План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе
методическая разработка (1 класс) на тему
План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе.
Вопрос об успешной адаптации первоклассников затрагивает интересы всех участников образовательного процесса - администрации, родителей будущих первоклассников, учителей начальных классов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников. Благодаря комплексному подходу можно достигнуть наилучших результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vzaimodeystviya.docx | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса
в период адаптации первоклассников к школе
Пояснительная записка
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Закон «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии (ст.44,45 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Также права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ.
Школа сегодня остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе.
Вопрос об успешной адаптации первоклассников затрагивает интересы всех участников образовательного процесса - администрации, родителей будущих первоклассников, учителей начальных классов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников. Благодаря комплексному подходу можно достигнуть наилучших результатов.
Цель: систематизировать взаимодействие учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
- Создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной адаптации первоклассников к школе.
- Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 1 класса.
- Формирование комфортной образовательной среды.
- Оказание психолого-педагогической и методической помощи и поддержки семьям первоклассников в период адаптации к школе.
Сроки | Направления взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе | |||
Младшие школьники (учащиеся) | Родители учащихся | Учителя начальных классов | Специалисты (логопед, психолог, социальный педагог, мед. работник) | |
Выпуск из ДОО/ май | Курсы «Подготовка к школе» | Родительское собрание «Адаптация первоклассников к школе» | Особенности организации деятельности учащихся 1-ых классов. | Соц. педагог – изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года. |
Последняя неделя августа | Изучение медицинских, личных карт учащихся. Мастерская общения «Давайте познакомимся!» | Родительское собрание «Скоро в школу», обсуждение проведения 1 сентября, анкетирование. | Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 1-ых классах. | Психолог, соц. педагог – консультативная работа с учителем, беседа. Медицинский работник - медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами. |
Сентябрь | Ознакомление учащихся с едиными требованиями в школе. «Введение в школьную жизнь». Проведение экскурсий по школе. Проведение экскурсии «Окрестности школы». | Индивидуальные консультации «Итоги первых учебных дней» (по необходимости ежедневно). Ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы. Совместная деятельность педагога и родителей по организации жизни первоклассников в школ | Взаимопосещения уроков | Педагог-психолог: исследование школьной адаптации. Занятия для снятия тревожности от школы. Посещение уроков, наблюдения. Логопед: индивидуальные встречи с родителями, проведение логопедических занятий с детьми. Медицинский работник: мониторинг состояния здоровья обучающихся. |
Третья неделя октября | Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов через индивидуальные беседы с детьми и родителями. Наблюдение, «Беседа о школе» с детьми. Классный час «Азбука поведения» | Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе» | Вечер вопросов и ответов | Педагог-психолог: консультация для родителей: «Помощь ребенку в адаптации к школе». |
Последняя неделя октября | Совместный праздник «Посвящение в первоклассники. День рождения классного коллектива» | Организация мероприятий. Выбор родителей в состав школьного комитета. Родительское собрание «Первая четверть ребенка в школе». | Заседание учителей начальных классов. Обработка данных по классно-обобщающему контролю в 1-ых классах, уровень адаптации | Педагог-психолог: выявления дезадаптированных детей, определения причин и пути их решения. Наблюдения и фиксирование детей группы риска. Медицинский работник: проведение плановых и внеплановых прививок, витаминизация, профилактика простудных заболеваний, создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д., соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; |
Ноябрь | Праздник «День матери», классные часы, направленные на сплочение коллектива. Праздник «День осенних именинников. «День рожденья только раз в году!»» | Заседание родительского комитета. Совместное планирование воспитательной работы в классе. Проведения родительского собрания «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи». Организация мероприятий. | Совещание педагогов, работающих в 1-х классах. | Педагог-психолог: индивидуальные работы с дезадаптированными детьми и их родителями. Логопед: коррекционная работа по устранению недостатков в речи. Педагог-психолог: итоги работы по проблеме адаптационного периода. |
Декабрь | Новогодний праздник «В гостях у Деда Мороза» | Заседание родительского комитета «Подготовка к Новому году» Родительского собрание «Подведение итогов полугодия». | Подведение итогов полугодия на заседания учителей 1-х классов. | Педагог-психолог: индивидуальные работы с дезадаптированными детьми и их родителями. Логопед: коррекционная работа по устранению недостатков в речи. |
Декабрь – май | Индивидуальная работа с детьми с тяжелой адаптацией и с дезадаптированными детьми. |
Список использованной литературы
- Мартынова Л. В. Программа «Семьи и школа» [Электронный ресурс] режим доступа: http://86sch3-nv.edusite.ru/DswMedia/programmasem-yaishkola.pdf
- Дружинина И. В. Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению [Электронный ресурс] режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/09/22/programma-organizatsii-protsessa
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...
Заседание районной творческой лаборатории № 1 и методического объединения учителей начальных классов «Организация учебно-воспитательного процесса при введении ФГОС в школе 1 ступени»
Выступление на РМО...
Заседание районной творческой лаборатории № 1 и методического объединения учителей начальных классов «Организация учебно-воспитательного процесса при введении ФГОС в школе 1 ступени»
Выступление на РМО...
Взаимодействие учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе
Статья содержит информацию о Взаимодействии учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе...
Взаимодействие учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе
В статье представлены проблемы и пути их решения во взаимодействии учителей начальных классов и родителей учащихся, основное внимание обращается на то, что адаптация первоклассников к школе зависит от...
Индивидуальный план профессионального развития в межаттестационный период учителя начальных классов Ахметжановой Розы Мазхмутовны (на период с 2017 - 2021 год)
Индивидуальный план профессионального развитияв межаттестационный периодучителя начальных классовАхметжановой Розы Мазхмутовны(на период с 2017 - 2021 год)...
Взаимодействие учителя начальных классов и участников коррекционно-образовательного процесса
Особенности организации взаимодействия участников коррекционного процесса...