Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности кружок "Тулячок"
рабочая программа по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тулячок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тулячок»
(духовно-нравственное направление внеурочной деятельности)
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тулячок» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения местного краеведческого материала. Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной, информационной, рефлексивной компетентностей.
Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет.
Технические задания составляются с опорой на личный опыт учащихся, предлагаются на выбор, предлагаются самими учащимися.
В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой игры, выполнении творческих проектов.
Цели: создание условий для получения дополнительных знаний каждым обучающимся о природе, географии, истории и культуре родного края, способствующих развитию познавательного интереса к краеведению, воспитанию социальной активности школьников.
Данная программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.
Программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.
Задачи:
- усвоить комплекс краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе внеурочной деятельности;
- создать условия в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников;
- сформировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края;
- воспитать патриотизм и экологическую культуру юных граждан;
- углубленное изучение родного края, дальнейшее развитие у школьников интереса к краеведению;
- выявление одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей.
Успешность деятельности определяется методами мотивации, используемыми учителем. Это социальные, эмоциональные, познавательные, волевые методы.
Программу предполагается реализовать в 3 этапа:
I этап (организационный),
II этап (реализация программы),
III этап (итоговый).
I этап. Разработка и реализация организационных программных мероприятий на уровне образовательного учреждения, направленных на развитие познавательных интересов учащихся в области краеведения, на расширение комплекса краеведческих материалов,
В результате реализации I этапа ожидается: повышение активности школьников в поисково-исследовательской работе, развитие у них стабильного интереса к познанию своего края, широкое использование краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе; расширение комплекса краеведческих материалов
II этап. Предполагает реализацию всей программы: развитие системы образования на основе изучения родного края; создание условий для формирования ключевых компетентностей; модернизация материальной базы.
III этап. Анализ, экспертиза и корректировка программы в соответствии с полученными результатами.
Программа рассчитана на 135 часов, 1 час занятий в неделю.
класс | Количество часов за год |
1 класс | 33часа |
2класс | 34часа |
3 класс | 34часа |
4класс | 34часа |
Основные виды деятельности:
Проведение викторин, выставки рисунков, поделок,
фотографий, сбор гербария,
написание мини-сочинений, мини-газет,
создание электронных презентаций,
участие в акциях по сохранению природы родного края,
коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
экскурсия; поездка, поход
практическое занятие, викторина, консультация
проблемная лекция, работа в музеях
встречи с участниками исторических событий
Планируемые результаты реализации программы:
- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся во внеурочной деятельности;
- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края;
- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;
- создание комплексной системы внеклассной работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;
- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников средствами ТКД;
- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;
- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;
- реализация социально-экологических проектов.
Личностными результатами изучения являются:
установка на поиск решения проблем;
критичность;
развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметными результатами изучения являются:
способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
способность осуществлять информационный поиск;
способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;
основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Критерии результативности:
Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
Участие в социально-значимых проектах;
Участие в учебно-исследовательских конференциях ученических проектов
в школе и городе.
Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Знакомятся с историей г.Тулы, Тульской области, с природой, достопримечательностями.
Экологическое краеведение.
«Природа нашего края».
«Зеленый мир города»,
Сезонные изменения в природе;
Многообразие видов растительности;
Многообразие животного мира;
Реки и озёра нашей области.
Охрана природы края.
Историческое краеведение.
«История края».
мини-сочинение «Моя семья»;
Фотовыставка «Моя дружная семья».
Моя школа. История её рождения.
Достопримечательности родного города,
Тульский Кремль, музеи города.
Страницы истории г. Тулы.
Экскурсии, походы по родному краю.
