Гуманно-личностный подход в период адаптации первоклассников к школе.
статья (1 класс) на тему

Реализация подхода Ш.Амонашвили в системе Л.В.Занкова в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вот и пришло время подняться на ступень выше, сделать серьёзный шаг в новую школьную  жизнь. Первый школьный праздник, первый звонок, первый учитель, первая встреча с одноклассниками. Всё в первый раз. Необыкновенное чувство праздника, восторга и в то же время некая сосредоточенность, напряжённость: «Сегодня праздник, а завтра, что будет завтра?» Сложные домашние задания, не всегда понятные и интересные уроки…  Всё это, разумеется, будет, но как хочется, чтобы ощущение радости, детского восторга и удивления, желание задавать вопросы и парить в облаках не покинуло тех, кто первого сентября стоит у порога школы, стремясь сделать первый шаг в Страну Знаний.

         Как же сделать, чтобы «школьное завтра» оправдало надежды, ожидания первоклассников и их родителей? Первые несколько недель учебы, на мой взгляд, являются определяющими. Именно в это время возникает доверие к учителю и со стороны ребенка, и со стороны родителей. Очень важно построить учебно – воспитательный процесс так, чтобы ребенок «добровольно» входил в «духовную общность» с учителем, находил в нем  «убежище», опору, радость в познании, понимание, помощь и дружбу.   Такое притягивающее к себе образовательное поле может создать вокруг себя учитель, который ориентируется на вечные человеческие ценности и основывает свою работу на  принципах гуманной педагогики.  

«Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют» (Сухомлинский В.А.)

Изучая труды педагогов-классиков по гуманно-личностной педагогике, я обнаружила, что их взгляды полностью соответствуют моим принципам работы с детьми, что все, что сейчас провозглашается как единственный путь к полноценному образованию детей, давно уже воспринимается мной как единственно правильное. И особенно важно  это в 1 классе в первые же дни, которые ребенок проводит в школе, в период адаптации. От этого, я считаю, фактически зависит контакт, который возникнет или не возникнет между учителем и его подопечным, а следовательно и то, будет ли дальнейшее учение успешным.

 Основные идеи гуманно-личностной педагогики, которые я принимаю и использую в своей работе таковы:

Воспитание личности должно осуществляться через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств Благородства. Воспитание человека Благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

Ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии.

Гуманно-личностный образовательный процесс должен строиться на понимании целостности природы ребенка, ее движущих сил, определяемых, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

Учитель основывает этот процесс на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).

Из этих допущений, как утверждает Ш.А. Амонашвили в своем трактате «Школа Жизни», вытекает следующее:

Ребенок живой организм, он природоцелостен. Прежде чем говорить об особенностях ребенка, о чем так много говорят современные педагоги, необходимо обратиться к его единству. Гуманно-личностная педагогика исходит из постулата, что ребенок не только готовится к жизни, но уже живет. Учитель должен так построить образовательный процесс, чтобы ребенок мог менять, улучшать условия жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся обстоятельствам. Отсюда и принцип, который является стержнем в "Школе Жизни": развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни.

Кто-то скажет: «Как маленький ребенок 6-7 лет в начале 1 класса может менять условия жизни?» Я утверждаю – может. Он меняет условия своей жизни, свое поведение, свои приоритеты. Другой вопрос, как и почему он это делает. Я считаю, что учитель должен создать особые условия и подвести детей к тому, чтобы они увидели целесообразность этих изменений, чтобы они сами предложили способы, как добиться нужного результата. Безусловно, в школе существует ряд правил и ограничений, которые дети должны выполнять, но если ребенок предложил и принял это решение сам, если у него была ситуация свободного осознанного выбора, эти правила становятся личностно-значимыми, а следовательно выполняются без напряжения и подавления личности ребенка.

В своем Трактате о начальной ступени образования Амонашвили утверждает, что нужно не столько учитывать психологические особенности ребенка, сколько присматриваться к движению его целостной природы. А гуманно-личностная педагогика исходит из определенного понимания детской природы: внутренняя психическая энергия, внутренний огонь проявления вырисовываются в трех основных страстях (стремлениях, "стихийных" движениях) ребенка.

