Программа интегрированного спецкурса для учащихся 2-4 классов "Русская азбука"
рабочая программа (2 класс) по теме
Система интегрированных спецкурсов, реализуемых мною в рамках школы полного дня, показала свою эффективность т.к. они не только перекликаются с програмным содержанием и позволяют дополнять образовательный минимум в данном случае уроков литературного чтения, русского языка, технологии интересными по форме и содержанию занятиями, но и содержат большой воспитательный и прикладной компоненты. В календарно-тематическом планировании указаны занятия в рамках внеурочной деятельности, а в пояснительной записке, описаны элементы спецкурса, которые могут быть включены в структуру урока. Данный спецкурс предполагает своим результатом создание каждым ребенком индивидуальных тетрадей-книг "Русская азбука". На основе програмного содержания спецкурса была организованна научно-практическая деятельность отдельных учеников 3 класса и созданы проекты, представленные на городской научно-практической конференции "Первые шаги в науку".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Файл содержит пояснительную записку с описанием структуры организации спецкурса и тем. план | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа интегрированного спецкурса «Русская азбука» для учеников 2-3 классов. Разработка Шкляревич Ю.А. учителя начальных классов
Пояснительная записка.
1.Введение.
В основу организации учебной деятельности на занятиях спецкурса положена новая структура учебного плана, в состав которого, в качестве основного компонента, включена внеурочная деятельность, как требование ФГОСов. Это позволяет строить работу, интегрируя между собой образовательное и воспитательное направления через систему спецкурсов, формируя у детей восприятие целостной картины мира, привычку активного поиска знаний и приобретения умений. Учитывая, что образовательный минимум, дополняется интегрированными спецкурсами, которые перекликаются с программным содержанием и при этом содержат большой воспитательный и прикладной компоненты, в структуру уроков в первой или заключительной части включаются их элементы. Так на уроках литературного чтения, в водной части, будет рассматриваться одна из букв старославянской азбуки, ее название, написание, значение. Результатом работы станет создание каждым учеником индивидуальной тетради-книги «Русская азбука».
2. Характеристика коллектива обучающихся.
Данная модель организации учебного процесса реализована мною на занятиях как в классе, с большим количеством учеников, без особых проблем в обучении, так и в малочисленном классе, где есть дети, имеющие значительные трудности в общении и передвижении; проблемы в построении взаимоотношений с окружающим миром и в формировании ученических навыков; неврологические особенности, затрудняющие процесс ученичества, и в объединенной группе детей 2-3 классов. Она содержит в себе (как того требует стандарт) разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
3.Организационно-функциональная модель построения занятий
Используемая мною организационно-функциональная модель построения занятий имеет трехчастную структуру. Такое деление представляется мне наиболее целесообразным, так как позволяет достигать наилучших результатов, а именно, при общей активности и включенности в процесс всех учеников, глубокая погруженность в материал обеспечивает высокий уровень компетенций доступными средствами.
Трехчастная структура построения занятия
Вводная часть (5-15 минут). | Основная часть (20-30 минут). | Заключительная часть (5-10 минут). |
Работа в кругу со звуком, словом, речью (хоровая и индивидуальная). В этой части урока после речевой разминки происходит чтение стихов, разыгрывание басен, сказок, чтение по ролям. Таким образом, заучиваются наизусть все необходимые тексты, при этом проводится работа с интонацией, качеством речи, социальной составляющей коллектива Выполнение творческих графических и письменных упражнений на отработку навыков письма и каллиграфии; развитие волевой культуры (внимательность, аккуратность, старание); развитие эстетического чувства формы; развитие глазомера. | Работа фронтально за партами, по группам или в кругу с текстами, вопросами, практическими, письменными и устными заданиями. | За партами или сидя Остальные должны слушать внимательно, чтобы внести свои дополнения. Затем рассказ учителя завершает занятие. |
Данная структура позволяет осуществлять контроль знаний и умений, а также оценку предметных результатов изучения курса(уровня читательской компетенции, владение техникой чтения, умение декламировать, выступать перед аудиторией с небольшим сообщением) избегая стрессовых ситуаций - в рабочем режиме.1
4. Концептуальная основа организационно-функциональной модели построения занятий.
Системно-деятельностный подход, положенный в основу структуры таких занятий, позволяет разнообразить формы взаимодействия учеников с учителем и друг с другом, обеспечивает успешную самореализацию ученика сначала в учёбе, а затем и в жизни: умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, работать в команде и многое другое.
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: сокрытое сокровище»[1], сформулировано четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть.
Учиться знать - обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
Учиться делать - фокусируется на практическом применении изученного.
Учиться жить - вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.
Учиться быть - акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал. По сути дела, он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.