«Социальная программа». Участие в акциях:
«Помощь птицам»,
«Благоустройство школьного двора»
«Подарки детскому дому»
Учебно-тематическое план
1 класс
№ | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов |
Экологическое краеведение. «Изучаем природу нашего края» (16ч) | |||
1 | «Вводное занятие. Что такое экология? Правила техники безопасности». | 1 | |
2-3 | Растительный мир города Тулы, области. Экскурсия в парк «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» | 2 | |
4-5 | Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев. | 2 | |
6 | Редкие и исчезающие растения Тульской области, занесённые в Красную книгу. | 1 | |
7 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас». Выпуск газеты «Зелёный мир вокруг нас». | 1 | |
8-9 | Многообразие животного мира нашего края. Интеллектуальная игра. | 2 | |
10 | Праздник домашнего животного. Мини-сочинение. Конкурс рисунков. | 1 | |
11-12 | Охрана птиц зимой. Акция «Помощь птицам». Сооружение и установка кормушек. | 2 | |
13 | Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека. Создание проектов. | 1 | |
14 | Охрана природы родного края. Охраняемые территории. | 1 | |
15 | Экскурсия в парк «Природа родного города зимой» | 1 | |
16 | Итоговый КВН между классами «Что? Где? Когда?» | 1 | |
Историческое краеведение «История края» (17ч) | |||
17 | Моя семья. Рассказы о семье. Фотовыставка «Моя дружная семья». | 1 | |
18 | Моя школа. История её рождения. Школьные традиции. Встреча с ветеранами школы. | 1 | |
19 | Посещение школьного музея. Конкурс рисунков «Наша школа в будущем». | 1 | |
20-21 | Экскурсия «По улицам нашего города»(обзорная) | 2 | |
22 | Конкурс сочинений в картинках по итогам экскурсии. | 1 | |
23 | Изучаем и рисуем символику г.Тулы. | 1 | |
24 | Заочная игра-путешествие по рекам нашего края. | 1 | |
25-26 | Достопримечательности родного города. Конкурс рисунков.Создание проектов.. | 2 | |
27 | «Как город встречает весну». Акция «Благоустройство школьного двора» | 1 | |
28-29 | Страницы истории г.Тулы | 2 | |
30 | Выпуск газеты «Я и мой город» | 1 | |
31-32 | Экскурсия в музей –усадьбу «Ясная поляна», интерактивное занятие «История в зеркале быта» | 2 | |
33 | Экскурсия в парк «Растительный и животный мир летом»,посещение зоологического уголка | 1 | |
17ч | |||
Всего: | 33ч |
2 класс
№ | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Введение в изучение родного края. Тула - наш дом. | 1 | |
2 | Родной край – частица родины ( экскурсия по городу) Город и горожане(город-труженик,город-герой). День города. Конкурс рисунков. | 2 | |
3 | Рождение города. Имя города и его жители. Составление кроссворда. | 1 | |
4 | Символика города Тулы. 1) Герб нашего города 2) Гимн города. Изготовление барельефа герба города Тулы. Проект «Создаем герб своей семьи» | 3 | |
5 | «У природы нет плохой погоды» (сезоннаяе экскурсия в парк). | 2 | |
6 | Тула-город-герой. Город в годы Великой Отечественной войны. Книга памяти. Улицы, названные в честь героев войны. Экскурсия в школьный музей Боевой славы. | 2 | |
7 | Проект « Мои предки в годы Великой Отечественной войны» | 2 | |
8 | Тула самоварная. Разнообразие самоваров. Составление загадок о самоваре. | 1 | |
9 | Экскурсия в музей самоваров. | 1 | |
10 | Роспись тульского самовара (гуашь). | 1 | |
11 | Тула оружейная. Экскурсия в музей Оружия. Составление кроссворда « Оружейные улицы города» | 2 | |
12 | Оружейный завод города Тулы. Украшаем ложе ружья. | 1 | |
13 | Пряничная Тула. Тульский пряник. Надписи на пряниках (украшение пряника надписью). Нанесение узора на пряничную доску. | 2 | |
14 | Чудо, а не гармонь. Экскурсия в музей Белобородова. | 1 | |