1. Страсть к развитию в процессе преодоления трудностей. Это закон природы. Он неумолимо действует особенно в младшем возрасте. «Ребенок есть существо растущее и развивающееся. Он находится в непрерывном процессе изменения. Поэтому процесс развития есть первое, что приходится понять, когда начинаешь изучать ребенка» (Выготский Л.С.). Развитие прирожденных возможностей ребенка происходит в процессе противоречий и преодоления трудностей. Дети сами ищут в окружающей среде трудности, чтобы преодолеть их. Этот мощный импульс к развитию охватывает ребенка, как стихия, чем часто и объясняются его шалости, опасные и неразумные затеи. А педагогическая задача в том и заключается, чтобы, обучаясь, ребенок постоянно находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности, и чтобы эти трудности согласовывались с его индивидуальными возможностями. 

Это страсть находит свое удовлетворение на уроках, проводимых по системе Л.В.Занкова. Уже в первые недели мои первоклассники сталкиваются с ситуациями, когда вроде бы известные простые вещи применяются  в нестандартных  ситуациях, включаются в более сложные связи, что порождает большое количество интересных вопросов, на которые нужно найти ответы. Это осознание многогранности окружающего мира и привычных вещей – первый толчок к удовлетворению страсти к развитию, и происходит он именно в первые дни обучения в школе.

2. Страсть к взрослению. Ребенок рождается не для того, чтобы остаться ребенком. Дети стремятся быть более взрослыми, чем они есть. Подтверждение тому - ролевые игры, в которых ребенок берет на себя "обязанности" взрослого человека. Детство не есть застывшее состояние беспечности, золотая пора, когда ни о чем не нужно заботиться - настоящее детство есть сложный, порой мучительный процесс взросления. Удовлетворение этой страсти происходит в общении, в первую очередь со взрослыми. Как быть учителю?  «Ты уже взрослый», — хочет слышать от нас ребенок. А слышит: «Ты еще маленький»! Формула "Ты еще маленький" и соответствующие ей отношения противоречат, на мой взгляд, основам гуманной педагогики. Наоборот, отношения, действия, исходящие из формулы "Ты уже взрослый" создают условия для активного проявления и удовлетворения страсти к взрослению.

Учитель должен с первых дней учебы общаться с ребенком на равных, утверждать в нем личность, поручать взрослые дела, доверять ему и сотрудничать с ним. Я считаю, что учитель должен советоваться с классом по многим вопросам. Конечно, есть моменты, которые должны быть решены только одним способом, но на опыте я убедилась, что при соответствующей предварительной работе дети принимают верные «взрослые» решения. При этом они чувствуют свою ответственность за принятые решения. Я стараюсь довести до понимания ребенка, что взрослость – это не только расширение прав, но и появление определенных обязанностей. Именно в первые дни учебы ребенок готов, в связи со сменой своего статуса, согласиться с этим. Этот момент нельзя упустить.

Часто считают, что в начальных классах как можно чаще нужно пользоваться игровыми приемами, поскольку дети любят играть. Однако дети стремятся в школу не для того, чтобы продолжить там свои игры, а для того, чтобы утвердиться там в своем взрослении. Детей надо учить не играючи, а серьезно, с чувством ответственности. «Способствовать взрослению Ребенка с его развивающимися силами — значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным. И наоборот: замедлять это движение путем предоставления Ребенку полной свободы с той мнимой логикой, что нельзя отнимать у него детство, — значит лишать его истинного чувства переживания радости детства» (Амонашвили Ш.А.).

Искусство Гуманной педагогики заключается в том, чтобы дать почувствовать ребенку, что он взрослый, когда он еще ребенок. 

