Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальных классов ___________ Кувшинова О.В.
Протокол № _____ от «____» ____________2012 г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР
______________Бахтина А.В.
«____»____________2012 г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ Бучальской СОШ
__________ Корешкова Н.А.
«____»______________2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Факультатив «Моя малая Родина» (духовно - нравственное направление) 1 – 4 классы Составитель: учитель начальных классов Кувшинова О.В. 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка 1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. 2.Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Тульской области, воспитанию любви к природе, истории и культуре родного края. Задачи: - Обучающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
- Воспитательные задачи: создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
- содействие гармоничному развитию личности школьника;
- совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю;
- создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
- Развивающие задачи: способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
3. Особенности программы. Формы проведения занятий - лекции;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность
- презенации
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части: - игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Курс рассчитан на 4 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Изучение факультативного курса “Краеведение” способствует - формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
- формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
V. Основные методы и технологии - технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. VI. Описание места курса в учебном плане Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. VI. Планируемые результаты. Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты: - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;
10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города; 11) любовь к родной школе, своему городу, селу, народу, России; 12) уважение к защитникам Родины; - умение отвечать за свои поступки;
4. Содержание программы. 1 класс. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным селом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | 1 | Введение в краеведение. Что изучает краеведение? Техника безопасности на занятиях. | 1 |
| 2 | Родная школа (экскурсия по школе). | 1 |
| 3 | Экскурсия около школы. | 1 |
| 4 | Что растёт на клумбе. | 1 |
| 5 | Трудовая жизнь в школе. | 1 |
| 6 | Моя школа – мой дом. Из истории школы. | 1 |
| 7 | С днём рождения, наш класс. | 1 |
| 8 | Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. | 1 |
| 9 | Безопасный и короткий путь домой. | 1 |
| 10 | Моё село, почему так названо. | 1 |
| 11 | Моя семья. | 1 |
| 12 | Традиции моей семьи. | 1 |
| 13 | Такие разные профессии. | 1 |
| 14 | Профессии в моей семье. | 1 |
| 15 | Традиционные ремёсла моего края. | 1 |
| 16 | Люди моего села. | 1 |
| 17 | Я и моё имя. | 1 |
| 18 | Наша дружная семья. | 1 |
| 19 | Выставка семейных поделок. | 1 |
| 20 | Моя родословная. Бабушки и дедушки. | 1 |
| 21 | История моей семьи в истории родного села. | 1 |
| 22 | Мой четвероногий друг. | 1 |
| 23 | Зимние забавы наших предков. | 1 |
| 24 | Масленица. | 1 |
| 25 | Проводы русской зимы. | 1 |
| 26 | Мой город. | 1 |
| 27 | Заочное путешествие по городу Кимовску. | 1 |
| 28 | Экскурсия по селу Бучалки. | 1 |
| 29 | Экскурсия в краеведческий музей школы. | 1 |
| 30 | Кимовский район. Сёла Кимовского района. | 1 |
| 31-32 | Весна в родном селе. Экскурсия. | 2 |
|
2 класс. Природа Тульского края. Программа второго класса представляет собой курс «Природа Тульского края». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Тульского края является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу, парке красота заиндевевших деревьев в городе, праздник зимы в городе, где они живут. Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д. № урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | 1 | В гости к осени. Экскурсия. | 1 |
| 2 | Территория, границы, географическое положение Тульской области. | 1 |
| 3 | Богатства нашей земли. | 1 |
| 4 | Климат нашего края. | 1 |
| 5 | Времена года. Сезонные изменения в природе. | 1 |
| 6 | Водоёмы нашего края: реки, озера водохранилища. | 1 |
| 7-8 | Заповедные места Тульского края. | 2 |
| 9 | Заочная экскурсия в музей – заповедник «Ясная Поляна». | 1 |
| 10-11 | Растения нашего края. Лекарственные растения, их виды, правила сбора. | 2 |
| 11 | Леса нашего края. | 1 |
| 12 | Заочная экскурсия по территории музея Куликово поле. | 1 |
| 13 | Берёзка – символ родины моей. | 1 |
| 14 | В гости к зиме. Урок-экскурсия. | 1 |
| 15 | Акция «Кормушка» (урок-проект). | 1 |
| 16 | Птицы зимой. | 1 |
| 17 | Редкие птицы Тульской области. | 1 |
| 18 | Животные нашего края. | 1 |
| 19 | Особое царство – грибы. Осторожно – ядовито! Когда яд полезен. | 1 |
| 20 | Редкие животные нашего края. | 1 |
| 21-22 | Сельское хозяйство нашего края. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства. | 2 |
| 23 | В гости к весне. Экскурсия. | 1 |
| 24 | Как природа залечивает раны. | 1 |
| 25-26 | Экология Тульской области. | 2 |
| 27-28 | Будь природе другом. | 2 |
| 29 | Красная книга Тульской области. | 1 |
| 30 | Викторина “Край, в котором я живу” | 1 |
| 31 | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Правила поведения в лесу. | 1 |
