Программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Боева Наталья Викторовна

КТП по внеурочной деятельности "мир профессий "для первого класса содержит пояснительную записку и планирование на весь учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности

(социальное направление)

«Мир профессий»

Возраст: 6 — 7 лет

Срок реализации: 1 год


Пояснительная записка
Социальное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое в настоящий момент является одним из приоритетных в системе воспитания.

Ребенку школьного возраста, именно в начальной школе, необходимо донести значимость каждого человека в современном обществе, что является основой социального воспитания, так как его недостатки трудно восполнить в последующие годы.

Появление курса « Мир профессий» связано с тем, что в настоящее время смяты социальные ориентиры, так как прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от социального воспитания юных граждан.

Актуальность выбора курса «Мир профессий» определена следующими факторами: на основе проведения диагностики выявлено, что у большинства первоклассников нашей школы низкий уровень представления о профессиях родителей и их значении в жизни человека.

Программа разработана на основе ранее предложенных. 
Существенным отличием является учебно-тематический план (добавлены темы регионального компонента), содержание программы (изменено количество часов по разделам, внесен раздел «Проект «Азбука профессий»»).

Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся первого класса 
(6 – 7лет) и призвана формировать учебно-познавательные мотивы школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования. 

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в занятиях. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. 

Цель: развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Реализация достижения данной цели возможна при решении следующих 
задач:

- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; 

- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; 

- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей. 

Занятия по данному курсу будут проходить один раз в неделю по 30 минут в форме игры, викторины, беседы, экскурсии, конкурсов. 

 Ожидаемые результаты:

Предметные:

знать различные профессии;

- уметь устанавливать различие между профессиями;

- правильно использовать термины, полученные на занятиях;

- способность добывать новую информацию из различных источников.
Метапредметные:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;
Личностные:

- проявлять устойчивый познавательный интерес к теме;

- осознавать социальную значимость человека в обществе.
Итоговыми занятиями по разделам будет конкурс рисунков, викторина, встреча с родителями. В конце изучения курса - праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» 
Учебно-тематический план




п/п


Тема занятия


Всего часов


Теор.


Практ.


Сроки выпол

нения



^ Введение в мир профессий 5 ч






1


Зачем человек трудится?


1


0,5


0,5


1 сентябрь


2


Какие профессии ты знаешь?


1


0,25


0,75


8 сентябрь


3


Мир интересных профессий


1


0,5


0,5


15сентябрь


4


Чем пахнут ремесла?


1


0,5


0,5


22 сентябрь


5


Итоговое занятие «Кем я хочу стать?» (конкурс рисунков


1


0,25


0,75


29 сентябрь



Знакомство с различными профессиями 17 ч






6


Профессия - учитель


1


0,5


0,5


6 октябрь


7


Профессия -библиотекарь


1


0,5


0,5


13 октябрь


8


Профессия - продавец


1


0,5


0,5


20 октябрь


9


Профессия - парикмахер


1


0,5


0,5


3 ноябрь


10


Профессия - повар


1


0,5


0,5


10 ноябрь


11


Профессия - почтальон


1


0,5


0,5


17 ноябрь


12


Профессия - врач


1


0,5


0,5


24 ноября


13


Профессия - художник


1


0,5


0,5


1 декабрь


14


Профессия - швея


1


0,5


0,5


8 декабрь


15


Профессия – воспитатель детского сада


1


0,5


0,5


15 декабрь


16


Профессия «Следователь»


1


0,5


0,5


22 декабря


17


Следствие ведут первоклассники!


1


0,25


0,75


12 январь


18


Профессия «Бухгалтер»


1


0,5


0,5


19январь


19


Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)»


1


0,5


0,5


26 января


20


Профессия «Мастер-цветовод»


1


0,5


0,5


2 февраль


21


Профессия «Водитель автомобиля»


1


0,5


0,5


9 февраль


22


Профессия «Комбайнер»


1


0,5


0,5


16 февраля


23


Профессия «Мастер машинного доения»


1


0,5


0,5


 1 март


24


Викторина «Что мы узнали о профессиях?» (итоговое занятие)


1


0,25


0,75


15 март



 Профессия моих родителей 4 ч






25,26


Кем работают мои родители?


2


0,25

0,25


0,75

0,75


29 марта 5 апрель


27,28


Семейные династии – встреча с родителями (итоговое занятие)


2


0,25

0,25


0,75

0,75


12  19 апрель




 Проект «Азбука профессий» 4ч






29


Организационное занятие. Предъявление заданий по группам


1


1



26 апрель


30,31


Сбор и уточнение информации о профессиях


2


0,5

0,5





10 май


32


Защита проекта


1



1


17май


33


Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»


1



1


24 май



Итого будет проведено: 


32


15


17




 Содержание дополнительной образовательной программы
Занятие 1.

