Рабочая программа "Тропинка к своему я ".
методическая разработка (3 класс) на тему

Краснова Ирина Владимировна

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

-умение адекватно вести себя в различных ситуациях

-способность справляться со страхами,обидами,гневом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_tropinka_k_svoemu_ya_3_klass.docx40.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Тропинка к своему Я».

Класс 3        

Количество часов 35

Всего 35 часов; в неделю 1 час  

 Актуальность  программы и её практическая значимость

Основная часть программ, представленных в системе образования, направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 -осознание себя с позиции школьника

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

Рабочая программа по курсу « Тропинка к своему Я » для 3  класса разработана в соответствии:

   -с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;

- с рекомендациями Примерной программы начального общего образования, авторской программой по психологии Хухлаева О.В.

 - с требованиями основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Георгиевская гимназия»;

- с возможностями УМК « Перспективная начальная школа».

Используемая  литература:

  1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
  3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.
  4.  Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.
  5. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.
  6. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
  8. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.

Учебно-тематическое планирование 3 класс

№ п.п

Цели

Наименование разделов

Всего часов

Я- фантазер.

9

1.

Цели:

- помочь детям осознать ценность умения фантазировать;

- развивать креативные способности детей

 Я - третьеклассник.

1

Кого можно назвать фантазером?

1

Я умею фантазировать!

1

Я умею фантазировать!

1

Мои сны

1

Я умею сочинять!

1

Мои мечты

1

Мои мечты

1

Фантазии и ложь

1

Я и моя школа.

7

2

Цели:

 - помочь детям осознать особенности позиции ученика;

 - предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;

 -помочь детям принять учителя таким, какой он есть.

 Я и моя школа.

1

 Я и моя школа.

1

Что такое лень?

1

Я и мой учитель

2

Как справляться с «Немогучками»

1

 Как справляться с «Немогучками»

1

3

Цели:

- помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;

 - обучить детей способам разрешения конфликтов с родиелями.

Я и мои родители.

4

Я и мои родители.

1

Я и мои родители.

1

Я умею просить прощения.

1

Почему родители наказываю т детей?

1

4.

Цели:

 - помочь деям осознать качества настоящего друга;

-подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Я и мои друзья.

7

Настоящий друг.        

1

Настоящий друг.        

1

Умею ли я дружить?

1

Умею ли я дружить?

1

Трудности в отношении с друзьями.

2

Ссора и драка.

1

 Что такое сотрудничество?

8

5.

Цель – дать детям представление о понятии «сотрудничество».

 Что такое сотрудничество?

1

Я умею понимать другого

1

Я умею понимать другого

1

Я умею договариваться с людьми.

1

Мы умеем действовать сообща.

1

Мы умеем действовать сообща.

1

Что такое коллективная работа?

1

Итоговое занятие.

1

Итого: 35 часов

Календарно - тематическое планирование

«Тропинка к своему Я» в 3 классе на 2015-2016 учебный год

№ урока

урока в четверти

сроки

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

Скорректированные сроки

1

2

3

4

5

6

7

8

Название раздела (количество часов)

Я- фантазер.

1

1

01-06

(сентябрь) Р/У

 Я - третьеклассник.

Вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы

Принятие и понимание

Умение принимать правила группового взаимодействия.

П.  –  умение формулировать собственное мнение;

Р. - умение действовать согласно правилам;

К. – умение слушать собеседника

Умение слушать и быть услышанным

2

2

07-13

Кого можно назвать фантазером?

Возможность обсудить тревоги связанные с телом.

Тревоги

Умение справляться со своим внутренним состоянием.

 П. – осознание чувства гнева;

Р. –понимание того, как важно не оставлять это чувство в себе;

К.– умение выражать свои чувства

Умение осознавать и принимать свои чувства.

3

3

14-20

Я умею фантазировать!

Какими способами возможно воспринимать мир.

Чувства,

прикосновения

Умение чувствовать другого человека.

