Программа по внеурочной деятельности "В мире профессий" 1 КЛАСС
рабочая программа (1 класс)
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно - познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 3 имени Петра Аркадьевича Столыпина города Ртищево Саратовской области»
Приложение к приказу
№ 515 от 31 августа 2022 г.
«Рассмотрено» Руководитель МО ФИО. __________ Протокол № 1 от 29 августа 2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Лицей № 3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области» Шиляпова Е.В.________ 30 августа 2022 г. | Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30 августа 2022 г. | «Утверждено» Директор МОУ «Лицей №3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области»
Семина Т.В.__________
Приказ № 515 от 31 августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мир профессий»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Вилочкова Лариса Ивановна,
учитель начальных классов
г. Ртищево 2022
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» предназначена для обучающихся 1 классов. Данная программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Курс «Мир профессий» реализует социальное направление во внеурочной деятельности начального общего образования. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития, на основе программы развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
– расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
– расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
– активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
– воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
– расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
– воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
В ходе освоения курса внеурочной деятельности достигаются следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные:
ценить и принимать общечеловеческие ценности;
• развитие мотивов учебной деятельности;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Метапредметные:
∙ Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
∙ Владение базовыми навыками исследовательской деятельности, выполнения творческих проектов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
∙ Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
∙ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
∙ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
∙ Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Предметные:
∙ отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
∙ осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
∙ выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципам.
Формы контроля:
- Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
- По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»
Календарно-тематическое планирование
Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе:
- формирование у младших школьников общих представлений о роли труда в жизни людей;
- расширение знаний о производственной деятельности людей;
- воспитание уважения к людям труда.
Тематическое планирование занятий.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Профессии, связанные с природой. | ||||
1 | Путешествие в мир профессий сельского хозяйства | 1 | 05.09 | |
2 | У бабушки в деревне | 1 | 12.09 | |
3 | Ловись рыбка | 1 | 19.09 | |
4 | Труженики леса | 1 | 26.09 | |
5 | Хлеб – всему голова | 1 | 03.10 | |
6 | Профессия овощевод | 1 | 10.10 | |
7 | Знакомьтесь с агрономом | 1 | 17.10 | |
8 | Профессия цветовод | 1 | 24.10 | |
9 | Все работы хороши, выбирай на вкус | 1 | 07.11 | |
Профессии наших мам. | ||||
10 | В магазине | 1 | 14.11 | |
11 | В библиотеке | 1 | 21.11 | |
12 | Весёлая портняжка | 1 | 28.11 | |
13 | Расти здоровым | 1 | 05.12 | |
14 | Я в учителя пойду | 1 | 12.12 | |
15 | Кухонный переполох | 1 | 19.12 | |
16 | Причёски такие разные | 1 | 26.12 | |
17 | Профессии наших мам. Кем быть? | 1 | 09.01 | |
Профессии наших пап. | ||||
18 | Строим дом | 1 | 16.01 | |
19 | У кого мастерок, у кого молоток | 1 | 23.01 | |
20 | Весёлый мастерок | 1 | 30.01 | |
21 | Профессия водитель | 1 | 13.02 | |
22 | Осторожно огонь | 1 | 20.02 | |
23 | Я б в спасатели пошёл пусть меня научат | 1 | 27.02 | |
24 | Профессия шахтёр | 1 | 06.03 | |
25 | Все профессии нужны, все профессии важны | 1 | 13.03 | |
Профессии, связанные с путешествиями. | ||||
26 | Куда уходят поезда | 1 | 20.03 | |
27 | Высоко в облаках | 1 | 03.04 | |
28 | Космическое путешествие | 1 | 10.04 | |
29 | Морское путешествие | 1 | 17.04 | |
30 | На арене цирка | 1 | 24.04 | |
31 | Профессии наших родителей | 1 | 08.05 | |
32 | Кем быть? Каким быть? | 1 | 15.05 | |
33 | Профессиоведческий турнир | 1 | 22.05 |
Приложение.
Развернутое содержание программы 1 класс: Профессии, связанные с природой.
Вводное занятие. Введение понятия профессия. Профориентационные игры.
Профессии ветеринар, зооинженер, пчеловод, коневод, зоолог. Игра: «По зоопарку», просмотр мультфильма «Айболит»
Профессия рыболов. Введение понятий рыболовная сеть, рыболовная снасть, айсберг, маяк. Игры: «Подлёдный лов», «Рассказ рыбака», «Кашалот»
Профессии лесник, лесничий, лесовод. Введение понятия кокарда. Игры: «Что изменилось», «Назови растение», «Угадай-ка»
Профессии хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник. Игры: «Угадай хлеб», «Испеки хлеб», «Путаница»
Профессия овощевод. Игры: «Разложи вслепую», «Увернись»
Профессия агроном. Игры: «рассказ по кругу», «Кто использует в работе».
