ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
статья (1 класс)
Создание оптимальных условий для оказания помощи семьям в период адаптации первоклассников к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii_pervoklassnikov.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Ростов-на-Дону, 2019 г.
Пояснительная записка
1. Вид программы: профилактическая психолого-педагогическая программа, направленная на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении первоклассников в период адаптации к школе.
Начало школьного обучения является одним из наиболее трудных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в физиологическом плане, так и в социально-психологическом. Школьная адаптация понимается как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. В этот период у детей происходит перестройка в познавательной, мотивационной, эмоционально - волевой сферах. Вследствие таких изменений у первоклассников наблюдается эмоциональная напряжённость, повышенная тревожность, повышенная утомляемость.
Школьная психологическая практика показывает, что нередко проблемы дезадаптации первоклассников вытекают из семьи. Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания.
В связи с этим у психолога возникает необходимость в работе с родителями, направленной на обучение их эффективным способам воспитания, общения с детьми, формирования поведения, которые обеспечат помощь детям в более быстрой и успешной адаптации к школе.
2. Участники программы: данная программа направлена на детей 6-7 лет, учащихся в 1 классе и их родителей.
3. Цель программы: создание оптимальных условий для оказания помощи семьям в период адаптации первоклассников к школе.
Задачи программы:
- помощь детям осознать и принять правила школьной жизни и себя в роли учеников;
- создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников в период адаптации к школе;
- помощь родителям в решении актуальных проблем развития, воспитания, социализации;
-развитие психолого-педагогической компетенции родителей.
4. Научные, методологические и методические основания программы.
Программа основана на принципах культурно-исторической теории Л.С.Выготского и методологии деятельностного подхода применительно к анализу детского развития в процессе обучения, представленная работами А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Б.Д.Эльконина;
Проблемы адаптации первоклассников изучались такими исследователями как Э. М. Александровская, М. Н. Битянова, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, В. Е. Каган, С. С. Степанов, Г. А. Цукерман и др.
5. Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач.
Реализация данной программы будет способствовать созданию оптимальных условий для оказания помощи семьям в период адаптации первоклассников к школе, поскольку адаптация к школе для первоклассника имеет большое значение, а дезадаптация сказывается на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом.
6. Структура и содержание программы.
Программа включает в себя 2 модуля.
I модуль. Работа с первоклассниками.
II модуль. Работа с родителями первоклассников.
Тематический план
I модуль | ||
№ п/п | Тема занятия | Психологическая цель занятия |
1. | Будем знакомы! | Создание условий для более близкого знакомства с детьми в микро группе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения |
2. | Узнаем друг друга. | Стимулирование внутригруппового общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, работа со словарным запасом детей |
3. | Правила школьной жизни. | Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни и продолжение знакомства друг с другом. Создание доброжелательной атмосферы в классе. Теоретическое освоение правил. |
4. | Школьник и дошкольник | Различия между школьниками и дошкольниками. Осознание детьми своего нового статуса школьника. |
5. | Для чего ходят в школу. | Осознание детьми обязанностей и прав школьника. Закрепление правил школьной жизни. Создать условия для самораскрытия детей. |
6. | Составляем сказки. | Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, произвольность движений, расширение словарного запаса |
7. | Школьная оценка. | Осознание детьми своего нового статуса школьника. Формирование реалистических представлений о правах и обязанностях школьника. Формирование учебной мотивации. Навыки учебного сотрудничества. |
8. | Расширяем словарный запас. | Развитие произвольного внимания, умения логически мыслить, развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, расширение словарного запаса |
9. | Мыслительные ассоциативные связи, наблюдательность. | Дальнейшее развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, развитие наблюдательности, восприятия, памяти |
10. | Учимся работать дружно. | Закрепление навыков учебного сотрудничества. Создание предпосылок для групповой сплоченности. |
II модуль | ||
№ п/п | Тема | Психологическая цель занятия |
1. | Психо- физиологические особенности | Знакомство с кризисом 7 лет, с возрастными особенностями в период адаптации, формированием самооценки. |
2. | Режим дня | 1.Осознание роли режима дня для первоклассника. 2. Формирование умений в составлении режима дня, чередованию труда и отдыха в течение дня и недели. |
3. | Формы школьного поведения первоклассника. | Осознание родителями пользы проявлений дошкольного поведения у первоклассников. Обучение способам формирования форм школьного поведения. |
4. | Учебная мотивация | 1. Осознание роли родителей в стимулировании учебной мотивации. 2. Обучение умениям задавать вопросы о школе. 3. Обучение способам оценки родителями выполнения заданий учителя ребёнком дома. |
5. | Психологическая поддержка | 1. Осознание роли психологической поддержки детей в период адаптации первоклассников. 2. Знакомство с основой и примерами психологической поддержки. 3. Формирование способов психологической поддержки ребёнка в процессе адаптации и всего обучения. |
6. | Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром | 1. Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций. 2.Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников. |
7. | О роли внимания в учебной деятельности | 1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. 2.Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников. |
8. | Леворукий ребенок в классе | 1. Обсудить с родителями проблему обучения детей-левшей. 2. Показать возможности в учебной деятельности детей-левшей. 3. Настроить родителей на понимание трудностей, связанных с обучением детей-левшей. |
9. | Школьная тревожность | 1. Раскрыть основные признаки школьной тревожности 2. Показать способы снятия повышенной тревожности 3.Дать рекомендации родителям тревожных детей |
10. | Итоги совместной работы | 1.Подвести итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за учебный год. 2.Способствовать развитию инициативы родителей и учащихся, умению общаться и формированию культуры взаимодействия. |
7. Методы и формы работы:
-беседа;
-дискуссия;
-лекция;
-рассказ;
-тренинг;
-ролевая игра;
-упражнения по межличностной коммуникации;
-дыхательные и двигательные упражнения;
-методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
8. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы.
