рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл
рабочая программа (4 класс) на тему

рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл с указанием всех формируемых УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской

Рамонского муниципального района

Воронежской области

РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАНО                                         УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО                        Руководитель                               Приказ  № _____от

Протокол №___  от                             методического совета                     «___»________2016 г «__»_________2016г                   «___»____________2016г

Руководитель                           _________И.В. Кувшинкина                

________И.А. Радченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«МИР ПРОФЕССИЙ»

4 б класс, возраст обучающихся 10 лет

2016-2017 учебный год

Разработчик программы:

Тарарыкова Татьяна Вячеславовна

учитель начальных классов, первая квалификационная категория

р.п. Рамонь

2016 г

  1 .      Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для 4 класса

Количество недельных часов -2.

Количество часов в год-68.

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Мир профессий» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Журкова, А.Я. ,Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных  возрастных этапах : учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - М,: ВАКО, 2015

Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:              

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ;
  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;

-от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);

- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

- от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- от 24.11.2015г.  № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13

 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от

25.05. 2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;

  • Примерная основная образовательная и примерные программа начального общего

образования, программы отдельных учебных предметов;

  • Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.

 Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8 – 11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Ученики 1 – 4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними  профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому профориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.

Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала  в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Цель программы: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

-формирование единой картины о мире труда и разнообразии профессий;

-обогащение представлений о различных сторонах  профессий;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой активности, и  способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

Срок реализации: один год.

Режим занятий: два раза в неделю по 40 минут.

Ведущими формами организации занятий является групповая, практические и учебные игры, викторины, заочные путешествия, экскурсии, презентации, занимательные беседы, творческие встречи.

Занятия состоят  из  теоретической и практической части. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека (рисуночные методики), выполняющего эту работу. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.

Игры, связанные с профессией. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.

      Итак, рассмотрены основы проектирования профориентационного занятия для начальных классов. Но дополнительными структурными элементами могут быть:

      Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.

       Оформление уголка профессий. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

      Организация экскурсий на предприятия и в учебные заведения города или области. Причем речь не идет только о больших заводах.  В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.

       Ведение в личное портфолио учащегося раздела «Мир профессий», в который они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио мы время от времени возвращаемся – детям нравится смотреть, какие у кого новые материалы появились.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

                                                          Метапредметные  УУД

Предполагаемый результат

Учащиеся должны:

-владеть информацией о разнообразии мира профессий в сфере «Человек- природа», «Человек- человек», «Человек- техника»;

-владеть специальной терминологией;

-понимать значимость труда людей в жизни человека и общества;

-выделять иерархиюпонятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связимежду родовыми и видовыми понятиями;

-объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества;

-устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, сравнивать ситуации, явления, предметы между собой;

-самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы;

-устанавливать отношения в трудовых группах;

-организовывать свою работу и работу товарищей;

-самостоятельно подготовить развёрнутое описание профессии, определить способности, которые необходимы людям данной профессии.

Реализация: блиц-опрос, выставки, презентации, защита  мини-проекты, коллективный практикум, публичные  выступления. Участие в олимпиадах, творческих конкурсах, предметных неделях.


2. Содержание учебного курса

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Основное содержание

темы, термины   и понятия

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Введение в мир профессий

10

Понятия: труд, профессия, ремесла, плотник, столяр, профессия - работа.

Какие профессии ты знаешь?

Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Произведение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Произведение В. Маяковского «Кем быть?».

Дискуссия

Заседание клуба

Анкетирование

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Анализ проблемных ситуаций.

Из истории одной профессии

6

Забытые профессии: глашатаи, тапер, шарманщик

        

Работа в группах

КВН

Викторина

Заседание клуба

Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов.

Поиск информации в интернете, справочниках

Разнообразие мира медицинских профессий.

8

У истоков медицины, или Клятва Гиппократа.

Люди  в  белых  халатах.  Разнообразие  медицинских  специальностей.

Главные помощники врача: медицинская сестра, лаборант, санитар.

Профессия фармацевт.

Работа в группах

Экскурсия

Викторина

Заседание клуба

Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.

Собирать и оформлять информацию

4

Профессии сельской местности.

8

Профессия: фермер.

Профессия:  агроном.

Профессии:   животновод, пчеловод.

