Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа "Тропинка к своему Я"
рабочая программа

Лоскутова Римма Фагимовна

Коррекционно-развивающая программа "Тропинка к своему Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ml.shk_.odt38.69 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №1»

 

Утверждено

на педагогическом совете

протокол № 1

от «28» августа 2017г.

Директор школы

___________ Л.Б. Козловская

Приказ от «___» _________20__г. №_____

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»

Составила:

Педагог-психолог

Лоскутова Римма Фагимовна

г. Нижневартовск

2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ................................................................................. 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................... 4

I

ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ.......................................................................... 5

1.1

Цель Программы......................................................................................... 5

1.2

Задачи Программы...................................................................................... 5

1.3

Ожидаемые результаты Программы......................................................... 5

1.4

Критерии эффективности Программы...................................................... 5

1.5

Принципы психолого-педагогической коррекции…………………….. 6

1.6

Принципы реализации Программы…………………………………….. 6

  1. II
  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ........................................................................ 7

2.1

Структура проведения коррекционно-развивающих занятий………….7

2.2

Формы и методы Программы……………………………………………..7

2.3.

Диагностический блок Программы……………………………………..  8

III

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ................................... 9

3.1

Целевая группа Программы........................................................................ 9

3.2

Этапы реализации Программы................................................................... 9

3.3

Календарный план реализации Программы ……………………………..9

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Тропинка к своему Я»

Заказчик программы

Родители и администрация школы.

База реализации Программы

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Система организации контроля исполнения

Директор школы осуществляет контроль сроков и выполнения  мероприятий программы.

Разработчик программы

Лоскутова Р.Ф., педагог-психолог.

Сроки реализации Программы

01.09.2017 - 31.05.2018 гг.        

Целевая группа

Обучающиеся младших классов

Цель Программы

Познавательное развитие и преодоление эмоционально-личностных трудностей школьников. Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирования чувства внутренней устойчивости, автономности. Овладение ребенком языком эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.

Задачи Программы

  • Развитие и коррекция коммуникативных навыков;
  • Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающие занятия направлены на компенсацию выявленных нарушений у детей младшего школьного возраста.

Групповые занятия проводятся в игровой форме и включают упражнения, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими.

Занятия с группой детей с ограниченными возможностями здоровья направлены на коррекцию и развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пространственно-временных представлений, помощь обучающимся в их социально-психологической адаптации.

 Данная программа психологических занятий способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы и методы групповой работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Данная программа актуальна, так как стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает коммуникативные навыки, социально приемлемые допустимые формы реагирования отрицательных эмоций. 

I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.1. Цель программы

Познавательное развитие и преодоление эмоционально-личностных трудностей школьников. Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирования чувства внутренней устойчивости, автономности. Овладение ребенком языком эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.

1.2. Задачи программы

  1. Развитие и коррекция коммуникативных навыков:
  • формирование установки на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
  • формирование умения коллективного обсуждения заданий;
  • умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику.
  1. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
  • Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  • Учить доверять себе и другим людям.
  1. Ожидаемые результаты

Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении.

1.4. Критерии эффективности программы

Для определения эффективности программы были разработаны критерии эффективности:

Качественные:

•        снижение уровня тревожности;

•        эмоциональное благополучие ребенка в классе;

•        владение коммуникативными навыками.

Количественные:

Количество проведенных мероприятий; количество участников.

1.5. Методологической основой содержания

психолого-коррекционной работы являются следующие принципы

психолого-педагогической коррекции

  1. Принцип единства коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития младшего школьника.
  2. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы ставятся только на основе полной диагностики и оценке ближайшего вероятностного прогноза развития младшего школьника.
  3. Деятельностный принцип осуществления коррекции. Данный принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого школьника является движущей силой развития.

1.6. Принципы реализации программы

  1. Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения тайны полученной информации.
  2. Принцип компетенции: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетенции.
  3. Принцип превентивности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Структура проведения коррекционно-развивающих занятий

Каждое занятие состоит из трех частей: вводная  часть, основная часть и завершение занятия.

Вводная часть включает в себя приветствие, вопросы о состоянии участников и разминочные упражнения. Вопросы позволяют ведущему почувствовать группу, диагностировать состояние детей, актуализировать материал предыдущих занятий. Используются вопросы: «Как  вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, интересного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли за это время?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?». Разминочные упражнения позволяют переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на определенную тему.

Основная часть содержит задания, направленные на проработку темы занятия.

Завершение состоит из рефлексии занятия и ритуала прощания.

Рефлексия затрагивает вопросы, которые помогают ведущему и участникам проанализировать не только содержательную часть занятия, но и эмоции, мысли и поведение. Эти вопросы касаются внутриличностных процессов, межличностного взаимодействия, новых чувств, мыслей или поведения и возможности применения новых знаний. Возможны следующие вопросы: «Как вы себя сейчас чувствуете?», «Какие чувства вы испытывали, когда делились с группой своими переживаниями?», «Как вы считаете, что происходило сегодня в группе?», «Что нового вы узнали сегодня?», «Что понравилось или не понравилось (обрадовало, удивило или огорчило) вас сегодня на занятии?», «Что хочется делать по-другому после занятия?», «Что вы можете попробовать, предпринять, чтобы изменить свои чувства (поведение, негативные мысли)?». Начинаются и заканчиваются занятия ритуальными действиями приветствия и прощания, которые создаются самими участниками.

Программа состоит из 22 занятий, которые проводятся два раза в неделю, продолжительность занятий  35 мин. Количественный состав группы – 4-7 чел. Занятия с группами рассчитаны на 4 месяца, затем группы меняются.

2.2. Формы и методы Программы

В процессе реализации Программы будут применены такие методы групповой работы с обучающимися:

  • Психогимнастические методы;
  • Игровое моделирование: ролевые игры;
  • Метод анализ конкретных ситуаций;
  • Экспрессивные методы (творческое самовыражение в рисунках, письменных работах);
  • Элементы сказкотерапии (воздействие посредством сказки, притчи);
  • Техника пластилинографии;
  • Элементы песочной психотерапии.

2.3. Диагностический блок Программы

  • Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности);
  • Методика «Рисунок несуществующего животного» Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов;            
  • Методика «Лесенка» (автор Щур В.Г.) Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Целевая группа Программы

Участниками Программы являются обучающиеся младших классов. Возраст обучающихся  7-14 лет.

3.2. Этапы реализации Программы

Подготовительный этап: август-сентябрь 2017г. Подготовка диагностического инструментария, формирование информационно-методической базы. Проведение диагностики с обучающимися младшей школы.

Организационный этап: сентябрь 2017г. Ознакомление родителей с целями и задачами Программы «Познай себя и других».

Практический этап: сентябрь 2017г. – май 2018г. Осуществление комплекса мероприятий по плану.

Аналитический этап: май-июнь 2018г. Проведение оценки эффективности Программы, анализ уровня удовлетворенности мероприятиями, проведенными в ходе реализации Программы.

  1. Тематический план реализации программы

Кол-во часов

Тема занятия

Основное содержание

1

«Зачем мы здесь собрались?»

Сплочение коллектива, введение норм групповой работы, создание благоприятных условий для личностного самораскрытия.

2

«Владеем эмоциями, выражаем чувства»

Учить распознавать чувства и эмоции; стимулировать их появление; развивать наблюдательность и активность.

2

«Поддерживаем друг друга»

Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности, эмоциональной саморегуляции, игровой деятельности.

4

«Мы - команда»

Формирование благоприятного психологического климата в группе. Развитие коммуникативных навыков, навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного отношения к людям и друг к другу.

2

«Я создаю мир»

Развитие воображения, мышления.

2

«Страна наших чувств»

Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения.

Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и других), повышение самооценки.

Развитие навыков саморегуляции.

1

«Лесная школа»

Развитие творческого воображения и фантазии.

Развитие коммуникативных навыков.

1

«Мой песочный мир»

Развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.

1

«Игра – занятие с сухим песком»

Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

2

«Страна Цвета»

Расширение представления ребенка о разных цветах и развитие умения их различать. Развитие фантазии и творческого воображения.

2

«Наедине с собой»

Развитие способности понимания своего состояния и состояния других людей.

2

«Путешествие в мир сказки»

Развитие творческого воображения. Стимулирование творческого самовыражения.

2

«Мои друзья в классе»

Развитие способностей к самопознанию, формирование адекватной самооценки, повышение ответственности за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.

2

«Я в команде»

Самораскрытие, самопознание. Раскрытие важных качеств, для эффективного межличностного общения.

2

«Поддерживаем друг друга»

Создать в группе доброжелательную атмосферу.  Создать у учеников мотивацию на самопознание, рефлексию и уверенность в себе. Формировать у учащихся положительное отношение друг к другу.

1


«Необыкновенные следы »

Развитие творческого воображения.

1

«Нарисованная сказка»

Работа с цветной манкой; развитие эмоций, коммуникативных навыков, творческого воображения.

1

«Узнаю себя»

Формирование адекватной самооценки

1

«Я умею быть внимательным»

Развитие способностей к самопознанию, формирование адекватной самооценки, повышение ответственности за свои поступки

1

«Путешествие в мир сказки»

Развитие воображения, мышления.

1

«Песочный дождь»

Создать у учеников мотивацию на самопознание, рефлексию и уверенность в себе.

1

Коллаж «Сказочная птица»

Способствование расслаблению, снятию мышечного напряжения, развитие креативности, способности к абстрактному мышлению детей.

Общее количество часов: 35 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Собственное видение перспектив развития российского образования и своей роли в происходящих преобразованиях, отражающее мировоззренческую и психолого-педагогическую позицию учителя».

Развитие образования в целом, на мой взгляд, нельзя и не нужно прогнозировать, как мы прогнозируем погоду на завтра или возможность землетрясения. Образование будет развиваться так, как мы с вами буде...

Публикация в сборнике регионального семинара по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего процесса в ДОУ в рамках ФПОС"

Научно-методическая разработка по теме: "Повышение психологической культуры родителей - основа психопрофилактической работы воспитателя"...

Конспект коррекционно - развивающего занятия психолого- педагогической направленности

Цель: Помочь детям развить свои познавательные, коммуникативные  и творческие способности....

Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением  здоровьесб...

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...

Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками с РАС

В статье рассказывается о том, что включает психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками с РАС. Рекомендации....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» для учащихся 3 классов

Курс психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» направлен на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, способствует развитию интереса ребён...