3. Страсть к свободе. Ребенок проявляет ее с раннего детства и многогранно. Особенно это заметно в 2-3 года, когда малыш пытается ускользнуть из-под опеки взрослых, и стремится утвердить свою самостоятельность - "Я сам!" И если свою страсть к взрослению ребенок утверждает в общении со взрослыми и потому ищет того, кто удовлетворил бы эту его потребность, то страсть к свободе он ищет, пытаясь удалиться от взрослого. Часто непонимание взрослыми этой страсти приводит к конфликтам. Наша забота о ребенке направлена не на содействие естественным стараниям природы, а на притупление природной страсти к свободе. Конечно, воля и права взрослых помогут им подчинить ребенка, но тогда принуждений будет больше, чем поощрений, запретов больше, чем разрешений, конфликтов и огорчений больше, чем сотрудничества и радости.

Страсть к свободе имеет свое уникальное свойство, которое зачастую мы, взрослые, не понимаем. Дело в том, что свобода для ребенка не мыслится как хаотическая вседозволенность. Ребенок сам стремится, так сказать, к свободной несвободе. Это видно на примере ролевой игры: — Ты свободен выбрать свою роль, но, выбрав — играй по правилам! Конечно, образовательный процесс подразумевает некоторые ограничения свободы ребенка. Но учитель должен смягчать этот закон принуждения, стараясь сохранить в ребенке чувство свободного выбора. С первых дней равноправное общение с детьми, вера в их возможности, сотворчество и взаимное уважение поддерживают страсть ребят к свободе. Более того, я могу сказать, что если ребенок воспитывается без определенной свободы, он вырастает инфантильным и безответственным. Я стараюсь строить работу с детьми так, чтобы она соответствовала принципу: «Свобода – это есть осознанная необходимость».

Страсть к свободе заложенная в ребенке, — это основа всей жизни общества.

Основная задача школы, по мнению педагогов-гуманистов — это воспитание, питание духовной оси ребенка, т.е. не формирование его отдельных внешних качеств, не передача ему набора конкретных знаний, а помощь ребенку в становлении его личности — души, духовности.

Как непреложное — формула классической педагогики: воспитание должно опережать обучение. Не случайно выдающиеся педагоги современности утверждают: «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» (Амонашвили Ш.А.). 

Воспитание – такое всем, казалось бы, знакомое, понятное слово. Что значит воспитать? В толковом словаре можно прочитать: воспитать – это значит вырастить, дать образование, обучить правилам поведения.  Мы так и делаем.

        Но почему же мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становится все больше? Мы воспитываем честность и нравственность. Но вокруг воцаряется безнравственность. Мы воспитывали все хорошее…

Но было ли это воспитанием, если мы не знали о том основании, на котором строится воспитание? Мы строили Храм нравственности не на твердыне сердца, а на песке сознания. К сожалению, это было так.

Это, на мой взгляд, абсолютно верно. Знания — сила, но эта сила может быть Доброй, а может быть Злой! И об этом обязан думать учитель.

Чем питается Ось в-ос-питания? Гуманная педагогика отвечает на этот вопрос однозначно: Образами. Образование есть питание души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации.

«И этот свет несет учитель на урок, каждый из которых определяет судьбу (У-рок) детей, является важнейшей формой процесса творения их судьбы; в нем аккумулируется жизнь Ребенка, жизнь детей, и обогащается она светом духовности и Знаний. Урок есть аккумулятор жизни детей — он есть сама жизнь детей».(Амонашвили Ш.А.)

Как помочь учителю наполнить жизнь ученика жизнью? Один из сложнейших вопросов, на который стремится ответить гуманная педагогика.

Стараясь ответить на этот вопрос, я определила для себя принципы своей педагогической деятельности, приемы обучения, которые, на мой взгляд, способствуют совершенствованию  личности ребенка и которые я применяю, начиная с первых недель учебного года:

а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);

в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной «я – концепции» личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;

д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через внеурочную и внеклассную работу;

е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;

ё) педагогическое сотрудничество «учитель-ученик» и «ученик-ученик»;



Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самореализации личности.

  1. Эти принципы позволяют готовить и проводить уроки, которые предполагают творческую активность ученика и учителя, на которых каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.
  2. Реализуя принципы гуманной педагогики в своей работе, я использую ряд педагогических технологий: педагогика сотрудничества, технология разноуровневого обучения.