Работа в группах

Экскурсия

Викторина

Заседание клуба

Встречи с людьми разных профессий

Собирать и оформлять информацию

5

Мир

юридических

профессий.

6

Профессии:  адвокат, прокурор.

Профессии:  юрист, нотариус.

Работа в группах

Экскурсия

Викторина

Заседание клуба

Чтение (пересказ) обучающимися статей из ХрестоматииСобирать и оформлять информацию

6

Творческие

профессии.

8

Профессии: художник, дизайнер, флорист

Профессии: композитор, музыкант, актер.

Работа в группах

Экскурсия

Викторина

Заседание клуба

Поиск информации в Интернете, справочниках

7

Проект «Азбука профессий»

22

Представление мини-проектов на буквы.

Работа над проектами «Профессии на букву…» и их защита.

Создание папки «Азбука профессий».

Игры-викторины

Защита мини –проектов

Заседание клуба

Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий,презентаций.

ИТОГО

68


3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Примерные сроки изучения

Фактическая дата проведения

Примечание

1-2

Зачем человек трудится?

05-09.09.2016

3-4

Какие профессии ты знаешь?

12-16.09.2016

5-6

Мир интересных профессий

19-23.09.2016

7-8

Чем пахнут ремесла?

26-30.09.2016

 9-10

Кем я хочу стать?

03-07.10.2016

11-12

Профессия – глашатаи

10-14.10.2016

13-14

Профессия – тапер

17-21.10.2016

15-16

Профессия - шарманщик

24-28.10.2016

17-18

Профессия -врач

31.10.2016-

04.11.2016

19-20

Помощники врача: медицинская сестра, лаборант, санитар.

14-18.11.2016

21-22

Профессия фармацевт.

21-25.11.2016

23-24

Работа творческой группы.

28.11.2016-02.12.2016

25-26

Профессия -фермер.

05-09.12.2016

27-28

Профессия-агроном.

12-16.12.2016

29-30

Профессии - животновод, пчеловод.

19-23.12.2016

31-32

Работа творческой группы

26-28.12.2016

33-34

Профессии:  адвокат, прокурор.

16-20.01.2017

35-36

Профессии:  юрист, нотариус.        

23-27.01.2017

37-38

Работа творческой группы

30.01.2017-03.02.2017

39-40

Профессии: художник, дизайнер, флорист

06-10.02.2017

41-42

Профессии: композитор, музыкант, актер.

13-17.02.2017

43-44

Работа творческой группы

20-24.02.2017

45-46

Организационное занятие. Знакомство с проектом.

27.02.2017-3.03.2017

47-48

Представление мини-проектов на буквы А- Б -В

06-10.03.2017

49-50

Представление мини-проектов на буквы Г-Д -Е

13-17.03.2017

51-52

Представление мини-проектов на буквы Ж-З - И

20-24.03.2017

53-54

Представление мини-проектов на буквы К – Л – М

03-07.04.2017

55-56

Представление мини-проектов на буквы Н – О - П

10-14.04.2017

57-58

Представление мини-проектов на буквы Р - С-Т

17-21.04.2017

59-60

Представление мини-проектов на буквы У – Ф-Х-Ц

24-28.04.2017

61-62

Представление мини-проектов на буквы Ч – Ш - Щ

02-05.05.2017

63-64

Представление мини-проектов на буквы Э – Ю - Я

10-12.05.2017

65-66

Оформление результатов проекта

15-19.05.2017

67-68

Защита  Мини – проектов «Мир профессий»

22-26.05.2017


4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

Класс

Учебно-методическое обеспечение (учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, средства контроля)

4

Журкова, А.Я.Чистякова, С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных  возрастных этапах : учеб, пособие / А.Я. Журкова, С.Н. Чистякова. –М,: ВАКО, 2015.- 105с

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • Цветные карандаши и ручки, простой карандаш.
  • Классная доска с магнитами.
  • Компьютер.
  • Презентационное оборудование.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Мир профессий для 1-4 класса

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит  увлекательная и слож...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шаг в профессию"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Рабочая программа Курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Путешествие в мир профессий»

В материале размещено содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий и видов                         ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"

Внеурочная деятельность "Мир профессий" образовалась для формирования представлений о различных профессиях и знакомства мира с трудом. Программа разработана с целью развития общих научных на...