рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл
рабочая программа (4 класс) на тему
рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл с указанием всех формируемых УУД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской
Рамонского муниципального района
Воронежской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании МО Руководитель Приказ № _____от
Протокол №___ от методического совета «___»________2016 г «__»_________2016г «___»____________2016г
Руководитель _________И.В. Кувшинкина
________И.А. Радченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«МИР ПРОФЕССИЙ»
4 б класс, возраст обучающихся 10 лет
2016-2017 учебный год
Разработчик программы:
Тарарыкова Татьяна Вячеславовна
учитель начальных классов, первая квалификационная категория
р.п. Рамонь
2016 г
1 . Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 4 класса
Количество недельных часов -2.
Количество часов в год-68.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир профессий» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Журкова, А.Я. ,Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах : учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - М,: ВАКО, 2015
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;
-от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);
- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:
- от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- от 24.11.2015г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13
«О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от
25.05. 2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;
- Примерная основная образовательная и примерные программа начального общего
образования, программы отдельных учебных предметов;
- Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.
Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8 – 11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Ученики 1 – 4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому профориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.
Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Цель программы: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
-формирование единой картины о мире труда и разнообразии профессий;
-обогащение представлений о различных сторонах профессий;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой активности, и способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Срок реализации: один год.
Режим занятий: два раза в неделю по 40 минут.
Ведущими формами организации занятий является групповая, практические и учебные игры, викторины, заочные путешествия, экскурсии, презентации, занимательные беседы, творческие встречи.
Занятия состоят из теоретической и практической части. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека (рисуночные методики), выполняющего эту работу. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.
Игры, связанные с профессией. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.
Итак, рассмотрены основы проектирования профориентационного занятия для начальных классов. Но дополнительными структурными элементами могут быть:
Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.
Оформление уголка профессий. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Организация экскурсий на предприятия и в учебные заведения города или области. Причем речь не идет только о больших заводах. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.
Ведение в личное портфолио учащегося раздела «Мир профессий», в который они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио мы время от времени возвращаемся – детям нравится смотреть, какие у кого новые материалы появились.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Метапредметные УУД
Предполагаемый результат
Учащиеся должны:
-владеть информацией о разнообразии мира профессий в сфере «Человек- природа», «Человек- человек», «Человек- техника»;
-владеть специальной терминологией;
-понимать значимость труда людей в жизни человека и общества;
-выделять иерархиюпонятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связимежду родовыми и видовыми понятиями;
-объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества;
-устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, сравнивать ситуации, явления, предметы между собой;
-самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы;
-устанавливать отношения в трудовых группах;
-организовывать свою работу и работу товарищей;
-самостоятельно подготовить развёрнутое описание профессии, определить способности, которые необходимы людям данной профессии.
Реализация: блиц-опрос, выставки, презентации, защита мини-проекты, коллективный практикум, публичные выступления. Участие в олимпиадах, творческих конкурсах, предметных неделях.
2. Содержание учебного курса
№ п/п | Название темы | Количество часов | Основное содержание темы, термины и понятия | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Введение в мир профессий | 10 | Понятия: труд, профессия, ремесла, плотник, столяр, профессия - работа. Какие профессии ты знаешь? Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. Произведение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Произведение В. Маяковского «Кем быть?». | Дискуссия Заседание клуба | Анкетирование Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Анализ проблемных ситуаций. | |
