Рабочая программа "Тропинка к своему я ".
методическая разработка (3 класс) на тему
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
-умение адекватно вести себя в различных ситуациях
-способность справляться со страхами,обидами,гневом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_tropinka_k_svoemu_ya_3_klass.docx | 40.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Тропинка к своему Я».
Класс 3
Количество часов 35
Всего 35 часов; в неделю 1 час
Актуальность программы и её практическая значимость
Основная часть программ, представленных в системе образования, направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Рабочая программа по курсу « Тропинка к своему Я » для 3 класса разработана в соответствии:
-с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;
- с рекомендациями Примерной программы начального общего образования, авторской программой по психологии Хухлаева О.В.
- с требованиями основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Георгиевская гимназия»;
- с возможностями УМК « Перспективная начальная школа».
Используемая литература:
- Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
- Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.
Учебно-тематическое планирование 3 класс
№ п.п | Цели | Наименование разделов | Всего часов |
Я- фантазер. | 9 | ||
1. | Цели: - помочь детям осознать ценность умения фантазировать; - развивать креативные способности детей | Я - третьеклассник. | 1 |
Кого можно назвать фантазером? | 1 | ||
Я умею фантазировать! | 1 | ||
Я умею фантазировать! | 1 | ||
Мои сны | 1 | ||
Я умею сочинять! | 1 | ||
Мои мечты | 1 | ||
Мои мечты | 1 | ||
Фантазии и ложь | 1 | ||
Я и моя школа. | 7 | ||
2 | Цели: - помочь детям осознать особенности позиции ученика; - предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя; -помочь детям принять учителя таким, какой он есть. | Я и моя школа. | 1 |
Я и моя школа. | 1 | ||
Что такое лень? | 1 | ||
Я и мой учитель | 2 | ||
Как справляться с «Немогучками» | 1 | ||
Как справляться с «Немогучками» | 1 | ||
3 | Цели: - помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями; - обучить детей способам разрешения конфликтов с родиелями. | Я и мои родители. | 4 |
Я и мои родители. | 1 | ||
Я и мои родители. | 1 | ||
Я умею просить прощения. | 1 | ||
Почему родители наказываю т детей? | 1 | ||
4. | Цели: - помочь деям осознать качества настоящего друга; -подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить. | Я и мои друзья. | 7 |
Настоящий друг. | 1 | ||
Настоящий друг. | 1 | ||
Умею ли я дружить? | 1 | ||
Умею ли я дружить? | 1 | ||
Трудности в отношении с друзьями. | 2 | ||
Ссора и драка. | 1 | ||
Что такое сотрудничество? | 8 | ||
5. | Цель – дать детям представление о понятии «сотрудничество». | Что такое сотрудничество? | 1 |
Я умею понимать другого | 1 | ||
Я умею понимать другого | 1 | ||
Я умею договариваться с людьми. | 1 | ||
Мы умеем действовать сообща. | 1 | ||
Мы умеем действовать сообща. | 1 | ||
Что такое коллективная работа? | 1 | ||
Итоговое занятие. | 1 | ||
Итого: 35 часов |
Календарно - тематическое планирование
«Тропинка к своему Я» в 3 классе на 2015-2016 учебный год
№ урока | № урока в четверти | сроки | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | Скорректированные сроки | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||
Название раздела (количество часов) Я- фантазер. | |||||||||||||
1 | 1 | 01-06 (сентябрь) Р/У | Я - третьеклассник. | Вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы | Принятие и понимание | Умение принимать правила группового взаимодействия. | П. – умение формулировать собственное мнение; Р. - умение действовать согласно правилам; К. – умение слушать собеседника | Умение слушать и быть услышанным | |||||
2 | 2 | 07-13 | Кого можно назвать фантазером? | Возможность обсудить тревоги связанные с телом. | Тревоги | Умение справляться со своим внутренним состоянием. | П. – осознание чувства гнева; Р. –понимание того, как важно не оставлять это чувство в себе; К.– умение выражать свои чувства | Умение осознавать и принимать свои чувства. | |||||
