«Взаимодействие семьи и школы в период адаптации первоклассников»
рабочая программа (1 класс) на тему

Зимина Ольга Павловна

Работа с семьёй в первом классе существенно отличается от работы в последующих классах. В первом классе тематика встреч, с одной стороны, знакомит родителей с особенностями психологии и физиологии первоклассника, с другой – учит родителей быть умными родителями. Именно в первом классе взаимодействие с родителями носит в первую очередь просветительский характер, наталкивает родителей на развитие в себе умений воспитательного характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие семьи и школы в период адаптации первоклассников»

 Семья и школа - это берег и море.

На  берегу, ребёнок делает первые шаги, получает первые уроки жизни,

а потом перед ним открывается необозримое море знаний,

и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

Л.А.Кассиль

       Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. "Все мы родом из детства", "Всё - и хорошее, и плохое - человек получает в семье". Эти педагогические мудрости известны всем. Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за репродуктивные функции, но и за воссоздание определённого образа жизни. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй в этом процессе. Исследованиями доказано, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях с окружающим миром. Дети, родители, педагоги - члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Партнёрские отношения между учителями и родителями должны быть прочными и всесторонними, особенно, что касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и её главные нравственные качества. Проблема взаимоотношений школы с родителями учеников, наверно, существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. Безусловно, школы накопили громадный опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями.  Опыт работы по данной проблеме позволил  разработать программу взаимодействия семьи и начальной школы.

Актуальность создания программы

В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.  В   различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а первостепенной ценностью, что крепкая и дружная семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Вместе с этим, в условиях рыночной экономики, при переходе от общества индустриального к обществу постиндустриальному и информационному, мир жестко предъявляет к будущему поколению новые требования: современный человек должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, должен уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации, должен учиться всю свою жизнь. И именно, "сегодняшние" младшие школьники, станут "завтрашней" опорой нации, от их личного благополучия зависит, и благополучие общества. Воспитание такого человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, внеклассной работы, общественно-полезного труда и семейного воспитания. В свою очередь, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные проблемы: 

  • разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;
  • дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;
  • резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений; обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени;
  • дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;
  • необходимость экономического, а порой и физического выживания;
  • психолого-педагогическая неграмотность родителей.

Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешне, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу ребенка из-под влияния семьи". Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий родителей, социального статуса семьи. Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.

В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современной школе, современному обществу, особенно работа учителя начальных классов.

Основная идея программы - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной воспитательно-образовательной среды школы,   где ребенок выступает в роли члена коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения  в вопросах воспитания ребенка,  его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и   образовательного учреждения - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны, но ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей.

Цели и задачи реализации программы

      Цель: Совершенствование системы совместной деятельности семьи и школы, направленной на воспитание и развитие личности ребёнка.

Достижение главной цели направлено на решение следующих задач: 

  • формировать единые взгляды педагогов и родителей на изучение личности учащегося с учётом интересов, склонностей и состояния здоровья детей;
  • проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;
  • создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива;
  • развивать отношения уважения и доверия между родителями и детьми.

    Работа  с  семьёй  в  первом  классе  существенно  отличается  от  работы  в  последующих  классах.  В  первом  классе  тематика  встреч,  с  одной  стороны,  знакомит  родителей  с  особенностями  психологии и  физиологии  первоклассника,  с  другой – учит  родителей  быть  умными родителями.  Именно  в  первом  классе  взаимодействие  с  родителями  носит в  первую очередь  просветительский  характер,  наталкивает  родителей  на  развитие в  себе  умений  воспитательного  характера.

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяет в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

То, по какому магистральному пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадет в чужой, непонятный - а следовательно и враждебный ему - школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов.

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

Первичная адаптация детей в школе без преувеличения можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа предполагается:

      Проведение консультативной и просветительной работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.                                            

 Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

Программа  «Взаимодействие семьи и школы в период адаптации первоклассников»

Сроки прове

дения

Тема

Задачи

Форма общения

Подготовительная

работа

август

Первый  раз – в первый  класс.

1.Создание  атмосферы  сотрудничества  и  сотворчества,  необходимой  для  дальнейшей совместной  деятельности  учителя  и  родителей по  воспитанию  детей. 2.Формирование  коллектива  родителей.

Собрание.

1.Подготовка  письма  -  обращения  ребёнка  к  родителям.

I четверть

Трудности  адаптации  первоклассников  к  школе.

Погода  в  нашем  доме.

1.Ознакомить  родительский  коллектив  с особенностями  адаптации  детей  к первому  году  обучения  в  школе.

2. Предложить  практические  советы  по  адаптации  ребёнка  к  школе.

1.Способствовать  формированию  уважительного  отношения  детей  к своим  родителям  и  родителей  к  своим  детям.

2. Влиять  на  формирование  культурных  традиций  в  общении  взрослых  и  детей.

