Кружок нравственной направленности "Зернышки"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №142»
Кружок нравственной направленности
«Зернышки»
Средняя группа
Воспитатель :
Баутина О.Н. 1КК
Воронеж 2015
Цель; приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование представления детей об этических понятиях и критерия оценок нравственных явлений.
Задачи:
- формировать единство нравственного сознания, поведения отношений чувств и переживаний ребенка;
- способствовать снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей;
- углублять представления детей о значении доброжелательного отношения к окружающим людям;
- учить умению самостоятельно разрешать конфликты;
- формировать умения использовать в общении правила речевого этикета;
- воспитывать элементарные навыки вежливости;
- способствовать совместному участию мальчиков и девочек сюжетно - ролевых, театрализованных и других видов игр, выполнении отдельных просьб взрослых;
- знакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, связанными с тематикой занятий;
- развивать умения и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь её;
- воспитывать уважительное, милосердное, внимательное отношение к ближнему.
Методы и приемы:
- народные игры;
- беседы;
- чтение художественных произведений;
- слушание сказок, музыки, прослушивание грамзаписи;
- игровые занятия;
- дидактические игры;
- изо деятельность;
- рассматривание репродукций картин;
- работа с родителями;
- театрализованные представления.
Режимные моменты.
Занятия проводятся группой один раз в неделю (после сна), продолжительностью 15-20 минут. Всего 32 занятий.
Планируемые результаты:
- формирование интеллектуальных и личностных качеств дошкольников по данному направлению в результате освоения образовательных областей:
- социально коммуникативного развития;
- познавательного развития;
- художественно эстетического развития;
- речевого развития;
- физического развития.
- осмысление детьми истоков русской народной культуры
Тематическое планирование занятий.
ОКТЯБРЬ
1.Тема: «Будем знакомы »(С.М. Панина стр.4)
Цель: ввести детей в загадочный и сказочный мир общения, познакомить с правилами речевого поведения во время знакомств ; показать, что общение должно быть доброжелательным, активизировать словарь.
2. Тема: «Плоды приносит осень»(Потаповская стр.6)
Цель: уточнить и закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, формировать представления о том, что в определенную пору все приносит свой плод(и растения в природе, и занятия человека делом).
3.Тема: «Журавлики летят»(Потаповская стр.7)
Цель: воспитывать у детей любовь к Родине и родной природе, развивать способность создавать выразительные художественные образы в творческих работах, умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире.
4.Тема: «Золотая осень»(Коволенко стр.23)
Цель: научить детей лепить деревья из пластилина, передавая ствол, веточки, разных деревьев, размещать на веточках семена, подбирая их по размеру.
НОЯБРЬ
1.Тема: «Добро и зло» (Е.О,Севостьянова стр.21,25)
Цель: учить и решать проблемные ситуации, анализировать собственное поведение и поступки окружающих, закрепить этические понятия «добро» и «зло» на собственных примерах.
2.Тема: «Я человек»(Л.Л.Мосалова стр.9,Ю.В.Полякевич стр39)
Цель: обогащать представления детей о себе и своих сверстниках, учить различать людей по возрасту, индивидуальным особенностям, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений, формировать понятия о том что человек преобразователь рукотворного мира.
3.Тема: «Мамин портрет»(Витохина А.Я стр. )
Цель: воспитывать уважительное внимательное отношение к ближнему, поздравить мам с праздником.
4.Тема: «Лисичка со скалочкой»(О.Л. Князева стр.49)
Цель: знакомство со сказкой, с народным предметом обихода
ДЕКАБРЬ
1.Тема: «Что такое доброта» (Баринова Е.В. стр. 76, Меремьянина О.Р. стр.36)
Цель: расширять представления о доброте, формировать адекватное отношение к своим поступкам, учить видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих.
2.Тема: «Новогодняя елка» (Князева О.Л. стр 154, Полякевич Ю.В. стр. 58)
Цель: знакомить детей с традицией празднования Нового года, уточнить знания детей о зиме.
3.Тема: «Стать добрым волшебником, ну- ка, попробуй… »(Баринова.Е.В стр.62, Севостьянова Е.О стр.74)
Цель: учить проявлять внимание к родным и знакомым, создавать положительный фон в группе, формировать нравственные черты: взаимопомощь, доброту, вежливость, такт, доброжелательность.
4.Тема: Просмотр кукольного мультфильма «Подарёнка»
Цель: беседа и викторина по содержанию, развивать внимание, воображение, умение сопереживать героям мультфильма.
ЯНВАРЬ
1.Тема: «Сопереживание»(Громова О.Е стр.99)
Цель: формировать чувства сопереживания к другим людям, обогащать и активизировать словарь по теме.
2.Тема:«Рождественская сказка для малышей»(Князева О.Л.стр151,Витохина.А.Я.стр.149)
Цель: развивать в детях желание радовать близких в праздник, любовью, заботой, хорошим поведением.
3.Тема: «Зимняя птица – розовый снегирь»(Полякевич Ю.В.стр.51)
Цель: воспитывать любовь, любознательность, бережное отношение к природе, милосердие и сострадание.
4.Тема: «Гостям всегда рады» (Князева.О.Л.стр.47.Мосалова.Л.Л.стр.20)
Цель: воспитывать вежливость; учить в различных ситуациях договариваться, избегать конфликтов со сверстниками; наводить порядок в группе, правильно сервировать стол к празднику .