3 | 3 | 14-20 | Я умею фантазировать! | Какими способами возможно воспринимать мир. | Чувства, прикосновения | Умение чувствовать другого человека. | П. – умение признавать свою роль в различных ситуациях.; Р. – умение предотвращать конфликты; К. – умение чувствовать другого человека. | Умение осознавать и принимать свои чувства и чувства другого человека. | |||||
4 | 4 | 21-27 | Я умею фантазировать! | Каким образом прикосновения дают большую возможно воспринимать мир. | Чувства, прикосновения | Развитие децентрации через «примеривание» на себя роли слепого человека. | П. – умение признавать свою роль в различных ситуациях.; Р. – умение предотвращать конфликты; К. – умение чувствовать другого человека. | Умение осознавать и принимать свои чувства и чувства другого человека. | |||||
5 | 5 | 28-04 (октябрь) | Мои сны | Как получить удовольствие от движения? | Движения | Умение чувствовать движения своего тела. | П. – осознание чувств ; Р. –понимание того, как важно не оставлять это чувство в себе; К.– умение выражать свои чувства через движения. | Умение осознавать и принимать свои чувства через движения. | |||||
6 | 6 | 05-11 | Я умею сочинять! | Уточнить жизненную важность заботы о здоровье. | Здоровье духовное и физическое. | Умение находить связи между здоровьем тела и здоровьем духа. | П. – осознание своей ответственности; Р. – отличие степени ответственности; К. – умение брать на себя ответственность. | Заинтересованность к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия. | |||||
7 | 7 | 12-18 | Мои мечты | Уточнить жизненную важность заботы о здоровье. | Здоровье духовное и физическое. | Умение находить связи между здоровьем тела и здоровьем духа. | П. – осознание своей ответственности; Р. – отличие степени ответственности; К. – умение брать на себя ответственность. | Заинтересованность к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия. | |||||
8 | 8 | 19-25 | Мои мечты | Как через своё чувство боли почувствовать боль другого. | Чувства. Боль. | Умение чувствовать боль другого. | П. – осознание чувств ; Р. –понимание того, как важно поддержать другого; К.– умение правильно и осторожно выражать свои чувства. | Умение почувствовать и поддержать другого. | |||||
9. | 9. | 26-30 | Фантазии и ложь | ||||||||||
«Я и моя школа» | |||||||||||||
10 | 1 | 09-15 (ноябрь) | Я и моя школа. | Различные представления о празднике. | Чувство праздника, настроение. | Умение отличить праздничное настроение от любого другого. | П. – чувство радости от праздника; Р. –понимание того, как важно осознавать свои чувства; К.– «прожить» некоторые чувства | Умение осознавать чувство праздника. | |||||
11 | 2 | 16-22 | Я и моя школа. | В чем различие представления о празднике у взрослых и детей. | Чувство праздника, настроение. | Умение увидеть различие между праздничным настроением и обычным настроением. | П. – осознание чувства праздника; Р. –понимание того, как важно осознавать свои чувства; К.– умение выражать свои чувства | Умение осознавать чувство праздника. | |||||
12 | 3 | 23-29 | Что такое лень? | Как самому себе создать праздник. | Праздник, фантазии. | Умение самому себе создавать праздник. | П. – осознание чувства праздника; Р. –понимание того, как можно доставить приятные чувства; К.– умение выражать свои чувства | Умение делать подарки, это целое искусство. | |||||
13 | 4 | 30-06 (декабрь) | Я и мой учитель | Как самому себе создать праздник. | Праздник, праздничное настроение | Умение самому себе создавать праздник. | П. – осознание чувств; Р. – оценивание ситуации; К.– умение оценивать симпатию и правильно на нее реагировать | Умение создать праздник при совсем не праздничных обстоятельствах. | |||||
14 | 5 | 07-13 | Я и мой учитель | Как проявить терпение? | Праздник, терпение | Умение проявлять терпение. | П. – осознание чувств; Р. – оценивание ситуации; К.– умение терпеть. | Умение проявлять терпение при ожидании праздничного события. | |||||