С данным утверждением как нельзя лучше согласуются как разработанные государством образовательные стандарты второго поколения в основу которых положен системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, так и принципы образовательной системы, созданной Рудольфом Штайнером и реализуемой Российскими Вальдорфскими школами. Их опыт организации уроков очень ценен для системы современного российского образования.
«В основе данных образовательных программ лежит обращение к воле, чувству и мышлению ребенка. Программа по литературному чтению ориентирована на развитие у детей чувства языка, эстетического переживания устной и письменной речи, направлена на осознание учениками выразительной силы и ёмкости русского языка, его лексического и интонационного богатства. Её главными принципами являются:
- Образное, художественное преподавание;
- Обязательная работа на уроке с тремя формами: слово, предложение, текст, что позволяет с первых лет обучения развивать у детей чувство стиля, композиции, интерес к самостоятельному творчеству.
- Развитие познавательной самостоятельности через работу со справочниками и словарями с первых лет обучения.
- Развитие способности к самооценке и самоконтролю. Материал подается так, чтобы ученики самостоятельно наблюдали, исследовали различные языковые явления и на основании этого формулировали грамматические закономерности и правила.
Источники информации.
1. Жак Делор, Иннам Аль-Муфти, Изао Амаги и др. Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within). //Издательство ЮНЕСКО, 1996, www.ifap.ru/library/book201.pdf.
2. Образовательные программы российских вальдорфских школ. //Народное образование, 2009.
Календарно тематическое планирование спецкурса «Русская азбука»
для учеников 2-3 классов
Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Количество | Примерная дата проведения урока |
Появление на Руси первых книг и азбучного письма. | Получить знания о появлении азбучного письма и первых книг на Руси. Познакомиться с понятиями: «кириллица», «церы», «кодекс», «писало». Изготовить собственный «кодекс» для использования на уроках. | 1час | 5.09 |
Художественная мастерская. Образы Кирилла и Мефодия. | Знакомство с жизнеописанием святых братьев. Создание живописных образов Кирилла и Мефодия, как обложки для будущей книги. | 2 часа | 12.09 19.09 |
Из чего на Руси делались чернила? Урок открытия новых знаний. | Знакомство с техникой приготовления чернил на Руси из сажи. Знакомство с различными способами получения чернил в мире. | 1 час | 3.10 |
Ремесленная мастерская. Изготовление чернил. | Получение навыка приготовления чернил. Получение навыка заточки и письма гусиным пером. | 1 час | 10.10 |
Творческая мастерская. Как азбука менялась. Изобретение металлического пера. | Знакомство с понятиями: устав, полуустав, скоропись. Получение навыка письма перьевой ручкой. | 2 часа | 17.10 24.10 |
Ремесленная мастерская. Изобретение бумаги. | Знакомство с историей изобретения бумаги и её появлением на Руси. Получение навыка изготовления бумаги. | 2 часа | 11.11 18.11 |
Творческая мастерская. Каллиграфия | Запись азбучной молитвы, сложенной из букв старославянской азбуки на бумаге собственного изготовления. | 1 час | 1.12 |
Библиотечные часы | Получение дополнительной информации, связанной с письменностью и книгопечатанием на Руси в различных формах. | 3 часа | 26.09 01.11 25.11 |
Итого интегрированный спецкурс рассчитан на 24 часа с учетом использования вводных частей уроков литературного чтения, на которых происходит знакомство с буквами (название, написание, значение) кириллицы и создаётся тетрадь-книга «Русская азбука».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"
Факультативный курс по краеведению в начальной школе...
Рабочая программа по спецкурсу "Юным умникам и умницам"2класс
Данный курс можно проводить в рамках внеурочной деятельности ФГОС.Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....
Рабочая программа по спецкурсу "Экология моего пространства" для 3 класса
Программа адаптационного периода по курсу «Экология моего пространства» разработана с помощью авторской программы А.А. Плешакова «Окружающи...
Конспект интегрированного занятия для учащихся 4 класса, обучающихся по общеобразовательной программе для детей с ОВЗ VII вида
Совместное занятие в рамках 3 урока физкультуры(вне спортивного зала) логопеда и учителя физической культурыРазвитие языкового анализа и синтеза и пространственных предствлений...
Спецкурс для учащихся 1-3 классов "ТРИЗ"
Программа составлена в соответствии с приоритетными направлениями развития начальной школы, в частности, с направлениями – развитие личности младшего школьника средствами учебных предметов, детс...
Программа интегрированного курса «Шукшинские Сростки» для учащихся начальной школы
Данная программа позволит сформировать у младших школьников чувства патриотизма и гуманизма, сопричастности к национальным истокам, сквозь призму которых ставятся и предлагаются решения об...