Тема: «Зачем человек трудится?» Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Занятие 2.

Тема: «Какие профессии ты знаешь?». Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!»

Занятие 3.

Тема: «Мир интересных профессий». Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Занятие 4. 

Тема: «Чем пахнут ремесла?». Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Занятие 5.

Тема: «Кем я хочу стать?». Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Занятие 6.

Тема: «Профессия - учитель». Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа»

Занятие 7.

Тема: «Профессия «Библиотекарь». Экскурсия в школьную библиотеку. Понятия «формуляр, стеллаж, хранилище, тематика»

Занятие 8.

Тема: «Профессия - продавец». Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине». Понятия «прилавок, покупатель, товар, цена»
Занятие 9. 

Тема: «Профессия - парикмахер». Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую

Занятие 10.

Тема: «Профессия - повар». Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повар. Понятия «меню, ингредиенты, сервировка»

Занятие 11 

Тема: 
«Профессия – почтальон». Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. Понятия «пресса, периодическая печать, почтамт» 

Занятие 12

Тема:
 «Профессия – врач». Знакомство с профессией врача. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Понятия «педиатр, стоматолог, отолоринголог, офтальмолог»

Занятие 13.

Тема:
 «Профессия – художник». Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник». Понятия «палитра, мольберт, цветовая гамма» 

Занятие 14 

Тема: «Профессия – швея». Знакомство с профессией швеи. Викторина «Какие предметы нужны швее?» Конкурс рисунков «Модели одежды»

Занятие 15 

Тема:
 «Профессия – воспитатель детского сада». Знакомство с профессией воспитателя. Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Занятие 16.

Тема: «Профессия - Следователь». Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.

Занятие 17.

Тема: «Следствие ведут первоклассники!». Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия. 

Занятие 18

Тема: «Профессия - Бухгалтер». Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Что важно знать первокласснику, который хочет стать бухгалтером? Что значит быть усидчивым?

Занятие 19

Тема: «Профессия - Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)» Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Дискуссия. Игра «Что ты умеешь, сельский житель?». Понятия «фермер, прибыль, бартер, вложения, сельскохозяйственная техника»

Занятие 20

Тема: Профессия «Мастер-цветовод»

Работа в кабинете и с подсобным материалом. Беседа. Уход за растениями. Практическая работа по составлению букетов. 

Занятия 21

Тема: «Профессия «Водитель автомобиля». Устные рассказы детей об известных им машинах. Практическая работа с маршрутными картами «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. Сюжетно-ролевая игра.

Занятия 22.

Тема: «Профессия «Комбайнер». Презентация. Понятия: «жатка, бункер». Пословицы о хлебе.

Занятия 23.

Тема: «Профессия «Мастер машинного доения» .Презентация. Беседа о пользе молочных продуктов.

Занятие 24. 

Тема: Викторина «Что мы узнали?». Викторина «Что мы узнали?»

Занятия 25-26.

Тема: «Кем работают мои родители?». Устные рассказы детей о профессиях своих родителей. Рассказы родителей о своей работе.

Занятие 27-28.

Тема: «Семейные династии». Связный рассказ, рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой. 

Занятия 29.

Тема: «Организационное занятие. Предъявление заданий группам».

^ Занятия 30-31.

Тема: «Сбор и уточнение информации о профессиях». Пословицы, загадки, стихи о профессиях.
 

Занятие 32

Тема: Защита проекта.
 

Занятие 33

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» Стихи, песни, пословицы, разыгрывание ситуаций.

 Методическое обеспечение 

дополнительной образовательной программы

Для реализации дополнительной образовательной программы необходимо: дидактический и методический материал, мультимедийная установка, интерактивная доска, Интернет-ресурсы, художественная литература, фотоматериалы, видеоматериалы, репродукции картин, плакаты, альбомы, краски, ножницы, клей, цветные карандаши, цветная бумага. 

Для достижения поставленных задач применяются разные

- формы занятий: ролевые игры, экскурсии, конкурсы, практические занятия;

- методы: беседа, игры на внимание, развитие памяти, логического мышления, релаксационные упражнения.

Список литературы для учителя:


  1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.

  2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: «Знание», 1991.

  3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: «Инноватор», 1997.

  4. Горбунова М.В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009

  5. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

  6. Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.

  7. Лопатина А. и Скребцова М. Секреты Мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: «Амрита – Русь», 2011

  8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.

  9. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

ПРОГРАММА по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ

Построение интегрального образовательного процесса, инициирующего формирование,основ целостного образа сферы человеческой деятельности в начальной школе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Мир профессий для 1-4 класса

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит  увлекательная и слож...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл

рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл с указанием всех формируемых УУД...

Программа по внеурочной деятельности "В мире профессий" 1 КЛАСС

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся и...