Программа интегрированного курса «Шукшинские Сростки» для учащихся начальной школы
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Лыкасова Ольга Николаевна

 Данная программа  позволит сформировать у младших школьников чувства патриотизма и гуманизма, сопричастности к национальным истокам, сквозь призму которых ставятся и предлагаются решения общечеловеческих вопросов бытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка

«Нужна забота о людях же,

 причём забота в том смысле,

что борьба за человека никогда

не кончается» (Шукшин В.М.)

В.М.  Шукшин писал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не принадлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту».

Всю жизнь Василий Макарович нёс в душе прекрасный и простой трудовой мир родной деревни.

«Малая родина» В.М. Шукшина – село Сростки – стало живительным источником всех видов искусства.

Программа интегрированного курса «Шукшинские Сростки» имеет практическую направленность. Она ориентирована на интеграцию следующих предметов: истории, географии, литературы, технологии, изобразительного искусства в единый органический процесс.

 Данная программа  позволит сформировать у младших школьников чувства патриотизма и гуманизма, сопричастности к национальным истокам, сквозь призму которых ставятся и предлагаются решения общечеловеческих вопросов бытия.

В 2007 - 2008 годах в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчёркнуто: «…общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть  общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

Исходя из этого, целью программы интегрированного курса «Шукшинские Сростки» стало формирование духовно-нравственного и гражданского развития младших школьников на уроках и во внеурочное время на основе  изучения родословной В.М. Шукшина и исторических событий, совпадающих с  историей   их жизни.

Для достижения данной цели решаем задачи различного характера и создаём условия для решения этих задач:

Образовательные

Создать  условия:

  • для углубленного изучения исторических аспектов в жизни села;
  • для изучения литературного наследия В.М. Шукшина;
  • для развития интереса к следующим наукам (литературе, истории, географии, технологии).

Развивающие

Создать условия:

  • для развития творческих способностей детей через театрализованные постановки, ролевые, подвижные игры, танцы, конкурсы чтецов и юных художников;
  • развития младшего школьника как субъекта гуманного общества, способного к добру, к преодолению трудностей и лишений, умеющего сопереживать другому;
  • развития интереса к творчеству Шукшина.

Воспитательные

Создать условия:

  • для формирования дружеской среды вокруг личности каждого ученика;
  • воспитания чувства патриотизма, гражданственности, чувства гордости за человека, живущего рядом;
  • создать условия для осмысленного  противостояния младших школьников к асоциальным формам поведения.

Главные принципы программы: принцип актуализации, регионализации, культурологический, краеведческий, принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных и региональных аспектов истории своих земляков.

Программа реализуется через различные формы организационной работы: экскурсии, беседы, практические занятия, просмотр фильмов, чтение рассказов, конкурсов чтецов и рисунков,

    Концепция стандартов второго поколения определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможно духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания  учащихся;

 Особенность данной программы заключается в том, что она отражает систему работы с учащимися начальных классов по патриотическому воспитанию, по граждановедению, по краеведению.

Такая система включает следующие взаимосвязанные компоненты:

  • методически инструментированный, с учётом возрастных особенностей учащихся, интегрированный курс занятий, объединённых темой «Шукшинские Сростки»;
  • повседневная педагогическая методика «энергии добра» используемая педагогом в повседневной и совместной деятельности с работниками музея, библиотеки и детьми;
  • коллективная внеклассная деятельность детей, специально ориентированная на включение детей в диалог об истории села, больших исторических вехах в жизни села, людях, которых чтут и помнят на селе и, конечно, же, социума шукшинских героев.

    Навыки и привычки, желание учиться познавать и исследовать, умения слушать и вступать в диалог воспитываются с детства. Специфичной содержательной и методической базой курса являются материалы Всероссийского Государственного мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина, на материалах которого дети познакомятся с историей их родины, сформируется чувство гордости за человека, прославившего село, район, край, Россию, человека который воспел красоту чистого человеческого сердца, способного к добру.

       В результате реализации программы интегрированного  курса «Шукшинские Сростки» платформой, ребёнок должен почувствовать значимость своей «малой» Родины, прелесть человеческих отношений, определить свою гражданскую позицию, поупражняется в изготовлении игрушек, которыми играли прабабушки и прадедушки, посостязается в играх, в которые играли предки.

    Главное назначение курса в усвоении  и применении  приобретённых знаний в дальнейшем при изучении предметов как истории, литературы и географии в средних классах, обеспечение духовной, культурной и социальной  преемственности поколений

(ФГОС НОО).

    Необходимым направлением в работе является связь с социосредой (сверстниками, родителями, жителями села, с учреждениями села).

    Данные уроки способствуют:

  • воспитанию трудолюбия, бережливости, жизненному оптимизму, способности преодолению трудности;
  • осознанию ценности других людей, ценности человеческой жизни, не терпимость к действиям и влияниям , представляющим угрозу безопасности личности;
  • укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим. (ФГОС НОО)

В программу включены различные формы проведения уроков:

  • традиционные;
  • обобщающие уроки;
  • уроки-игры;
  • уроки-практикумы;
  • уроки словотворчества;
  • читательские конференции;
  • творческие лабораторные;
  • проблемный урок.

Эффективность этих уроков значительно возрастает при сочетании:

  • иллюстративной наглядности;
  •  музыкального сопровождения;
  •  включение детей в ролевые игры;
  •  инсценирование произведений Шукшина;
  •   изготовление необходимых атрибутов для игр;
  •   организация встреч с «живыми» героями села или их родственниками.

    Важнейшим условием для обеспечения результативности программы является сочетание теоретических, практических и экскурсионных занятий с обязательным введением разноуровневых творческих заданий. Кроме этого, в рамках реализации программы, предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, взаимосвязь с современным миром, творческих способностей. Работа построена на основе наблюдения и осознания прошлого мира и окружающей реальности и это является важным условием освоения детьми содержания программы.

Тип программы:

    образовательная, общеразвивающая, воспитывающая, универсальная и автономная, поскольку ориентирована на решение задач расширения кругозора детей в познании исторических моментов в жизни человека, углубление знаний культуры своего села; в развитии творческих способностей в себе; в формировании навыков частично-поисковой и исследовательской деятельности, обогащённой навыками общения и совместной работы.

Данная программа может быть использована учителем, работающим по любым программам и учебникам.

         

  • научности и доступности - предполагает включение в создание воспитания и обучения, доступных для детей младшего школьного возраста понятий и терминов.

Структура урока- занятия предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания исторических и литературных вех в жизни человека, села, страны путём разнообразных методических форм: диалога, игры, конкурсов, анализа произведений и театрализованных постановок, проведения практических занятий, проблемных ситуаций, экскурсий.

    Программа рассчитана на 4 года обучения, начиная с 1 класса (четвёртой четверти).

Наиболее эффективной является продолжительность занятий  35-40 минут; одно занятие   раз в неделю.

Распределение часов по годам

1 класс-8 часов (4 четверть)

2 класс-34 часа

3 класс-34 часа

4 класс-34 часа

Аспекты тематического планирования:

  • история с. Сростки
  • игры детства В.М.Шукшина
  • люди, которых любят и чтут на селе.
  • музей с. Сростки
  • искусство В.М.Шукшина:
  • литературное наследие
  • кинематограф
  • режиссёр и актёр

С учётом возрастных особенностей младших школьников, программа интегрированного курса показывает и предполагает ведение уроков в удивительной, разнообразной и эмоционально окрашенной форме, методически грамотно и оригинально построенных, насыщенных аудио- видео сюжетами и конкретными фактами.

             Ожидаемые результаты:

  • сформированность  у учащихся, чувства патриотизма, гражданственности, любви и гордости за исторические и современные события, происходящие на  «малой Родине»;
  • накопление навыков участия в театрализованных представлениях, конкурсах, ролевых играх;
  • становление нравственной личности на примере жизненного и творческого пути В.М.Шукшина;
  • умение применять навыки самоконтроля и  самооценки в повседневной жизни.

« Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши  неимоверной тяжести      победы, наши страдания- не отдавай всего этого за понюх табаку…мы умели жить. Помни это. Будь человеком» В.М.Шукшин

Список литературы

1. .Вараксина Т.И. Шукшинские Сростки.- Барнаул, 1986г.

2. Даннилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.  Концепция духовно-    нравственного  развития и воспитания личности  гражданина России.-М.,2010г.

3.Егоров Ю.Г. Он похож на свою родину: земляки о Шукшине.- Барнаул, 1989.

4. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина.-Барнаул,1993г.

5. Левашова О.Г.  В.М.Шукшин и традиции русской культуры  XIX в.- Барнаул, 2001 г.

6. Материалы  Всероссийской инернет-конференции « В.М. Шукшин и современные культура и искусство».- Барнаул, 2009г.

7. Путеводитель  « Вероссийский мемориальный музей- заповедник В.М.Шукшина».- Барнаул, 2004г.

8. Путеводитель « Шукшинские Сростки» .- Барнаул, 2004 г.

9. Сборник материалов по истории села  «… вновь заведенная деревня Сростки».- Барнаул, 2002г.

10. Толченова Н.П. Василий Шукшин- его земля и люди.- Барнаул ,1978г.  

11. Толченова Н.П. Слово о Шукшине.-М.: Современник, 1982.

12. Шукшин В.М. Вопросы самому себе.- Барнаул, 1991 г.

13. Шукшин В.М «Далекие зимние вечера».-Барнаул, 1978г.

14. Шукшин В.М. Рассказы.- Барнаул, 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа подходит для работы школьной спортивной секции....

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Клуб здоровячков» На 1-4 классы.

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления «Клуб здоровячков» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения о...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...

"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...

Методические рекомендации к курсу функциональной грамотности для учащихся начальной школы с ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДAЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСA ЗAНЯТИЙ «Тренaжёр функционaльной грaмотности слепых и слaбовидящих учaщихся нaчaльной школы обучaющихся по AООП НОО вaриaнт 4.2 и 3.2»...

Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» для учащихся начальной школы составлен в соответствии с программами по теме :"Свойства воды".

Контрольно-измерительные материалы (тест) по курсу "Окружающий мир" составлен для учащихия начальной школы по теме:"Свойства воды".  Файлы расположены в порядке:вопрос- ответ....