Рабочая программа по спецкурсу "Экология моего пространства" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Никифорова Елена Геннадьевна

         Программа адаптационного периода  по курсу «Экология моего пространства» разработана с помощью  авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённых МО РФ в соответствии с требованиями  ФГОС начального общего образования. Данная программа предназначается для учеников 3 класса четырёхлетней начальной школы.

     Цель данной программы - воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа спецкурса «Экология моего пространства»

для 3 класса

Пояснительная записка

         Программа адаптационного периода  по курсу «Экология моего пространства» разработана с помощью  авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённых МО РФ в соответствии с требованиями  ФГОС начального общего образования. Данная программа предназначается для учеников 3 класса четырёхлетней начальной школы.

       Экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

     Цель данной программы - воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

      Достижение данной цели будет осуществляться при решении следующих задач:

  • развитие у детей любви к природе, нетерпимости к нарушениям экологических норм поведения;
  • расширение и углубление экологических знаний младших школьников;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • формирование исследовательских навыков;
  • участие в практической деятельности по охране природы.

       В программе экологического образования особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.   В основе программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.   В урочное и внеурочное время проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач программы важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее.

              Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 3-м классе на изучение курса «Экология моего пространства» выделяется 34 часа (1 час в неделю) и включает в себя урочную и внеурочную деятельность.

Формы деятельности на всех этапах реализации программы:

-Учебная деятельность на уроках окружающего мира

-Экскурсии

-Экологические беседы

-Внеурочная деятельность:

-«Школьный театр»

-«Юные инспектора движения»

- Природоохранные акции

- Работа с родителями

Результаты освоения курса «Экология моего пространства»

Программа формирует универсальные учебные действия

Личностные:

У учеников будут формироваться:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание этнической принадлежности
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
  • Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
  • Установка на здоровый образ жизни

Ученики получат возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках

Познавательные:

Ученики будут учиться:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов
  • Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
  • Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Ученики получат возможность научиться:

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Коммуникативные:

Ученики будут учиться:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • формулировать собственное мнение
  • Задавать вопросы

Ученики получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Содержание программы  

         В программе выделено 8 тем, для каждой из которых указано рекомендуемое количество часов. Первая тема " Распорядок дня ", после которой у ученика будет составлен верно спланированный режим дня. Вторая тема "Мы в ответе за тех, кого приручили". Фотовыставка - «Братья наши меньшие» изучается параллельно модулю "Мир животных". Четыре последующие темы  дополняют тему "Сохраним удивительный мир растений и животных!" основного курса. Тема " Окружающая среда современного человека " рассматривается при изучении темы "Будем беречь здоровье!" курса окружающий мир.

         При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят. Практические действия каждого в защиту природы необходимы ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд.

Темы курса

Количество часов

Распорядок дня

5

"Мы в ответе за тех, кого приручили". Фотовыставка - «Братья наши меньшие»

5

Моя улица

4

Покормите птиц

4

Раскрасим жизнь к лучшему

2

Чистота вокруг меня

1

Окружающая среда современного человека

6

Ближайшее окружение человека: экология жилища

7

 Календарно—тематический  план спецкурса

Дата

Тема занятия

Виды деятельности на занятии

Форма  контроля уровня усвоения

Распорядок дня - 5 часов

1

Правильное питание

Беседа, чтение книг, вопросы, составление памятки.

Презентация работ

2

Режим питания

Работа в группе, беседа, составление памяток, зарисовки.

Фронтальная беседа, памятка.

3

Гигиена

Беседа, просмотр и обсуждение видеофрагмента, составление правил.

Текущий контроль, свод правил.

4

Здоровый образ жизни

Парная работа, выполнение заданий, обсуждение, рисование, проектирование.

Текущий контроль, парный проект.

5

Составление индивидуального распорядка дня

Индивидуальный или групповой проект

Текущий контроль

"Мы в ответе за тех, кого приручили". Фотовыставка - «Братья наши меньшие» - 5 часов

6

Домашние питомцы - кто они?

Исследование проблемы , индивидуальная работа.

Сообщения.

7

Правила ухода за кошками, собаками . Питание.

Игровая деятельность, беседа.

Фронтальный опрос

8

Правила ухода за попугаями. Питание попугаев.

Работа в группе, беседа, составление знаков, зарисовки.

Рисование знаков

9

Правила ухода за грызунами. Питание грызунов.

Работа в группе, беседа, составление памяток.

Памятки

10

Презентация сообщений: "Мой питомец" с фотографиями

Выполнение заданий, обсуждение, рисование, проектирование.

Итоговый контроль, сообщения., презентации.

Моя улица - 4 часа

11

Изучение истории улицы, на которой живет твоя семья

Интервьюирование, беседа, обмен впечатлениями, зарисовки.

Творческое выступление

12

Дома, стоящие на этой улице: из чего они построены,

сколько им лет; какие интересные люди жили в них в разное время

Работа в группе, беседа, зарисовки по теме.

Сообщения.

13

Самые красивые и самые непривлекательные уголки твоей улицы

Работа в группе, беседа, зарисовки, исследование по теме.

Исследование или проектная работа

14

Твои предложения для того, чтобы улица стала еще красивее.

Выполнение заданий, обсуждение, рисование, проектирование.

Проектная работа

Покормите птиц - 4 часа

15

Изучение разнообразия птиц родного края.

Беседа, чтение книг, вопросы.

Фронтальный опрос

16

Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

Работа в группе, беседа, зарисовки по теме.

Сообщения

17

Проектная деятельность. Составление "Красной книги" исчезающих видов птиц родного края.

Работа в группе, беседа, зарисовки по теме, просмотр видеофильма.

Составление журнала «Красная книга»

18

Охрана птиц зимой. Практическая деятельность по изготовлению кормушек.

Работа в группе, беседа, зарисовки по теме.

Устный журнал

Раскрасим жизнь к лучшему - 2часа

19

Благоустройство школы, двора, подъезда, общественно-полезная деятельность

Беседа, чтение книг, вопросы, составление памятки.

Творческие задания

20

Благоустройство школы, двора, подъезда, общественно-полезная деятельность

Беседа, чтение книг, вопросы, просмотр видео.

Исследование, проектная работа

Чистота вокруг меня - 1 час

21

Наведение чистоты и порядка на улицах микрорайона

Практическое занятие

Выпуск листовок.

Окружающая среда современного человека - 6 часов

22

Как создавались первые поселения человека

Беседа, чтение книг, вопросы, просмотр видео.

Устный журнал

23

«Дом тянется к дому — получается город»

Беседа, чтение книг, вопросы, просмотр видео.

Викторина

24

«Как “растет” город»

Беседа, чтение книг, вопросы, составление памятки.

Выставка книг

25

«Как “живет” город»

Беседа, чтение книг, вопросы.

Сообщения

26

«Сначала человек строит город, а потом...»

Беседа, чтение книг, вопросы.

Мини-сочинения

27

«Будущее города — город будущего»

Парная работа, выполнение заданий, обсуждение, рисование, проектирование, чтение книг, вопросы.

 Проектная работа

Ближайшее окружение человека: экология жилища - 7 часов

28

Разговор о доме

Беседа, чтение рассказов, просмотр видео.

Фронтальный опрос

29

Какие дома строит человек?

Беседа, рассказ, чтение книг.

Сообщения, презентация работ.

30

Такие разные дома. Право человека на достой-

ное жилье. Современные дома в городе и сельской местности.

Преимущества и недостатки многоэтажной застройки.

Беседа, чтение книг, вопросы, просмотр видео.

Устный журнал

31

«А у нас в квартире газ, а у вас?». Знакомство

школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жи-

лого дома. Водоснабжение. Обеспечение электричеством и га-

зом. Экономное использование ресурсов.

Работа в группе, беседа, зарисовки по теме, беседа, рассказ, чтение книг.

Мини-сообщения

32

«О кувшинах, выросших на грядке, и не толь-

ко...». История различных предметов домашнего обихода,

преимущества использования природных материалов.

Парная работа, выполнение заданий, обсуждение, рисование, чтение книг.

Устный журнал

33

«На худую одежду плохая надежда». История

одежды и обуви, преимущества использования природных мате-

риалов при ее изготовлении

Парная работа, выполнение заданий, обсуждение, рисование, проектирование.

Мини-исследования

34

Обобщение основных теоретических знаний, итоги практических дел.

Работа в группе, беседа, зарисовки по теме.

Проектные работы

Список использованной литературы: 

  1. Плешаков А.А. Природоведение - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Плешаков А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Охрана природы: (Факультатив. курс). Пособие для учащихся /А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Родзевич, М.П. Соловьева; Под ред. К.В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1983.
  4. Природоведение: Учеб. для 3 кл. нач. шк. / А.А. Плешаков; под ред. И.Д. Зверева. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа "Культура моего народа" 5 класс

Программа направлена на создание условий для расширения знаний учащихся в области родного языка, литературы и культуры мордовского народа, а также на развитие личностных качеств школьника, что являетс...

Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...