Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
методическая разработка по логопедии на тему
В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_municipalnoe_avtonomnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
Хисамова Татьяна Валентиновна учитель-логопед
Кашапова Галия Галимяновна медицинский психолог
Актуальность выбранной темы.
Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости учеников в общеобразовательной средней школе. В результате ежегодного обследования учащихся начального звена, выявлено увеличение количества детей с ЗПР и ОНР. Углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся данной категории, выявило характерные особенности их высшей нервной деятельности и познавательных процессов.
Специальные исследования выявили у детей с задержкой психического развития (ЗПP) неполноценность пространственного анализа, зрительно-моторной координации (см.: Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984).
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то «своеобразие индивидуальных особенностей внимания, памяти, уровня произвольности общения и деятельности являются производными, т.е. следствием аномального развития речи» (Ястребова Л.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999).
Вместе с тем, как отмечает С.Г. Шевченко, можно выделить случаи сложного дефекта, когда ЗПР сочетается с общим недоразвитием речи, когда несформированность основных умственных операций, анализа и синтеза, не позволяет ребенку успешно усваивать не только теорию родного языка (оперировать такими понятиями, как «слово», «слог», «ударение», «звук» и т.д.), но и грамматические правила, способы решения математических задач, приемов вычисления.
Исследователи отмечают, что эти дети в семилетнем возрасте не достигают необходимого для начала обучения уровня развития восприятия, памяти, внимания. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности.
Дети с ЗПР и ОНР почти с первых дней обучения в школе начинают испытывать трудности, приводящие к отставанию в учении. Поэтому основным содержанием логопедической и психологической работы должно явиться в первую очередь становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (т.е. ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче). И только потом на этой базе мы начинаем конкретно работать над коррекцией, развитием речи и познавательных процессов.
Совершенно очевидно, что, прежде чем приступить к систематическому обучению школьника и требовать от него усвоения учебного материала, необходимо обеспечить соответствующий уровень развития процессов анализа и синтеза.
К сожалению, традиционное начальное обучение не выполняет этой функции, а культивирует репродуктивный стиль мышления: даже если учебной программой и предусматриваются аналитические, обобщающие и сравнительные действия, то они строятся по типу заданности и однозначности ответов. В значительной степени именно это порождает существенные затруднения учащихся с ЗПР и общим недоразвитием речи (ОНР) в овладении программой начальных классов.
Поэтому основная роль в коррекции и развитии аналитико-синтетической деятельности в условиях общеобразовательной школы принадлежит психологу и логопеду. В условиях общеобразовательной школы необходимо, прежде всего, создать модель внутришкольной службы коррекционной педагогики для оказания помощи детям с трудностями в обучении, куда войдут психолог и учитель - логопед.
Были выработаны принципиальные направления в разработке подходов, учитывающих как накопленный опыт, так и новые тенденции в развитии коррекционно-развивающего обучения. Сформировано пять основных направлений, определяющих индивидуальную и групповую деятельность логопеда и психолога:
1.Охрана здоровья ребенка и коррекция психосоматических недостатков в его развитии специфическими приемами и методами работы.
2.Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц рук, пространственной ориентации, координации в системе глаз рука и др.
3.Расширение кругозора и развития связной речи до уровня, позволяющего учащимся включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.
4.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельной произвольности).
5.Формирование общеучебных интеллектуальных умений (планировать свою деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, воспринимать и логически перерабатывать учебную информацию).
Цели программы:
• Активизация и развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер, направленные на личностное развитие ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
• Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и психолога.
Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостно подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ученика. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов, будь то мышление или речь.
Среди коррекционных задач выделяются:
—расширение кругозора школьников;
—воспитание их познавательной активности;
—обогащение их чувственного опыта;
—активизация интеллектуальной деятельности учащихся путем формирования умственных операций и действий анализа, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов;
—обучение школьников построению умозаключений, выявляющих причинно-следственные, пространственные, временные связи в наблюдаемых явлениях и объектах; развитие речи.
Учитель-логопед и психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Практическая значимость заключается в разработке приёмов коррекционной работы, способствующих активизации и развитию познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер младших школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и психолога.
Пояснительная записка
Интегрированные занятия проводятся 1 раз в четверть и строятся следующим образом:
- с наращиванием степени сложности материала;
- имеют тематическую направленность;
- учащиеся информируются о цели занятия, о плане совместной работы;
- обсуждают практическое применение полученных умений и навыков.
Этапы интегрированных занятий:
- вход, установление контакта, проверка мотивации;
- сообщение темы занятия, обсуждение плана совместной работы;
- разминка или подготовительная работа (1-2 мин.);
- актуализация имеющихся знаний;
- понимание, закрепление, объяснение, усвоение знаний:
- первичное, в расчете на самого слабого ученика;
- системное, серия заданий на отработку и понимание нового знания.
- итог занятия: повторение содержания заданий, хода и логики занятия; взаимная оценка и самооценка деятельности учащимися.
Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, "включение" всех типов модальностей (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, кинестетический, вкусовой, эмоциональные).
Занятия могут проводиться в условиях смены положения тела - стоя, сидя, в движении.
Темп занятия меняется с учетом динамики работоспособности учащихся.
Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуально, парами, коллективно, группой.
Деятельность учащихся оценивается с использованием шкал самооценки: например, активность, интерес, правильность, аккуратность, старательность и др.
Учащиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля.
На интегрированных занятиях планируется широко использовать: игровой материал, кукольный театр, арттирапию (работа с пластилином, красками), сказкотерапию, хромотерапию (воздействие с помощью цвета), музыкотерапию (музыкальное сопровождение), ТСО (видеосюжеты, коррекционно-развивающие видео - игры, Караоке), нейропсихологические упражнения, элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения, нейролингвистическое программирование (задания и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия) и др.
Задачи интегрированных занятий логопеда и психолога:
I. Образовательные (обучающие)
1) Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
2) Обогащение словарного запаса у учащихся с СНР, развитие вербального
интеллекта, понимания и применения грамматических правил.
3) Обогащение практического опыта учащихся, самопознания и рефлексии.
II. Коррекционно-развивающие
1) Развитие произвольности психических процессов учащихся.
2) Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирования умственных действий.
3) Развитие навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.
4) Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия, развитие скорости, понимания и техники чтения учащихся с системным нарушением речи.
5) Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
6) Развитие мелкой и крупной моторики, динамических особенностей, темпа выполнения заданий.
7) Развитие пространственных и временных ориентировок учащихся с системным нарушением речи.
8) Развитие личностных особенностей учащихся, навыков коллективного взаимодействия, групповой сплоченности.
9) Формирование речевой и интонационной выразительности, правильного речевого дыхания, темпа, ритма, громкости, силы голоса.
III. Воспитательные (социализация)
1) Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека, признание уникальности и неповторимости каждого.
2) Воспитание звуковой культуры речи.
IV. Охранные
1) Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушений зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики и т.д.
2) Снятие перегрузок учащихся путем применения здоровьесберегающих технологий.
3) Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала учащимися, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.
4) Учет возрастных особенностей учащихся, актуальных потребностей, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований.
5) Стиль общения с учащимися - демократический, личностно-ориентированный, гуманистический, направленный на сотрудничество и поддержку.
Эффективность цикла занятий оценивается:
1) по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики учащихся;
2) по отзывам самих учеников, проявление желания продолжения сотрудничества;
3) по наблюдениям психолога и учителя- логопеда.
Тематическое планирование интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога.
Цикл интегрированных занятий под общей темой "Путешествие в королевство Грамматики".
№ п/п | Тема | Направления | Класс | Коли чество часов | Срок проведения |
Учитель-логопед | Психолог |
1 | В гостях у дедушки Звуковичка. | Звуки и буквы | Мотивация, учебные навыки | 1 | 1 | ноябрь |
2 | Город Букваринск. | Дифференциация звуков и букв | Эмоционально-волевая сфера | 2 | 1 | декабрь |
3 | Радуга настроения. | Лексика, грамматика, связная речь | Личность и самосознание | 3 | 1 | март |
4 | Необитаемый остров. | Лексика, грамматика, связная речь | Я и другие | 4 | 1 | апрель |
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1996.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., 1999.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. - М., 1999.
- Беличева С.А., Коробейников И.А., Кумарина Т.Ф. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1993.
- Воронин Л.Г. Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. - М., 1982.
- Власова Т.А. , В.И. Лубовской, Н.А. Цыпин Дети с задержкой психического развития .- М., 1984.
- Гшенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1998.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
- Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. - М., 1994.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.: Владос, 1998.
- И.Коноваленко СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. -М., 1999
- Ястребова Л.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное интегрированное занятие учителя-логопеда и практического психолога по теме:«Дом, в котором я живу…» ( конспект + презентация)
Презентация по ссылке: http://1drv.ms/1D89zzG...
Интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога для обучающихся 1-х классов "Осенний букет"
На интегрированном занятии учителя - логопеда с педагогом - психологом приводятся примеры совместной работы на разных этапах коррекционных занятий для обучающихся 1-х классов, имеющих речевые на...
Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.
Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....
Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья
Рассматривая основные направления коррекционной работы, логопед и психолог, параллельно работают над развитием личности ребенка в целом, при этом каждый выполняет свою роль....
Конспект интегрированного занятия учителя - логопеда и педагога-психолога
Представлен конспект интегрированного индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука л "День рождения у Слоненка"...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога -психолога в разновозрастной группе от 5 до 7 лет "Путешествие к Снежной королеве"
Цель:развитие эмоционально- волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Презентация интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога -психолога в разновозрастной группе от 5 до 7 лет "Путешествие к Снежной королеве"
Цель:развитие эмоционально- волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Комментарии
Дети с ЗПР и ОНР почти с