Конспект родительского собрания на тему: «Партнерство семьи и школы в период адаптации первоклассника к школьной жизни»
план-конспект занятия (1 класс)

Конспект родительского собрания на тему: «Партнерство семьи и школы в период адаптации первоклассника к школьной жизни» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема родительского собрания: «Адаптация первоклассника к школе»

Цель:

– разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников;

Задачи:

-способствовать  созданию благоприятных психолого-педагогических условий прохождения адаптации первоклассников;

 -изучение механизмов адаптации первоклассника в новых для них условиях.

-анализ результатов диагностики учащихся и выявление противоречий и проблем.

-овладение приемами и поддержки ребенка принимающего новую социальную роль.

Ход родительского собрания

I. Организационная часть.

Здравствуйте,уважаемые родители! Я рада привествовать вас на родительском собрании.Главным итогом его должно стать определение проблем адаптации ребёнка в новых условиях обучения и координации усилий воспитывающих взрослых по их разрешению.Спасибо ,что вы сегодня с нами за то ,что не равнодушны и открыты для диалога.Итак,совсем скоро наступит первое сентября.Первое сентября – это радость и одновременно немалое испытание для ребёнка и для родителей учащимся предстоит привыкать к новым условиям своей жизни ,к перемене режимных моментов ,к необходимости выполнения тех требований ,которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.

II. Вводная часть.

Психологический настрой. 

Слайд 1.

«Скажи мне, и я забуду,

  Покажи мне, и я узнаю,

 Вовлеки меня, и я научусь»

                                            Китайская народная мудрость.

-Как вы думаете о чем гласит китайская мудрость?

-Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт. Поэтому сегодня  мы будем рассматривать вопросы  адаптации первоклассников сообща, все вместе.А  как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего собрания?

Слайд 2.

Притча « Все в твоих руках»

Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу послушать притчу.

«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её  умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу» Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках»

В наших руках возможность помочь детям подготовиться к школе, создать в школе атмосферу, которая поможет первоклассникам  пережить адаптационный период и вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.

Слайд 3.

Уважаемые родители, как вы считаете что же такое адаптация?

Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.  Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется весь уклад жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется круг общения. Самым лучшим для ребенка в этот момент будет ваша поддержка и совместное со школой оказание помощи своему ребенку. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации». Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Длится 5-6 недель.

А что же такое дезадаптация?

Дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

Слайд 3.

На слайде представлены результаты диагностики ,которую я провела в нашем классе.На слайде представлены результаты проведенной мной диагностики на выявление уровня адаптации учащихся.

III. Основная часть.

1.Выступление психолога.

Возрастные особенности младшего школьника

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе?То есть чем вызвана необходимость психологической адаптации ?

Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У его появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом  Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка.

Нормально развивающего младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях.

Подготовленные к школе дети – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. С ними, как правило, не бывает особых хлопот.

Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, если есть разумная необходимость, чувство товарищества. Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.

Стоит отметить, что важная роль отведена наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению.

2.Просмотр видео ролика

-А теперь я предлагаю вам посмотреть видео ролик с рекомендациями психолога по режиму дня ребенка.

Слайд 4.

Уважаемые родители! Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ваш ребенок. Не отмахивайтесь от детских вопросов, но и не пичкайте их готовыми знаниями: сначала дайте возможность приобрести их самостоятельно (книги, библиотеки, наблюдения, тактильные ощущения и т. д.). Познавая окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать.

Учитель:   Какие здесь  же могут быть основные рекомендации как вы  считаете ,что может способствовать адаптации первоклассника?

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка (освещение, отсутствие лишних предметов на столе).

2. Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15–20 минут, а к четвертому классу – не более 30–40 минут. В процессе работы необходимо устраивать перерывы (около 5 минут).

3. Не стоит давать ребенку дополнительные задания, кроме тех, которые дали в школе.

4. Приучайте детей садиться за уроки всегда в одно и то же время.

5. Нельзя выполнять домашнее задание за ребенка.

6. Со временем снижайте степень контроля.

7. Поддерживайте старания ребенка, высказывайте уверенность, что все у него получится.

3.)Работа в группах.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы.Для   каждой группы предлагается педагогическая ситуация .

               I.Ребёнок отказывается собирать портфель.

                  (Успокоить ребенка и предложить собрать его вместе)

               II.Ребёнок не рассказывает вам о проведенном в школе дне        .

                  (Провести больше времени с ребенком и расспросить его о проведенном дне)

               III.Быстрая утомляемость и повышенная возбудимость. 

(Особенно истощается нервная система ребенка при отсутствии режима, недостаточном сне, позднем сидении по вечерам, недостаточном пребывании на свежем воздухе, отсутствии занятий физической культурой (гимнастика, спорт, посильный физический труд).
Если чрезмерное внимание ребенку, избыточное количество игрушек, бесконечная смена впечатлений вызывают капризы и другие нарушения поведения, то недостаточное количество игрушек, книг и предоставление ребенка самому себе тормозят его развитие.)

Далее давайте по цепочке продолжим  суждение представленное на слайде.

Для моего ребёнка адаптация будет проходить успешно если я…

I II. Заключительная часть собрания.

Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого вы, уважаемые папы и мамы:

– сосредоточены на достоинствах ребенка, укрепляя тем самым в нем самооценку;

– помогаете ему поверить в себя и свои силы;

– помогаете избегать ошибок;

– не осуждаете в случае неудач.

Если ребенок не всегда успешно справляется с заданием, дайте ему понять, что ваше отношение к нему не изменилось.

Поддержка основана на том, чтобы ребенок чувствовал свою нужность и вашу заботу. Для того чтобы снять дневное напряжение, нужно постараться создать благоприятные условия:

– не заниматься с ребенком после 7 часов вечера;

– не вспоминать дневные неудачи:

– не ругать за несобранный портфель, а спокойно предложить собрать его вместе;

– пойти с ним на прогулку, отвлечь ребенка;

– после прогулки ребенку лучше принять теплый душ;

– перед сном полезно дать ему стакан молока или теплого чая с ложкой меда;

– спокойный и глубокий сон не менее 8–10 часов позволяет восстановить силы ребенка, его работоспособность;

– лучше, если ребенок не будет сидеть у телевизора более 20–30 минут, 1 час максимум. Ограничьте просмотр фильмов, особенно «ужасы», «триллеры» и фильмы «о войне». Не стоит травмировать и перегружать нервную систему ребенка;

– если ребенок боится темноты, включайте ему ночник, можно включить свет в соседней комнате и приоткрыть дверь;

После завершения собрания учитель проводит индивидуальные консультации с родителями по личным вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Задачи семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младшего школьника».

мАТЕРИАЛ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

«Взаимодействие семьи и школы в период адаптации первоклассников»

Работа с семьёй в первом классе существенно отличается от работы в последующих классах. В первом классе тематика встреч, с одной стороны, знакомит родителей с особенностями психологии и физиологии пер...

Методическая разработка конспекта родительского собрания на тему "Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних"

   Данная методическая разработка родительского собрания познакомит родителей с причинами появления отклоняющегося поведения у детей, действиями родителей с "трудными" детьм...

Конспект родительского собрания по теме "Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

Тема: «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»Цель: Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие&raq...