О результатах реализации программы «Тропинка к своему Я» в 1 классе в рамках экспериментального внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ в части внеурочной деятельности»
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Перевалова Елена Николаевна

Доклад на педсовете. Тема: О результатах реализации программы «Тропинка к своему Я»  в 1 классе в рамках экспериментального внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ в части внеурочной деятельности» Делюсь опытом реализации внеурочной деятельности по ФГОС для детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: О результатах реализации программы «Тропинка к своему Я»  в 1 классе в рамках экспериментального внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ в части внеурочной деятельности»

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.  

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:  

           -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;  

           -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;  

           -улучшить условия для развития ребенка;  

           -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.  

    Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

     Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Принципы организации внеурочной деятельности в нашей школе:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

    Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности, и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

     Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно-нравственное
  • Общекультурное
  • Обще интеллектуальное
  • Социальное

   Как вы знаете ФГОС для детей с ОВЗ вводятся с 1 сентября 2016 года, но нам была оказана честь в учебном 2015-2016 году опробовать внедрение ФГОС для детей с ОВЗ в части внеурочной деятельности на моем первом классе.

Как только мне это сообщили, я обратилась к проектной группе в частности к Реутовой Н.В. и вместе было принято решение взять за основу нашей программы, авторскую программу Хухлаевой О.В. «Тропика к своему Я». Но т.к. у нас особенный детки, то мы ее адаптировали. Так же Н.В.Ермакова предложила мониторинг «Воспитанности младшего школьника», мы им любезно воспользовались. Этот мониторинг помогает наблюдать результаты нашей работы, хоть и маленькие, но результаты.

   После напряженной работы нами была адаптирована программа внеурочной деятельности для младших школьников «Тропинка к своему «Я»» - это курс профилактических занятий т.к. школа для многих детей становится источником стресса, и в особой ситуации риска находятся первоклассники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни.  Проводится занятие 2 раза в неделю, во второй половине дня. Предлагаемый курс  занятий в начальной школе направлен на формирование и сохранение  здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы доброжелательности и доверия.

Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

  1. мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей; пробудить интерес к внутреннему миру другого человека;
  2. учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека;
  3. формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления;
  4. развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем;
  5. повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формировать терпимость к мнению собеседника;
  6. обогащать образ Я, стимулировать позитивное само отношение первоклассников;
  7. расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

   На начало года по нашей  программе «Тропинка к своему «Я»» были запланированы ожидаемые результаты. (то что дети должны уметь на конец учебного года)

Это:

- осознание себя с позиции школьника

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния (гусеницу настроения)

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

- стремление к изучению своих возможностей и способностей

- обеспечение благоприятной адаптации в социуме

   Для достижения этих результатов нами были выбраны разделы: Я – школьник. Мои чувства. Учусь владеть своими чувствами. Наша семья. Ты это Я.

   Дети учатся определять свои эмоции, чувства, учатся находить выходы из сложившихся ситуаций. Объясняют друг другу, как надо поступить в той или иной ситуации. Дают эмоциональную оценку своим поступкам и чужим.

   На занятиях с ребятами мы учились формировать «Образ Я», распознавать и описывать чувства других людей. Знакомились с помощью пиктограмм с эмоциями. Учимся овладевать своими чувствами, дети стали глубже чувствовать друг друга, приходить на помощь без напоминания. Для работы над темой «Наша семья» использовали сказка терапию, взращивали чувство «Я не один», что семья – это люди, связанные чувствами, ответственностью друг за друга. Постоянно работаем над сплоченностью классного коллектива, для моего класса это очень актуально. У нас в классе очень нравится групповая работа, поэтому мы очень часто стали делать работы

Конечно кроме успехов есть и много трудностей:

  • разный уровень подготовки (кто то посещал сад, кто то нет, кто то был в подготовительном классе, а кто то нет. Есть и такие дети которые до нашей школе, не какое учебное заведение не посещал, постоянно находился дома)  
  • разный уровень словарного запаса
  • бывает, что трудно просто привлечь внимание, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому ученику.

   Поэтому  каждое занятие включает в себя «разминку», цель которой – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей. На занятиях нет повторения, объяснения нового материала, проверки домашнего задания в классическом виде, оценка ответов на занятиях бывает словесная, интонационная, также мимическое выражение своего заинтересованного, уважительного отношения к сказанному, изображенному. Мы на занятиях клеим коллажи, рисуем все вместе на одном ватмане, делаем коллективные поделки, во время этих интересных занятиях я стараюсь реализовать цели и задачи новых тем и продолжать работать над ранее пройденном материалом.    Атмосфера доброжелательная, присутствует взаимная заинтересованность, искренность, уважение к мнению каждого, сотрудничество.

      Общаясь с родителями, детей было отмечено, что занятия, дают положительный опыт общения, позволяют проявить себя как активной, творческой личностью, расширяют представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классе складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды.

       

Ценностные ориентиры содержания курса отражают понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе; безусловно согласуются с наиболее общими ценностными ориентирами начального образования, обозначающими следующие целевые установки:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

-  восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её само актуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

   

    Таким образом, цель развивающей работы в начальной школе – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, позволяющие:

- сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию (“Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это дает”);

- сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии (“Какой я?”);

- дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий (“Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учебе?”);

- предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями) (“Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам”).

Сложность, многогранность целей и задач воспитания требуют не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и чёткости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество.  Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

Содержание занятий 1 класс

№  раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Я – школьник.

Знакомство. Рисование своих визитных карточек. Введение в мир психологии. Образ Я, как система представлений ребенка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе

2

Мои чувства.

Сказка терапия. Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей; ознакомление с эмоциями радости, страха, гнева; обучение пониманию относительности в оценке чувств

3

Учусь владеть чувствами.

Тренинг для развития альтернативных моделей совладеющего поведения; обучение навыкам владения своими чувствами, развитие произвольности и самоконтроля; ознакомление с чувствами  другого, развитие навыков понимания состояния другого

4

Наша семья.

Культивирование чувства «Я – не один!»; осознание того, что семья – это люди, связанные «мы-чувством» и ответственностью друг за друга

5

Ты – это Я.

Осознание взаимосвязанности людей, укрепление установки на другого как на ценность; развитие эмпатии и гуманистической направленности личности обучающегося; сплочение классного коллектива

   

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по реализации гражданско-патриотического направления в 1-х классах в рамках введения ФГОС

План мероприятий  по реализации гражданско-патриотического направления в 1-х  классах в рамках  введения ФГОС (классные часы, акции, праздники, конкурсы, библиотечные урок...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...

Модель взаимодействия МАОУ ДО «ЦДОД» и общеобразовательных учреждений в рамках реализации ФГОС в части внеурочной деятельности

Базисный учебный план по введению и реализации ФГОС определяет состав не только учебных предметов, но и направлений внеурочной деятельности, осуществляемой во второй половине дня (т.е.,  каждый р...

«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

«Нетрадиционные формы урока - как способ достижения эффективной познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ»

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают воз...