РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Мир профессий для 1-4 класса
рабочая программа на тему
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи программы:
· формировать положительное отношение к труду и людям труда
· развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
· содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_professiy.docx | 86.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№4
« Центр образования»
Утверждена приказом
директора МОУ СОШ № 4
«Центр образования»
Ягодкиной О.К.
№ от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности в начальной школе
Мир профессий
для 1-4 класса
на 2012-2016 уч.годы
УМК «Школа России»
Учитель: Никитина Л.В.
Тутаев, 2012
Пояснительная записка
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи программы:
- формировать положительное отношение к труду и людям труда
- развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
- содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией
Общая характеристика программы «Мир профессий»
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» состоит из четырёх модулей:
Первый модуль 1 класс :формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека
Второй модуль 2 класс: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией
Третий модуль 3 класс: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий;
Четвёртый модуль 4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей Кемеровской области.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в мир профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».
Описание места программы «МИР профессий» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Мир профессий»
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице (таблица 1)
Критерии | Показатели | Методики диагностики | |
Когнитивный знания учащихся о труде, о мире профессий | Уровень сформированности трудового сознания | 1.Знания о труде. 2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого человека. 3.Знания об основных профессиях, их особенностях. | Тестирование (Тесты «Зачем нужен труд?», «Какая это профессия?») |
Мотивационно-личностный отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью | 1.Отношение к труду и людям труда 2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности. 3. Желание овладеть какой-либо профессией | Наблюдение Методика «Продолжи предложение» Беседа «Кем быть?» | |
Поведенческий Навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде | Уровень трудовой активности | 1.Навыки трудовой деятельности. 2.Проявление трудолюбия, старательности. 3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде. | Наблюдение. Анализ продуктов трудовой деятельности. |
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
V. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Содержание курса
№п/п | Раздел | Кол-во часов |
Введение в мир профессий | 5 | |
Профессии в школе | 2 | |
Знакомство с различными профессиями | 12 | |
Проект «Азбука профессий» | 9 | |
Профессия моих родителей | 3 | |
Викторина «Что мы узнали?» | 1 | |
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | |
Итого | 33час. |
Тематическое планирование занятий
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Ресурсы, оборудова ние | ||
Введение в мир профессий 5 ч | |||||||
Зачем человек трудится? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» | Презентация Разрезные карточки с пословицами | ||||
Какие профессии ты знаешь? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» | Презентация | ||||
Мир интересных профессий | 1 | Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. | Презентация | ||||
Чем пахнут ремесла? | 1 | Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? | Презентация | ||||
Кем я хочу стать? | 1 | Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» | Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий | ||||
Профессии в школе 2 ч | |||||||
Профессия - учитель | 1 | Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» | Презентация — клип «Учитель» | ||||
Профессия -библиотекарь | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | |||||
Знакомство с различными профессиями 12 ч | |||||||
Профессия - продавец | 2 | Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» | Презентация Весы | ||||
Профессия - парикмахер | 2 | Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую | |||||
Профессия - повар | 2 | Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . | |||||
Профессия - почтальон | 2 | Разминка. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. | |||||
Профессия - врач | 2 | Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» | Презентация Халат врача, аптечка. | ||||
Профессия - художник | 2 | Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» | |||||
Проект «Азбука профессий» 9ч | |||||||
Организационное занятие. Предъявление заданий группам | 1 | Разминка. Коллективная работа: составление азбуки профессий. | |||||
Представление мини-проектов на буквы А-Д | 2 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д | |||||
Представление мини-проектов на буквы Е-К | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К | |||||
Представление мини-проектов на буквы Л-Р | 2 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р | |||||
Представление мини-проектов на буквы С-Я | 2 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я | |||||
Оформление результатов проекта | 1 | Создание папки «Азбука профессий». | |||||
Профессия моих родителей 3ч | |||||||
Кем работают мои родители? | 2 | Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» | |||||
Встреча с родителями | 1 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | |||||
Итоговые занятия 2 ч | |||||||
Викторина «Что мы узнали?» | 1 | Разминка. Викторина «Что мы узнали?» | Презентация | ||||
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
Содержание программы 2класса
Занятие. 1. Мы построим новый дом.
Знакомство с профессией архитектора. Работа с конструктором.
Занятие. 2. Кто такой - дизайнер.
Описание профессии дизайнера и его деятельности. Знакомство с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.; с видами деятельности — показывать, намечать, делать. Мини-проект «Я хочу стать дизайнером»
Занятие. 3. Самый классный - классный уголок.
Оформление классного уголка. Творческий проект.
Занятие. 4. Как составить букет
Знакомство с профессией - флорист. Важное в профессии - творческое мышление и фантазия. Беседа «Как создать настроение при помощи цветов и трав». Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои чувства: любовь, почтение, уважение».
Занятие. 5. Фигурки из цветов.
Введение понятий: флористика, цвет, форма, композиция. Секреты составления композиций из цветов: сорт цветов, популярность растений и их сочетаемость. «Спасибо, Учитель!» - цветочные проекты. Практическая работа.
Занятие.6. Кто такой скульптор
Профессия – скульптор. Близкие понятия - художник, мастер. Виды скульптуры (статуя, группа, статуэтка, бюст, памятники, монументы). Основные способы работы скульптора: резьба, высекание, лепка, литье. Качества, необходимые в профессии: художественные способности, физическая сила, память, внимание, терпение, аккуратность.
Занятие. 7. Лепка из глины
Работа с глиной.
Занятие. 8. Маленькие фея. Как придумать аромат
Знакомство с профессией - парфюмера. Введение основных понятий: начальная нота, «сердце» запаха и конечная нота - шлейф. Лаборатория ароматов: колбочки, флаконы, баночки. Беседа «Обоняние - самое загадочное чувство человека». Дискуссия «Как можно стать настоящим парфюмером?»
Занятие. 9. Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье
Профессия – портной. Смежные профессии: закройщик, швея. Швейные изделия. Орудия труда: игла, ножницы, булавка, швейная машина, утюг. Экскурсия в ателье.
