Спецкурс для учащихся 1-3 классов "ТРИЗ"
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Программа составлена в соответствии с приоритетными направлениями развития начальной школы, в частности, с направлениями – развитие личности младшего школьника средствами учебных предметов, детской литературы.
Представленная программа содержит необходимые компоненты: объяснительную записку, тематическое планирование, список литературы. В объяснительной записке к программе изложена цель программы развития творческих способностей школьников; методы достижения целей; средства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_spetskursa.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
спецкурс для учащихся
1-3 классов средней школы №7
г.Новокуйбышевска
Авторы: Полозова Ирина
Валентиновна
Программа утверждена Епишина Оксана
экспертом советом школы Александровна
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель работы Триз – развить детскую фантазию, причинно-следственное мышление, языковое чутье, умение сочинять рассказы и сказки, решать сложные проблемные задание. Богатое воображение позволяет вырваться из сиюминутной реальности, воссоздать образы прошлого, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески.
Ребенка с детства необходимо учить способами действий, которые позволяют самостоятельно совершать открытия, формировать одно из основных качеств творчества человека – любознательность, стремление к познанию нового, неизведанного. С помощью Триз решается не только технические, но и жизненные проблемы. Врагом номер один творчества является стереотипность или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.
В результате изучения данной программы у учащихся формируются умения мыслить логически, нестандартно; умение сочинять сказки и рассказы; умение составлять загадки, умение воображать и представлять; умение высказывать свое мнение. У учащихся увеличивается словарный запас, развивать речь, логику мышления.
Специальные подобранные упражнения, предлагаемые в этой программе, помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности.
1 класс
ТЕМЫ | ЧАСЫ |
I. Введение. | 1 |
Понятие триза. |
|
II. Развитие системного мышления. | 23 |
1. Путешествие в страну «Диалектика». |
|
2. МП и О. |
|
3. Игра «Хорошо-плохо» |
|
4. Колобок отправляется в зоопарк. |
|
5. Колобок помогает придумать скучающим слонам новую игру. |
|
6. Морфологический анализ. |
|
7. Колобок пытается измерить длину кобры. |
|
8. ИКР. Колобок придумывает интересную коляску с помощью ящика, собаки и моря |
|
9. А каким бывает кит? |
|
10. Колобок узнает, что все в мире бывает наоборот или «курится в тельняшке». |
|
11. «Курица в тельняшке». |
|
12. Репка выросла маленькая- премаленькая, и что из этого вышло. |
|
13. Оператор РВС. |
|
14. Оператор РВС (измерение времени, действий стоимости системы) |
|
15. Колобок узнает, что молоко козы вкусное и полезное, а рога оленя спасают от врага. |
|
16. Что имеет Колобок, чтобы спасти румяный бок. |
|
17. Колобок решает, что сухарем быть хорошо, а ежиком лучше. |
|
18. Алгоритм решения изобретательных задач (АРИЗ) |
|
19. Практическая работа. |
|
20. Колобок решает, что каждому дому нужна своя песня. |
|
21. Колобок пытается превратить врагов в друзей, и что из этого вышло. |
|
22. Как сочинять истории про Колобка. |
|
23. Практическая работа. |
|
III. Моделирование с помощью маленьких человечков (ММЧ). | 5 |
1. Колобок обнаруживает, что весь мир заселен маленькими человечками. |
|
2. Колобок узнает, почему зимой можно ходить по реке, и куда исчезла вода из чайника. |
|
3. Колобок учится строить модели, или «Как борщ съел борщ». |
|
4. Колобок узнает о мягком, и как рисунок появляется на бумаге. |
|
5. Колобок узнает, что Зайку бросила хозяйка, и как можно плакать. |
|
IV. Приемы фантазирования. | 5 |
