Рабочая программа "Тропинка к своему я"-2класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Внеурочная деятельность учащихся 2 классов . Уроки психологии в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropinka_2_k.docx26.33 КБ
Файл tropinka_2_k.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 им. Л.А.ПОПУГАЕВОЙ»

Согласовано:  _________________                                          Утверждаю:  ________________                                                                                                                         Руководитель МО Лихогодина Н.А.                                             Председатель НМС: Багдасаева О.П.

 «___________» сентября   2015 г.                                               Протокол № ___ от «____» сентября 2015 г.

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

«Тропинка к своему Я»

2  класс

2015-2016 учебный год

Составила: Сорокина Е. Н.

г.УДАЧНЫЙ

2015

Пояснительная записка

        Рабочая программа «Тропинка к своему Я» разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой.

        Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

        Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

        Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

        Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

- осознание себя с позиции школьника;

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

        Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

        Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Описание места предмета в учебном плане

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год).                

Общая характеристика предмета

        В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

        Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

                1.Введение в тему.

                2.Развёртывание темы.

                3.Индивидуализация темы.

                4.Завершение темы

Формы организации учебного процесса

        Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

        Формы контроля: входная,  итоговая диагностика.        

        Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и   одноклассников;
  • учиться прогнозировать последствия своих поступков;
  • определять и формулировать цель  в совместной работе с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;
  • строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото);
  • делать выводы в результате совместной работы в группе;
  • учиться графически оформлять изучаемый материал;
  • моделировать различные ситуации;
  • усваивать разные способы запоминания информации.

Коммуникативные УУД:        

  • учиться позитивно проявлять себя в общении;
  • учиться договариваться и приходить к общему решению;
  • учиться понимать эмоции и поступки других людей;
  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.

Содержание программы

Содержание программы для 2 класса отражает основные направления  работы и включает

следующие разделы:

                                   Раздел 1. Вспомним чувства (4часа)

  • Мы рады встрече.
  • Понимаем чувства другого.
  • Мы испытываем разные чувства.

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? (22 часа)

  • Люди отличаются друг от друга своими качествами.
  • Хорошие качества людей.
  • Самое важное хорошее качество.
  • Кто такой сердечный человек.
  • Кто такой доброжелательный человек.
  • Трудно ли быть доброжелательным человеком.
  • Я желаю добра ребятам в классе.
  • Очищаем свое сердце.
  • Какие качества нравятся друг другу.
  • Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.
  • Люди отличаются друг от друга своими качествами.
  • В каждом человеке есть светлые и темные качества.

Раздел 3. Какой  Я – Какой ты. (8 часов)

  • Какой Я?
  • Какой ты?
  • Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
  • Школьные трудности.
  • Домашние трудности.

Тематическое планирование

№ занятия

Темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Дата проведения

По плану

Факт.

Раздел 1. Вспомним чувства (4часа)

1

2

Мы рады встрече.

2

Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

05.09

12.09

3

Понимаем чувства другого.

1

19.09

4

Мы испытываем разные чувства.

1

26.09

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? (22 часа)

5

6

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

2

Познакомить детей с понятием «качества людей».

Исследование своих качеств и особенностей.

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение  уверенности в себе.

03.10

10.10

7

8

Хорошие качества людей.

2

17.10

24.10

9

10

Самое важное хорошее качество.

2

31.10

14.11

11

12

Кто такой сердечный человек.

2

21.11

28.11

13

14

Кто такой доброжелательный человек.

2

05.12

12.12

15

16

Трудно ли быть доброжелательным человеком.

2

19.12

26.12

17

18

Я желаю добра ребятам в классе.

2

19

20

Очищаем свое сердце.

2

21

22

Какие качества нравятся друг другу.

2

23

24

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

2

25

26

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

2

Раздел 3. Какой  Я – Какой ты. (8 часов)

27

28

Какой Я?

2

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.

29

30

Какой ты?

2

31

32

Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

2

33

Школьные трудности.

1

34

Домашние трудности.

1

Литература

  1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2014 г. – 280 с.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2012г.-168с.
  3. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2014.-248 с.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2012. – 160с.
  5. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2013. – 128с.
  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2015. – 344с.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 им. Л.А.ПОПУГАЕВОЙ»

Согласовано:  _________________                                          Утверждаю:  ________________                                                                                                                         Руководитель МО Лихогодина Н.А.                                             Председатель НМС: Багдасаева О.П.

 «___________» сентября   2015 г.                                               Протокол № ___ от «____» сентября 2015 г.

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

«Тропинка к своему Я»

2  класс

2015-2016 учебный год

Составила: Сорокина Е. Н.

г.УДАЧНЫЙ

2015

Пояснительная записка

        Рабочая программа «Тропинка к своему Я» разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой.

        Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

        Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

        Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

        Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

- осознание себя с позиции школьника;

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

        Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

        Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Описание места предмета в учебном плане

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год).                

Общая характеристика предмета

        В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

        Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

                1.Введение в тему.

                2.Развёртывание темы.

                3.Индивидуализация темы.

                4.Завершение темы

Формы организации учебного процесса

        Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

        Формы контроля: входная,  итоговая диагностика.        

        Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и   одноклассников;
  • учиться прогнозировать последствия своих поступков;
  • определять и формулировать цель  в совместной работе с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;
  • строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото);
  • делать выводы в результате совместной работы в группе;
  • учиться графически оформлять изучаемый материал;
  • моделировать различные ситуации;
  • усваивать разные способы запоминания информации.

Коммуникативные УУД:        

  • учиться позитивно проявлять себя в общении;
  • учиться договариваться и приходить к общему решению;
  • учиться понимать эмоции и поступки других людей;
  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.

Содержание программы

Содержание программы для 2 класса отражает основные направления  работы и включает

следующие разделы:

                                   Раздел 1. Вспомним чувства (4часа)

  • Мы рады встрече.
  • Понимаем чувства другого.
  • Мы испытываем разные чувства.

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? (22 часа)

  • Люди отличаются друг от друга своими качествами.
  • Хорошие качества людей.
  • Самое важное хорошее качество.
  • Кто такой сердечный человек.
  • Кто такой доброжелательный человек.
  • Трудно ли быть доброжелательным человеком.
  • Я желаю добра ребятам в классе.
  • Очищаем свое сердце.
  • Какие качества нравятся друг другу.
  • Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.
  • Люди отличаются друг от друга своими качествами.
  • В каждом человеке есть светлые и темные качества.

Раздел 3. Какой  Я – Какой ты. (8 часов)

  • Какой Я?
  • Какой ты?
  • Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
  • Школьные трудности.
  • Домашние трудности.

Тематическое планирование

№ занятия

Темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Дата проведения

По плану

Факт.

Раздел 1. Вспомним чувства (4часа)

1

2

Мы рады встрече.

2

Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

05.09

12.09

3

Понимаем чувства другого.

1

19.09

4

Мы испытываем разные чувства.

1

26.09

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? (22 часа)

5

6

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

2

Познакомить детей с понятием «качества людей».

Исследование своих качеств и особенностей.

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение  уверенности в себе.

03.10

10.10

7

8

Хорошие качества людей.

2

17.10

24.10

9

10

Самое важное хорошее качество.

2

31.10

14.11

11

12

Кто такой сердечный человек.

2

21.11

28.11

13

14

Кто такой доброжелательный человек.

2

05.12

12.12

15

16

Трудно ли быть доброжелательным человеком.

2

19.12

26.12

17

18

Я желаю добра ребятам в классе.

2

19

20

Очищаем свое сердце.

2

21

22

Какие качества нравятся друг другу.

2

23

24

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

2

25

26

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

2

Раздел 3. Какой  Я – Какой ты. (8 часов)

27

28

Какой Я?

2

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.

29

30

Какой ты?

2

31

32

Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

2

33

Школьные трудности.

1

34

Домашние трудности.

1

Литература

  1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2014 г. – 280 с.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2012г.-168с.
  3. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2014.-248 с.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2012. – 160с.
  5. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2013. – 128с.
  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2015. – 344с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литер. чтению-2класс.

Представлена программа по литературному чтению Л.Ф. Климанова -2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков

Рабочая программа  по  окружающему миру  для 2 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков

Рабочая программа  по  окружающему миру  для 2 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру  во 2 классе по УМК "начальная школа ХХI века"...

Рабочая программа по математике для 2класса по ФГОС

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2. Авторской программы Т.Е. Демидовой, ...

Рабочая программа по окружающему миру(2класс)

Календарно-тематическое планирование по Образовательной системе "Школа 2100"...

Рабочая программа по окружающему миру 2класс "Школа России" фгос

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...