Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_professiy_2b_klass.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Рабочая программа

Благодарёвой Наталии Николаевны

учителя начальных классов МБОУ «НОШ № 31»

                                                                         по внеурочной деятельности

                                                              «Мир профессий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Стадия конкретно-наглядных представлений о мире труда и профессий берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно формировать его представления о различных профессиях и о труде. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире труда и профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

Были выявлены следующие противоречия:

отсутствие преемственности и непрерывности между начальным и средним образованием в предпрофильном обучении;

непонимание того, что над развитием профессионального самосознания должна работать вся школа от первого до выпускного класса и работать над созданием единой образовательной среды в этом направлении развития учащихся.

Четкая осознанность актуальности данной проблемы, ее способность расширять образовательное пространство образовательного учреждения и инициировать саморазвитие личности обучающегося, обусловила выбор темы программы.

Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на предпрофильное образование, сделает учебу в школе единым преемственным образовательным процессом.

Основная цель реализации программы «Мир профессий»: пропедевтики профессионального самоопределения - это формирование у младших школьников интереса к профессиональной деятельности. Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:

– формирование осознанных представлений о мире труда и профессий;

– развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы;

– развитие рефлексии и обучение навыкам самопознания;

– развитие реалистической самооценки

Программа предусматривает 4 года обучения (1—4 классы) и реализуется через внеурочную работу. Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений учащихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности учащихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.

Прогнозируемый результат

В результате изучения курса «Мир профессий» младший школьник должен

Знать:

основные сферы профессиональной деятельности человека;

основные признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

предприятия и учреждения микрорайона, города;

основные приемы выполнения учебных проектов.

Уметь:

рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ;

переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;

выполнять учебные проекты.

Содержание

2 класс «Город, в котором я живу»

Сфера человеческой деятельности

Вариативный курс

«Мир профессий»

Виды деятельности

Примерное кол-во

часов

Этапы работы

«Человек -человек»

Кто оберегает наше здоровье?

Развивающие занятия: профессии «продавец», «журналист», «учитель», «библиотекарь» и др. Путешествие с Незнайкой по улицам родного города

3 часа

Выбор темы


Кто ведет нас по дороге знаний?

Экскурсия  по школе, по улице, на которой расположена школа

1 час

Сбор и структурирование информации


«Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету

4 часа

Подготовка и презентация информационного проекта «Люди, которые нас окружают»

«Человек -техника»



Что такое техника?

Развивающие занятия: профессии «инженер», «технолог», «столяр», «плотник» и др. Путешествие с Самоделкиным «Техника вокруг нас»

3 часа

Сбор и структурирование информации

Золотые руки мастера

Экскурсия на станцию юных техников

1 час

Сбор и структурирование информации

«Справочник Самоделкина». Готовим популярное пособие

4 часа

Подготовка и презентация творческого проекта «Справочник Самоделкина»

«Человек -художественный образ»

Что такое искусство?

Развивающие занятия: профессии «дизайнер», «художник» и др.

2 часа

Выбор темы


Знакомство с жизнью замечательных людей города

Экскурсия в театр

2 часа

Сбор и структурирование информации


Знакомство с достопримечательностями города

«Подарок бабушкам».

4 часа

Подготовка и презентация ролевого проекта «Подарок для бабушки» (театрализованное представление)

«Человек -природа»

Мы - часть природы

Развивающие занятия: профессии «зоолог», «биолог», «ветеринар» и др. «Здравствуй, инопланетянин!» Викторины, развивающие занятия

3 часа

Выбор темы


Знакомство с растительным и животным миром

Экскурсии на станцию юных натуралистов, в дендрарий

1 час

Сбор и структурирование информации

Проблемы экологии

КТД «Украсим свою школу»

4 часа

Подготовка и презентация акции «Украсим свою школу»


Итого:

Резерв учебного времени:

32 часа 2 часа

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Человек - человек

8

4

4

2

Человек - техника

8

4

4

3

Человек - художественный образ

8

2

6

4

Человек - природа

8

2

6

Резерв

3

1

2

ИТОГО:

35

13

22

Календарно-тематическое планирование на 2012/2013 учебный год

№ п/п

Название

 раздела и

темы

Теория

Практика

Характеристика учебной деятельности

Плановые сроки прохождения




Примечание

Человек – человек 8ч.