1. Колобок узнает, что Ваня найдется сам. |
|
2. Колобок узнает, без чего не будет сказки. |
|
3. Дети сочиняют сказки и отправляют Колобка с страну сказок. |
|
4. Сочинение сказок. |
|
5. «Малыш! Ты вместе с нами» Обобщение. |
|
2 класс
ТЕМЫ | ЧАСЫ |
I. Введение | 1 |
Понятие ТРИЗа |
|
II. Развитие системного мышления | 17 |
1. Понятие противоречия. |
|
2. Упражнения, выявляющие противоречия. |
|
3. Игра «Хорошо-плохо». |
|
4. Игра «Да-нетка». |
|
5. Путешествие героя-Кубика по Волшебной дорожке в цвета |
|
6. Морфологический анализ. |
|
7. Системный оператор. |
|
8. Путешествие героя-Кубика в геометрические фигуры. |
|
9. Путешествие героя-Кубика по Волшебной дорожке во времена года. |
|
10. Морфологически ящик. |
|
11. Загадки в схеме талантливого мышления. |
|
12. Решение задач. |
|
13. Путешествие героя-Кубика по Волшебной дорожке в мир сказки. |
|
14. Идеальный конечный результат (ИКР). |
|
15. Игры, основанные на ИКР. |
|
16. игра «Суд» |
|
17. Решение задач. |
|
III. Фантазия, как творчество. | 9 |
1. Понятие фантазии. |
|
2. Упражнения, позволяющие выявить развитие воображения у детей. |
|
3. Игра «Кто последний». |
|
4. Родословная ручки. |
|
5. Город «Кляксоград». |
|
6. Родословная лампочки. |
|
7. Фантастическое животное. |
|
8. Живые картинки. |
|
9. Игры. |
|
IV. Приемы фантазирования. | 10 |
1. Пропуск в страну загадок. |
|
2. Город загадочных частей. |
|
3. Город загадочных мест. |
|
4. Город загадочных дел. |
|
5. Город противоречий. |
|
6. «За что я люблю загадки?» (сочинение) |
|
7. Увеличение –уменьшение. (сочинить сказку) |
|
8. Ускорение- замедление («Сказка о царе Салтане…») |
|
3. Оживление. (Сказка «Колобок) |
|
4. Смещение во времени. |
|
5. Динамика. Статика. (Изготовление книжки) |
|
6. Инверсия (наоборот) |
|
7. Литературная викторина. |
|
8. Игр «Небылицы» |
|
9. «Фантазируем с фантазией». (интересные и необычные задания) |
|
10. Закрепление. (Игры, изобретательские задачи) |
|
3 класс
ТЕМЫ | ЧАСЫ |
I. Введение. Понятие триза. | 1 |
II.Знакомство с противоречиями. | 4 |
1. Противоречия живут вокруг нас. |
|
2. Игра «Хорошо-плохо». |
|
Игра «Польза-вред». |
|
Игра «Наоборот». |
|
Игра «Зато». |
|
3. Задача «Как перенести воду в решете». |
|
4. История изобретения карандаша (колеса и т.д.) |
|
III. Развитие творческого мышления. | 6 |
1. Работа со свойствами предметов. (Игра "Круглые очки".) |
|
2. Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков. |
|
3. Метод фокальных объектов. |
|
4. Учимся находить общие и различающиеся признаки объектов. |
|
(Игра "Лишнее слово".) |
|
5. Учимся составлять сюжетный рассказ. |
|
(Например,"День и ночь моей жизни".) |
|
6. Учимся находить действия, противоположные по значению. |
|
IV. Приемы разрешения противоречий. | 18 |
1. Прием заранее подложенной подушки. ( Сказка "Кот в сапогах".) |
|
2. Прием волшебной палочки. |
|
3. Прием наоборот. (Изобретательские задачи. Игра "Шашки".) |
|
4. Прием матрешки. (Сказка "Кощей Бессмертный".) |
|
5. Прием ММЧ. |
|
(Знакомство с человечками твердого вещества, с человечками газами, |
|
с человечками жидкости) |
|
6. Прием объединения. (Задача "Жучки - долгоносики") |
|
7. Прием дробления. (Жизненные вопросы "Варка супа", "Ремонт квартиры") |
|
8. Прием проскока. ("Приключение барона Мюнхгаузена".) |
|
9. Прием вред в пользу. (Игра "Да-нет".) |
|
V. 1. «Путешествие по городу Похожестей и Непохожестей». | 4 |
2. «Путешествие по городу Глупостей». |
|
3. «Путешествие на Тряпичную планету». |
|
4. «Путешествие в Шоколадную страну». |
|
VI. 1. Классное сочинение на тему «Робинзон». |
|
("Если бы я оказался на необитаемом острове…") | 1 |
2. Классное сочинение на тему «Кем я хочу быть». | 1 |
Учебная литература:
- Шустерман З.Г. «Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких». –М., 1993 г.