Профессия цветовод. Игры: «Анаграммы», «Склеенные слова», «Из семени в цветок», «Добрые слова».
Конкурсная программа по теме: «Профессии, связанные с природой». 10. Профессии наших мам. В магазине 1ч. Профессии продавец, кассир, товаровед. Игры: «Умей промолчать», «Магазин» В библиотеке 1ч. Профессия библиотекарь. Введение понятий стеллаж, каталог, формуляр, аннотация. Игры: «Угадай-ка», «Что изменилось». Портной. 1ч. Профессии портной, швея, закройщик, модельер. Введение понятий: специализация, лекало, выкройка, заказчик. Расти здоровым.1ч. Профессия врач. Игры: «Неоконченные предложения», «Учимся оказывать первую медицинскую помощь» «Вызов врача» Профессии наших мам.1ч. Профессии родителей. Выступление родителей по специальному плану. Игротека: «Кто это создал», «Пантомима», «Чёрный ящик» Кем быть? Конкурсная программа по теме: «Профессии наших мам» Я в учителя пойду. 1ч. Профессия учитель. Разыгрывание ситуаций из школьной жизни. Кухонный переполох.1ч 11. Профессия повар. Введение понятий: кухонная утварь, ступка, кокотница, дуршлаг и др. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне». Такие разные причёски.1ч. Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа: эскиз причёски 12. Профессии наших пап. Строим дом. 1ч Профессии столяр, стекольщик, штукатур, маляр, машинист, крановщик, стропальщик. Введение понятий: бульдозер, панелевоз, бетономешалка У кого мастерок, у кого молоток. 1ч. Рабочие инструменты. Игры: «Назови мастера». Разгадывание кроссвордов. Весёлый мастерок. 1ч Профессии швея, скульптор, конструктор, архитектор. Введение понятий: конструкция, скульптура, древесина. Профессия водитель. 1ч Профессия водитель. Игры: «Глазомер», «Неуловимый шнур», «Самый внимательный». Осторожно огонь. 1ч Профессия пожарного. Введение понятия: огнетушитель. Игры: «В дыму», «Вызов по телефону пожарной команды» Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. 1ч Профессия спасатель, оперативный дежурный. Профессия шахтёр. 1ч Профессия шахтёр. Введение понятий: угольный пласт, шахта, вахта. Все профессии нужны, все профессии важны. 1ч Конкурсная программа по теме: «Профессии наших пап» 13. Профессии, связанные с путешествиями. Куда уходят поезда. 1ч. Профессии машинист, проводник. Введение понятий рельсы, шпалы, электровоз, семафор. Просмотр фильма «Железный конь» Викторина. Игры: «Что изменилось», «Не пропусти свою букву», «Кассир», «Проводник» Высоко в облаках. 1ч. Профессии авиации: диспетчер, кассир, радист, токарь, пилот, стюардесса. Введение понятия авиация. Игры: «Летает -не летает», «Приведи самолёт в порт» Космическое путешествие.1ч. Профессия космонавт. Введение понятий скафандр, инвентаризация Конкурсная программа. Морское путешествие.1ч. Профессии: матрос, рулевой моторист, судовой электромеханик, судоводитель. Введение понятий: гирокомпас, трап, штурвал, рубка, шлюз, адмиралтейство. Игротека. На арене цирка.1ч. Профессии: клоун, канатоходец, акробат, фокусник, дрессировщик. Театрализация. «На арене цирка». Профессии наших родителей.1ч. Профессии связанными с путешествиями. Выступление родителей по заранее подготовленному плану. Игротека: «Профессиограмма», «Узнай героя», «Кто использует в работе», «Противоположные качества», «Угадай профессию» Кем быть? Каким быть?1ч. Игровая программа. Введение понятий должность, профессия. Игры: «Профессия или должность», «В моём доме живут», «Собери пословицу», «Подскажи профессию» Профессиоведческий турнир.1ч. Конкурсная программа. Профессии агроном, маляр, штукатур, режиссёр. Конкурсы: «Третий лишний», «Что ни шаг, то профессия», «Конкурс пантомимы» |
Лист корректировки рабочей программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись заместителя директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «В мире книг. Живые страницы»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг. Живые страницы» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного о...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса" В мире книг"
Авторская программа Л.а. Ефросининой...
Программа по внеурочной деятельности для начальных классов "В мире театра"
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно &nda...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе «В мире русского языка» для детей мигрантов
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире русского языка» для детей мигрантов начальной школы .Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса"В мире книг"
Рабочая программа кружка «В мире книг» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса"В мире книг"
Рабочая программа курса «В мире книг» разработана в соответствии с: Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственно...