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Личностные качества:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Содержание курса
В 3 классе рассматриваются следующие разделы: «Здравствуй книга» (2ч), «Как сделать мир лучше» (7ч), «В мире сказок» (6ч), «Защитники нашей Родины» (3ч), «Наша любимая мама» (2ч), «Родная природа» (7ч), «Рассказы о детях и для детей» (3ч), «Произведения зарубежных писателей» (3ч), Итоговое занятие (1ч) .
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Примечание | Дата |
«Здравствуй книга» (2ч) | |||||
1-2 | Книги, прочитанные летом | 2 | УО, ПР | ||
«Как сделать мир лучше» (7 ч) | |||||
3-4 | О хороших людях. С.Я.Маршак "Рассказ о неизвестном герое" Б.Житков "Пожар в море" | 2 | УО | ||
5-6 | О бережном отношении к животным Б.Житков "Охотник и собаки" Паустовский К.Г. «Заячьи лапы» | 2 | УО | ||
7-8 | О совести. Астафьев В.П. «Зачем я убил коростеля?» Л.Толстой "Косточка" | 2 | УО | ||
9 | Об уважении к старшим В. Осеева «Бабка» | 1 | УО Т | ||
«В мире сказок» (6 ч) | |||||
10 | Русская народная сказка "Жар птица" | 1 | ТП | ||
11-13 | Сказки народов мира. "Приключения Синдбада-морехода" | 3 | ТП | ||
14 | А.Платонов "Умная внучка" | 1 | УО | ||
15 | Викторина «В мире сказок» | 1 | В | ||
«Защитники нашей Родины» (3 ч) | |||||
16 | Сергей Алексеев «Горовец» | 1 | УО | ||
17 | Сергей Алексеев «Тридцать три богатыря» | 1 | УО | ||
18 | Сергей Алексеев Как "Катюша" "Катюшей" стала | 1 | УО | ||
«Наша любимая мама» (2 ч) | |||||
19 | В. Железников "Девушка в военном" | 1 | УО | ||
20 | Чтение стихов о маме | 1 | УО | ||
«Родная природа» (7 ч) | |||||
21 | Г.Скребицкий "Колючая семейка" | 1 | УО | ||
22 | Б.Житков «Цветок» | 1 | УО | ||
23 | К.Паустовский "Кот-варюга" | 1 | УО | ||
24 | К.Паустовский "Барсучий нос" | 1 | УО ВП | ||
25 | Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая шейка» | 1 | УО | ||
26 | И.С.Тургенев "Воробей" | 1 | УО | ||
27 | Стихи о природе. Конкурс рисунков «Родная природа» | 1 | К, ТР | ||
«Рассказы о детях и для детей » (3ч) | |||||
28 | Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот» | 1 | УО | ||
29 | А.Гайдар "Горячий Камень" | 1 | К | ||
30 | B.П. Астафьев «Белогрудка». | 1 | УО | ||
«Произведения зарубежных писателей» (3ч) | |||||
31 | Уайльд О. «Мальчик-звезда» | 1 | УО | ||
32-33 | Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена» | 2 | ТР | ||
Итоговое занятие (1ч) | |||||
34. | Викторина «Любимые произведения» | 1 | В |
К – комбинированное занятие
В – викторина
И – игра
ТР – творческая работа
ТП – театрализованное представление
ВП – взаимопроверка
УО – устный опрос
ПР – проектная работа
Т - тест
Учебно-методическое обеспечение
Литература
- З.Александрова, В.Берестов. Хрестоматия для 3 класса. Серия: «Школьная
библиотека» Издательство «Самовар» 2014.
- Григорьева Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение 2010
- Андрианов М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах ) пособие по воспитанию в семье и школе. Минск, «Современное слово», 2003 г
- Сидоркина Н.Ю. Викторины по сказкам и рассказам. 1-4 класс. ФГОС: Учитель. 2017
Материально-техническое обеспечение
- Портреты детских поэтов и писателей.
- Детские книги для чтения.
- Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор)
- Аудиозаписи и видеозаписи детских произведений.
- Справочники
- Словари
Приложение 1
Лист коррекции рабочей программы
Внеурочная деятельность_____________________________________ Учитель_____________________ Класс_____
№ п/п | № урока по плану | № урока по факту | Даты по плану | Даты по факту | Тема скорректированного занятия | Причина корректировки программ | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...