Взаимодействие семьи и школы в процессе адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС
статья на тему

Труфанова Ольга Олеговна

В работе даны теоретические аспекты взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации ребёнка к школьному обучению. Также кратко освещены приёмы взаимодействия с семьёй первоклассника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2

(IV вида)  Кировского района  Санкт-Петербурга

Взаимодействие семьи и школы

в процессе адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС

Подготовили:

Труфанова О.О.

учитель начальных классов

второй квалификационной категории

Мельникова А. М.

учитель начальных классов

второй квалификационной категории

Санкт-Петербург

 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. 1 глава: взаимодействие школы и семьи, как фактор подготовки ребенка к школьному обучению…………………………………………………..5
  3. 2 глава:  виды  работы с семьей первоклассника…………………….10
  4. 3 глава: заключение…………………………………………………….17
  5. Список литературы……………………………………………………..18


Введение

Семья и школа – это  берег и море.  На берегу  ребенок  делает  свои  первые   шаги,  получает  первые  уроки  жизни,  а  потом  перед  ним   открывается  необозримое  море  знаний, и  курс  в  этом море  прокладывает  школа. Это  не  значит,  что  он  должен  совсем  оторваться  от  берега. . .      

                                                                                         Л. А.  Кассиль

А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. При поступлении ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Федеральный государственный образовательный Стандарт ориентирован именно на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают «осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи» (ФГОС ООО). В связи с этим, необходимо создавать психолого-педагогические условия во взаимодействии педагогов и родителей, обеспечивать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования; формировать ценностное отношения к семье, сохранять и приумножать ее традиции.

Глава 1. Взаимодействие школы и семьи, как фактор подготовки ребенка к школьному обучению.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Первый год в школе - это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов, ведь приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему!

Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого, не были "перемежающимися". Учитель с самого начала разъясняет ученикам, что от них требуется, показывает ребенку отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы. Хорошо, если учитель здесь следует совету известного педагога Ш. Амонашвили: "Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность". [2] 

Без  сомнения, все школы хотят  поддерживать  открытые  и  тесные связи с семьями.  Они знают, что обучение – совместная работа учителей и  родителей.  Они  также  понимают,  что  взаимосвязь  с  родителями является  обязательной  при  желании  развивать  способности   каждого ученика в школе и за ее пределами.   Педагоги, которые  это  понимают, будут стараться достичь содержательного диалога с родителями  и  будут поддерживать  теплый  климат  в  классе:  без  напряжений,  дружеский, основанный на взаимопомощи. Современная школа знает, что связь школы и семьи не  должна  иметь только  одно  направление  как  в  старые  времена,  когда  инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам.  Сейчас  учителя  не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.

Работа     классного руководителя   с   родителями  очень   сложна.   Их   влияние    имеет огромное  значение  для  ребенка,   однако   в   большинстве   случаев данное  влияние  стихийно.   Часто   оценка   родителями     поведения их  детей  не  совпадает  с  оценкой учителей  участников,   а   также с  оценкой  самих  учеников.   Поэтому  учитель  должен  искать  путь к  сердцу  родителей,   чтобы   дать   им   позитивное   направление. Взаимоотношения  с  родителями  укрепляются,  когда:

. учитель  родителям  старается  дать  то,  что  требуется  и  от  них (выслушивает    их    проблемы,     высказывает    понимание     и доброжелательность  по  отношению  к  их  детям);

. учитель не забывает,  что  родители   должны   смотреть   на   школу глазами  детьми  (сначала   устанавливает   контакт   с   детьми,   а затем  с их родителями);

. учитель  стремится  раскрыть  способности  родителей   в   отдельных областях  воспитания  детей;

. учитель помнит,  что  нельзя  родителям  указывать,  а   тем   более ругать  их  детей;

. учитель  надеется  на  победу  добра  в  душе  ребенка;

. учитель  делится  накопленным  педагогическим   опытом   и   т.  д.».

Обычно  родители,  приходящие  в  школу  делятся  на  две  группы:

1.   Те,  которые  знают,  что  их   ребенок   в   школе   оценивается положительно,  они  ждут  похвалы.