Кто оберегает наше здоровье? 3ч.

1

Развивающие занятия: профессия «журналист»

1

Выбор темы

Сбор и структурирование информации

2

Развивающие занятия: профессии  «учитель», «библиотекарь»

1

3

Путешествие с Незнайкой по улицам родного города. Профессия «продавец»,  

1

Кто ведет нас по дороге знаний? 5ч.

4

Экскурсия  по школе, по улице, на которой расположена школа

1


Сбор и структурирование информации


Подготовка и презентация информационного проекта

«Люди, которые нас окружают»

5

«Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету

1

6

«Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету

1

7

«Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету

1

8

«Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету

1

«Человек -техника» 8ч.

Что такое техника? 3ч.

9

Развивающие занятия: профессии «инженер», «технолог».

1

Сбор и структурирование информации

10

Развивающие занятия: профессии «столяр», «плотник».

1

11

Путешествие с Самоделкиным «Техника вокруг нас»

1

Золотые руки мастера 5ч.

12

Экскурсия на станцию юных техников

1


Сбор и структурирование информации

Подготовка и презентация творческого проекта «Справочник Самоделкина»

13

«Справочник Самоделкина». Готовим популярное пособие

1

14

«Справочник Самоделкина». Готовим популярное пособие

1

15

«Справочник Самоделкина». Готовим популярное пособие

1

16

«Справочник Самоделкина». Готовим популярное пособие

1

«Человек -художественный образ» 8ч.

Что такое искусство? 2ч.

17

Развивающие занятия: профессии художник»

1

Выбор темы

18

Развивающие занятия: профессии «дизайнер

1

Знакомство с достопримечательностями города 2ч.

19

Экскурсия в театр (виртуальная)

1

Сбор и структурирование информации

20

Экскурсия в театр

1

Знакомство с жизнью замечательных людей города 4ч.

21

«Подарок бабушкам».

1

Подготовка и презентация ролевого проекта «Подарок для бабушки» (театрализованное представление)

22

«Подарок бабушкам».

1

23

«Подарок бабушкам».

1

24

«Подарок бабушкам».

1

«Человек -природа» 8ч.

Мы - часть природы 3ч.

25

Развивающие занятия: профессии «зоолог», «биолог.

1

Сбор и структурирование информации

26

Развивающие занятия: профессия

«ветеринар»

1

27

«Здравствуй, инопланетянин!» Викторина

1

Знакомство с растительным и животным 1ч.

28

Экскурсии на станциюв дендрарий

1

Сбор и структурирование информации

Проблемы экологии 4ч.

29

КТД «Украсим свою школу»

1

Подготовка и презентация акции «Украсим свою школу»

30

КТД «Украсим свою школу»

1

31

КТД «Украсим свою школу»

1

32

КТД «Украсим свою школу»

1

33

Обзорная экскурсия  по городу

1

34

Праздник «Город, в котором я живу»

1

35

Итоговое занятие

1

Список литературы

Классные часы по профориентации школьников. Алёнкина О.А. М.: «Планета» - 2011.235с.

Наглядно-дидактическое пособие «Кем быть?». – М.: «МОЗАИКА-СЕРВИС». – 2010.

Наглядно-дидактическое пособие «Профессии». – М.: «МОЗАИКА-СЕРВИС». – 2012.

Завальнюк Л.К. О профессиях. – Омега, 2007. – 67с.

Лопатина А.С., Скрепцова М.В.Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерстве. – М: ООО Книжный дом Локус. – 2002. 352 с.

Манакова М.Д. Моя первая книга о профессиях. – Прф-Пресс . -2007. – 16с.

Перевертень Г.И.  Самоделки из разных материалов. - М., Просвещение, 1985.

Потапова Т.Н. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. – Сфера. – 2009. 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...