Занятие. 10. Вкусная профессия. Кто готовит нам обед.
Профессия повар. Введение понятий: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне».
Занятие. 11. Моя мама - парикмахер
Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа: эскиз причёски. Аттракцион «Что нужно для парикмахера» (среди многих предметов найти нужные и перенести их на другой стол). Аттракцион «Завяжи бантик»
Занятие. 12. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам
Знакомство с профессией - реставратор. Проект «Новая жизнь старым вещам»
Занятие. 13. Кто украшает книжку.
Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Беседа «Каким должен быть хороший иллюстратор?»
Занятие. 14. Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация
Современные иллюстраторы. Рисование с помощью графических компьютерных программ. Знакомство с иллюстрациями Angel Dominguez к сказке Л. Кэролла "Алиса в стране чудес", с работами иллюстратора Людмилы Мельникович.
Занятие. 15. Кто рисует картины
Описание профессии художника и его деятельности. Типы художников: живописец, художник-график, фотохудожник, художник-мультипликатор. Качества необходимые художнику: воображение; способность воспринимать и различать цвета и их оттенки; оригинальность, находчивость; развитое пространственно-образное мышление; самостоятельность; наблюдательность; открытость для восприятия нового; чувство гармонии и вкуса.
Занятие. 16. Художники - детям
Детям о живописи. Галереи лучших работ известных художников для детей. Художественная галерея для детей. Золотая осень в картинах русских художников
Занятие. 17. Когда возникла музыка. Музыканты оркестра
Музыкант, аранжировщик, вокалист - сольный певец или артист хора; дирижёр - руководитель оркестра или хора, инструменталист.
Занятие. 18. Кто сочиняет музыку
Композитор. Правилами теории музыки. Отличие композитора от исполнителя.
Занятие. 19. Композиторы – детям
Современные композиторы – детям. Знакомство с творчества композиторов Ю.Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина.
Занятие. 20. Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра
Знакомство с профессией дирижёра.
Занятие. 21. Как стать писателем. Проба пера
Писатель. Литературные произведения: повести, рассказы, романы, новеллы, эссе. Структура произведения, его сюжет (происшествия и события), персонажей и их характеры.
Занятие. 22. Писатели – детям
Знакомство с творчеством русских писателей.
Занятие. 23. Как рождаются стихи. Про поэтов.
Описание профессии поэта. Жанры: стихотворение, ода, поэма, баллада, стансы, песни и т.д.
Занятие. 24. Поэты – детям
Знакомство с творчеством советских, российских поэтов.
Занятие. 25. Профессия - режиссёр
Профессия – режиссер. Близкие профессии: актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Постановка фильмов, спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.
Занятие. 26 Кукольный театр. Сыграем пьесу.
Беседа «Что такое театр?» Проблемная ситуация «Кто создаёт театральные «полотна»?». Сказка Н.А. Юсупова «Серый волк» («Хрестоматия» для 2-го класса). Знакомство с особенностями пьесы. Разбор пьесы. Коллективное разучивание реплик. Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Занятие. 27 Я хочу танцевать. Как стать танцором
Знакомство с профессией – танцор. Введение понятий: движение, фигуры, композиции. Виды, стили и форма танца: балет, бальные танцы, латиноамериканские танцы, современные танцы и другие. Качества необходимые в профессии: красивая внешность, умение двигаться, артистичность, любовь к танцам, спортивность, выносливость
Занятие. 28 Кто придумывает танцы
Описание профессии хореограф и его деятельности. Танцевальная труппа. Деятельность хореографа: разработка идеи танца, оценивание и отбор танцоров, подбор костюмов, музыки и т.д.
Занятие. 29 «Танцевальная жемчужина». Экскурсия в Дом творчества
Знакомство с творчеством танцевального коллектива «Жемчужина»
Занятие. 30 Кто пишет статьи в газету.
Знакомство с профессией – журналист. Похожие профессии: диктор, корреспондент, литературный критик, пресс-секретарь, редактор, репортер, советник. Введение понятий: поиск информации, анализ фактов, составление текста, переработка материала. Соблюдение правил морали, этических и эстетических норм.
Занятие. 31 Репортаж с места событий
Заметка в школьную газету. Школьные новости. Интервью с отличниками учёбы
Занятие. 32 Что делает фотограф.
Описание профессии – фотограф. Основные действия: выставлять необходимое для фотосъемки освещение; регулировать фотоаппаратуру; производить фотосъемку; усаживать клиента, поправлять его позу, обладать навыками делового общения.