- Родари Дж. «Грамматические фантазии». –М., 1978 г.
- Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения.
Вопросы психологии.» 1993 г.
- А.Э. Симановский «Развитие творческого мышления».
– Ярославль «Гринго», 1996 г.
- И.В. Вачков, И.А. Лыкова. «Фантазируем с Фантузеей». – М., 1995 г.
- Самарская газета «Игромир».
- «Истории про …» Самара, 1994 г.
- М.Р. Львов. «Школа творческого мышления». – М., 1993 г.
- Журналы «Трамвай» - М., 1991 г.
- Родари Дж. «Разноцветные истории».
- «Литература и фантазия». Стрельцова, 1992 г.
- Журнал «Колобок», 1989 г.
- «От игры к знаниям». Мельчакова.
- «Все наоборот». Кружков, 1993 г.
- Г. Садовников «Продавец приключений».
- Ярослав Пишумов. «Загадочный рисунок».
- Буровик К.А. «Родословные вещей». («Знание», 1991 г.)
- «Фонд изобретательских задач».
- И.Л. Викентов, И.К.Кайков. «Лестница идей».
- «Страна загадок», 1991 г.
- Педагогический центр «Эксперимент». И.Н. Муршаковская «Когда я стану волшебником». Рига 1994 г.
- Фирма «Уникон-Триз». «Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ». Пенза 1993 г.
РЕЦЕНЗИЯ
НА ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ, составленную средней школой №7 г. Новокуйбышевска ПОЛОЗОВОЙ И. В. И ЕПИШИНОЙ О. А.
Программа составлена в соответствии с приоритетными направлениями развития начальной школы, в частности, с направлениями – развитие личности младшего школьника средствами учебных предметов, детской литературы.
Представленная программа содержит необходимые компоненты: объяснительную записку, тематическое планирование, список литературы. В объяснительной записке к программе изожжена цель программы развития творческих способностей школьников; методы достижения целей; средства.
Авторы данной программы, верно, указывают одну из главных задач работы по развитию творческих способностей – научить решать сложные проблемные задания, которые в будущем помогут решать и жизненные проблемы.
Перечень тем, указанный во второй части, позволяет представить содержание программы, обеспечивающей развитие диалектического, системного, творческого мышления младшего школьника.
Методы и формы, указанные в программе, соответствуют возрастным особенностям учащихся 2 класса.
Литература, указанная в программе, является основой по детскому ТРИЗу.
Рекомендации: составить сквозную программу по ТРИЗу для 1 – 3 классов, чтобы исключить повторы, расположить материал концентрически, углубляя его в каждом классе и обогащая новым содержанием.
Включить задачи не только с использованием ММЧ, но и: на приемы- «заранее подложенной подушки», «наоборот», «волшебной палочки», «проскока», «объединения», «дробления», что заметно разнообразит деятельность школьников, обогатит их знанием приемов разрешения противоречий.
Желательно указать перечень знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся в результате изучения данной программы.
СТ.ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СИПКРО________________________/Л.П.НЕСТЕРЕНКО/
14 апреля 1997 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спецкурсы в школе (ППД, ЗОЖ, ШЭГ)
В целях формирования основ правильного поведения на дороге, здорового образа жизни, любви и бережного отношения к природе, в нашей школе с 1 по 11 классы введена программа спецкурсов, которые проходят...
спецкурс по математике для 4 класса
календарно-тематическое планирование спецкурса по математике "Решение нестандартных задач"...
Программа спецкурса по русскому языку.
Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Начальная школа призвана заложи...
Рабочая программа спецкурса "Речь" (1 - 4 класс)
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государ...
«Мой Кузбасс » спецкурс
Программа для учащихся начальной школы...
Спецкурс по развитию речи для учащихся первого класса с задержкой психического развития
АннотацияЦель, задачи и направленность учебно-методической разработкиПредлагаемая программа дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развив...
Программа интегрированного спецкурса для учащихся 2-4 классов "Русская азбука"
Система интегрированных спецкурсов, реализуемых мною в рамках школы полного дня, показала свою эффективность т.к. они не только перекликаются с програмным содержанием и позволяют дополнять образовател...