Круглый  стол.

Праздник  всей  семьи.

1.Подготовка  фотовыставки «Ура!  Мы – школьники».

2.Выставка  рисунков  детей  «Мои  первые  дни  в  школе».

3.Анкета  для  родителей.

4.Памятки  для  учащихся.

5.Приглашение  врача.

6.Приглашение  психолога.

1.Плакат с  названием  праздника.

2.Пословицы, поговорки  о  семье, о  любви.

II четверть

Режим  дня  в  жизни  школьника.

1.Показать  родителям  необходимость  соблюдения  правил  гигиены  и  выполнения  режима  дня  школьника.

2.  Убедить  родителей  в  необходимости  формирования  у  ребёнка   привычки  выполнения  режима  дня.

Семинар - практикум.

1.Анкетирование.

2.Подбор  статистических  материалов.

3.Подготовка  комплекса  упражнений, памятки  для  родителей.

Неразлучные  друзья – родители  и  дети.

1.Формировать  у  родителей   учащихся   ответственное  отношение  к  воспитанию  доброжелательного  отношения к  людям.

2.  Предложить  практические  рекомендации  по  воспитанию  у  ребёнка  

доброжелательности.

Форум

1.Плакат – лозунг  с  темой  собрания.

2.Подготовка  пригласительных  билетов.

3.Подготовка концертных  номеров – сюрпризов,  конкурсов.

4.Подготовка  памяток.

             III  четверть

Родителям  о  внимании  и  внимательности

1.Показать  родителям  важность  и  значимость  проблемы  развития  детского  внимания.

2.Познакомить  родителей  с  методами  и  приёмами  развития  внимания  первоклассников.

Творческая  лаборатория  родителей.

1.Анализ  работы  учащихся  на  уроках.

2.Подготовка  упражнений  и  заданий  на  внимание.

3.Подготовка  памяток.

4.Подготовка  плаката.

5.Приглашение  психолога.

День открытых дверей

1.Демонстрация достижений учащихся  и педагога родителям и  коллективу педагогов школы.

Творческий отчёт по предметам.

1.Выставка работ, выполненных  учащимися или

учащимися совместно с родителями.

2.Подготовка 2-3х

открытых уроков.

Один  вне  общего  закона.

1.Познакомить  родителей  с  психологическими  особенностями  и трудностями детей,  относящихся  к  группе  гиперактивных.

2.  Познакомить  с   психологическими  и педагогическими  рекомендациями,  позволяющими  решить  проблемы  обучения  гиперактивных  детей.

Собрание – консультация,  посвящённое  проблемам  гиперактивных  детей  в  школе.

1.Приглашение  на  встречу  школьного  психолога.

2.Приглашение на встречу врача - педиатра.

3.Анкетирование  по  теме.

IV четверть

Как  помочь  ребёнку  полюбить  чтение.

1.Привлечь  внимание  родителей  к  книге  как  важному  фактору  воспитания  личности.

2.  Помочь  решить  проблему, связанную с  нежеланием  детей  читать.

Собрание рецептов.

1.Анкетирование  детей.

Итоги  первого  года  «Перелисты-

вая страницы».

Подвести  итоги  совместной  деятельности  учителя,  учащихся  и  родителей за  учебный год.

2.  Способствовать  развитию  инициативы  родителей  и  учащихся,  умению  общаться  и  формированию  культуры  взаимодействия.

Собрание – праздник.

1.Анкетирование родителей.

2.Подготовка  выставки.

3.Подготовка  писем – посланий.

Список литературы

Ануфриев А. В., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось - 89, 2010.

Бочарова Н. И., Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. М.,2011.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М.: ВАКО, 2013.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2010.

Иванов С.А. Помоги себе сам. М., 2011.

Катович Н.К. Модели воспитания школьников. Минск,  2011.

Разумихина Г.П. Мир семьи. М.: Просвещение, 2011.

Сонин В.А. Психологический практикум. М., 2013.

Филимонова Н.И. Через занимательное - к развитию личности. М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманно-личностный подход в период адаптации первоклассников к школе.

Реализация подхода Ш.Амонашвили в системе Л.В.Занкова в 1 классе....

Взаимодействие семьи и школы в процессе адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС

В работе даны теоретические аспекты взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации ребёнка к школьному обучению. Также кратко освещены приёмы взаимодействия с семьёй первоклассника....

План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе

План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклас...

Презентация на тему "Взаимодействие семьи и школы в социальной адаптации детей-инофонов".

Презентация на тему "Взаимодействие семьи и школы в социальной адаптации детей-инофонов"....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Создание оптимальных условий для оказания помощи семьям в период адаптации первоклассников к школе....

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

Конспект родительского собрания на тему: «Партнерство семьи и школы в период адаптации первоклассника к школьной жизни»

Конспект родительского собрания на тему: «Партнерство семьи и школы в период адаптации первоклассника к школьной жизни»...