Занятие. 33 Фотография другу
Беседа « Как стать фотографом», Игра «Весёлый фотограф», Мини-проект «Снимок другу»
Занятие. 34 Итоговое повторение. Творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»
Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Теория | Прак- тика | Всего | ||
Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий, связанных с творчеством для всего общества. Работать с конструктором. Исследовать «Кто такой - дизайнер» Описать профессию дизайнера и его деятельности. Познакомиться с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.. Участвовать в мини-проектах: «Я хочу стать дизайнером», «Самый классный - классный уголок», «Фигурки из цветов». Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиях: скульптор, парфюмер, портной, повар, парикмахер, реставратор, иллюстратор и др.. Выполнить творческие проекты: «Маленькая фея», «Новая жизнь- старым вещам», «Компьютерная иллюстрация». Преобразовывать извлечённую информацию о профессиях: художника, дирижёра, композитора, писателя, поэта в соответствии с заданием. Выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка, компьютерной презентации. Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, сыграть пьесу «Серый волк». Применить полученные знания и умения на уроках в жизни. Исследовать «Как стать фотографом». Разучить игру «Весёлый фотограф». Участвовать в мини-проекте «Снимок другу» Применить полученные знания и умения на уроках в жизни. Подготовить компьютерную презентацию «Профессии, связанные с творчеством». Выполнить творческий проект «Кем и каким я хочу стать» | ||||
1 | Мы построим новый дом | 1 | ||
2 | Кто такой - дизайнер | 1 | ||
3 | Самый классный - классный уголок | 1 | ||
4 | Как составить букет | 1 | ||
5 | Фигурки из цветов | 1 | ||
6 | Кто такой скульптор | 1 | ||
7 | Лепка из глины | 1 | ||
8 | Маленькие фея. Как придумать аромат | 1 | ||
9 | Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье | 1 | ||
10 | Вкусная профессия. Кто готовит нам обед | 1 | ||
11 | Моя мама - парикмахер | 1 | ||
12 | «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам | 1 | ||
13 | Кто украшает книжку. | 1 | ||
14 | Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация | 1 | ||
15 | Кто рисует картины | 1 | ||
16 | Художники - детям | 1 | ||
17 | Когда возникла музыка. Музыканты оркестра | 1 | ||
18 | Кто сочиняет музыку | 1 | ||
19 | Композиторы - детям | 1 | ||
20 | Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра | 1 | ||
21 | Как стать писателем. Проба пера | 1 | ||
22 | Писатели - детям | 1 | ||
23 | Как рождаются стихи. Про поэтов. | 1 | ||
24 | Поэты – детям | 1 | ||
25 | Профессия - режиссёр | 1 | ||
26 | Кукольный театр. Сыграем пьесу. | 1 | ||
27 | Я хочу танцевать. Как стать танцором | 1 | ||
28 | Кто придумывает танцы | 1 | ||
29 | Танцевальная жемчужина. Экскурсия в Дворец культуры | 1 | ||
30 | Кто пишет статьи в газету | 1 | ||
31 | Репортаж с места событий | 1 | ||
32 | Что делает фотограф | 1 | ||
33 | Фотография другу | 1 | ||
34 | Итоговое повторение | 1 |
Тематическое планирование курса «Мир профессий» в третьем классе
№ п\п | Наименование темы | Кол- во часов | Форма работы |
1 | Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Знакомство с профессией милиционера. | 1 ч | Беседа |
2 | Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы». | 1 ч | Беседа + практикум-игра |
3 | Кем быть? | 1 ч | Беседа |
4 | Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!». Тест: «Какая профессия мне больше подходит?» | 1 ч | Практикум-игра |
5 | Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» | 1 ч | Практическое занятие |
6 | Встреча с нашими героями | 1 ч | Игра |
7 | Кто такой мастер? Что такое призвание? | 1 ч | Беседа |
8 | Из истории слов. Работа со словарём. | 1 ч | Практикум - игра |
9 | Профессии наших мам. | 1 ч | Беседа с приглашением мам |
10 | Сочинение на тему: «Моя мама - мастер» | 1 ч | Развитие речи. Практикум. |
11 | Профессии наших пап. | 1 ч | Беседа с приглашением пап |
12 | Сочинение на тему: «Мой папа - мастер» | 1 ч | Развитие речи. Практикум. |
13 | «Кем быть? Каким быть?» Выход в библиотеку. Совместное мероприятие. | 1 ч | Утренник с чаепитием |
14 | Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии? | 1 ч | Беседа с приглашением школьного бухгалтера |
15 | Менеджер. Кто может работать по этой профессии? | 1 ч | Беседа с приглашением выпускницы школы |
16 | Спасатель. Кто может работать по этой профессии? | 1 ч | Беседа |
17 | «Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями наших шефов. | 1 ч | Экскурсия |
18 | Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией. | 1 ч | Беседа с приглашением |
19 | Кто может работать по профессии риэлтор? | 1 ч | Практикум - игра |
20 | Профессия – фермер. Кто может работать по этой профессии? | 1 ч | Беседа |
21 | Экскурсия на фермерское угодье. | 1 ч | Экскурсия, встреча с фермером |
22 | Коммерсант. Знакомство с профессией. | Беседа с приглашением | |
23 | Кто может работать по этой профессии? | Практикум - игра | |
24 | Знакомство с профессией бизнесмена. | Беседа | |
25 | Кто может работать по этой профессии? | Практикум - игра | |
26 | «Какая профессия меня привлекает?» | Беседа | |
27 | Поэтическая игротека «В мире профессий». | Практическое занятие | |
28 | Конкурс рисунков: « Все работы хороши». | Практическое занятие | |
29 | Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы хороши!» | Утренник с чаепитием | |
30 | Художник. Профессия или призвание? | Беседа с приглашением | |
31 | Кто может работать по этой профессии? Где может работать художник? | Беседа | |
32 | Экскурсия в художественный музей. | Экскурсия | |
33 | «Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к празднику. | Практикум – игра. | |
34 | Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник профессий», конкурс сочинений «Радуга профессий» | Практическое занятие |
Тематическое планирование курса
« Мир профессий» в четвёртом классе
№ п\п | Наименование темы | Кол-во часов | Форма работы |
1 | Артист. Профессия или призвание? | 1 ч | Беседа |
2 | Выход в театр им. Островского. Встреча с выпускницей школы. | 1 ч | Экскурсия за кулисы |
3 | Учитель. Профессия или призвание? | 1 ч | Беседа |
4 | Кто может работать учителем? Тест: «Какая профессия мне больше подходит?» | 1 ч | Практикум-игра |
5 | Встреча с нашими героями | 1 ч | Игра |
6 | Человек – техника. Типы профессий. | 1 ч | Урок - викторина |
7 | Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой. | 1 ч | Беседа |
8 | Человек – природа. Типы профессий. | 1 ч | презентация |
9 | Встреча с людьми, чьи профессии связаны с природой. | 1 ч | Приглашение выпускника школы |
10 | Экскурсия в музей Природы: знакомство с профессией флорист | 1 ч | Экскурсия в музей Природы |
11 | Человек – человек. Типы профессий. | 1 ч | Урок - экскурсия |
12 | Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми. | 1 ч | Урок – беседа |
13 | Человек – знак. Типы профессий. | 1 ч | Экскурсия в ГИБДД (беседа с инспектором по ПДД) |
14 | Человек – художественный образ. Типы профессий. | 1 ч | Совместное мероприятие с библиотекой (викторина) |
15 | Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает». | 1 ч | Защита детских презентаций. |
16 | Человек – техника: черты характера, которыми должен обладать работник. | 1 ч | Экскурсия на завод (цех по изготовлению игрушек). Беседа с работниками. |
17 | Человек – природа: черты характера, которыми должен обладать работник. | 1 ч | Урок - практикум с приглашением учителя биологии |
18 | Человек – человек: черты характера, которыми должен обладать работник. | 1 ч | Викторина: «Сколько профессий – столько дорог» |
19 | Человек – знак: черты характера, которыми должен обладать работник. | 1 ч | Практикум – игра: «Мы – ЮИД!» |
20 | Человек – художественный образ: черты характера, которыми должен обладать работник. | 1 ч | Урок – экскурсия – в Художественный музей |
21 | Урок – презентация: «Мой характер» | 1 ч | Защита детских презентаций |
22 | Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. | 1 ч | Беседа с приглашением школьного столяра |
23 | Механизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. | 1 ч | Урок – встреча |
24 | Автоматизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. | 1 ч | Беседа с приглашением папы Славы Гундорова. |
25 | Использование функциональных средств организма.
