Профилактическая программа «Тропинка к своему Я» (для учащихся 1 класса)
методическая разработка (1 класс) на тему

Абрамова Елена Александровна

          Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом и учебной программой.                                                   

         По разным причинам и родители, и учителя едва ли достаточно хорошо представляют себе,  каков он,  живой,  реальный младший школьник,  насколько полноценен их педагогический вклад в его обучение и развитие. Переживания ребёнка в этом возрасте прямо зависят от его взаимоотношений со значимыми взрослыми – учителями,  родителями. Сложность приспособления   организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую «платит» организм ребёнка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов,  способствующих адаптации ребёнка к школе.

      Сегодня же многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребёнка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьёзное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего – в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы,  ребёнок получает возможность посмотреть на них со стороны и в тоже время идентифицировать проблемы героя с собственными.  В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

 

 

    Основная цель -  помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями; повысить уровень адаптации ребенка к обучению в школе.

    Задачи программы:

·        сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период;

·        мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля;

·        рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

·        обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

·        способствовать снижению уровня тревожности (страхов).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по программе О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я (1-4 класс)

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.         Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной шк...

Программа факультатива "Тропинка к своему Я" (1-4 классы)

Модифицированная программа «Тропинка к своему Я» составлена на основе курса «Полезные привычки» и курса Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», рассчитана на 1 час ...

Психологический кроссоврд к курсу "Тропинка к своему я" за 2 класс

Данный кроссворд содержит в себе вопросы о чувствах и эмоциях человека, а также вопросы по занятиям, которые проходят второклассники по психологическому курсу "Тропинка к своему я"...

О результатах реализации программы «Тропинка к своему Я» в 1 классе в рамках экспериментального внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ в части внеурочной деятельности»

Доклад на педсовете. Тема: О результатах реализации программы «Тропинка к своему Я»  в 1 классе в рамках экспериментального внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ в части внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 2 класса

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий  во 2 классе....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Возраст учащихся – 6-7 лет

Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку изучить чувства, осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приоб...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» для учащихся 3 классов

Курс психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» направлен на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, способствует развитию интереса ребён...