15 | 6 | 14-20 | Как справляться с «Немогучками» | В чем отличие праздника от будней. | Праздники и будни. | Умение найти отличительное в празднике от будней. | П. – умение анализировать; Р. – умение оценивать ситуацию; К.– умение выражать свои чувства. | Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |||||
16 | 7 | 21- 27 | Как справляться с «Немогучками» | В чем отличие праздника от будней. | Праздники и будни. | Умение найти отличительное в празднике от будней. | П. – умение анализировать; Р. – умение оценивать ситуацию; К.– умение выражать свои чувства. | Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |||||
«Я и мои родители» | |||||||||||||
28-30 Р/У | Я и мои родители. | Обратить внимание детей на разнообразие ценностей. | Ценности. Радость. | Умение найти ценное жизни. | П. – умение анализировать ситуацию в целом; Р. – умение контролировать свои чувства; К.– умение достойно выйти из ситуации | Умение определять для себя ценное в жизни. | |||||||
3 четверть | |||||||||||||
17 | 1 | 11 – 17 (январь) | Я и мои родители. | Обратить внимание детей на разнообразие своих и «чужих» ценностей. | Ценности. Толерантность. | Умение быть толерантным. | П. – умение анализировать ситуацию в целом; Р. – умение контролировать свои чувства; К.– умение ценить чувства других | Умение быть толерантным к ценностям других. | |||||
18 | 2 | 18 - 24 | Я умею просить прощения | ||||||||||
19 | 3 | 25-31 | Почему родители наказываю т детей? | Ритуалы празднования – это уважение к ценностям других. | Ритуалы празднования | Умение уважать ценности других. | П. – осознание чувств; Р. – оценивание ситуации; К.– умение ценить других и их чувства. | Умение уважать чувства и ценности других. | |||||
«Я и мои друзья» | |||||||||||||
20 | 4 | 01 - 07 (февраль) | Настоящий друг. | Ритуалы празднования – это уважение к ценностям других. | Ритуалы празднования | Умение уважать ценности других. | П. – осознание чувств; Р. – оценивание ситуации; К.– умение ценить других и их чувства. | Умение уважать чувства и ценности других. | |||||
21 | 5 | 08 - 14 (февраль) | Настоящий друг. | Каждый человек включен в систему отношений. | Система отношений | Умение активно действовать в системе отношений. | П. – осознание важности взаимоотношения; Р. – умение контролировать свои чувства; К.– умение занимать активную позицию в отношениях. | Умение активно действовать в системе отношений. | |||||
22 | 4 | 15 - 21 | Умею ли я дружить? | Отношения могут нравиться или не нравиться | Отношения, ценности | Прояснить ценности в отношениях для каждого | П. – осознание важности взаимоотношения; Р. – умение контролировать свои чувства; К.– умение занимать активную позицию в отношениях. | Умение поддерживать отношения, ценить каждого. | |||||
23 | 5 | 22 - 28 | Умею ли я дружить? | Отношения могут нравиться или не нравиться | Отношения, ценности | Прояснить ценности в отношениях для каждого | П. – осознание важности взаимоотношения; Р. – умение контролировать свои чувства; К.– умение занимать активную позицию в отношениях. | Умение поддерживать отношения, ценить каждого. | |||||
24 | 6 | (март) 29 - 06 | Трудности в отношении с друзьями. | Попробовать встать на позицию другого. | Чувство эмпатии. | Умение занять позицию другого. | П.- анализ основных переживаний; Р. – уяснение основных правил поддержки ; К.–опыт взаимоподдержки. | Умение оказать помощь, поддержать, занять позицию другого. | |||||
25 | 7 | 07 - 13 | Трудности в отношении с друзьями. | Отношения бывают разными. | Отношения | Умение распознавать разные отношения. | П.- анализ форм поведения во время общения; Р. - контроль своего поведения в группе; К.– умение занимать активную позицию в отношениях. | Умение видеть реальные отношения при общении. | |||||
26 | 8 | 14 – 17 Р/У | Ссора и драка. | Отношения бывают разными. | Отношения | Умение распознавать разные отношения. | П.- анализ форм поведения во время общения; Р. - контроль своего поведения в группе; К.– умение занимать активную позицию в отношениях. | Умение видеть реальные отношения при общении. | |||||
Каникулы | |||||||||||||
«Что такое сотрудничество?» | |||||||||||||