Педагогика сотрудничества - особого типа  «приникающая» технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Целевые ориентации данной технологии:

  1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
  2. Гуманно-личностный подход к ребенку.
  3. Единство обучения и воспитания.

На практике педагогику сотрудничества часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания.

Учебное сотрудничество - это особая форма отношения ребёнка и взрослого, необходимая для полноценного усвоения теоретических понятий, в основе его приёмов и методов лежит совместная деятельность. В первые дни ребёнка в школе я сталкиваюсь с проблемой отсутствия необходимых навыков взаимодействия, что ведёт к тому, что общение может быть конфликтным, это создаёт много проблем для самих ребят и для учителя.

Чтобы помочь ребёнку войти в новую школьную жизнь, адаптироваться в новой системе отношений, я использую вводную неделю, в течение которой веду специальные занятия, учу взаимодействию, общению, интегрируя эти занятия с учебными предметами или проводя игры на переменах. Для этой цели хорошо подходит программа  Цукерман Г.А. "Введение в школьную жизнь."  Задачи, которые я ставлю: обеспечить условия для осознания ребёнком своего статуса школьника; сформировать представление об учебной деятельности, реализуемой под руководством учителя; диагностировать, а при необходимости и корректировать способы взаимодействия ребёнка с учителем, сверстником, самим собой. Эти занятия позволяют  создать у ребёнка представление о школе как о месте, где он будет принят весь - целиком со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, что всё в школе важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.  

 На этих занятиях организуется взаимодействие в игровой ситуации, которая помогает обнаружить противоречия с поведением в дошкольной жизни и построение правил поведения в школе. Формируется привычка обращаться друг к другу по имени, глядя в глаза, поворачиваясь к однокласснику, умение обращаться к учителю, задавая вопрос, вырабатываются правила оценивания. Тем самым на знакомом материале в ситуации успеха начинающие школьники делают первые шаги к сотрудничеству со сверстниками. Вводятся этикетные формы согласия - несогласия, обсуждения, спора. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но чтобы спор был содержательным дети должны уметь: сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнёров, обнаружить разницу точек зрения, попытаться разрешить разногласие с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений. С детьми я начинаю так: высказав своё мнение, спроси всех остальных "Ты согласен? А ты как думаешь?" Если все согласны - можешь действовать. Если есть разные мнения - задайте друг другу вопрос "Почему ты так считаешь?"  

Основными принцами технологии разноуровневого обучения являются следующие:

  1. Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
  2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
  3. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Задача учителя гуманной школы – выдержать урок в едином ритме, не допустить подавления одних во имя других, не стать центральной фигурой урока, но при этом не пустить урок на волю случая, организовать всё так, как будто тебя нет, а всё движется в естественном ритме и приводит к единой цели.

Гуманная педагогика ведёт ученика по пути развития и совершенствования своего духовного мира, по пути умножения добра и любви на Земле. Общечеловеческие нравственные ценности:  Истина, Добро, Любовь, Красота - были и будут оставаться главными.

        

Выполнила: Прохорова Ю.А.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в период адаптации первоклассников»

Работа с семьёй в первом классе существенно отличается от работы в последующих классах. В первом классе тематика встреч, с одной стороны, знакомит родителей с особенностями психологии и физиологии пер...

Рекомендации для родителей первоклассников. в период адаптации ребенка к школе

В помощь учителю для проведения родительского собрания в 1 классе период адаптации ребёнка к школе....

План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе

План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклас...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Создание оптимальных условий для оказания помощи семьям в период адаптации первоклассников к школе....

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

Конспект родительского собрания на тему: «Партнерство семьи и школы в период адаптации первоклассника к школьной жизни»

Конспект родительского собрания на тему: «Партнерство семьи и школы в период адаптации первоклассника к школьной жизни»...

Использование ИКТ на уроках в период адаптации первоклассников к школе

Ииспользование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, облегчающих и упрощающих адаптационный период - одно из требований к результатам освоения основной обра...