Программа интегрированного курса «Шукшинские Сростки» для учащихся начальной школы
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Данная программа позволит сформировать у младших школьников чувства патриотизма и гуманизма, сопричастности к национальным истокам, сквозь призму которых ставятся и предлагаются решения общечеловеческих вопросов бытия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Нужна забота о людях же,
причём забота в том смысле,
что борьба за человека никогда
не кончается» (Шукшин В.М.)
В.М. Шукшин писал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не принадлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту».
Всю жизнь Василий Макарович нёс в душе прекрасный и простой трудовой мир родной деревни.
«Малая родина» В.М. Шукшина – село Сростки – стало живительным источником всех видов искусства.
Программа интегрированного курса «Шукшинские Сростки» имеет практическую направленность. Она ориентирована на интеграцию следующих предметов: истории, географии, литературы, технологии, изобразительного искусства в единый органический процесс.
Данная программа позволит сформировать у младших школьников чувства патриотизма и гуманизма, сопричастности к национальным истокам, сквозь призму которых ставятся и предлагаются решения общечеловеческих вопросов бытия.
В 2007 - 2008 годах в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчёркнуто: «…общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Исходя из этого, целью программы интегрированного курса «Шукшинские Сростки» стало формирование духовно-нравственного и гражданского развития младших школьников на уроках и во внеурочное время на основе изучения родословной В.М. Шукшина и исторических событий, совпадающих с историей их жизни.
Для достижения данной цели решаем задачи различного характера и создаём условия для решения этих задач:
Образовательные
Создать условия:
- для углубленного изучения исторических аспектов в жизни села;
- для изучения литературного наследия В.М. Шукшина;
- для развития интереса к следующим наукам (литературе, истории, географии, технологии).
Развивающие
Создать условия:
- для развития творческих способностей детей через театрализованные постановки, ролевые, подвижные игры, танцы, конкурсы чтецов и юных художников;
- развития младшего школьника как субъекта гуманного общества, способного к добру, к преодолению трудностей и лишений, умеющего сопереживать другому;
- развития интереса к творчеству Шукшина.
Воспитательные
Создать условия:
- для формирования дружеской среды вокруг личности каждого ученика;
- воспитания чувства патриотизма, гражданственности, чувства гордости за человека, живущего рядом;
- создать условия для осмысленного противостояния младших школьников к асоциальным формам поведения.
Главные принципы программы: принцип актуализации, регионализации, культурологический, краеведческий, принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных и региональных аспектов истории своих земляков.
Программа реализуется через различные формы организационной работы: экскурсии, беседы, практические занятия, просмотр фильмов, чтение рассказов, конкурсов чтецов и рисунков,
Концепция стандартов второго поколения определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможно духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся;
Особенность данной программы заключается в том, что она отражает систему работы с учащимися начальных классов по патриотическому воспитанию, по граждановедению, по краеведению.
Такая система включает следующие взаимосвязанные компоненты:
- методически инструментированный, с учётом возрастных особенностей учащихся, интегрированный курс занятий, объединённых темой «Шукшинские Сростки»;
- повседневная педагогическая методика «энергии добра» используемая педагогом в повседневной и совместной деятельности с работниками музея, библиотеки и детьми;
- коллективная внеклассная деятельность детей, специально ориентированная на включение детей в диалог об истории села, больших исторических вехах в жизни села, людях, которых чтут и помнят на селе и, конечно, же, социума шукшинских героев.
Навыки и привычки, желание учиться познавать и исследовать, умения слушать и вступать в диалог воспитываются с детства. Специфичной содержательной и методической базой курса являются материалы Всероссийского Государственного мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина, на материалах которого дети познакомятся с историей их родины, сформируется чувство гордости за человека, прославившего село, район, край, Россию, человека который воспел красоту чистого человеческого сердца, способного к добру.
В результате реализации программы интегрированного курса «Шукшинские Сростки» платформой, ребёнок должен почувствовать значимость своей «малой» Родины, прелесть человеческих отношений, определить свою гражданскую позицию, поупражняется в изготовлении игрушек, которыми играли прабабушки и прадедушки, посостязается в играх, в которые играли предки.
Главное назначение курса в усвоении и применении приобретённых знаний в дальнейшем при изучении предметов как истории, литературы и географии в средних классах, обеспечение духовной, культурной и социальной преемственности поколений
(ФГОС НОО).
Необходимым направлением в работе является связь с социосредой (сверстниками, родителями, жителями села, с учреждениями села).
Данные уроки способствуют:
- воспитанию трудолюбия, бережливости, жизненному оптимизму, способности преодолению трудности;
- осознанию ценности других людей, ценности человеческой жизни, не терпимость к действиям и влияниям , представляющим угрозу безопасности личности;
- укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим. (ФГОС НОО)
В программу включены различные формы проведения уроков:
- традиционные;
- обобщающие уроки;
- уроки-игры;
- уроки-практикумы;
- уроки словотворчества;
- читательские конференции;
- творческие лабораторные;
- проблемный урок.
Эффективность этих уроков значительно возрастает при сочетании:
- иллюстративной наглядности;
- музыкального сопровождения;
- включение детей в ролевые игры;
- инсценирование произведений Шукшина;
- изготовление необходимых атрибутов для игр;
- организация встреч с «живыми» героями села или их родственниками.
Важнейшим условием для обеспечения результативности программы является сочетание теоретических, практических и экскурсионных занятий с обязательным введением разноуровневых творческих заданий. Кроме этого, в рамках реализации программы, предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, взаимосвязь с современным миром, творческих способностей. Работа построена на основе наблюдения и осознания прошлого мира и окружающей реальности и это является важным условием освоения детьми содержания программы.
Тип программы:
образовательная, общеразвивающая, воспитывающая, универсальная и автономная, поскольку ориентирована на решение задач расширения кругозора детей в познании исторических моментов в жизни человека, углубление знаний культуры своего села; в развитии творческих способностей в себе; в формировании навыков частично-поисковой и исследовательской деятельности, обогащённой навыками общения и совместной работы.
Данная программа может быть использована учителем, работающим по любым программам и учебникам.
- научности и доступности - предполагает включение в создание воспитания и обучения, доступных для детей младшего школьного возраста понятий и терминов.
Структура урока- занятия предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания исторических и литературных вех в жизни человека, села, страны путём разнообразных методических форм: диалога, игры, конкурсов, анализа произведений и театрализованных постановок, проведения практических занятий, проблемных ситуаций, экскурсий.
Программа рассчитана на 4 года обучения, начиная с 1 класса (четвёртой четверти).
Наиболее эффективной является продолжительность занятий 35-40 минут; одно занятие раз в неделю.
Распределение часов по годам
1 класс-8 часов (4 четверть)
2 класс-34 часа
3 класс-34 часа
4 класс-34 часа
Аспекты тематического планирования:
- история с. Сростки
- игры детства В.М.Шукшина
- люди, которых любят и чтут на селе.
- музей с. Сростки
- искусство В.М.Шукшина:
- литературное наследие
- кинематограф
- режиссёр и актёр
С учётом возрастных особенностей младших школьников, программа интегрированного курса показывает и предполагает ведение уроков в удивительной, разнообразной и эмоционально окрашенной форме, методически грамотно и оригинально построенных, насыщенных аудио- видео сюжетами и конкретными фактами.
Ожидаемые результаты:
- сформированность у учащихся, чувства патриотизма, гражданственности, любви и гордости за исторические и современные события, происходящие на «малой Родине»;
- накопление навыков участия в театрализованных представлениях, конкурсах, ролевых играх;
- становление нравственной личности на примере жизненного и творческого пути В.М.Шукшина;
- умение применять навыки самоконтроля и самооценки в повседневной жизни.
« Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания- не отдавай всего этого за понюх табаку…мы умели жить. Помни это. Будь человеком» В.М.Шукшин
Список литературы
1. .Вараксина Т.И. Шукшинские Сростки.- Барнаул, 1986г.
2. Даннилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.,2010г.
3.Егоров Ю.Г. Он похож на свою родину: земляки о Шукшине.- Барнаул, 1989.
4. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина.-Барнаул,1993г.
5. Левашова О.Г. В.М.Шукшин и традиции русской культуры XIX в.- Барнаул, 2001 г.
6. Материалы Всероссийской инернет-конференции « В.М. Шукшин и современные культура и искусство».- Барнаул, 2009г.
7. Путеводитель « Вероссийский мемориальный музей- заповедник В.М.Шукшина».- Барнаул, 2004г.
8. Путеводитель « Шукшинские Сростки» .- Барнаул, 2004 г.
9. Сборник материалов по истории села «… вновь заведенная деревня Сростки».- Барнаул, 2002г.
10. Толченова Н.П. Василий Шукшин- его земля и люди.- Барнаул ,1978г.
11. Толченова Н.П. Слово о Шукшине.-М.: Современник, 1982.
12. Шукшин В.М. Вопросы самому себе.- Барнаул, 1991 г.
13. Шукшин В.М «Далекие зимние вечера».-Барнаул, 1978г.
14. Шукшин В.М. Рассказы.- Барнаул, 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.
Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа подходит для работы школьной спортивной секции....
Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.
программа рассчитана 34 часа в год...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Клуб здоровячков» На 1-4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления «Клуб здоровячков» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения о...
Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».
III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...
"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...
Методические рекомендации к курсу функциональной грамотности для учащихся начальной школы с ОВЗ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДAЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСA ЗAНЯТИЙ «Тренaжёр функционaльной грaмотности слепых и слaбовидящих учaщихся нaчaльной школы обучaющихся по AООП НОО вaриaнт 4.2 и 3.2»...
Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» для учащихся начальной школы составлен в соответствии с программами по теме :"Свойства воды".
Контрольно-измерительные материалы (тест) по курсу "Окружающий мир" составлен для учащихия начальной школы по теме:"Свойства воды". Файлы расположены в порядке:вопрос- ответ....
- Мне нравится (1)