ФЕВРАЛЬ
1.Тема: «Кукла - закрутка» (Князева О.Л. стр.172 )
Цель: познакомить детей с традицией русского семейного рукоделия, с приемами изготовления простой куклы из ткани.
2.Тема: «Что такое дружба?»(Масалова .Л.П. стр. 55, Меремьянина О.Р. стр.24)
Цель: воспитывать у детей чувство доброты, готовность к взаимопомощи, учить ценить дружеские отношения, строить их на желании помочь, доставить радость.
3.Тема: «Веселые ложки » (Князева О.Л. стр 54)
Цель: знакомить детей с предметами народного обихода – деревянными ложками, загадать загадки.
4.Тема: «Русские богатыри – защитники Отечества» (Витохина А.Я. стр.138)
Цель: знакомить детей с понятием «русские богатыри», воспитывать отвагу, мужество, желание защищать тех кто нуждается в защите.
МАРТ
1.Тема: «Учимся угадывать мамины желания » (Баринова Е.В. стр. 31,32)
Цель: воспитывать уважения к членам семьи, учить проявлять заботу о близких, беседа о маме.
2.Тема: «Масленица» (Громова О.Е. стр.216, Князева О.Л.стр.155,Витохина А.Я.стр.138)
Цель: формировать у детей живой интерес к традиции отечественной культуры, воспитывать дружелюбие, знакомство с «Масленицей».
3.Тема: «Матрешка»(Мосалова Л.Л. стр.33, Витохина А.Я. стр.152,153,155.)
Цель: познакомить детей с матрёшкой, воспитывать творческое восприятие и воображение, учить раскрашивать матрешку.
4.Тема: «Если вы вежливы»(Севостьянова Е.О. стр.60, Баринова Е.В.стр.85,Панина С.М.стр.21,114. )
Цель: формировать основные правила этикета: здороваться, прощаться, извиняться, благодарить; дать представления об этикете общения со сверстниками и взрослыми.
АПРЕЛЬ
1.Тема: «Вот Земля – наш светлый дом »(Витохина А.Я. стр.106)
Цель: формировать и закреплять положительное отношение к окружающему виду живой и не живой природе.
2.Тема: «Весна красавица. Вербная композиция»(Поликевич Ю.В.стр.112 )
Цель: поддерживать в детях радостное ожидание праздника, закреплять представления о весенних изменениях в природе, воспитывать наблюдательность, чуткость, сочувствие к всему живому.
3.Тема: «Полет на планету Нептун»(Панина С.М.стр.111)
Цель: обобщить знание детей по темам «Вежливость», «Дружба», «Жадность», создать положительный опыт в стремление совершать добрые поступки, быть отзывчивыми, щедрыми.
4.Тема: «Роспись пасхальных яиц»(Витохина А.Я.стр138.)
Цель: учить заботиться о родных и друзьях, готовя для них праздничные подарки.
Май
1.Тема: «Пасха – семейный пасхальный праздник»(Князева О.Л. стр.148)
Цель: поддерживать в детях радость и желание делиться ею со всеми.
2.Тема: «Сошью Маше сарафан »(Князева О.Л, стр. 117,48, Витохина А.Я. стр.111)
Цель: формировать знание детей о русском национальном костюме, о русских национальных сказках потешках.
3.Тема: «Русские народные песни»(Князева О.Л.стр.180,183,277,283)
Цель: слушание народных мелодий, знакомить с русским фольклором, Д/И «Угадай по звуку».
4.Тема: «Чаепитие на Руси. Русский самовар»(Князева О.Л.стр.134,Витохина А.Я. стр145)
Цель: доставить радость от совместного общения, знакомить с русским фольклорам, формировать образною речь.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Программа «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова СФГОС 2011г.
- Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольника Г.А. Антонова. Библиотека программы «Детство» 2013г.
- Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. Библиотека программы «Детство» 2012г.
- Духовно нравственное становление дошкольников С.М. Панина. Изд «Учитель» 2005г.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева 2005г.
- «Страна добра: социализация детей 5-7 лет» Е.О. Севостьянова, ТЦ «Сфера» Москва 2012г.
- «Я и мир» Л.Л. Мосалова Санкт-Петербург Детство пресс 2011г.
- «Формирование коммуникативных навыков у детей 3 -7 лет» Ю.В. Полякевич. Изд. «Учитель» Волгоград 2014г.
- «Развитие социальных навыков детей 5 – 7 лет» О.Р. Меремьянина. Изд. «Учитель» Волгоград 2013г.
- «Уроки Вежливости и Доброты» Е.В. Баринова. ФЕНИКС 2011г.
- «Я и моя семья» Е.В. Баринова. ФЕНИКС Ростов на Дону 2013г.
- «Ознакомление дошкольников с социальным миром» О.Е Громова Москва 2013г. ТЦ Сфера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности кружок "Тулячок"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тулячок»...
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Кружок "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» является составной частью программы «Духовно-нравственного развития и воспитания младших школьнико...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках духовно-нравственного направлени...
Внеурочная деятельность.Духовно-нравственное направление .Кружок "Знатоки родного края"
Программа кружка относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительнос...
Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Азбука нравственности,, 1 класс
внеурочная деятельность...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...