27 | 1 | 28-03 апрель | Что такое сотрудничество? | Разный опыт взаимодействия – по интересам, потребностям, желаниям. | Интересы, потребности, желания | Умение учитывать при общении интересы, потребности и желания другого. | П.- осознание реальных вещей; Р. - умение разобраться в ситуации; К.– умение понимать, когда и как себя нужно повести. | Умение учитывать при общении индивидуальные особенности человека. | |||||
28 | 2 | 04 - 10 | Я умею понимать другого | Отработать умение договариваться. | Диалог, Конфликт. | Умение договариваться. | П.- осознание реальных вещей; Р. - умение разобраться в ситуации; К.– умение понимать, когда и как себя нужно повести. | Умение анализировать ситуации, учитывая интересы других людей. | |||||
29 | 3 | 11 - 17 | Я умею договариваться с людьми. | Возможность получить опыт конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве. | Диалог, Конфликт. | Умение договариваться. | П.- осознание реальных вещей; Р. - умение оценить ситуацию; К.– умение занимать бесконфликтную позицию в отношениях. | Умение распознавать интересы других сторон конфликта. | |||||
30 | 4 | 18 - 24 | Мы умеем действовать сообща. | Подвести итоги размышлений о взаимоотношениях. | Взаимоотношения, дружба, взаимодействие, переживание, конфликт, понимание… | Умение ответственно относится к тому, что происходит во взаимоотношениях. | П.- осознание реальных вещей; Р. - умение разобраться в ситуации; К.– умение понимать, когда и как себя нужно повести. | Умение оказывать помощь друг другу; поверить в свои силы. | |||||
31 | 5 | 25 - 01 | Что такое коллективная работа? | Я – ценность. | Способности | Понимание того, на что ты способен | П.- осознание своей ценности; Р. - умение понимать себя; К.– умение правильно повести себя в любой ситуации. | Умение осознавать свои возможности. | |||||
32 | 6 | 02 – 08 Р/У май | Мы умеем действовать сообща. | То, что для меня важно. | Достояние | Понимание того, что является для тебя важным. | П.- осознание своей ценности; Р. - умение понимать себя; К.– умение правильно повести себя в любой ситуации. | Умение осознавать то, чего ты хочешь. | |||||
33 | 7 | 09 – 15 Р/У | Что такое коллективная работа? | Какая у меня роль? | Роли | Умение почувствовать свою роль. | П.- осознание своей ценности; Р. - умение понимать себя; К.– умение правильно повести себя в любой ситуации. | Умение почувствовать свою роль. | |||||
34 | 8 | 16 - 22 ( | Что такое коллективная работа? | Какая у меня роль? | Роли | Умение почувствовать свою роль. | П.- осознание своей ценности; Р. - умение понимать себя; К.– умение правильно повести себя в любой ситуации. | Умение почувствовать свою роль. | |||||
35 | 23-27 | Итоговое занятие. | Представление об индивидуальном стиле. | Стиль | Умение найти свой индивидуальный стиль | П.- осознание своей индивидуальности; Р. - умение понимать себя; К.– умение правильно преподнести себя. | Умение найти свой индивидуальный стиль |
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от 31.08.2015 № 01.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ___________ Н.В.Болдинова
_______________2015 г.
Корректировка календарно-тематического планирования на 2015-2016 учебный год.
№ урока в году | Тема урока | Запланированный срок проведения урока | Причина изменения планирования | Измененная тема урока | Фактическая дата проведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"
Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....
Рабочая программа ( дополнительное образование ) "Тропинками своего Я "
Развивающее занятие для уч-ся 7-8 лет......
Рабочая программа " Мы - граждане своей страны"
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена по военно - патриотическому направлению воспитания учащихся....
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...
Рабочая программа "Родной свой край люби и знай". Научно-познавательное направление
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “ма...
Рабочая программа Чудеса своими руками"
Данная программа направлена на развитие творческих способностей. Разработана для детей с умственной отсталостью....
рабочая программа Фантазия своими руками
Рабочая программа внеурочной деятельности Фантазия соими руками...