15 | Древний город -Тульский кремль. Посад, слобода. Путешествие по кремлю (экскурсия) . Составление кроссворда «Тульский Кремль» | 3 | |
16 | Современный город. Районы города. | 1 | |
17 | Площади города. Площадь Победы. Экскурсия на площадь Победы. | 1 | |
18 | Улицы нашего города. Улицы, названные именами известных людей. « Мой путь от дома до школы» | 2 | |
19 | Транспорт на улицах города. Проект « История трамвая» | 1 | |
20 | Парки Тулы. Экскурсия в парк им. Белоусова. Окопы, хранящие память о войне. | 1 | |
21 | Реки Тулы ( Упа, Тулица, Воронка).Составление кроссворда из названий рек Тульского края. | 1 | |
22 | Экскурсия к водоёму (растительный и животный мир водоёмов). Пруд в парке им. Белоусова. | 1 | |
23 | Экскурсия в Музей – усадьбу «Ясная поляна» , занятие «Потешный промысел» | 1 | |
Всего: | 34 часа |
3 класс
№ | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
Тайны Тульского кремля. (13 ч.) | |||
1 | Что такое кремль? | 1 | |
2 | Подготовка к созданию проектов по теме. | 1 | |
3 | Строительство Тульского кремля: Когда появился Тульский кремль? Кто его строил? | 1 | |
4 | Стены Тульского кремля. | 1 | |
5 | Башни Тульского кремля: Спасская, Никитская, Ивановская, Наугольная. | 2 | |
6 | Башни Тульского кремля: башни Одоевских, Ивановских, Пятницких, Водяных ворот и башня На погребу. | ||
7 | Храмы кремля: Успенский собор, Богоявленский собор. | 1 | |
8 | Экскурсия в Тульский кремль. | 1 | |
9 | Кто такие татары? Хан Девлет-Гирей. Тульский кремль и его роль в защите Руссой земли от набегов татар. | 1 | |
10 | Иван Болотников и Тульский кремль. | 1 | |
11 | Тульские засеки: что это такое, когда, как и зачем они создавались. | 1 | |
12, 13 | Защита проектов «Тайны тульского кремля». | 2 | |
Сокровища города. ( 21 ч.) | |||
14 | Музеи нашего города. | 1 | |
15 | Подготовка к созданию проектов по теме. | ||
16 | Что такое археология? Музей «Тульские древности». | 1 | |
17 | Экскурсия в Музей «Тульские древности». Знакомство с археологическими раскопками на территории Тульского края, с устройством быта русских людей. | 2 | |
18 | История оружейного дела на Тульской земле. | 1 | |
19 | Экскурсия в Музей оружия. | 1 | |
20, 21 | Тульские самовары: устройство и виды самоваров. История Тульского самовара. | 2 | |
22 | Музей Тульские самовары. Экскурсия. | 1 | |
23 | Уникальное старинное лакомство – пряник. Как и для чего его делали. | 1 | |
24 | Экскурсия в Музей «Тульский пряник». | 1 | |
25 | Тульская гармонь: прошлое и настоящее. | 1 | |
26 | Экскурсия в Музей Н.И. Белобородова. | 1 | |
27 | Искусство: что это такое, виды искусства. | 1 | |
28 | Тульский музей изобразительных искусств – собрание различных видов искусства. | 1 | |
29 | Экскурсия в Музей Изобразительных искусств.. | 1 | |
30 | Тульский областной экзотариум – специализированный зоопарк рептилий. | 1 | |
31 | Экскурсия в Тульский экзотариум. | 1 | |
32, 33 | Защита проектов «Музеи нашего города». | 2 | |
34 | Резервное занятие | 1 |
4 класс
№ | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
Сокровища города. ( 23 ч.) Театры нашего города (7 ч.) | |||
1 | Что такое театр. История театрального искусства. | 1 | |
2 | Театры нашего города. | 1 | |
3 | Тульский драматический театр. Архитектура, внешнее и внутреннее убранство театра. | 1 | |
4 | Театр юного зрителя. | 1 | |
5 | Театр кукол. | 1 | |
6 | Экскурсия в один из театров города. | 1 | |
7 | Тульский цирк. Что такое цирк? Особенности архитектуры цирков. История циркового искусства. | 1 | |
Историко-архитектурные памятники Тулы (16 ч.) | |||