Противопоказано участие в группе лиц, находящихся в актуальном стрессовом состоянии - депрессии, эмоциональном шоке и др. Сначала необходим курс индивидуальной психокоррекции.
9. Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.
Гарантия прав участника программы обеспечивается «Правилами работы», которые вырабатываются на первом занятии.
10. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы
Специалист имеет право:
- Самостоятельно планировать сроки реализации программы.
- Может менять содержание программных занятий с учётом индивидуальных особенностей детей.
Родители /законные представители имеют право:
- присутствовать на занятиях, интересоваться результатами, отказаться от занятий по своему усмотрению.
11. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы.
Требования к специалистам, реализующим программу, заключаются в следующем.
Вести занятия может учитель или психолог:
-имеющий высшее образование, опыт работы со школьниками, знающий их возрастные особенности;
- внимательный, чутко реагирующий на изменения, происходящие в поведении детей по ходу занятия;
- эмоционально открытый, артистичный, способный к импровизации.
- владеющий навыками саморегуляции и релаксации.
С точки зрения материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы понадобится магнитофон, аудиозаписи с релаксационной, динамичной музыкой. Развивающие мероприятия необходимо проводить в просторном помещении, дающем возможность расположиться участникам на стульях по кругу, а также свободно передвигаться, выполнять творческие задания.
12. Сроки и этапы реализации программы.
Срок реализации программы: 2 месяца, 2 встречи в неделю по 30-40 мин.
Этапы реализации программы:
I этап: диагностико-прогностический, методологический (сентябрь)
II этап: деятельностный (сентябрь-ноябрь)
III этап: констатирующий (ноябрь)
13. Ожидаемые результаты реализации программы.
1. Принятие и осознание первоклассниками правил школьной жизни и себя в роли учеников;
2. Будут созданы условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников в период адаптации к школе;
3. Родители приобретут знания в решении актуальных проблем развития, воспитания, социализации;
4. Повысится уровень психолого-педагогической компетенции родителей.
14. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.
Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у первоклассников и их родителей в ходе всего курса психологических занятий.
15. Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Качественными и количественными критериями оценки достижения планируемых результатов являются соответствующие данные диагностики, наблюдения.
Качественными показателями достижения планируемых результатов для детей являются изменения в поведении, отмечаемые учителями, родителями, психологом. Ребята становятся менее тревожными, более выразительными, внимательными в процессе обучения, повышается учебная активность первоклассников, у детей доминируют познавательные мотивы учения.
Для родителей: ориентация в психофизиологических и психологических особенностях первоклассников, проявление родительской компетентности в стимулировании учебной мотивации и формировании школьных норм поведения, приобретение знаний о роли психологической поддержки и обучение способам психологической поддержки, применение умений и навыков в организации режима дня и дополнительного образования своих детей.
Количественные показатели выражаются в следующем:
Улучшение психологического климата в семье; увеличение числа детей, демонстрирующих средний и высокий уровни адаптации к школе.
16. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения.
Практическая апробация программы еще не проведена.
Список литературы:
1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. - Екатеринбург, 2004.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2-е изд. –М.:Генезис,2001, –352 с.
3. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. - М. , 2003.
4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. , 2004
5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
7. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.
8. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй школа!Адаптационные занятия с первоклассниками:Практическая психология учителю. / Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива №, 2002. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников
В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....
Гуманно-личностный подход в период адаптации первоклассников к школе.
Реализация подхода Ш.Амонашвили в системе Л.В.Занкова в 1 классе....
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ослабленным здоровьем в период адаптации к школе
Актуальность проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этапе обуч...
План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе
План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклас...
Использование ИКТ на уроках в период адаптации первоклассников к школе
Ииспользование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, облегчающих и упрощающих адаптационный период - одно из требований к результатам освоения основной обра...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребенка к его успехам и неудачам. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера психолог...