| 1 ч | Выход в цирк (экскурсия за кулисы: встреча с гимнастами) |
26 | Урок – презентация: «Мои качества» | 1 ч | Защита детских презентаций. |
27 | Условия повышенной моральной ответственности | 1 ч | Практикум-игра |
28 | Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога и палеонтолога | 1 ч | Экскурсия в Палеонтологический музей города Москвы |
29 | Условия труда бытового типа | 1 ч | Беседа с приглашением технического работника школы |
30 | Условия труда на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщика. | 1 ч | Беседа с приглашением |
31 | Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия» | 1 ч | Урок - конкурс |
32 | Конкурс сочинений: «Я б в … пошёл, пусть меня научат!» | 1 ч | Урок - конкурс |
33 | Урок – презентация: «Это моя будущая профессия» | 1 ч | Защита детских презентаций. |
34 | Праздник – встреча для учащихся 1-2-3 классов : «Что мы знаем о профессиях?» | 1 ч | Праздник – встреча с чаепитием (с приглашением родителей) |
Литература
Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.
Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
Благинина Е. Н. Тишина. – М.: «Просвещение», 2004.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.
Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.
Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст] / Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.
Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.
Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
Федин, С. Игры в пути [Текст]: учеб, пособие / С. Федин. - М.; 2000.
Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [Текст] / сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993
Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2007.
Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс [Текст]: учеб, пособие / Л. Н. Яровая, О.Е. Жиренко. - М: «Вако», 2004
Методические рекомендации
Приложение 1
Тест «Зачем нужен труд»
1.Можно ли прожить всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?
а) не знаю, не задумывался – 2 балла
б) можно, но это неинтересно – 3 балла
в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл
2. Зачем люди трудятся?
а) чтобы получать деньги – 2 балла
б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:
а) интересной и полезной людям – 3 балла
б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла
в) я об этом еще не думал – 1 балл
4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?
а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла
б) того, кто трудится с любовью – 3 балла
в) не знаю – 1 балл
Высокий уровень – 12 баллов
Средний уровень – 8-11 баллов
Низкий уровень – 7 и менее баллов
Приложение 2
Тест «Какая это профессия?»
1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?
· художник
· оформитель
· маляр – 1 балл
2.Чем занимается хлебороб?
· печет хлеб
· выращивает хлеб – 1 балл
· сеет зерно
3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?
· строитель
· чертежник
· архитектор - 1
4. Представитель какой профессии лечит животных?
· врач
· животновод
· ветеринар – 1 балл
5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Высокий уровень – 20 и более баллов
Средний уровень – 15-19 баллов
Низкий уровень – 14 и менее баллов
Приложение 3
Методика незаконченных предложений
1.Каждый человек должен трудиться, потому что…
2. Труд должен приносить…
3. Я хотел (а) бы выбрать профессию …
4. Моя будущая работа требует…
Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, он знает, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.
Средний уровень. Учащийся представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, но он не задумывается о том, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией.
Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.
Приложение 4
Анкета для выявления трудового сознания младших школьников.
1. Для чего нужно трудиться?
2. Какова цель труда?
3. Какие ты знаешь профессии?
4. Какие профессии самые нужные людям?
5. Какие профессии самые сложные?
6. Какой труд сложнее: умственный или физический?
7. Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?
8. Нужно ли любить свою профессию?
9. Что нужно, чтобы стать профессионалом, хорошим специалистом?
10. Какие учебные предметы ты любишь больше других?
11. Как ты учишься?
11. Твое любимое занятие в школе и дома.
12. Какое поручение тебе хотелось бы выполнить?
13 .Что читаешь?
14. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?
15. Считаешь ли ты полезным тот труд, который тебе приходится делать?
Приложение 5
Таблица результативности констатирующего эксперимента по выявлению уровня трудовой активности у обучающихся
В-высокий
С-средний
Н-низкий
№ п/п | Ф.И. ученика | Уровень сформированности трудового сознания | Уровень трудовой активности |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
и т.д | |||
Итого: высокий (%.) | |||
средний | |||
низкий |
Приложение 6
Игра Клуб веселых мастеров
Ведущий.
Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Мы приготовили веселый,
Чудесный праздник – КВМ.
Чтец.
Знают мамы, знают дети,
Знает взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
Без колес не сдвинешь воза,
Хоть впряги в него коня;
Не спасешься от мороза,
Если в печке нет огня;
От иголки мало толка, Если без ушка иголка.
Так и руки – без труда
Не годиться никуда.
На сцену выходит команда «Рукодельница» (участницы выступают в изделиях, сшитых своими руками).
Капитан. Вас приветствует команда «Рукодельницы». Наш девиз…
Все. «Не привыкай к безделью. Учись рукоделью».