П. –  умение признавать свою роль в различных ситуациях.;

Р. – умение предотвращать конфликты;

К. – умение чувствовать другого человека.

Умение осознавать и принимать свои чувства и чувства другого человека.

4

4

21-27

Я умею фантазировать!

Каким образом прикосновения дают большую возможно воспринимать мир.

Чувства,

прикосновения

Развитие децентрации через «примеривание» на себя роли слепого человека.

П. –  умение признавать свою роль в различных ситуациях.;

Р. – умение предотвращать конфликты;

К. – умение чувствовать другого человека.

Умение осознавать и принимать свои чувства и чувства другого человека.

5

5

28-04

(октябрь)

Мои сны

Как получить удовольствие от движения?

Движения

Умение чувствовать движения своего тела.

 П. – осознание чувств ;

Р. –понимание того, как важно не оставлять это чувство в себе;

К.– умение выражать свои чувства через движения.

Умение осознавать и принимать свои чувства через движения.

6

6

05-11

Я умею сочинять!

Уточнить жизненную важность заботы о здоровье.

Здоровье духовное и физическое.

Умение находить связи между здоровьем тела и здоровьем духа.

П. – осознание своей ответственности;

Р. – отличие степени ответственности;

К. – умение брать на себя ответственность.

Заинтересованность к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия.

7

7

12-18

Мои мечты

Уточнить жизненную важность заботы о здоровье.

Здоровье духовное и физическое.

Умение находить связи между здоровьем тела и здоровьем духа.

П. – осознание своей ответственности;

Р. – отличие степени ответственности;

К. – умение брать на себя ответственность.

Заинтересованность к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия.

8

8

19-25

Мои мечты

Как через своё чувство боли почувствовать боль другого.

Чувства.

Боль.

Умение чувствовать боль другого.

 П. – осознание чувств ;

Р. –понимание того, как важно поддержать другого;

К.– умение правильно и осторожно выражать свои чувства.

Умение почувствовать и поддержать другого.

9.

9.

26-30

Фантазии и ложь

«Я и моя школа»

10

1

09-15

 (ноябрь)

 Я и моя школа.

Различные представления о празднике.

Чувство праздника, настроение.

Умение отличить праздничное настроение от любого другого.

П. – чувство радости от праздника;

Р. –понимание того, как важно осознавать свои чувства;

К.– «прожить» некоторые чувства

Умение осознавать чувство праздника.

11

2

16-22

 Я и моя школа.

В чем различие представления о празднике у взрослых и детей.

Чувство праздника, настроение.

Умение увидеть различие между праздничным настроением и обычным настроением.

 П. – осознание чувства праздника;

Р. –понимание того, как важно осознавать свои чувства;

К.– умение выражать свои чувства

Умение осознавать чувство праздника.

12

3

23-29

Что такое лень?

Как самому себе создать праздник.

Праздник, фантазии.

Умение самому себе создавать праздник.

 П. – осознание чувства праздника;

Р. –понимание того, как можно доставить приятные чувства;

К.– умение выражать свои чувства

Умение делать подарки, это целое искусство.

13

4

30-06

(декабрь)

Я и мой учитель

Как самому себе создать праздник.

Праздник, праздничное настроение

Умение самому себе создавать праздник.

П. – осознание чувств;

Р. – оценивание ситуации;

К.– умение оценивать симпатию и правильно на нее  реагировать

Умение создать праздник при совсем не праздничных обстоятельствах.

14

5

07-13

Я и мой учитель

Как проявить терпение?

Праздник, терпение

Умение проявлять терпение.

П. – осознание чувств;

Р. – оценивание ситуации;

К.– умение терпеть.

Умение проявлять терпение при ожидании праздничного события.

15

6

14-20

Как справляться с «Немогучками»

В чем отличие праздника от будней.

Праздники и будни.

Умение найти отличительное в празднике от будней.