Из истории одной профессии | 6 | Забытые профессии: глашатаи, тапер, шарманщик
| Работа в группах КВН Викторина Заседание клуба | Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. Поиск информации в интернете, справочниках | |
Разнообразие мира медицинских профессий. | 8 | У истоков медицины, или Клятва Гиппократа. Люди в белых халатах. Разнообразие медицинских специальностей. Главные помощники врача: медицинская сестра, лаборант, санитар. Профессия фармацевт. | Работа в группах Экскурсия Викторина Заседание клуба | Письменные работы: мини-сочинения, синквейны. Собирать и оформлять информацию | |
4 | Профессии сельской местности. | 8 | Профессия: фермер. Профессия: агроном. Профессии: животновод, пчеловод. | Работа в группах Экскурсия Викторина Заседание клуба | Встречи с людьми разных профессий Собирать и оформлять информацию |
5 | Мир юридических профессий. | 6 | Профессии: адвокат, прокурор. Профессии: юрист, нотариус. | Работа в группах Экскурсия Викторина Заседание клуба | Чтение (пересказ) обучающимися статей из ХрестоматииСобирать и оформлять информацию |
6 | Творческие профессии. | 8 | Профессии: художник, дизайнер, флорист Профессии: композитор, музыкант, актер. | Работа в группах Экскурсия Викторина Заседание клуба | Поиск информации в Интернете, справочниках |
7 | Проект «Азбука профессий» | 22 | Представление мини-проектов на буквы. Работа над проектами «Профессии на букву…» и их защита. Создание папки «Азбука профессий». | Игры-викторины Защита мини –проектов Заседание клуба | Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий,презентаций. |
ИТОГО | 68 |
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Примерные сроки изучения | Фактическая дата проведения | Примечание |
1-2 | Зачем человек трудится? | 05-09.09.2016 | ||
3-4 | Какие профессии ты знаешь? | 12-16.09.2016 | ||
5-6 | Мир интересных профессий | 19-23.09.2016 | ||
7-8 | Чем пахнут ремесла? | 26-30.09.2016 | ||
9-10 | Кем я хочу стать? | 03-07.10.2016 | ||
11-12 | Профессия – глашатаи | 10-14.10.2016 | ||
13-14 | Профессия – тапер | 17-21.10.2016 | ||
15-16 | Профессия - шарманщик | 24-28.10.2016 | ||
17-18 | Профессия -врач | 31.10.2016- 04.11.2016 | ||
19-20 | Помощники врача: медицинская сестра, лаборант, санитар. | 14-18.11.2016 | ||
21-22 | Профессия фармацевт. | 21-25.11.2016 | ||
23-24 | Работа творческой группы. | 28.11.2016-02.12.2016 | ||
25-26 | Профессия -фермер. | 05-09.12.2016 | ||
27-28 | Профессия-агроном. | 12-16.12.2016 | ||
29-30 | Профессии - животновод, пчеловод. | 19-23.12.2016 | ||
31-32 | Работа творческой группы | 26-28.12.2016 | ||
33-34 | Профессии: адвокат, прокурор. | 16-20.01.2017 | ||
35-36 | Профессии: юрист, нотариус. | 23-27.01.2017 | ||
37-38 | Работа творческой группы | 30.01.2017-03.02.2017 | ||
39-40 | Профессии: художник, дизайнер, флорист | 06-10.02.2017 | ||
41-42 | Профессии: композитор, музыкант, актер. | 13-17.02.2017 | ||
43-44 | Работа творческой группы | 20-24.02.2017 | ||
45-46 | Организационное занятие. Знакомство с проектом. | 27.02.2017-3.03.2017 | ||
47-48 | Представление мини-проектов на буквы А- Б -В | 06-10.03.2017 | ||
49-50 | Представление мини-проектов на буквы Г-Д -Е | 13-17.03.2017 | ||
51-52 | Представление мини-проектов на буквы Ж-З - И | 20-24.03.2017 | ||
53-54 | Представление мини-проектов на буквы К – Л – М | 03-07.04.2017 | ||
55-56 | Представление мини-проектов на буквы Н – О - П | 10-14.04.2017 | ||
57-58 | Представление мини-проектов на буквы Р - С-Т | 17-21.04.2017 | ||
59-60 | Представление мини-проектов на буквы У – Ф-Х-Ц | 24-28.04.2017 | ||
61-62 | Представление мини-проектов на буквы Ч – Ш - Щ | 02-05.05.2017 | ||
63-64 | Представление мини-проектов на буквы Э – Ю - Я | 10-12.05.2017 | ||
65-66 | Оформление результатов проекта | 15-19.05.2017 | ||
67-68 | Защита Мини – проектов «Мир профессий» | 22-26.05.2017 |
4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
Класс | Учебно-методическое обеспечение (учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, средства контроля) |
4 | Журкова, А.Я.Чистякова, С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах : учеб, пособие / А.Я. Журкова, С.Н. Чистякова. –М,: ВАКО, 2015.- 105с |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Цветные карандаши и ручки, простой карандаш.
- Классная доска с магнитами.
- Компьютер.
- Презентационное оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Мир профессий для 1-4 класса
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и слож...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс
Рабочая программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мир профессий"
Рабочая программа "Мир профессий"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шаг в профессию"
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Путешествие в мир профессий»
В материале размещено содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий и видов ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"
Внеурочная деятельность "Мир профессий" образовалась для формирования представлений о различных профессиях и знакомства мира с трудом. Программа разработана с целью развития общих научных на...