Программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
КТП по внеурочной деятельности "мир профессий "для первого класса содержит пояснительную записку и планирование на весь учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности
(социальное направление)
«Мир профессий»
Возраст: 6 — 7 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Социальное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое в настоящий момент является одним из приоритетных в системе воспитания.
Ребенку школьного возраста, именно в начальной школе, необходимо донести значимость каждого человека в современном обществе, что является основой социального воспитания, так как его недостатки трудно восполнить в последующие годы.
Появление курса « Мир профессий» связано с тем, что в настоящее время смяты социальные ориентиры, так как прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от социального воспитания юных граждан.
Актуальность выбора курса «Мир профессий» определена следующими факторами: на основе проведения диагностики выявлено, что у большинства первоклассников нашей школы низкий уровень представления о профессиях родителей и их значении в жизни человека.
Программа разработана на основе ранее предложенных. Существенным отличием является учебно-тематический план (добавлены темы регионального компонента), содержание программы (изменено количество часов по разделам, внесен раздел «Проект «Азбука профессий»»).
Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся первого класса (6 – 7лет) и призвана формировать учебно-познавательные мотивы школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в занятиях. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Цель: развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Реализация достижения данной цели возможна при решении следующих задач:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Занятия по данному курсу будут проходить один раз в неделю по 30 минут в форме игры, викторины, беседы, экскурсии, конкурсов.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- знать различные профессии;
- уметь устанавливать различие между профессиями;
- правильно использовать термины, полученные на занятиях;
- способность добывать новую информацию из различных источников.
Метапредметные:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Личностные:
- проявлять устойчивый познавательный интерес к теме;
- осознавать социальную значимость человека в обществе.
Итоговыми занятиями по разделам будет конкурс рисунков, викторина, встреча с родителями. В конце изучения курса - праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Учебно-тематический план
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
Содержание дополнительной образовательной программы
Занятие 1.
Тема: «Зачем человек трудится?» Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»
Занятие 2.
Тема: «Какие профессии ты знаешь?». Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!»
Занятие 3.
Тема: «Мир интересных профессий». Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.
Занятие 4.
Тема: «Чем пахнут ремесла?». Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?
Занятие 5.
Тема: «Кем я хочу стать?». Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
Занятие 6.
Тема: «Профессия - учитель». Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа»
Занятие 7.
Тема: «Профессия «Библиотекарь». Экскурсия в школьную библиотеку. Понятия «формуляр, стеллаж, хранилище, тематика»
Занятие 8.
Тема: «Профессия - продавец». Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине». Понятия «прилавок, покупатель, товар, цена»
Занятие 9.
Тема: «Профессия - парикмахер». Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую
Занятие 10.
Тема: «Профессия - повар». Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повар. Понятия «меню, ингредиенты, сервировка»
Занятие 11
Тема: «Профессия – почтальон». Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. Понятия «пресса, периодическая печать, почтамт»
Занятие 12
Тема: «Профессия – врач». Знакомство с профессией врача. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Понятия «педиатр, стоматолог, отолоринголог, офтальмолог»
Занятие 13.
Тема: «Профессия – художник». Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник». Понятия «палитра, мольберт, цветовая гамма»
Занятие 14
Тема: «Профессия – швея». Знакомство с профессией швеи. Викторина «Какие предметы нужны швее?» Конкурс рисунков «Модели одежды»
Занятие 15
Тема: «Профессия – воспитатель детского сада». Знакомство с профессией воспитателя. Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»
Занятие 16.
Тема: «Профессия - Следователь». Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.
Занятие 17.
Тема: «Следствие ведут первоклассники!». Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия.
Занятие 18
Тема: «Профессия - Бухгалтер». Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Что важно знать первокласснику, который хочет стать бухгалтером? Что значит быть усидчивым?
Занятие 19
Тема: «Профессия - Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)» Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Дискуссия. Игра «Что ты умеешь, сельский житель?». Понятия «фермер, прибыль, бартер, вложения, сельскохозяйственная техника»
Занятие 20
Тема: Профессия «Мастер-цветовод»
Работа в кабинете и с подсобным материалом. Беседа. Уход за растениями. Практическая работа по составлению букетов.
Занятия 21
Тема: «Профессия «Водитель автомобиля». Устные рассказы детей об известных им машинах. Практическая работа с маршрутными картами «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. Сюжетно-ролевая игра.
Занятия 22.
Тема: «Профессия «Комбайнер». Презентация. Понятия: «жатка, бункер». Пословицы о хлебе.
Занятия 23.
Тема: «Профессия «Мастер машинного доения» .Презентация. Беседа о пользе молочных продуктов.
Занятие 24.
Тема: Викторина «Что мы узнали?». Викторина «Что мы узнали?»
Занятия 25-26.
Тема: «Кем работают мои родители?». Устные рассказы детей о профессиях своих родителей. Рассказы родителей о своей работе.
Занятие 27-28.
Тема: «Семейные династии». Связный рассказ, рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой.
Занятия 29.
Тема: «Организационное занятие. Предъявление заданий группам».
^ Занятия 30-31.
Тема: «Сбор и уточнение информации о профессиях». Пословицы, загадки, стихи о профессиях.
Занятие 32
Тема: Защита проекта.
Занятие 33
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» Стихи, песни, пословицы, разыгрывание ситуаций.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Для реализации дополнительной образовательной программы необходимо: дидактический и методический материал, мультимедийная установка, интерактивная доска, Интернет-ресурсы, художественная литература, фотоматериалы, видеоматериалы, репродукции картин, плакаты, альбомы, краски, ножницы, клей, цветные карандаши, цветная бумага.
Для достижения поставленных задач применяются разные
- формы занятий: ролевые игры, экскурсии, конкурсы, практические занятия;
- методы: беседа, игры на внимание, развитие памяти, логического мышления, релаксационные упражнения.
Список литературы для учителя:
Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.
Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: «Знание», 1991.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: «Инноватор», 1997.
Горбунова М.В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009
Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
Лопатина А. и Скребцова М. Секреты Мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: «Амрита – Русь», 2011
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
ПРОГРАММА по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ
Построение интегрального образовательного процесса, инициирующего формирование,основ целостного образа сферы человеческой деятельности в начальной школе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Мир профессий для 1-4 класса
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и слож...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс
Рабочая программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...
рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл
рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл с указанием всех формируемых УУД...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мир профессий"
Рабочая программа "Мир профессий"...
Программа по внеурочной деятельности "В мире профессий" 1 КЛАСС
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся и...