Кружок нравственной направленности "Зернышки"
методическая разработка на тему

Приобщение детей к истокам русской народной культуры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок28.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №142»

Кружок нравственной направленности

 «Зернышки»

Средняя группа

                                                          Воспитатель :  

                                                                      Баутина О.Н. 1КК

Воронеж 2015

Цель; приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование представления детей об этических понятиях и критерия оценок нравственных явлений.

Задачи:

  • формировать единство нравственного сознания, поведения отношений чувств и переживаний ребенка;
  • способствовать снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей;
  • углублять представления детей о значении доброжелательного отношения к окружающим людям;
  • учить умению самостоятельно разрешать конфликты;
  • формировать умения использовать в общении правила речевого этикета;
  • воспитывать элементарные навыки вежливости;
  • способствовать совместному участию мальчиков и девочек сюжетно - ролевых, театрализованных и других видов игр, выполнении отдельных просьб взрослых;
  • знакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, связанными с тематикой занятий;
  • развивать умения и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь её;
  • воспитывать уважительное, милосердное, внимательное  отношение к ближнему.

         Методы и приемы:

  • народные игры;
  • беседы;
  • чтение художественных произведений;
  • слушание сказок, музыки, прослушивание грамзаписи;
  • игровые занятия;
  • дидактические игры;
  • изо деятельность;
  • рассматривание репродукций картин;
  • работа с родителями;
  • театрализованные представления.

Режимные моменты.

Занятия проводятся группой один раз в неделю (после сна), продолжительностью 15-20 минут. Всего 32  занятий.

 

Планируемые результаты:

  • формирование интеллектуальных и личностных качеств дошкольников по данному направлению в результате освоения образовательных областей:
  • социально коммуникативного развития;
  • познавательного развития;
  • художественно эстетического развития;
  • речевого развития;
  • физического развития.
  • осмысление детьми истоков русской народной культуры

Тематическое планирование занятий.

ОКТЯБРЬ

1.Тема: «Будем знакомы »(С.М. Панина стр.4)

   Цель: ввести детей в загадочный и сказочный мир общения, познакомить с правилами речевого поведения во время знакомств ; показать, что общение должно быть доброжелательным, активизировать словарь.

2. Тема: «Плоды приносит осень»(Потаповская стр.6)

    Цель: уточнить и закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, формировать представления о том, что в определенную пору все приносит свой плод(и растения в природе, и занятия человека делом).

3.Тема: «Журавлики летят»(Потаповская стр.7)

   Цель: воспитывать у детей любовь к Родине и родной природе, развивать способность создавать выразительные художественные образы в творческих работах, умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире.

4.Тема: «Золотая осень»(Коволенко стр.23)

   Цель: научить детей лепить деревья из пластилина, передавая ствол, веточки, разных деревьев, размещать на веточках семена, подбирая их по размеру.

НОЯБРЬ

1.Тема: «Добро и зло» (Е.О,Севостьянова стр.21,25)

   Цель: учить и решать проблемные ситуации, анализировать собственное поведение и поступки окружающих, закрепить этические понятия «добро» и «зло» на собственных примерах.

2.Тема: «Я человек»(Л.Л.Мосалова стр.9,Ю.В.Полякевич стр39)

   Цель: обогащать представления детей о себе и своих сверстниках, учить различать людей по возрасту, индивидуальным особенностям, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений, формировать понятия о том что человек преобразователь рукотворного мира.  

3.Тема: «Мамин портрет»(Витохина А.Я стр.  )

   Цель: воспитывать уважительное внимательное отношение к ближнему, поздравить мам с праздником.

  4.Тема: «Лисичка со скалочкой»(О.Л. Князева стр.49)

   Цель: знакомство со сказкой, с народным предметом обихода

ДЕКАБРЬ

1.Тема: «Что такое доброта» (Баринова Е.В. стр. 76, Меремьянина О.Р. стр.36)

   Цель: расширять представления о доброте, формировать адекватное отношение к своим поступкам, учить видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих.

2.Тема: «Новогодняя елка» (Князева О.Л. стр 154, Полякевич Ю.В. стр. 58)  

   Цель: знакомить детей с традицией празднования Нового года, уточнить знания детей о зиме.

3.Тема: «Стать добрым волшебником, ну- ка, попробуй… »(Баринова.Е.В стр.62, Севостьянова Е.О стр.74)

   Цель: учить проявлять внимание к родным и знакомым, создавать положительный фон в группе, формировать нравственные черты: взаимопомощь, доброту, вежливость, такт, доброжелательность.

4.Тема: Просмотр кукольного мультфильма «Подарёнка»

   Цель: беседа и викторина по содержанию, развивать внимание, воображение, умение сопереживать героям мультфильма.

ЯНВАРЬ

1.Тема: «Сопереживание»(Громова О.Е стр.99)

   Цель: формировать чувства сопереживания к другим людям, обогащать и активизировать словарь по теме.

2.Тема:«Рождественская сказка для малышей»(Князева О.Л.стр151,Витохина.А.Я.стр.149)

   Цель: развивать в детях желание радовать близких в праздник, любовью, заботой, хорошим поведением.

3.Тема: «Зимняя птица – розовый снегирь»(Полякевич Ю.В.стр.51)

   Цель: воспитывать любовь, любознательность, бережное отношение к природе, милосердие и сострадание.

4.Тема: «Гостям всегда рады» (Князева.О.Л.стр.47.Мосалова.Л.Л.стр.20)

   Цель: воспитывать вежливость; учить в различных ситуациях договариваться, избегать конфликтов со сверстниками; наводить порядок в группе, правильно сервировать стол к празднику .  

ФЕВРАЛЬ

1.Тема: «Кукла - закрутка» (Князева О.Л. стр.172 )

   Цель: познакомить детей с традицией русского семейного рукоделия, с приемами изготовления простой куклы из ткани.

2.Тема: «Что такое дружба?»(Масалова .Л.П. стр. 55, Меремьянина О.Р. стр.24)

   Цель: воспитывать у детей чувство доброты, готовность к взаимопомощи, учить ценить дружеские отношения, строить их на желании помочь, доставить радость.

3.Тема: «Веселые ложки » (Князева О.Л. стр 54)

   Цель: знакомить детей с предметами народного обихода – деревянными ложками, загадать загадки.

4.Тема: «Русские богатыри – защитники Отечества» (Витохина А.Я. стр.138)

   Цель: знакомить детей с понятием «русские богатыри», воспитывать отвагу, мужество, желание защищать тех кто нуждается в защите.

МАРТ

1.Тема: «Учимся угадывать мамины желания » (Баринова Е.В. стр. 31,32)

   Цель: воспитывать уважения к членам семьи, учить проявлять заботу о близких, беседа о маме.

2.Тема: «Масленица» (Громова О.Е. стр.216, Князева О.Л.стр.155,Витохина А.Я.стр.138)

   Цель: формировать у детей живой интерес к традиции отечественной культуры, воспитывать дружелюбие, знакомство с «Масленицей».

3.Тема: «Матрешка»(Мосалова Л.Л. стр.33, Витохина А.Я. стр.152,153,155.)

   Цель: познакомить детей с матрёшкой, воспитывать творческое восприятие и воображение, учить раскрашивать матрешку.  

4.Тема: «Если вы вежливы»(Севостьянова Е.О. стр.60, Баринова Е.В.стр.85,Панина С.М.стр.21,114. )

   Цель: формировать основные правила этикета: здороваться, прощаться, извиняться, благодарить; дать представления об этикете общения со сверстниками и взрослыми.

АПРЕЛЬ

1.Тема: «Вот Земля – наш светлый дом »(Витохина А.Я. стр.106)

   Цель: формировать и закреплять положительное отношение к окружающему виду живой и не живой природе.

2.Тема: «Весна красавица. Вербная композиция»(Поликевич Ю.В.стр.112 )

   Цель: поддерживать в детях радостное ожидание праздника, закреплять представления о весенних изменениях в природе, воспитывать наблюдательность, чуткость, сочувствие к всему живому.

3.Тема: «Полет на планету Нептун»(Панина С.М.стр.111)

   Цель: обобщить знание детей по темам «Вежливость», «Дружба», «Жадность», создать положительный опыт в стремление совершать добрые поступки, быть отзывчивыми, щедрыми.

4.Тема: «Роспись пасхальных яиц»(Витохина А.Я.стр138.)

   Цель: учить заботиться о родных и друзьях, готовя для них праздничные подарки.

Май

1.Тема: «Пасха – семейный пасхальный праздник»(Князева  О.Л. стр.148)

   Цель: поддерживать в детях радость и желание делиться ею со всеми.

2.Тема: «Сошью Маше сарафан »(Князева О.Л, стр. 117,48, Витохина А.Я. стр.111)

   Цель: формировать знание детей о русском национальном костюме, о русских национальных сказках потешках.

3.Тема: «Русские народные песни»(Князева О.Л.стр.180,183,277,283)

   Цель: слушание народных мелодий, знакомить с русским фольклором,  Д/И «Угадай по звуку».

4.Тема: «Чаепитие на Руси. Русский самовар»(Князева О.Л.стр.134,Витохина А.Я. стр145)

   Цель: доставить радость от совместного общения, знакомить с русским фольклорам, формировать образною речь.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Программа «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова СФГОС 2011г.
  2. Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольника Г.А. Антонова. Библиотека программы «Детство» 2013г.
  3. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. Библиотека программы «Детство» 2012г.
  4. Духовно нравственное становление дошкольников С.М. Панина. Изд «Учитель» 2005г.
  5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева 2005г.
  6. «Страна добра: социализация детей 5-7 лет» Е.О. Севостьянова, ТЦ «Сфера» Москва 2012г.
  7. «Я и мир» Л.Л. Мосалова Санкт-Петербург Детство пресс 2011г.
  8. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3 -7 лет» Ю.В. Полякевич. Изд. «Учитель» Волгоград 2014г.
  9. «Развитие социальных навыков детей 5 – 7 лет» О.Р. Меремьянина. Изд. «Учитель» Волгоград 2013г.
  10.  «Уроки Вежливости и Доброты» Е.В. Баринова. ФЕНИКС 2011г.
  11.  «Я и моя семья» Е.В. Баринова. ФЕНИКС Ростов на Дону 2013г.
  12.  «Ознакомление дошкольников с социальным миром» О.Е Громова  Москва 2013г. ТЦ Сфера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности кружок "Тулячок"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тулячок»...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Кружок "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» является составной частью программы «Духовно-нравственного развития и воспитания младших школьнико...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках  духовно-нравственного направлени...

Внеурочная деятельность.Духовно-нравственное направление .Кружок "Знатоки родного края"

Программа кружка относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительнос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...