Мы веселые девчата,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВМ играть!
На сцену выходит команда «Добры молодцы».
Капитан. Команда «Добры молодцы! Приветствует вас. Наш девиз…
Все. «Всякому молодцу ремесло к лицу».
Мы ребята боевые
Любим мы сражаться,
И сегодня в КВМ
Начинаем соревноваться.
От каждой команды выходят по одному участнику. За 1 минуту девочка должна забить 5 гвоздей в брусок, а мальчик – пришить пуговицу.
Болельщики тем временем отвечают на загадки о профессиях.
Приложение 7
Загадки о профессиях
Кто по рельсам – по путям
Поезда приводит к нам? (Машинист)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр).
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (Сапожник).
На работе день деньской
Управляет он рукой
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
Пускай лекарства пить невкусно,
Пускай чуть-чуть болят уколы,
Ты к ней придешь больной и грустный,
Уйдешь – здоровый и веселый.
(Медсестра или врач)
Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать.
Где попляшет, где помашет,
Ни соринки не видать.
(Половая щетка)
Он охотно пыль вдыхает, не болеет, ни чихает.
(Пылесос)
Приложение 8
Игра «Определить профессию»
Задание первое. Определить профессию по пантомиме .
Ученики старших классов «изображают»несколько профессий, а члены команд их отгадывают.
Задание второе. Кто кем работает? Образовать женский род от названия следующих профессий:
Повар – повариха
Певец – певица
Портной – портниха
Продавец – продавщица
Пианист – пианистка
Поэт – поэтесса
Писатель – писательница
Плотник - …
Пекари - …
Школьник – школьница
Ученик – ученица.
Задание третье. Закончить фразу.
Трактор водит… (тракторист),
Электричку - … (машинист),
Стены выкрасил … (маляр),
Доску выстругал … (столяр),
В доме свет провел … (монтер),
В шахте трудиться … (шахтер),
В жаркой кузнице - … (кузнец),
Все кто знает - … молодец)!
Приложение 9
Конкурс «Пословицы о труде»
Данный конкурс состоит из четырех заданий.
В первом задании команды должны вспомнить как можно больше пословиц.
1. Без дела жить – только небо коптить.
2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
3. Без труда нет и плода.
4. Было бы терпенье будет и уменье.
5. Всякий человек в деле познается.
6. Дело мастера боится.
7. Делу – время, потехи – час.
8. Долог день до вечера, коли делать нечего.
9. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
10. Не говори - не умею, а говори научусь!
11. Под лежачий камень вода не течет.
12. Пролениться - и хлеба лишиться.
13. Судят не, по словам, а по делам.
14. Терпенье и труд все перетрут.
15. Труд человека кормит, а лень портит.
16. Умелые руки не знают скуки.
17. Что сделано наспех, то и сделано на смех.
Во втором задании необходимо закончить пословицу. Например: Труд человека кормит, а … (лень портит).
Какая команда вспомнит большее количество пословиц.
Задание 1-й команде.
Какова пряха … (такова и рубаха).
Скоро сказка сказывается … (да не скоро дело делается).
Мало хотеть … (надо уметь).
Задание 2-й команде.
Маленькое дело … лучше большого безделья).
Глаза страшатся, а …(руки делают).
Терпенье и труд … (все перетрут).
Ведущий. В третьем задании необходимо «оживить» пословицу.
Командам на выбор предоставляется пословица. Участники команд должны без слов в любой форме передать ее смысл.
Ведущий. И наконец, четвертое задание – «Пословица в рисунке». Нужно сложить в слова первые буквы изображенных на картинках предметов и прочитать пословицу за минуту.
Ответ: Тише едешь – дальше будешь.
Приложение 10
Шуточная игра «Труд и профессия»
Ведущий. Эх, я! Рубаха новая,
И голова садовая!
Надо же соображать:
Пора конкурс капитанов начинать!
Задание первое. Прочитать слова.
Ведущий.
Какие буквы странные…
Совсем, как иностранные…
Ответы: стачной шов, верстак.
Задание второе. Запеленать куклу.
Задания третье. Ответить на шуточные вопросы:
1. Кто такой солист? (Мастер по засолке огурцов.)
2. Что такое показуха? (Посещение врача»ухо-горло-носа» - показ уха.)
3. Назовите имя первой женщины-летчика? (Баба-Яга)
4. Что самое первое вы делаете утром? (Просыпаюсь.)
Приложение 11
Занятие: Школьное и профессиональное образование
Цель. Показать детям необходимость школьного и профессионального образования.
Задачи.
1. Убедить детей, что образование является потребностью человека: оно необходимо для работы, общения, реализации своих интересов.
2. Показать зависимость между образованностью и уважением к человеку.
3. Выделить источники получения образования.
Оборудование. Тетрадь творческих заданий для 1-го класса.
Основные понятия и категории. Образование, знания.
Ход занятия
К этому уроку дети уже знают о физиологических потребностях (еда, вода, воздух, тепло и др.), о потребности в безопасности и сохранении здоровья. Теперь настало время познакомиться с потребностью людей в образовании.
Учитель. Скажите, зачем каждый из вас пришел в школу?
Дети.
- Так захотели родители.
– Хочу получить знания, чтобы стать ученым (коммерсантом, летчиком, банкиром, парикмахером).
– Все ходят в школу и т.д.
Учитель обобщает высказывания детей, подводит их к мысли о том, что в школе они получат необходимые знания и умения, разовьют интересы, воспитают самостоятельность и другие качества, необходимые в жизни. Показывает связь между экономикой как способом рационально вести хозяйство и образованием человека. Ведь даже личное и домашнее хозяйство нельзя разумно вести без определенных знаний.
У. Пусть поднимут зеленые карточки те дети, кто пришел в школу только по настоянию родителей.
Часть детей поднимают зеленые карточки.
У. Ваши родители уже поняли, что без образования невозможно нормально организовать жизнь, поэтому они хотят, чтобы их дети хорошо учились. Поднимите зеленые карточки те, кто пришел в школу, чтобы получить знания и стать учителем, летчиком, банкиром... Почему вы хотите получить образование?
Д. Чтобы много знать.
– Чтобы уметь писать, считать, рисовать, танцевать.
– Чтобы быть умным.
– Чтобы получить потом хорошую работу и зарабатывать много денег.
У. Представьте, что перед вами стоит ученик, у которого нет желания учиться. Постарайтесь за 30 секунд привести как можно больше аргументов, которые повлияют на его желание учиться.
Д. В школе интересно, много друзей.
– Ты сможешь потом поступить в институт.
– Ты будешь много знать и уметь: читать...
– Без образования нельзя найти работу.
– У тебя зарплата будет больше.
– Если не будешь ходить в школу, останешься глупым.
У. Образование влияет на экономику семьи, предприятия, государства и даже на мировую экономику. В тех государствах, где много образованных людей, выше экономические результаты: лучше используются материалы и оборудование, дешевле производство продуктов питания, одежды.
Далее целесообразно предложить школьникам выполнить задания из Тетради творческих заданий (ТТЗ).
В задании 1 учащимся предлагается отметить знаком "+" изображения предметов, помогающих удовлетворять потребность в образовании. В задании 1 нарисованы: часы, конфеты, компьютер, клюшки и шайба, кукла, книга, глобус, мяч, карандаши, циркуль.
В задании 2 предлагается указать стрелками названия учебных предметов, изучение которых поможет детям справиться с изображенными на рисунках делами: девочка пишет письмо (русский язык); мальчик оплачивает покупку в кассе (математика); мальчик разговаривает с индейцем (иностранный язык); мальчик убегает от злой собаки (физкультура); дети делают скворечник (труд).
Когда школьники справятся с заданиями в ТТЗ, учитель спрашивает у трех-четырех учеников: какие предметы у них самые любимые? Выслушав ответы, организует беседу с детьми.
У. Всем ли людям нужны одинаковые знания?
Д. Да.
У. Отличается ли образование летчика от образования, например, повара?
Д. Это разные профессии.
– Для каждой профессии нужно свое образование.
– Сначала все в школе учатся. Значит, наполовину одинаковое.
У. Где можно получить образование?
Д. В школе.
– Дома.
– В библиотеке.
– В институте.
У. Образование получают в образовательных учреждениях: школе, техникуме, лицее, гимназии, институте, колледже, университете. Все люди получают сначала общее образование в школе, а уже потом профессиональное. Профессиональное образование помогает людям правильно пользоваться инструментами, оборудованием, творчески относиться к делу. Можно ли сразу поступить в университет, не получив образования в школе?
Д. Нет, нужно знать то, что изучают в школе.
– Нет. Возраст не тот.
Затем учитель предлагает детям открыть в ТТЗ задание 3 и написать рядом с изображенными там предметами, люди каких профессий используют их в своей работе. Там изображены краски и кисти, швейная машинка, кирпичи и мастерок, кастрюли и половник, скрипка, термометр, шприц. Дети выполняют задание 3.
В заключение урока учитель читает школьникам стихотворение С.Маршака "Мастер-ломастер", текст которого приведен в методическом пособии.
У. А теперь ответьте на следующие вопросы:
За что герой стихотворения получил такое прозвище?
Легко ли быть настоящим мастером?
Что необходимо предпринять, чтобы хорошо выполнять работу?
Приложение 12
Занятие на тему «Без чего человеку не обойтись?»
Цель. Формировать понятие о необходимости предметов, товаров, услуг.
Задачи.
1. Разъяснить зависимость потребностей от ситуации.
2. Формировать умения обобщать, оперировать понятиями.
3. Формировать умение выделять главное, необходимое.
4. Дать представление о необходимых атрибутах профессии.
Оборудование. Тетрадь творческих заданий по экономике для 2-го класса, цветные карандаши.
Основные понятия и категории. Необходимые, обязательные, желательные предметы. Профессия.
Ход урока
Учитель начинает урок с повторения, что такое экономика.
Учитель. Давайте вспомним, что такое экономика.
Дети. Экономика – наука о разумном ведении хозяйства.
– Экономика изучает ограниченность ресурсов.
– Экономика помогает правильно делать выбор.
У. Вам знакомо понятие "выгода", на основе которой человек часто выбирает тот или иной вариант решения проблемы. Однако не всегда человек руководствуется выгодой. Вспомните, какие решения вы принимали?
Д. Кормил бездомную собаку…
– Помогал бабушке...
У. А на основе чего мама выбирает, что приготовить на обед: суп и мясо или мороженое?
Д. Суп и мясо полезнее.
У. Что ты выберешь: бутерброд или жвачку?
Д. Если голоден, то бутерброд.
Учитель задает несколько аналогичных вопросов. Дети отвечают.
У. Какой вывод можно сделать? Чем приходится руководствоваться при выборе?
Д. Иногда что-то обязательно нужно.
– Что-то полезно.
У. Сделаем вывод. Не всегда при выборе руководствуются соображениями выгоды или вкуса. Иногда приходится решать, можешь ли ты обойтись без этого или нет. Назовите вещи, без которых человек не может обойтись.
Д. Лекарства.
– Еда. Теплая одежда.
– Квартира.
– Игрушки. Собака....
У. Среди этих предметов есть необходимые, обязательные и желательные. Потребность в тех или иных вещах зависит от сезона, климата, профессии, возраста.
А теперь самостоятельно выполните задания 22, 23, 24 в ТТЗ и ответьте на вопросы. Какие предметы вы дорисовали и почему без этих предметов нельзя обойтись? Какие предметы, по вашему мнению, лишние и почему?
Дети выполняют задания 22, 23, 24 в ТТЗ и отвечают на вопросы.
Задание. У Антона в шкафу перепутаны все предметы. Помоги Антону разобраться, что ему понадобится зимой, а что – летом. Покажи стрелками, в какое время года потребуются предметы.
На рисунке к заданию 22 в ТТЗ изображены следующие предметы: пальто, темные очки, спасательный круг, шапка, лыжи, сандалии, валенки, свитер, кепка, шорты, майка, варежки.
Дети обводят красным карандашом предметы, необходимые летом, синим – зимой.
Задание. Давай наведем порядок на твоем письменном столе. Чего не хватает, без чего ты не можешь обойтись, делая уроки? Напиши. Подумай, может быть, здесь есть что-то лишнее? Вычеркни. Обведи необходимые и обязательные предметы красным карандашом, а желательные – зеленым.
На рисунке к заданию 23 в ТТЗ изображен письменный стол, на котором находятся тетрадь, подставка для книг, ручка, карандаш, книги, ножницы, настольная лампа, глобус, фонарик, магнитофон, рогатка, тарелка, телефон.
Задание. Антон отправляется в путешествие. Посоветуй, что ему положить в чемодан. Обведи зеленым карандашом те предметы, которые ему пригодятся во время путешествия, и вычеркни те, которые не следует брать.
На рисунке к заданию 24 в ТТЗ изображен Антон, стоящий перед раскрытым чемоданом. Сбоку – в беспорядке различные предметы: тарелки, книги, ракетки, валенки, ласты, ботинки, лыжи, пальто, глобус, настольная лампа, ванна, картина, фотоаппарат, одежда.
У. Что бы вы посоветовали Антону взять с собой, чего не изображено на рисунке, почему? Напишите или нарисуйте эти предметы.
Если дети начнут спрашивать, куда едет Антон, надолго ли и т.п., то учитель просит их объяснить, каким образом набор предметов зависит от данных факторов, не ограничивая фантазию детей.
Следующий этап урока имеет целью не только вспомнить виды основных ресурсов, но и формировать умения детей находить общее, обобщать, оперировать понятиями.
– Сейчас я зачитаю список различных предметов. Попробуйте определить одним словом, какие потребности они удовлетворяют. Отвечать можно только по моей команде.
А. Мясо, бананы, молоко, хлеб, яблоки – пища.
Б. Книга, школа, библиотека, институт – образование.
В. Прививка, таблетки, градусник, бинт – здоровье.
Г. Театр, кукла, мяч, телевизор – развлечения.
Д. Сок, вода, чай – жажда.
Е. Кровать, подушка, одеяло – сон.
Ж. Печь, камин, батарея, костер – тепло.
И. Спасибо, пожалуйста, простите – вежливые слова.
К. Газеты, книги, радио, телевизор – информация.
Л. Огнетушитель, сейф, каска, решетки – безопасность и т.п.
– Как одним словом назвать потребности в пище, тепле, сне?
Д. Физиологические.
У. Какую потребность человека удовлетворяют вежливые слова?
Д. В уважении…
Далее учитель продолжает формирование у детей умений делать выводы и обобщения на профориентационном материале.
У. Вы знаете, что представители различных профессий нуждаются в различных средствах и предметах труда. Предлагаю вам поиграть в следующие игры.
"Кто использует в работе?"
Учитель предлагает перечислить все профессии, представители которых в своей деятельности используют:
– ножницы (портной, парикмахер, хирург, садовод ...);
– зеркало (водитель, парикмахер, стоматолог ...);
– иглу;
– кисть;
– молоток.
Оценивается количество правильных ответов детей, оригинальность (чем реже упоминается профессия в ответах, тем оригинальнее ответ).
"Угадай профессию"
Перед учениками ставится задача загадать профессии и описать, какие материалы и инструменты необходимы для выполнения профессиональных обязанностей (в случае затруднения – только инструмент). Например, дерево, рубанок – столяр; ткань, игла – портной; дерево, топор – лесоруб; кульман, бумага – чертежник. Загаданную профессию, инструмент, материал ученики записывают в ТТЗ, задание 25. После подготовки школьники предлагают друг другу угадать профессии. Задание может выполняться группами учеников, в этом случае группа задумывает три профессии. Учитель оценивает качество (правильность), оригинальность и количество задуманных профессий.Задание. Заполни таблицу.
|
Профессия | Инструмент | Материал |
Урок на тему: Твой вклад в доходы семьи
Цель. Развивать навыки самопознания школьника с точки зрения его участия в экономической деятельности.
Задачи.
1. Рассмотреть различные возможности участия школьников в формировании доходов типичной семьи.
2. Развивать умения по самопознанию: оценке уровня развития личностных качеств, умений.
3. Воспитывать у школьника необходимость экономии времени, ресурсов.
4. Показать необходимость образования.
5. Дать понятие о производительности труда.
Оборудование. Тетрадь творческих заданий по экономике для 2-го класса; все необходимое для изготовления на уроке нужного в быту предмета (кормушки, вазочки и т.п.).
Основные понятия и категории: производительность труда, домашнее хозяйство, доходы семьи, вклад.
ХОД УРОКА
Учитель начинает урок с беседы о вкладе различных членов семьи в семейный бюджет.
Учитель. Помогал ли кто-нибудь из вас родителям в профессиональном труде (на работе)?
Дети. Мы открывали салон (родители – дизайнеры).
– Я помогала бабушке выдавать номерки в гостинице.
– Мама просит меня включать ей компьютер.
– Часто отношу бумаги в офис.
У. А как вы помогаете в домашнем труде? Какие виды работ по дому вам известны?
Д. Я забираю брата из детского сада.
– Иногда мою посуду, когда мама на работе.
– Я всегда сам делаю уборку в своей комнате.
У. От каждого члена семьи требуется много усилий для поддержания домашнего хозяйства в хорошем состоянии. В домашнем хозяйстве столько работы, что каждому найдется дело по силам и в зависимости от его умения.
На предыдущем уроке вам было задано поговорить дома с родителями и подсчитать, сколько времени уходит на выполнение работ по дому за неделю. Давайте проверим, как вы справились.
Д. Я говорила с бабушкой. Она вчера готовила завтрак 30 минут, обед – 2 часа, пылесосила 1 час. Еще она стирала в машинке 2 часа.
Организовав обсуждение этой проблемы с учащимися, учитель заполняет на доске, а дети в ТТЗ (задание 60) таблицу затрат времени на работу по дому.
Задание. Заполни таблицу "Затраты времени на работу по дому за неделю".
№ | Перечень работ | Кто делает эту работу | Продолжительность |
Стирка | Мама | 4 часа | |
Далее учитель предлагает детям подумать, а затем рассказать, помогают ли они родителям в работе по дому и довольны ли родители их участием и т.п. Ответы детей.
У. Таким образом, эффективность работы характеризуется производительностью труда: кто быстрее работает, тот работает производительнее. А теперь выполните задание 61 в ТТЗ.
Задание. Выбери для себя одно повседневное дело (приготовление уроков, мытье посуды, уборка комнаты и т.п.). Заметь, сколько требуется времени для выполнения этого дела, и ответить на следующие вопросы:
А. Делаешь ты эту работу так быстро и эффективно, как можешь? Подчеркни: ДА или НЕТ.
В. Выполняют ли другие ученики, взрослые эту работу быстрее, чем ты? Подчеркни: ДА или НЕТ.
Как они этого добиваются? Напиши.
С. Напиши, как, по-твоему, лучше и быстрее выполнять эту работу.
Далее учитель организует дискуссию на тему "Могу ли я получать доход?". Дети рассматривают серию рисунков, предложенных в ТТЗ (задание 62), и составляют по ним соответствующие рассказы.
Задание. Рассмотри рисунки. Составь рассказы, как дети пополняют доходы семьи.
В задании 62 в ТТЗ приведено несколько серий рисунков:
Серия 1. Школьники ухаживают за садом, собирают яблоки, а затем продают их.
Серия 2. Мальчик изготавливает, а затем продает табуретку.
Серия 3. Девочка участвует в соревнованиях по бегу, побеждает и получает ценный приз.
У. А приходилось ли вам самостоятельно получать доход?
В ходе высказываний учитель организует дискуссию детей по следующим проблемам.
1. Доходы из отходов. Что делать с исписанными тетрадями, кусочками ткани и т.п.
2. Сделанное своими руками. Ремонт и обновление одежды и предметов обихода. Изготовление нужных в быту предметов.
3. Доход от реализации ненужной собственности: фигурки из киндер-сюрприза, старые игрушки.
4. Доход от оказания платных услуг: мойка автомобилей, продажа газет и др.
В ходе беседы учитель оценивает нестандартность предлагаемых способов, их доступность, трудозатраты, а также нравственный аспект предлагаемых дел (по способу получения и назначения доходов).
Учитель использует упражнения, являющиеся диагностикой нестандартности мышления, предлагает детям придумать, как можно использовать окружающие предметы необычным способом. Например, найти нестандартное применение старым газетам, пакетам от молока (изготовление кормушек), пластиковых бутылок (изготовление рукомойника, вазы для цветов), вешалки для одежды (весы).
Обсуждение лучше всего организовать в группах учащихся. Учитель распределяет детей по группам – 4 человека в каждой. Предлагает каждой группе выбрать какой-либо предмет (список подготовлен заранее) и определить как можно больше способов его вторичного использования.
Между членами каждой группы распределяются следующие роли:
– секретарь (кратко записывает предлагаемые способы);
– докладчик;
– организатор (следит за ходом обсуждения, регулирует взаимоотношения членов группы);
– технолог (оценивает реалистичность предлагаемых способов).
После того как группы завершат обсуждение и выпишут найденные способы на листочках, заслушиваются докладчики от каждой группы, а остальные ученики класса высказывают свое мнение. Приведем некоторые решения, предложенные школьниками.
Карандаш можно использовать:
– вместо скалки для раскатывания теста;
– весы – если приделать 3 крючочка;
– как стрелу для лука;
– распилить на кусочки – вот и патроны для пистолета;
– если есть клей, то можно сделать макет избы;
– надеть на концы два шарика-попрыгунчика – вот вам игрушка;
– сделать мачты для корабля;
– если на доску налить клей, то можно сделать разноцветную мозаику из грифелей;
– то же, но мозаика из стружек, когда точишь карандаш;
– клеммы для выключателя;
– если вынуть грифель, то получается трубочка – можно стрелять, пить сок;
– если распилить пополам и вынуть грифель, то как ручку на веревку, когда несешь что-нибудь тяжелое (чтобы веревка руку не резала);
– с помощью карандаша можно свивать антенну из проволоки;
– как подставку для катушки с нитками;
– как катушку для наматывания проволоки;
– как стебли для искусственных цветов;
– можно вынуть грифель и вставить веревки – получается метелка.
Урок можно завершить, предложив учащимся практическую работу по изготовлению какой-либо вещи, полезной в быту. Целесообразно также на ближайшем уроке технологии предложить школьникам изготовить своими руками какую-либо полезную вещь, разучить способ починки одежды.
В заключение урока (либо как домашнее задание) учитель предлагает школьникам написать письмо другу по плану: что я люблю, что я умею, что у меня хорошо получается, кем я хочу быть, могу ли я приносить доход семье уже сейчас.
Приложение 14
Таблица результативности контрольного эксперимента по выявлению уровня трудовой активности у обучающихся
В-высокий
С-средний
Н-низкий
№ п/п | Ф.И. ученика | Уровень сформированности трудового сознания | Уровень трудовой активности |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
и т.д. | |||
Итого: высокий (%) | |||
средний | |||
низкий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Планета Почемучек для 1-4 классов
Программа курса « Планета Почемучек » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас», предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окруж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Земля-наш общий дом Для 1-4 классов
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочай...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Конструирование Для 1-4 класса
Программа по курсу «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Планета Почемучек для 1-4 классов
Программа курса « Планета Почемучек » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас», предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окруж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Я-исследователь Для 1-4 класса
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»
Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Тропинка в профессию»
Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинк...