Модифицированная программа «Тропинка к своему Я»
презентация урока для интерактивной доски по теме

Воробьёва Елена Валерьевна

Модифицированная программа "Тропинка к своему Я" составлена на оснолве курса "Полезные привычки" и курса О. В. Хухлаевой "Тропинка к своему я: уроки психологии в начальной школе".

Цель программы:

формирование установки на преодоление школьных трудностей и способности получения удовлетворения от процесса познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropinka_k_svoemu_ya1.doc210 КБ
Office presentation icon tropinka_k_ya_2.ppt1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Модифицированная программа «Тропинка к своему Я»  составлена на основе курса «Полезные привычки» и курса Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Программа содержит следующие отличия:

- часы отведенные на практическую деятельность детей;

- программа предусматривает участие детей в конкурсах и викторинах.

  Разработана в соответствии с документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании РФ».
  • Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.
  • «Всеобщая декларация прав человека».
  • Гражданский кодекс РФ.
  • «Основы законодательства РФ о культуре»
  • Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

Цель программы:

формирование установки на преодоление школьных трудностей и способности получения удовлетворения от процесса познания; формирование универсальных учебных действий;

Задачи:

- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость;                 - обучить способам разрешения конфликтов;                                                                    - развивать креативные способности;                                                                                 - формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения.

Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания  уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если проблемы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.  

Ребенок в школе впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста нормам чтения, письма, счета.   У ребенка появляется множество обязанностей: не опаздывать, сидеть спокойно, не разговаривать, не играть на уроках, не бегать, не кричать, выполнять домашнее задания. Он впервые получает возможность объективного  сравнения своей деятельности и своих обязанностей с другими через систему оценок принятую в школе. Вследствие этого некоторые дети неизбежно впервые осознают свое «невсемогущество». Через призму собственного «у меня получается», ребенок выстраивает  свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом.  Ребенку очень важно хотя бы в чем – то, в каких – то учебных действиях быть одним из лучших, знать, что он что – то может делать хорошо. Тогда он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях. Но не все дети попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев, по которым оцениваются действия детей, ограничен. А длительный неуспех приводит к значительному снижению самооценки детей. В ситуации длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но и потерять к этому стремление. Данная причина в признании может вызвать у младших школьников не только снижения самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций.

Немаловажным аспектом в данный период развития младшего школьника являются отношения с родителями, с учителем, со сверстниками. Можно сказать, что в это время родители становятся «новыми людьми», поскольку во многом взаимоотношения родителей с ребенком теперь опосредуются со школой. К сожалению, чаще отношения между ребенком и родителями становятся более конфликтными.

 Особо значимы для ребенка взаимоотношения с учителем. Учитель становится объектом подражания, учитель во многом определяет мнения, стремления младшего школьника. Глазами учителя ребенок видит себя, сверстников, школьную жизнь. Поэтому оценка учителя для ребенка особо значима; она может способствовать формированию у него уверенности в себе или же, чувства собственной неумелости, беспомощности. Последнее может порождать обиду и даже злость.

Важны для ребенка в этот период взаимоотношения со сверстниками, которые во многом опосредуются взаимоотношениями с учителем, то есть принимаемый им ребенок будет популярен среди школьников. И наоборот, отвергаемый педагогом ребенок, вероятнее всего, станет классным изгоем.

 Иными словами, малейшее снижение результатов в учебе, во взаимоотношениях как с учителем, так и со сверстниками  приводит к чувству неполноценности, которое может негативно повлиять на развитие ребенка и сформировать неблагоприятный жизненный сценарий.

Реализация программы способствует у учащихся формированию следующих универсальных учебных действий:

1 класс

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
  • учиться исследовать свои качества и свои особенности
  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
  • учиться наблюдать
  • моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  • учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах
  • учиться работать в паре и в группе
  • выполнять различные роли
  • слушать и понимать речь других ребят
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

  2 класс

Регулятивные УУД:

  • учиться прогнозировать последствия своих поступков
  • определять и формулировать цель  в совместной работе с помощью учителя
  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
  • делать выводы в результате совместной работы в группе
  • учиться графически оформлять изучаемый материал
  • моделировать различные ситуации
  • усваивать разные способы запоминания информации                

Коммуникативные УУД:        

  • учиться позитивно проявлять себя в общении
  • учиться договариваться и приходить к общему решению
  • учиться понимать эмоции и поступки других людей
  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

 3 - 4 класс  

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
  • извлекать необходимую информацию  из текста
  • определять и формулировать цель в совместной работе
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учиться контролировать свою речь и поступки
  • учиться толерантному отношению к другому мнению
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  • формулировать своё собственное мнение и позицию
  • учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Также программа нацелена на выработку следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих.

Ценностно-смысловые компетенции:

♦ развить ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;

♦ владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

♦ уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

♦ оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.

Учебно-познавательные компетенции:

♦ ставить цель и организовывать ее достижение;

♦ самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;

♦ решать учебно-познавательные проблемы;

♦ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи;

♦ самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.

Коммуникативные компетенции:

♦ владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;

♦ выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

♦ владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

♦ владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.

Информационные компетенци:

♦ владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;

♦ самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

♦ ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.

Здоровьесберегающие компетенции:

♦ знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

♦ знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;

♦ владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Программа рассчитана как для прогимназических, так и общеобразовательных классов.

 Сроку реализации 4 года.

Тематическое планирование 1 класс.

Тема и содержание

Количество часов

Теория

Практика

Я – школьник.

1

Знакомство. Введение в мир психологии.

1

2

Как зовут ребят моего класса.

1

3

Положительный образ Я.

1

4

Культура моей страны и Я.

1

5

Зачем мне нужно ходить в школу.

1

6

Мой класс.

1

7

Какие ребята в моем классе.

1

8-9

Мои друзья в классе.

1

1

10

Мои успехи в школе.

1

11

Моя «учебная сила».

1

Мои чувства

12-13

Общение.

1

1

14

Человеческие эмоции. Что такое мимика.

1

15

Радость. Как ее доставить другому человеку.

1

16

Радость можно передать прикосновением.

1

17

Радость можно подарить взглядом.

1

18-19

Жесты. Жесты народов разных стран.

1

1

20

Разные чувства.

1

21

Грусть.

1

22

Страх.

1

23

Страх, его относительность.

1

24-25

Страх и как  его преодолеть.

1

1

26

Гнев. С какими чувствами он дружит?

1

27

Может ли гнев принести пользу?

1

28

Обида.

1

29

Принятие решений.

1

1

Валеология.

30

Нужные и ненужные тебе лекарства. Информация.

1

31

Информация о пассивном курении.

1

32-33

Творческая деятельность.

2

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34 ч.

Содержание занятий 1 класс.

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Я – школьник. 11 часов

Знакомство. Введение в мир психологии. Образ Я, как система представлений ребенка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе.

2

Мои чувства. 18 часов

Общение, как процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью к совместной деятельности.

3

Валеология.  5 часов.

Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья.

 

Ожидаемые результаты:

К концу 1 –го класса ребенок должен:

- идентифицировать себя как  школьника;

- развить уверенность в себе и своих учебных возможностях;

- понимать и контролировать свои эмоциональные состояния;

- распознавать и описывать свои чувства, понимать чувства других людей;

- уметь использовать приемы для преодоления неприятных чувств;

- уметь объяснить свои шаги при принятии какого – либо решения;

- уметь устанавливать атмосферу дружелюбия;

- осознавать уникальности культуры, к которой он принадлежит;

- иметь представление о понятии «здоровье».

Тематическое планирование 2 класс.

Тема и содержание

Количество часов

Теория

Практика

Вспомним чувства.

1

Мы рады встрече.

1

2

Понимаем чувства другого.

1

3

Мы испытываем разные чувства.

1

4-5

Чем люди отличаются друг от друга?

1

1

6

Хорошие качества людей.

1

7

Самое важное хорошее качество.

1

8

Кто такой сердечный человек.

1

9

Кто такой доброжелательный человек.

1

10

Трудно ли быть доброжелательным человеком.

1

11

«Я желаю добра ребятам в классе».

1

12

Очищаем свое сердце.

1

13

Какие качества нам нравятся друг в друге.

1

14-15

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

1

1

16

В каждом человеке есть светлые и темные качества.

1

Какой Я – Какой Ты?

17

Какой Я?

1

18

Вкусы и увлечения. Положительный образ Я.

1

19

Творческая работа.

1

20

Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

1

21

Учусь находить новых друзей и  интересные занятия. Положительный образ Я.

1

22

О чем говорят выразительные движения.

1

23

Учусь понимать людей. Общение.

1

24 - 25

Школьные трудности.

1

1

26 - 27

Домашние трудности.

1

1

Валеология.

28

Основные и безопасные ситуации. Принятие решений.

1

29

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

1

30

Реклама табака и алкоголя. Информация.

1

31

Творческая работа.

1

32

Правда об алкоголе.

1

33

Творческая работа.

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34 ч.

Содержание занятий 2 класс.

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Вспомним чувства. 16 часов.

Актуализация знаний об эмоциональной сфере человека. Помощь детям в исследовании своих качеств, изучении своих индивидуальных особенностей.

2

Какой Я – Какой Ты? 11 часов.

 Формирование взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что – либо от людей, но и отдавать им.

3

Валеология. 7 часов.

Обсуждение различных жизненных ситуаций. Обучение детей навыкам ориентировки в сложных ситуациях и принятия рациональных и безопасных решений.

Ожидаемые результаты:

К концу 2 –го класса ребенок должен:

- получить полное представление о своих индивидуальных особенностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках;

- выполнять творческие задания;

- научится сдерживать свои эмоции;

- способствовать  сотрудничеству в играх и учебе;

-уметь договариваться, уступать друг другу;

-распределять задания без помощи взрослых;

- научиться пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации;

- владеть информацией о вредных привычках.

Тематическое планирование. 3 класс.

Тема и содержание

Количество часов

Теория

Практика

Я - фантазер.

1

Я – третьеклассник.

1

2

Кого можно назвать фантазером?

1

3

Я умею фантазировать!

1

4

Мои сны.

1

5

Я умею сочинять!

1

6

Мои  мечты.

1

7

Фантазии и ложь.

1

Я и моя школа.

8

Я и моя школа.

1

9

Что такое лень?

1

10 – 11

Я и мой учитель.

1

1

12

Как справляться с «Немогучками».

1

Я и мои родители

13

Я и мои родители.

1

14

Я умею просить прощения.

1

15

Почему родители наказывают своих детей?

1

Я и мои друзья.

16

Настоящий друг.

1

17

Умею ли я дружить?

1

18

Трудности в отношениях с друзьями.

1

19

Ссора и драка.

1

Что такое сотрудничество.

20

Что такое сотрудничество?

1

21

Я умею понимать другого.

1

22

Я умею договариваться с людьми.

1

23

Мы умеем действовать сообща.

1

24

Что такое коллективная работа?

1

25

Мой характер.

1

26

Учусь оценивать себя сам.

1

27

Учусь взаимодействовать.

1

28

Учусь настаивать на своем.

1

29

Я становлюсь увереннее.

1

30

Когда на меня оказывают давление.

1

Валеология.

31

Информация о курении.

1

32

Курение. Вредное влияние дыма.

1

33

Творческая работа.

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34 ч.

Содержание занятий. 3 класс.

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Я – фантазер. 7 часов.

Темы нацелены на помощь детям в осознании ценности умения фантазировать, развивать креативные способности.

2

Я и моя школа. 5 часов.

Работа над осознанием особенностей позиции ученика, предоставление учащимся возможности отрефлексировать свои чувства в отношении учителя.  

3

Я и мои родители. 3 часа.

Помощь детям в осознании справедливости  требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями. Обучение способам разрешения конфликтов с родителями

4

Я и мои друзья. 4 часа.

Осознание качеств настоящего друга. Трудности в отношениях с друзьями.

5

Что такое сотрудничество. 11 часов.

Представление о сотрудничестве. Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого, договариваться с людьми, взаимодействовать?

6

Валеология. 4 часа.

Информация о курении. Вредное влияние дыма. Творческая работа.

Ожидаемые результаты:

К концу 3 –го класса ребенок должен:

- научится анализировать собственные личностные качества;

- иметь представление о самооценке;

- научиться отстаивать свои интересы в неагрессивной форме;

- выполнять стандартные задания, уметь действовать по образцу;

- уметь налаживать отношения с окружающими, делать  шаги навстречу близким людям  при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей;

- уметь противостоять давлению;

- знать негативные последствия курения.

 

Тематическое планирование 4 класс.

Тема и содержание

Количество часов

Теория

Практика

Кто Я? Мои силы, мои возможности.

1

Мое лето.

1

2

Кто Я?

1

3

Какой я – большой или маленький?

1

4

Мои способности.

1

5

Мой выбор, мой путь.

1

6

Мой внутренний мир.

1

7

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

1

8

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

1

9

Что значит верить?

1

10

Самоуважение.

1

11

Привычки.

1

Я расту, я изменяюсь.

12- 13

Мое детство.

1

1

14

Я изменяюсь.

1

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

15- 16

Мое будущее.

1

1

17

Хочу вырасти здоровым человеком!

1

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

18

Кто такой интеллигентный человек?

1

19

Хочу вырасти интеллигентным человеком.

1

20

Что такое идеальное Я?

1

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

21

Кто такой свободный человек?

1

22

Права и обязанности школьника.

1

23

Что такое «право на уважение»?

1

24

Права и обязанности.

1

25

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

1

26

Как разрешать конфликты мирным путем?

1

27-28

Дружба.

1

1

29

Учусь сопротивляться давлению.

1

30

Учусь говорить «нет».

1

Валеология.

31

И снова алкоголь.

1

32

Алкоголь в компании.

1

33

Творческая работа.

1

34

Итоговое занятие

1

Итого:

34 ч.

Содержание занятий. 4класс.

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Кто Я? Мои силы, мои возможности. 11 часов.

Помощь  детям в усвоении понятия «способности», в исследовании своих способностей и возможностей, помощь в  осознании своей уникальности.

2

Я расту, я изменяюсь. 3 часа.

Осознание детьми происходящих в них  изменений, обучение планированию целей и путей самоизменения.

3

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? 3 часа.

 Размышление о будущем. Дать детям возможность задуматься о своем будущем, попытаться спланировать его.

4

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? 3 часа.

Кто такой интеллигентный человек? Понятие «интеллигентный человек», обсуждение проблемы идеалов.

5

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 10часов.

Осознание личной свободы и свободы другого человека, признание и уважение прав других людей.

6

Валеология. 4 часа.

Вредные привычки.  Алкоголь в компании. Творческая работа.

Ожидаемые результаты:

К концу 4 –го класса ребенок должен:

- легко включаться в беседы о прошлом и будущем;

- уметь анализировать происходящие изменения в самих себе;

- знать и размышлять о своих способностях и возможностях;

- составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков;

- приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

- научиться ощущать свою долю ответственности за все, что с ним происходит;

- научиться быть самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах;

- знать виды давления на личность и способы сопротивления им;

- знать негативные последствия курения и употребления алкоголя.

 

Формы реализации программы:

  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Методы реализации программы:

  • практический;
  • объяснительно – иллюстративный;
  • частично – поисковый;
  • наблюдение.

Учебно – методическое обеспечение:

  • учебные пособия;
  • иллюстративный материал;
  • дидактический материал к урокам;
  • методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков;
  • ИКТ.

Справочный блок программы

Список используемой литературы.

  1. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», Москва, 2011г.
  2. Бодалева А. А «Популярная психология для родителей». Москва, 1989г.
  3. Ковалев Г. А. «Мир детства: младший школьник». Москва, 1988г.
  4. Гречаная Т. Б. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя «Полезные привычки». Москва, 2000г.
  5. Романова О. Л. «Этиология зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков, теоретические основы их первичной профилактики». Москва, 1996г.
  6. И. В. Шаповаленко «Возрастная психология». Москва «Гардарики», 2004г.
  7. Р. С. Немов «Психология в трех книгах». Москва «ВАЛДОС», 2002г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Тропинка к своему Я"

Основная цель программы: развитие интелектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий....

Профилактическая программа «Тропинка к своему Я» (для учащихся 1 класса)

        Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показыв...

О результатах реализации программы «Тропинка к своему Я» в 1 классе в рамках экспериментального внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ в части внеурочной деятельности»

Доклад на педсовете. Тема: О результатах реализации программы «Тропинка к своему Я»  в 1 классе в рамках экспериментального внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ в части внеурочной деятельности...

Конспект занятия "Мои чувства. Радость" по программе " Тропинка к своему Я"

В гимназии №1 в период адаптации первоклассников реализуется программа О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я», состоящая из двух разделов: «Страна психологических умений» и «Страна чувств и эмоций».Данно...

Рабочая программа "Тропинка к своему я"-2класс

Внеурочная деятельность учащихся 2 классов . Уроки психологии в начальной школе....

Рабочая программа "Тропинка к своему я ".

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:-осознание себя с позиции школьника-умение адекватно вести себя в различных ситуация...

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа "Тропинка к своему Я"

Коррекционно-развивающая программа "Тропинка к своему Я"...