РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»
рабочая программа по теме
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках духовно-нравственного направления развития личности для учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-uroki_estetiki-2012.doc | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край , Красноармейский район, ст. Ивановская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от .08.2012 года
Председатель педсовета
_____________ О.Н. Гучетль
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по духовно-нравственному направлению
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Уроки эстетики»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
6,5-11лет
(возраст обучающихся)
Грек Елена Леонидовна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
I. Пояснительная записка
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»,к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся их ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики .
Источниками и средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников являются окружающая их жизнь: общественная среда с её эстетикой труда, поведения и быта; искусство и природа. Поэтому на протяжении всех четырех лет обучения в начальных классах на уроках эстетики этим средствам уделяется большое внимание.
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках духовно-нравственного направления развития личности.
Программа определяет основные направления нравственного воспитания обучающихся начальных классов и состоит из разделов , которые дают ориентиры для вариативного формирования учебно-тематического плана. Программа основана:
- На основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021779-8
Целью уроков эстетики является систематизация эстетических знаний детей об отдельных областях жизни.
Задачи, которые решаются на уроках эстетики:
- закрепить и расширить эстетические представления учащихся, полученные в семье, в детском саду о красивом и безобразном в жизни, природе и искусстве;
- познакомить детей с различными видами и жанрами искусства, с творчеством известных деятелей культуры и искусства;
- возбудить у них потребность в общении с красотой;
- вызвать интерес у младших школьников к творческой деятельности;
- развивать у детей стремление вносить красоту в повседневную жизнь;
- развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у учащихся начальных классов.
Предполагаемый курс «Уроки эстетики» содержит четыре раздела:
- Этикет (Поведение в общественных местах, гостевой этикет, речевой этикет, внешний вид и др.).
- Искусство (Изобразительное искусство, музыка, театр, кино)
- Деятельность человека и его увлечения (трудовая, спортивная, игровая, художественная деятельность)
- Культура и искусство народов Кубани.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Значительное место на уроках эстетики мы рекомендуем отводить заданиям творческого характера: придумать рифму, короткое стихотворение на заданную рифму или тему, сочинить или закончить сказку, с помощью пантомимы изобразить то или иное действие, нарисовать под грустную музыку осенний пейзаж, оформить книжку-малютку с загадками о цветах и т.п.
Эстетические критерии, вкусы учащихся будут развиваться в том случае, если дети имеют постоянную, активную оценочную практику. В связи с этим на занятиях по эстетике важно добиваться от учащихся мотивированных эстетических суждений, то есть ответов на вопросы: какое чувство вызывает то или иное событие, образ, поступок, картина, художественная деталь; почему они нравятся или не нравятся, чем объясняется это чувство?
У младших школьников нет еще обобщенных представлений о красоте человека, они обычно связываются с образом какого-то конкретного человека. Идеалы совершенства дети ищут прежде всего среди своих близких и своих сверстников, поэтому предметом анализа лучше выбирать жизнь и деятельность самих детей и окружающих их людей.
Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из популярных сказок, детских мультфильмов. На уроках должны широко использоваться различные наглядные пособия (репродукции, фотографии, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства и др.), а также диафильмы, грамзаписи с детскими песнями, музыкальными сказками, литературными произведениями.
При разработке тематики «Уроков эстетики" учитывались те возможности эстетического воспитания, которые заложены в программу таких учебных курсов, как "Изобразительное искусство и художественный труд", 'Музыка", "Естествознание", "Развитие речи", "Театр" и другие.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – 15 человек .Возраст учащихся 7-11 лет.
Сведения о сроках реализации программы
Полный курс рассчитан на 4года обучения, по 1 часу в неделю.
Всего на изучение кружка «Уроки эстетики» в начальной школе выделяется 135 часов , из них в 1-м классе согласно требованиям Сан ПиН всего на изучение кружка «Уроки эстетики » в 1-м классе выделяется 33часа (1час в неделю) , по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1час в неделю)
Распределение часов по годам обучения
№ | Разделы | 1 класс | 2класс | 3класс | 4класс | Всего |
1 | Этикет | 33 | 20 | 53 | ||
2 | Искусство | 14 | 34 | 48 | ||
3 | Деятельность человека и его увлечения | 24 | 24 | |||
4 | Культура и искусство народов Кубани | 10 | 10 | |||
Итого: | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия
-Беседа
-Сообщения
-Встречи с интересными людьми
-Просмотр и обсуждение видеоматериала
Практические занятия
-Творческие конкурсы
-Выставки декоративно-прикладного искусства
-Коллективные творческие дела
-Соревнования
-Викторины
-Интеллектуально-познавательные игры
-Творческие проекты, презентации
2. Учебно- -тематический план программы.
№ | Наименование разделов, тем. | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Характеристика деятельности обучающихся |
1 год обучения Раздел «Этикет»(53Ч) | |||||
1. | Вводное занятие. Что такое красота? | 1 | 1 | - | Учащиеся знакомятся с понятием красота ,определяют место красоты в нашей жизни |
2. | Мы видим красоту в окружающем мире. | 1 | - | 1 | Экскурсия ,конкурс рисунков ,тематическая беседа |
3 | Мы слышим красивые звуки | 1 | - | 1 | Экскурсия ,прослушивание аудио записей музыки ,песен ,произведений композиторов |
4 | Можно ли отличить красивое от безобразного? | 1 | - | 1 | Тематическая беседа, видео презентация ,экскурсия. |
5 | Вспоминая лето,За что мы его любим? | 1 | - | 1 | Проектная деятельность |
6 | Бал цветов. | 1 | - | 1 | Конкурс стихов ,песен ,сказок ,загадок о цветах. |
7 | Праздник «Золотая осень» | 1 | - | 1 | Праздник |
8 | О чём рассказывают наши имена? | 1 | 1 | - | Тематическая беседа ,видеопрезентация. |
9 | Самая любимая игрушка | 1 | - | 1 | Проектная деятельность. |
10 | Зачем нужно зеркало? | 1 | 1 | - | Тематическая беседа,. |
11 | Красота внешнего вида. Рисуем свой портрет. | 2 | - | 2 | Тематическая беседа, конкурс рисунков. |
12 | Красота внешнего вида. Рисуем свой портрет. | ||||
13 | Мы умеем красиво вести себя в школе. | 1 | 1 | - | Тематическая беседа ,диспут. |
14 | О красоте поведения в общественных местах | 1 | 1 | - | Тематическая беседа |
15 | Мы пришли в театр, в музее. | 1 | - | 1 | Тематические игры, беседа. |
16 | Красота и доброта | 1 | 1 | - | Тематическая беседа, исследовательская деятельность. |
17 | «Идёт Волшебница-Зима!» | 1 | - | 1 | Праздник |
18 | Как мы говорим. Речевой этикет. | 1 | - | 1 | Беседа. |
19 | Игра «У меня зазвонил телефон» | 1 | 1 | - | Игра. Тематическая беседа. |
20 | Разговор по телефону. | 1 | - | 1 | Игра ,викторина. |
21 | Путешествие в страну поэзию. | 1 | - | 1 | Конкурс стихов. |
22 | Мои первые стихи. | 1 | - | 1 | Творческая мастерская. |
23 | Любимые поэты. | 1 | - | 1 | Беседа о поэтах, конкурс стихов. |
24 | К.И.Чуковский-детям. | 1 | - | 1 | Литературная викторина |
25 | Здоровье и красота человека. | 1 | - | 1 | Тематическая беседа. Спортивные игры |
26 | Уроки Мойдодыра. Что мы знаем о своём здоровье? | 1 | 1 | - | Тематическая беседа .Видеопрезентация. |
27 | Что мы должны уметь, чтобы быть здоровым и красивым. | 1 | - | 1 | Игровой конкурс. |
28 | Весна-краса. Пробуждение весны в искусстве. | 1 | 1 | - | Тематическая беседа, видеопрезентация |
29 | Весна-краса. Пробуждение весны в природе. | 1 | - | 1 | Экскурсия, конкурс рисунков. |
30 | Пу тешествие в страну Мульти-Пультию. | 1 | 1 | - | Просмотр любимых мультфильмов, тематическая беседа. |
31 | Мой собственный мультфильм. | 1 | - | 1 | Творческая работа. |
32 | «В кукольном театре» | 1 | - | 1 | Игровой конкурс. |
33 | Итоговое занятие. Задание на лето. | 1 | - | 1 | Вспоминаем, повторяем, задания на лето |
Итого: | 33ч | 10ч | 23ч |
№ | Наименование разделов,тем. | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Характеристика деятельности обучающихся |
2 год обучения раздел «Этикет». | |||||
1. | Вводное занятие .Как мы провели лето. | 1 | 1 | - | Тематическая беседа. Творческая работа. |
2. | Какие бывают букеты? | 1 | 1 | - | Тематическая беседа. |
3 | Искусство составления букетов. | 1 | - | 1 | Коллективная творческая работа. |
4 | «Бал цветов» | 1 | - | 1 | Праздник |
5 | Кто такие коллекционеры? | 1 | 1 | - | Тематическая беседа. |
6 | Расскажи о своей коллекции | 1 | - | 1 | Творческая мастерская |
7 | Гостевой этикет. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тематическая беседа |
8 | Как пригласить гостей? | Игровой конкурс | |||
9 | Что и как лучше дарить? | 2 | 0,5 | 1,5 | Тематическая беседа. |
10 | Готовим подарки. | Творческая мастерская | |||
11 | Если ты хозяин. | 1 | - | 1 | Конкурсно-развлекательная программа |
12 | Если ты гость. | 1 | - | 1 | Игра «Приём гостей» |
13 | Сервировка стола | 3 | 1 | 2 | Тематическая беседа |
14 | Столовые приборы. | Видеопрезентация | |||
15 | Как пользоваться столовыми приборами. | Практические занятия | |||
16 | Салфетки и их назначение | 1 | - | 1 | Творческая мастерская |
17 | Как вести себя за столом? | 1 | - | 1 | Тематическая беседа |
18 | Поздравительная открытка.Как её оформить? | 1 | - | 1 | Творческая мастерская |
19 | Развлечения для гостей. | 1 | - | 1 | Конкурсная программа |
20 | Отчего зависит моё настроение. | 1 | 1 | - | Диспут |
Раздел «Искусство» (48 ч.) | |||||
21 | Что такое искусство? | 1 | 1 | - | Тематическая беседа,видеопрезентация. |
22 | Мой любимый кинофильм | 2 | - | 2 | Диспут |
23 | Мой любимый кинофильм | Просмотр кинофильма | |||
24 | Песня в мультфильмах и её исполнение | 1 | - | 1 | Музыкальный конкурс |
25 | Музыка В.Шаинского | 1 | - | 1 | Прослушивание и исполнение песен. |
26 | «Угадай мелодию» | 1 | - | 1 | Музыкальный конкурс. |
27 | Моя любимая песня | 1 | - | 1 | Конкурс исполнителей. |
28 | Наш зелёный друг.Лес-красота и наслаждение. | 1 | - | 1 | Экскурсия в лес. |
29 | Знакомство с театром. | 2 | - | 2 | Тематическая беседа. |
30 | Знакомство с театром | Посещение театральной студии. | |||
31 | Мои любимые радиопередачи | 1 | - | 1 | Творческая мастерская |
32 | Мои любимые телепередачи | 1 | - | 1 | Проектная деятельность |
33 | Я создаю свою радиопередачу | 1 | - | 1 | Творческая мастерская |
34 | Я- ведущий! | 1 | - | 1 | Творческая мастерская |
Итого: | 34 ч | 10ч | 24ч |
№ | Наименование разделов ,тем. | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Характеристика деятельности обучающихся |
3 год обучения раздел «Искусство». | |||||
1. | Вводное занятие .Чудеса лета. | 1 | 1 | - | Тематическая беседа. Творческая работа. |
2. | Повторение пройденного за 2 года | 1 | - | 1 | Проектная работа. |
3 | Виды изобразительного искусства | 1 | 1 | - | Тематическая беседа, презентация. |
4 | Живопись и графика | 2 | 0,5 | 1.5 | Тематическая беседа |
5 | Живопись и графика | Творческая работа | |||
6 | Скульптура и архитектура | 2 | 0.5 | 0.5 | Тематическая беседа |
7 | Скульптура и архитектура | Творческая работа | |||
8 | Декоративно-прикладное искусство | 3 | 1 | 2 | Тематическая беседа ,презентация |
9 | Декоративно-прикладное искусство | Творческая мастерская | |||
10 | Декоративно-прикладное искусство | Выставка поделок | |||
11 | Пейзаж ,портрет ,натюрморт | 2 | - | 2 | Тематическая беседа, презентация |
12 | Пейзаж ,портрет ,натюрморт | Творческая мастерская | |||
13 | Сказочный жанр.Рисуем сказку | 1 | - | 1 | Творческая работа |
14 | Где работают художники? | 1 | - | 1 | Работа в творческих мастерских |
15 | Книжная графика | 2 | 0.5 | 1.5 | Тематическая беседа |
16 | Я иллюстрирую книгу | Творческая работа | |||
17 | Художники-иллюстраторы :Е.Чарушин, В.Сутеев. | 1 | 1 | - | Тематическая беседа ,презентация |
18 | Бытовой жанр в изобразительном искусстве | 2 | 0.5 | 1.5 | Тематическая беседа |
19 | Бытовой жанр в изобразительном искусстве | Творческая работа | |||
20 | Художники-пейзажисты ,портретисты ,анималисты | 4 | 1 | 3 | Тематическая беседа |
21 | Я -художник | Творческая работа Выставка рисунков | |||
22 | Я- художник | ||||
23 | Я- художник | ||||
24 | Главные театры мира | 1 | 1 | - | Видеопрезентация |
25 | Заочное путешествие в большой театр | 1 | 1 | - | Тематическая беседа,презентация |
26 | Кто такой драматург? | 2 | 1 | 1 | Тематическая беседа |
27 | Детская драматургия. | Творческая студия | |||
28 | Театры г.Краснодара | 1 | 1 | - | Заочное путешествие. |
29 | Наш школьный театр. | 1 | - | 1 | Театральная студия |
30 | Музеи мира. | 1 | 1 | - | Видеопрезентация |
31 | Третьяковская галерея | 2 | 1 | 1 | Тематическая беседа |
32 | Третьяковская галерея | Художественная студия. | |||
33 | Я выбираю искусство-…..! | 2 | - | 2 | Творческая мастерская ,выставка рисунков. |
34 | Я выбираю искусство-….! | ||||
Итого: | 34ч | 13ч | 21ч | ||
№ | Наименование разделов ,тем. | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Характеристика деятельности обучающихся |
4 год обучения раздел «Деятельность человека и его увлечения» (24ч) . | |||||
1. | Вводное занятие .Красота лета Кубани. | 2 | 0.5 | 1.5 | Тематическая беседа |
2. | Вводное занятие. Красота лета Кубани. | Экскурсия | |||
3 | Как мы можем сделать окружающий мир лучше .Работа на школьной клумбе. | 2 | - | 2 | Трудовой десант |
4 | Как мы можем сделать окружающий мир лучше .Работа на школьной клумбе. | Трудовой десант | |||
5 | Землю красит солнце, а человека-труд. | 1 | 1 | - | Праздник «Все профессии важны» |
6 | Я выбираю профессию | 1 | - | 1 | Устный журнал |
7 | Спорт или искусство? | 1 | - | 1 | Диспут |
8 | Нужны ли сегодня рыцари? | 1 | - | 1 | Библиотечный час |
9 | Праздник вежливости | 2 | 0.5 | 1.5 | Праздник |
10 | Праздник вежливости | Конкурс «Самый вежливый» | |||
11 | Писатели и поэты Кубани. | 2 | - | 2 | Тематическая беседа |
12 | Стихи кубанских поэтов. | Конкурс стихов. | |||
13 | Расскажи о своей любимой книге. | 2 | - | 2 | Читательская конференция |
14 | Расскажи о своём любимом писателе. | Проектная работа | |||
15 | Мода и красота | 1 | 1 | - | Исследовательская деятельность |
16 | Я -модельер. | 1 | - | 1 | Творческая работа. |
17 | Мы у стилиста | 1 | - | 1 | Конкурс причёсок |
18 | Дизайн дома | 1 | - | 1 | Проект моего будущего дома |
19 | Мои увлечения | 1 | - | 1 | Диспут |
20 | Архитектура и её виды | 3 | 1 | 2 | Тематическая беседа |
21 | Архитектура г.Краснодара | Видеопрезентация | |||
22 | Лучший архитектурный проект | Конкурс | |||
23 | Чем я могу помочь своей станице? | 2 | - | 2 | Проектная деятельность |
24 | Чем я могу помочь своей станице? | ||||
Раздел «Культура и искусство народов Кубани» | |||||
25 | Кубанские обычаи и праздники | 2 | 0.5 | 1.5 | Тематическая беседа |
26 | «Масленица» | Праздник | |||
27 | Композиторы Кубани | 1 | 1 | - | Устный журнал |
28 | Музыкальные коллективы Кубани | 2 | 0.5 | 1.5 | Видеопрезентация |
29 | Музыкальные коллективы школы | Музыкальный конкурс | |||
30 | Одежда жителей Кубани | 2 | - | 2 | Библиотечный час |
31 | Моделируем костюм | Творческая работа | |||
32 | Развлечения будущего | 1 | - | 1 | Проектная работа |
33 | Фантазия детей | 1 | - | 1 | Творческая работа |
34 | Заключительное занятие | 1 | - | 1 | Сочинение «Эстетика это….» |
Итого: | 34ч | 6ч | 28ч |
3.Содержание программы
Первый год обучения
Раздел I. Этикет.33ч (10ч. теория, 23ч. практика)
Познакомить учащихся с разделом этики. Учить видеть красоту в окружающем нас мире .Познакомить со стихами, песнями, загадками о цветах.
« Золотая осень». О чем рассказывают наши имена? Самая любимая игрушка. Зачем нужно зеркало? Красота внешнего вида. Мы умеем красиво вести себя в школе. О красоте поведения в общественных местах. Игры « Мы в театре», Мы в музее», « Красота и доброта ». праздник «Идет волшебница зима». Речевой этикет. Правила разговора по телефону. Путешествие в страну поэзию. Любимые стихи и поэты. Викторина « К. Чуковский – детям». Что мы знаем о своем здоровье. Пробуждение весны в искусстве и природе. Путешествие в страну « Мульти – Пультию »
Второй год обучения.
Этикет 20ч. ( 6ч. теории, 14 ч практики )
Игра «В кукольном театре». Какие бывают букеты ? Искусство составления букета. Кто такие коллекционеры? Расскажи о своей коллекции. Гостевой этикет. Готовим подарки. Сервировка стола. Посуда. Салфетки. Столовые приборы. Как вести себя за столом. Поздравительная открытка и её оформление. Игры и развлечения для гостей. Отчего зависит мое настроение.
РАЗДЕЛ II Искусство. 14ч. ( 2ч. теории, 12ч. практики ).
Что такое искусство? Мой любимый кинофильм. Песни в мультфильмах и в кинофильмах. Музыка В.Шаинского. Игра « Угадай мелодию ». Моя любимая песня. Конкурс исполнителей. Лес – красота и наслаждение! (Экскурсия в парк ). Мои любимые телепередачи и радиопередачи.
Третий год обучения.
Искусство 34ч. ( 13ч. теории, 21ч. практики).
Общее понятие о видах изобразительного искусства. Живопись и графика. Скульптура и архитектура. Декоративно – прикладное искусство. Пейзаж, портрет, натюрморт. Сказочный жанр. Рисуем сказку. Работа в творческих мастерских. Книжная графика. Я иллюстрирую книгу. Художники – иллюстраторы: Е.Чарушин, В.Сутеев. Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Художники – анималисты, пейзажисты, портретисты. Я – художник. Главные театры мира. Заочное путешествие в Большой театр. Кто такой драматург? Детская драматургия. Театры г. Краснодара. Наш школьный театр. Музеи мира. Заочное путешествие в Третьяковскую галерею. Я выбираю искусство – …!
Четвертый год обучения
Раздел III. Деятельность человека и его увлечения. 24ч. (4 теория, 20ч практика )
Красота лета Кубани. Как мы можем сделать окружающий мир лучше. Работа на школьной клумбе. Землю солнце красит, а человека – труд. Диспут « Какая профессия самая важная », диспут « Спорт или искусство», диспут « Нужны ли сегодня рыцари»? Я вам пишу письмо. Этикет письма. Писатели и поэты Кубани. Конкурс стихов. Рассказ о своей любимой книге, писателе. Мода и красота. Я – модельер. Конкурс причесок. Мои увлечения. Архитектура города Краснодара. Конкурс « Лучший архитектурный проект города ».
Раздел IV. Культура и искусство народов Кубани. 10 часов ( 2ч. Теории, 8ч. Практика ).
Кубанские обычаи и праздники. Музыкальные коллективы Кубани. Композиторы Кубани. Одежда жителей Кубани. Занятия кубанского народа. Будущее Кубани. Фантазии детей.
4.Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» являются:
-приобретение детьми способности к саморазвитию;
-сформированность у обучающихся
А) мотивации к получению знаний;
Б) основ гражданской идентичности;
В) ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, личностные качества.
Метапредметным результатом изучения курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» является сформированность у детей универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий. По результатам обучения младшие школьники научатся:
- планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Помимо этого дети получат представление о базовых предметных и межпредметных понятиях, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессом.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» являются:
- правила этикета;
- правила поведения в общественных местах;
-гостевой этикет;
-правила внешнего вида;
-виды искусства;
-виды деятельности человека и его увлечения;
-культуру и искусство народов Кубани.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
-соблюдать культуру поведения в обществе;
-следовать правилам этикета;
-ориентироваться в изобразительном искусстве, музыке, театрах, кино;
- пользоваться дополнительной литературой;
-применять здоровьесберегающие технологии;
-ориентироваться в трудовом воспитании.
Можно выделить три уровня воспитательных результатов деятельности учащихся в рамках курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики
-первый уровень-приобретение обучающимися социальных знаний(об общественных нормах, этическом устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения), первичного понимания реальности и повседневной жизни;
- второй уровень – получение обучающимися переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса,школы.
- третий уровень – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субьектами за пределами школы.
Результативность изучения программы определяется на основе участия детей в конкурсных мероприятиях, выполнения ими творческих работ.
5. Формы контроля
В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов:
- словесные (мини-лекция, рассказ, беседа, диспут).
- наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, натуральные наглядные пособия);
- практические (наблюдения, эксперименты, практические работы);
- использование занимательного материала.
Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
Формирование знание осуществляется исследовательским методом, который заключается в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов.
Уместно использование следующих форм организации учебного процесса:
- учебное занятие;
- занятие-наблюдение;
- занятие-исследование;
- практическое занятие
- экскурсии;
- путешествия, интеллектуальные, этические игры;
- встречи с интересными людьми;
- тематические вечера и праздники.
-выставки
- концерты
-конференции
6.Методические рекомендации
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Уроки эстетики» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
7. Описание материально-технического обеспеченияпрограммы.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд | ||
1 | АлешинаЛ.О. О вежливости, о такте, о деликатности.Л.,2000. | |
2 | Асамай И.Т. Как себя вести.1980 | |
3 | Гольдин. Е.В.Речь иэтикет.1984 | |
4 | Васильева-Гангнус.Л.П.Азбука вежливости.1984 | |
5 | Грибова Л.А. О культуре поведения.1992 | |
6 | ДунцоваК.Г. Этикет за столом.1990 | |
7 | Голькин.В.Т. Разговор по телефону | |
8 | Жукова Т.И. Часы занимательной этики.1983 | |
9 | Борисов В.Занимательное краеведение.1975 | |
10 | Петрова . О.Рассказы о русских композиторах. 1979. | |
11 | Жегалова. С.К.Русская народная живопись | |
2.Печатные пособия | ||
1 | Изобразительное искусство. Методическое пособие1-4классы. | |
2 | Книги о художниках и художественных музеях. | |
3 | Словарь искусствоведческих терминов | |
4 | Портреты русских и зарубежных художников. | |
5 | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. | |
6 | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству. | |
3.Технические средства обучения | ||
1 | Мультимедийный компьютер с программным обеспечением. | 1шт. |
2 | Мультимедиа-проектор | 1шт |
3 | Мультимедиа-проектор | 1шт |
4 | Телевизор | 1шт |
4.Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Видеофильмы «Я и этика» | |
2 | CD “Развивашка» Делаем букеты с дизайнером | |
3 | DVD-фильмы-памятники архитектуры | |
4 | DVD -Декоративно-прикладное искусство | |
5 | DVD-фильмы- художественные музеи; | |
5.Игры и игрушки | ||
1 | Мягкие игрушки | |
2 | Пазлы | |
3 | Мозаика | |
4 | Настольные игры | |
6.Оборудование кабинета | ||
1 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. | 1шт |
2 | Персональный компьютер | 1шт |
3 | .CD/DVD-проигрыватели | 1шт |
4 | Мультимедийный проектор | 1шт |
5 | Телевизор. С диагональю не менее 72 см | 1шт |
6 | .CD/DVD-проигрыватели | 1шт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности. Кружок "Поиграй-ка"
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"
Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" (кружок)
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.Здоровье подразумевает не только отсутствие боле...
Рабочая программа внеурочной деятельности детский театральный кружок "Дебют"
Рабочая программа организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Реализуется за 4 года обучения. Основные виды деятельности предусмотренные в программе: изучение...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»
Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Кружок "Оригами"
Программа кружка «Оригами» составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Уроки оригами в начальной школе» (авторы Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю). Данная программа определяе...