П. – умение анализировать;

Р. – умение оценивать ситуацию;

К.–  умение выражать свои чувства.

Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

16

7

21- 27

 Как справляться с «Немогучками»

В чем отличие праздника от будней.

Праздники и будни.

Умение найти отличительное в празднике от будней.

П. – умение анализировать;

Р. – умение оценивать ситуацию;

К.–  умение выражать свои чувства.

Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

«Я и мои родители»

28-30 Р/У

Я и мои родители.

Обратить внимание детей на разнообразие ценностей.

Ценности.

Радость.

Умение найти  ценное  жизни.

П. – умение анализировать ситуацию в целом;

Р. – умение контролировать свои чувства;

К.– умение достойно выйти из ситуации

Умение определять для себя ценное в жизни.

3 четверть

17

1

11 – 17 (январь)

Я и мои родители.

Обратить внимание детей на разнообразие своих и «чужих» ценностей.

Ценности.

Толерантность.

Умение  быть толерантным.

П. – умение анализировать ситуацию в целом;

Р. – умение контролировать свои чувства;

К.– умение ценить чувства других

Умение быть толерантным к ценностям других.

18

2

18 - 24

Я умею просить прощения

19

3

25-31

Почему родители наказываю т детей?

Ритуалы празднования – это уважение к ценностям других.

Ритуалы празднования

Умение  уважать ценности других.

П. – осознание чувств;

Р. – оценивание ситуации;

К.– умение ценить других и их чувства.

Умение уважать чувства и ценности других.

«Я и мои друзья»

20

4

01 - 07 (февраль)

Настоящий друг.        

Ритуалы празднования – это уважение к ценностям других.

Ритуалы празднования

Умение  уважать ценности других.

П. – осознание чувств;

Р. – оценивание ситуации;

К.– умение ценить других и их чувства.

Умение уважать чувства и ценности других.

21

5

08 - 14 (февраль)

Настоящий друг.        

Каждый человек включен в систему отношений.

Система отношений

Умение активно действовать в системе отношений.

П. – осознание важности взаимоотношения;

Р. – умение контролировать свои чувства;

К.– умение занимать активную позицию в отношениях.

Умение активно действовать в системе отношений.

22

4

15 - 21

Умею ли я дружить?

Отношения могут нравиться или не нравиться

Отношения,

ценности

Прояснить ценности в отношениях для каждого

П. – осознание важности взаимоотношения;

Р. – умение контролировать свои чувства;

К.– умение занимать активную позицию в отношениях.

Умение поддерживать отношения, ценить каждого.

23

5

22 - 28

Умею ли я дружить?

Отношения могут нравиться или не нравиться

Отношения,

ценности

Прояснить ценности в отношениях для каждого

П. – осознание важности взаимоотношения;

Р. – умение контролировать свои чувства;

К.– умение занимать активную позицию в отношениях.

Умение поддерживать отношения, ценить каждого.

24

6

(март) 29 - 06

Трудности в отношении с друзьями.

Попробовать встать на позицию другого.

Чувство эмпатии.

Умение занять позицию другого.

П.- анализ основных переживаний;

Р. – уяснение основных правил поддержки ;

К.–опыт взаимоподдержки.

Умение оказать помощь, поддержать, занять позицию другого.

25

7

07 - 13

Трудности в отношении с друзьями.

Отношения бывают разными.

Отношения

Умение распознавать разные отношения.

П.- анализ форм поведения во время общения;

Р. -   контроль своего поведения в группе;

К.– умение занимать активную позицию в отношениях.

Умение видеть реальные отношения при общении.

26

8

14 – 17 Р/У

Ссора и драка.

Отношения бывают разными.

Отношения

Умение распознавать разные отношения.

П.- анализ форм поведения во время общения;

Р. -   контроль своего поведения в группе;

К.– умение занимать активную позицию в отношениях.

Умение видеть реальные отношения при общении.

Каникулы

«Что такое сотрудничество?»

27

1

28-03 апрель

 Что такое сотрудничество?

Разный опыт взаимодействия – по интересам, потребностям, желаниям.

Интересы, потребности, желания

Умение учитывать при общении интересы, потребности и желания другого.

П.- осознание реальных вещей;

Р. -   умение разобраться в  ситуации;

К.–  умение понимать, когда и как себя нужно повести.

Умение учитывать при общении индивидуальные особенности человека.

28

2

04 - 10

Я умею понимать другого

Отработать умение договариваться.

Диалог,

Конфликт.

Умение договариваться.

П.- осознание реальных вещей;

Р. -   умение разобраться в  ситуации;

К.–  умение понимать, когда и как себя нужно повести.

Умение анализировать ситуации, учитывая интересы других людей.

29

3

11 - 17

Я умею договариваться с людьми.

Возможность получить опыт конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве.

Диалог,

Конфликт.

Умение договариваться.

П.- осознание реальных вещей;

Р. -  умение оценить ситуацию;

К.–  умение занимать бесконфликтную позицию в отношениях.

Умение распознавать интересы других сторон конфликта.

30

4

18  - 24

Мы умеем действовать сообща.

Подвести итоги размышлений о взаимоотношениях.

Взаимоотношения, дружба, взаимодействие, переживание, конфликт, понимание…

Умение ответственно относится к тому, что происходит во взаимоотношениях.

П.- осознание реальных вещей;

Р. -   умение разобраться в  ситуации;

К.–  умение понимать, когда и как себя нужно повести.

Умение оказывать помощь друг другу; поверить в свои силы.

31

5

 25 - 01

Что такое коллективная работа?

Я – ценность.

Способности

Понимание того, на что ты способен

П.- осознание своей ценности;

Р. -  умение понимать себя;

К.–  умение  правильно повести себя в любой ситуации.

Умение осознавать свои возможности.

32

6

 02 – 08 Р/У  май

Мы умеем действовать сообща.

То, что для меня важно.

Достояние

Понимание того, что является для тебя важным.

П.- осознание своей ценности;

Р. -  умение понимать себя;

К.–  умение  правильно повести себя в любой ситуации.

Умение осознавать то, чего ты хочешь.

33

7

09 – 15 Р/У

Что такое коллективная работа?

Какая у меня роль?

Роли

Умение почувствовать свою роль.

П.- осознание своей ценности;

Р. -  умение понимать себя;

К.–  умение  правильно повести себя в любой ситуации.

Умение почувствовать свою роль.

34

8

16  - 22 (

Что такое коллективная работа?

Какая у меня роль?

Роли

Умение почувствовать свою роль.

П.- осознание своей ценности;

Р. -  умение понимать себя;

К.–  умение  правильно повести себя в любой ситуации.

Умение почувствовать свою роль.

35

23-27

Итоговое занятие.

Представление об индивидуальном стиле.

Стиль

Умение найти свой индивидуальный стиль

П.- осознание своей индивидуальности;

Р. -  умение понимать себя;

К.–  умение  правильно преподнести себя.

Умение найти свой индивидуальный стиль

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов  от  31.08.2015 № 01.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР ___________  Н.В.Болдинова

_______________2015 г.

Корректировка календарно-тематического планирования  на 2015-2016 учебный год.

№ урока в году

Тема урока

Запланированный срок проведения урока

Причина изменения планирования

Измененная тема урока

Фактическая дата проведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"

Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....

Рабочая программа " Мы - граждане своей страны"

Рабочая программа  внеурочной деятельности составлена по   военно - патриотическому направлению воспитания учащихся....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...

Рабочая программа "Родной свой край люби и знай". Научно-познавательное направление

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “ма...

Рабочая программа Чудеса своими руками"

Данная программа направлена на развитие творческих способностей. Разработана для детей с умственной отсталостью....

рабочая программа Фантазия своими руками

Рабочая программа внеурочной деятельности Фантазия соими руками...