| 32-33 | Итоговое занятие “Я живу в Тульской области”. | 2 |
|
3 класс. Тульский край в литературе и искусстве. Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Тульского края, её людях, литературе, искусстве, спорте. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков. № урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | 1 | Фольклор – духовное богатство народа. | 1 |
| 2-3 | Наш край в устном народном творчестве. | 2 |
| 4-5 | Литературное творчество Тульского края. | 2 |
| 6 | Жизнь и творчество писателя Сергея Михайловича Голицына (с.Бучалки) | 1 |
| 7 | Жизнь и творчество поэта Владимира Сергеевича Суворова. (с. Гремячее) | 1 |
| 8 | Тульский край – земля Льва Николаевича Толстого. | 1 |
| 9 | Творчество Владимира Сергеевича Сапронова. | 1 |
| 10 | Куликовская битва в поэзии и прозе. Творчество С.Куняева, Ю.Кузнецова, Н.Старшинова. | 1 |
| 11 | Иван Сергеевич Тургенев и Тульский край. | 1 |
| 12 | С.Есенин и Тульский край. | 1 |
| 13 | О чём могут рассказать игрушки и народный костюм. | 1 |
| 14 | Филимоновская игрушка. История возникновения. | 1 |
| 15 | Песенное творчество нашего края. Народные песни Тульской области. | 1 |
| 16 | Песни и стихи о Туле. Гурьян Владимир Саулович «Тульская оборонная». | 1 |
| 17 | Творчество Игоря Талькова. | 1 |
| 18 - 19 | Язык живописи. Тульские художники: П.Н.Крылов, В.Д.Поленов. | 2 |
| 20 | Тульский край на полотнах живописцев. | 1 |
| 21-22 | Музеи Тульского края. Ясная Поляна – жемчужина России. Куликово поле – поле русской славы. | 2 |
| 23 | Памятники на Куликовом поле. Работы скульпторов В.М.Клыкова, О.К.Комова, архитектора А.П.Брюллова. | 1 |
| 24 | Достопримечательности Тульского Кремля. | 1 |
| 25 | Тула - город мастеров. Тульская гармонь. Музей Н.И.Белобородова. | 1 |
| 26 | Тула - город мастеров. Тульский пряник. Музей «Тульский пряник». | 1 |
| 27 | Тула - город мастеров. Тульские самовары. Музей «Тульские самовары». | 1 |
| 28 | Оружейный завод – гордость туляков. Петр I – основатель оружейного завода в Туле. Государственный музей оружия. | 1 |
| 29 | Газета Кимовского района «Районные будни». | 1 |
| 30 | Проба пера. Проект «Статья в газету о родном крае». | 1 |
| 31-33 | Развитие спорта в нашем районе | 3 |
| 32-34 | Итоговый урок. Брейн – ринг «Искусство и Тульский край». | 1 |
|
4 класс. История родного края. Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события истории. Дети знакомятся с государственной символикой, в частности с символикой Тулы, Кимовска и Кимовского района. Учащиеся знакомятся с этапами становления городов Тульской области, с историческими событиями, повлиявшими на становление городов. На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год). № урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | 1 | Государственная символика России. Герб Тулы, Кимовска. | 1 |
| 2 | История возникновения города Тулы. Главные исторические события области. | 1 |
| 3-5 | Историческая справка области. Тульский край в XV - XVІ веках. Тульский кремль. Героическая оборона Тулы 1552 года. Освоение тульского края в XVІ веке. | 3 |
| 6 | Тульский край в период Смуты (начало XVІІ века). | 1 |
| 7 - 8 | Тульский край в XVІІ - XVІІІ веках. Тула оружейная. Хозяйственное развитие тульской провинции. | 2 |
| 9 | Тула – губернский город. Наука и техника. | 1 |
| 10 | Из истории городских улиц. | 1 |
| 11-12 | Тульский край в период Отечественной войны 1812 года. Туляки – герои войны 1812г. | 2 |
| 13-14 | Тульский край в первой половине XІX века. Тульские мастера. В преддверии реформ. | 2 |
| 16 | Тульский край во второй половине XІX века – начале XX века. Хозяйственное развитие Тульской губернии. Промышленная Тула. На пути к новой власти. | 1 |
| 17 | Тульский край в 1918 – 1920 годы XX века. Новая экономическая политика. Индустриализация. Коллективизация. | 1 |
| 18 - 20 | Тульская область в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) Начало героической обороны Тулы. Решающие бои под Тулой. Тульские партизаны. Юные герои войны. | 1 |
| 21 | Тульский край с конца 40-х годов XX века по настоящее время. | 1 |
| 22 | История возникновения города Кимовска. Герои - земляки. | 1 |
| 23 | Кимовск в 50-70 годы. | 1 |
| 24 | Современный город: жизнь и быт. Городская архитектура. Памятники. Памятные знаки. | 1 |
| 25-26 | История Кимовских предприятий. | 2 |
| 27-28 | Родина моя. Село Бучалки, село Молоденки. Взгляд в прошлое. | 2 |
| 29 | Почётные граждане Тульской области. | 1 |
| 30 | Православные храмы. | 1 |
| 31 | Экскурсии на предприятия родного села. | 1 |
| 32 | Урок-диспут “Что бы я сделал для города и области, если бы был губернатором” | 1 |
| 33-34 | Обобщающие уроки «Знатоки родного края». Конкурс исследовательских работ «Юный краевед». | 2 |
|
Викторина «Я знаю и люблю свою малую родину» - Назови дату образования Тульского края?
- Из каких субъектов образовался Тульский край?
- Что изображено на гербе Тульского края? Что изображено на гербе твоего района?
- Какие народы проживают на территории Тульского края?
- Какие полезные ископаемые добывают в Тульском крае?
- Назови несколько растений и животных Тульского края. Какие из них занесены в Красную книгу?
- Какие промышленные предприятия есть в Тульском крае и в твоём городе?
- Назови имена известных людей, чьи судьбы связаны с Тульским краем и твоим городом.
- Можешь ли ты прославить свой край и чем?
На день рождения принято дарить подарки. Твои подарки - добрые дела, которые ты совершил, чтобы жизнь в крае стала лучше?
|
|