2. Те,  которые  знают  о  трудностях  детей,  но   боятся   об этом  говорить,  избегают   учителя,   и   не   знают,   как помочь  ребенку.   Такие  родители  предпочитают  вообще  не ходить   в   школу,    ограничиться    лишь    телефонными звонками,   или   приходить   в   школу   лишь   по   вызову учителя.   Часто   их   пугают   и   возможные   упреки   со стороны  других  родителей.    На   эту   группу   родителей учитель  должен  обратить  особое  внимание».

Совет  по  решению  проблем  взаимоотношении  между   родителями, учителем  и   учащимися   предлагает   Тома   Гедрайтене:    « Меткое слово  учителя,  умная  и  тактичная   аргументация,   дельный   совет часто  решают  затянувшиеся,  мучительные  конфликты».

Таким образом, анализ литературы  по вопросу адаптации ребенка к школьному обучению и взаимодействию школы и семьи показывает, что ученикам легче преодолеть трудности адаптационного периода, если классный руководитель и родители будут «работать» в одном направлении.


 Глава 2.  Виды работы с семьей первоклассника.

Важное значение в организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей в рамках реализации ФГОС имеют формы работы с родителями.  Основные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей, которые мы применяем в своей работе, это:

  1. Ежегодно (в апреле) в нашей школе проводится анкетирование родителей первоклассников; опрос помогает учителю определить правильное направление в работе с учениками и их родителями. В анкетировании принимают участие только желающие (не является обязательным).

На слайде вы можете увидеть вопросы, на которые предлагается ответить родителям первоклассников:

  1. Оценка родителями готовности ребенка к школе:
  2. От кого зависит успешная адаптация ребенка в школе:
  3. В школе ребенок стал:
  4. При поступлении в школу пугало:
  5. Изменения в детях за первый учебный год:
  6. Пожелания к учителям:
  7. Важность образовательных услуг:
  8. Дополнительная информация

Результаты анкетирования в 2013-2014 году показали, что многие родители не имеют представления о самом процессе адаптации к школе и о трудностях, с которыми столкнулся их ребенок. Закрывая глаза на негативные поведенческие проявления личности ребенка, родители перекладывают ответственность на учителей и списывают всё на трудности адаптации. Для того, чтобы родители (законные представители) получили больше сведений о сути процесса адаптации, о том, как помочь своему ребёнку принять новые условия жизни, необходимо использовать в своей работе такую форму взаимодействия, как родительские собрания (в том числе и внеплановые).

  1. Родительское собрание. Практика показывает, что это самая универсальная форма взаимодействия. На родительских собраниях обсуждаются проблемы детей и родителей, классных коллективов, учебно-воспитательный процесс школы, участие родителей в делах школы и отдельного классного коллектива, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое. Новые ФГОС предполагают знание родителями (законными представителями) основных нормативно-правовых аспектов процесса обучения и воспитания детей.

Формы родительских собраний (2)

  1. Родительский лекторий. Это форма, способствующая повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию  детей. В прошлом учебном году тема родительского лектория была следующей:

           - Трудности адаптации первоклассников к школе, на которой родителям рассказывалось о трудностях, с которыми они могут столкнуться при обучении ребенка в 1 классе.

  1. Индивидуальные консультации. Проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении конкретной проблемы, часто конфиденциального характера, требующей безотлагательного решения. Родители на такую консультацию приглашаются с помощью специального приглашения.

     При подготовке к консультации надо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций – ребенка, родителей, педагога, окружения.

  1. Дни «открытых дверей» для родителей и будущих первоклассников. Такой день мы проводим в школе не чаще, чем один раз в полугодие, так как он требует тщательной подготовки. К этому дню педагоги школы готовят выступление и экскурсию по школе.

Заключение

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились.

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног,

Совладать с нею нет уже мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок,

Или ручки протянет дочка -

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите.

Это счастье – короткий миг.

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают, как снег весной,

Промелькнут дни златые эти.

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фото разных мгновений детства,

С грустью вспомните о былом,

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливее всех.

Берегите, пожалуйста, детство…

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.
  2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983
  3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.
  4. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.
  5. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. Минск.1998.
  6. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.
  7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996
  9. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 1985, № 9. - С. 19 - 21.
  10. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

  Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...

Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья освещает организацию взаимодействия семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен б...

Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях ФГОС.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значен...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (подпрограмма к Образовательной программе школы)

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению  (подпрограмма к Образовательной программе школы)...