8 | Дворец детского и юношеского творчества на площади Челюскинцев. | 1 | |
9 | Педагогический университет им. Л.Н. Толстого. | 1 | |
10 - 14 | Храмы нашего города. Что такое храм, церковь, собор. Архитектура и убранство православного храма. Благовещенская церковь. Всесвятский собор. Николо-Зарецкая церковь и музей «Некрополь Демидовых». Экскурсия в некрополь Демидовых. | 5 | |
15 -16 | Монастыри Тулы: Богородицкий (Щегловский) мужской монастырь, Успенский храм бывшего женского Успенского монастыря. | 2 | |
17 - 22 | Скульптурные памятники: памятник А.С. Пушкину, памятник Петру 1, памятник В.Ф.Рудневу, памятник Л.Н. Толстому, памятник В.В. Вересаеву, памятник защитникам Тулы в Великой Отечественной войне.. | 6 | |
23 | Обзорная экскурсия по Туле. | 1 | |
Сокровища Тульского края. ( 11 ч.) | |||
24 – 25 | Деревня Филимоново – родина филимоновской игрушки. Экскурсия. | 2 | |
26 | Белевские кружева. | 1 | |
27 – 28 | Ясная Поляна – дом-музей Л.Н. Толстого. Экскурсия. | 2 | |
29 | Куликово поле – историко-архитектурный памятник под открытым небом. Экскурсия (резерв) | 1 | |
30 - 31 | Художественный музей-усадьба В.Д. Поленова. Экскурсия. | 2 | |
32 - 33 | Представление проектов по теме «Прославленные туляки». | 2 | |
34 | Резерв. |
Результаты изучения курса «Тулячок»
Личностные: осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
Метапредметные: способность регулировать собственную учебную деятельность;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
владение базовыми понятиями, необходимыми для дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
Список литературы и ресурсов
- Пристягина Е.В., Тенцер Г.А. Знакомство с Тулой. тетрадь №1,Тула: «Борус» 2011
- Пристягина Е.В., Тенцер Г.А. Тайны Тульского Кремля.тетрадь №2, Тула: «Борус» 2011
- Пристягина Е.В., Тенцер Г.А. Сокровища города.тетрадь, Хоровод достопримечательностей, №3,4, Тула: «Борус» 2011
- Российский образовательный портал; http://edu.1september.ru/ Педагогический университет «Первое сентября»;
- http://festival.lseptember.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
- http://www.researcher.ru/index.html Исследовательская деятельность школьников»;
- http://lit.lseptember.ru/index.php. Газета «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»);
- http://rus.lseptember.ru.«Начальная школа » (Издательский дом «Первое сентября»);
- http://mega.km.ru «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/05/picture-97749-1367736732.jpg)
Тематическое планирование по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности "Доноведение", 3 класс
Доноведение, 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/15/picture-691921-1568566155.jpg)
Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности школьника
Выступлеие на областном семенаре...
Мастер — класс «Реализация программы духовно — нравственного воспитания через внеурочную деятельность»
Распространение опыта работы учителя начальных классов по реализации программы духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность....
Материалы краевой научно-практической конференции "РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Поиск, инновации, опыт"
В сборнике публикуются материалы краевой научно-практической конференции, посвященной обсуждению актуальных проблем духовно-нравственного воспитания. Авторы работ рассматривают различные проблемы и пу...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/22/picture-436979-1550814242.jpg)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/04/picture-1089371-1543928618.jpg)
«Развитие духовно – нравственного воспитания через внеурочную деятельность».
Внеурочная деятельность....