Рабочая программа по спецкурсу "Экология моего пространства" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа адаптационного периода по курсу «Экология моего пространства» разработана с помощью авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённых МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Данная программа предназначается для учеников 3 класса четырёхлетней начальной школы.
Цель данной программы - воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_spetskursu_ekologiya_moego_prostranstva_3_klass.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа спецкурса «Экология моего пространства»
для 3 класса
Пояснительная записка
Программа адаптационного периода по курсу «Экология моего пространства» разработана с помощью авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённых МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Данная программа предназначается для учеников 3 класса четырёхлетней начальной школы.
Экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Цель данной программы - воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Достижение данной цели будет осуществляться при решении следующих задач:
- развитие у детей любви к природе, нетерпимости к нарушениям экологических норм поведения;
- расширение и углубление экологических знаний младших школьников;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
- формирование исследовательских навыков;
- участие в практической деятельности по охране природы.
В программе экологического образования особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. В основе программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. В урочное и внеурочное время проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач программы важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 3-м классе на изучение курса «Экология моего пространства» выделяется 34 часа (1 час в неделю) и включает в себя урочную и внеурочную деятельность.
Формы деятельности на всех этапах реализации программы:
-Учебная деятельность на уроках окружающего мира
-Экскурсии
-Экологические беседы
-Внеурочная деятельность:
-«Школьный театр»
-«Юные инспектора движения»
- Природоохранные акции
- Работа с родителями
Результаты освоения курса «Экология моего пространства»
Программа формирует универсальные учебные действия
Личностные:
У учеников будут формироваться:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание этнической принадлежности
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
- Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
- Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
- Установка на здоровый образ жизни
Ученики получат возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках
Познавательные:
Ученики будут учиться:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- устанавливать причинно-следственные связи
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов
- Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Ученики получат возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
Коммуникативные:
Ученики будут учиться:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
- формулировать собственное мнение
- Задавать вопросы
Ученики получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Содержание программы
В программе выделено 8 тем, для каждой из которых указано рекомендуемое количество часов. Первая тема " Распорядок дня ", после которой у ученика будет составлен верно спланированный режим дня. Вторая тема "Мы в ответе за тех, кого приручили". Фотовыставка - «Братья наши меньшие» изучается параллельно модулю "Мир животных". Четыре последующие темы дополняют тему "Сохраним удивительный мир растений и животных!" основного курса. Тема " Окружающая среда современного человека " рассматривается при изучении темы "Будем беречь здоровье!" курса окружающий мир.
При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят. Практические действия каждого в защиту природы необходимы ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд.
Темы курса | Количество часов |
Распорядок дня | 5 |
"Мы в ответе за тех, кого приручили". Фотовыставка - «Братья наши меньшие» | 5 |
Моя улица | 4 |
Покормите птиц | 4 |
Раскрасим жизнь к лучшему | 2 |
Чистота вокруг меня | 1 |
Окружающая среда современного человека | 6 |
Ближайшее окружение человека: экология жилища | 7 |
Календарно—тематический план спецкурса
Дата | № | Тема занятия | Виды деятельности на занятии | Форма контроля уровня усвоения |
Распорядок дня - 5 часов | ||||
1 | Правильное питание | Беседа, чтение книг, вопросы, составление памятки. | Презентация работ | |
2 | Режим питания | Работа в группе, беседа, составление памяток, зарисовки. | Фронтальная беседа, памятка. | |
3 | Гигиена | Беседа, просмотр и обсуждение видеофрагмента, составление правил. | Текущий контроль, свод правил. | |
4 | Здоровый образ жизни | Парная работа, выполнение заданий, обсуждение, рисование, проектирование. | Текущий контроль, парный проект. | |
5 | Составление индивидуального распорядка дня | Индивидуальный или групповой проект | Текущий контроль | |
"Мы в ответе за тех, кого приручили". Фотовыставка - «Братья наши меньшие» - 5 часов | ||||
6 | Домашние питомцы - кто они? | Исследование проблемы , индивидуальная работа. | Сообщения. | |
7 | Правила ухода за кошками, собаками . Питание. | Игровая деятельность, беседа. | Фронтальный опрос | |
8 | Правила ухода за попугаями. Питание попугаев. | Работа в группе, беседа, составление знаков, зарисовки. | Рисование знаков | |
9 | Правила ухода за грызунами. Питание грызунов. | Работа в группе, беседа, составление памяток. | Памятки | |
10 | Презентация сообщений: "Мой питомец" с фотографиями | Выполнение заданий, обсуждение, рисование, проектирование. | Итоговый контроль, сообщения., презентации. | |
Моя улица - 4 часа | ||||
11 | Изучение истории улицы, на которой живет твоя семья | Интервьюирование, беседа, обмен впечатлениями, зарисовки. | Творческое выступление | |
12 | Дома, стоящие на этой улице: из чего они построены, сколько им лет; какие интересные люди жили в них в разное время | Работа в группе, беседа, зарисовки по теме. | Сообщения. | |
13 | Самые красивые и самые непривлекательные уголки твоей улицы | Работа в группе, беседа, зарисовки, исследование по теме. | Исследование или проектная работа | |
14 | Твои предложения для того, чтобы улица стала еще красивее. | Выполнение заданий, обсуждение, рисование, проектирование. | Проектная работа | |
Покормите птиц - 4 часа | ||||
15 | Изучение разнообразия птиц родного края. | Беседа, чтение книг, вопросы. | Фронтальный опрос | |
16 | Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. | Работа в группе, беседа, зарисовки по теме. | Сообщения | |
17 | Проектная деятельность. Составление "Красной книги" исчезающих видов птиц родного края. | Работа в группе, беседа, зарисовки по теме, просмотр видеофильма. | Составление журнала «Красная книга» | |
18 | Охрана птиц зимой. Практическая деятельность по изготовлению кормушек. | Работа в группе, беседа, зарисовки по теме. | Устный журнал | |
Раскрасим жизнь к лучшему - 2часа | ||||
19 | Благоустройство школы, двора, подъезда, общественно-полезная деятельность | Беседа, чтение книг, вопросы, составление памятки. | Творческие задания | |
20 | Благоустройство школы, двора, подъезда, общественно-полезная деятельность | Беседа, чтение книг, вопросы, просмотр видео. | Исследование, проектная работа | |
Чистота вокруг меня - 1 час | ||||
21 | Наведение чистоты и порядка на улицах микрорайона | Практическое занятие | Выпуск листовок. | |
Окружающая среда современного человека - 6 часов | ||||
22 | Как создавались первые поселения человека | Беседа, чтение книг, вопросы, просмотр видео. | Устный журнал | |
23 | «Дом тянется к дому — получается город» | Беседа, чтение книг, вопросы, просмотр видео. | Викторина | |
24 | «Как “растет” город» | Беседа, чтение книг, вопросы, составление памятки. | Выставка книг | |
25 | «Как “живет” город» | Беседа, чтение книг, вопросы. | Сообщения | |
26 | «Сначала человек строит город, а потом...» | Беседа, чтение книг, вопросы. | Мини-сочинения | |
27 | «Будущее города — город будущего» | Парная работа, выполнение заданий, обсуждение, рисование, проектирование, чтение книг, вопросы. | Проектная работа | |
Ближайшее окружение человека: экология жилища - 7 часов | ||||
28 | Разговор о доме | Беседа, чтение рассказов, просмотр видео. | Фронтальный опрос | |
29 | Какие дома строит человек? | Беседа, рассказ, чтение книг. | Сообщения, презентация работ. | |
30 | Такие разные дома. Право человека на достой- ное жилье. Современные дома в городе и сельской местности. Преимущества и недостатки многоэтажной застройки. | Беседа, чтение книг, вопросы, просмотр видео. | Устный журнал | |
31 | «А у нас в квартире газ, а у вас?». Знакомство школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жи- лого дома. Водоснабжение. Обеспечение электричеством и га- зом. Экономное использование ресурсов. | Работа в группе, беседа, зарисовки по теме, беседа, рассказ, чтение книг. | Мини-сообщения | |
32 | «О кувшинах, выросших на грядке, и не толь- ко...». История различных предметов домашнего обихода, преимущества использования природных материалов. | Парная работа, выполнение заданий, обсуждение, рисование, чтение книг. | Устный журнал | |
33 | «На худую одежду плохая надежда». История одежды и обуви, преимущества использования природных мате- риалов при ее изготовлении | Парная работа, выполнение заданий, обсуждение, рисование, проектирование. | Мини-исследования | |
34 | Обобщение основных теоретических знаний, итоги практических дел. | Работа в группе, беседа, зарисовки по теме. | Проектные работы |
Список использованной литературы:
- Плешаков А.А. Природоведение - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
- Охрана природы: (Факультатив. курс). Пособие для учащихся /А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Родзевич, М.П. Соловьева; Под ред. К.В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1983.
- Природоведение: Учеб. для 3 кл. нач. шк. / А.А. Плешаков; под ред. И.Д. Зверева. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программа "Культура моего народа" 5 класс
Программа направлена на создание условий для расширения знаний учащихся в области родного языка, литературы и культуры мордовского народа, а также на развитие личностных качеств школьника, что являетс...
Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...