Рабочая программа "Тропинка к своему я"-2класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Внеурочная деятельность учащихся 2 классов . Уроки психологии в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_2_k.docx | 26.33 КБ |
tropinka_2_k.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 им. Л.А.ПОПУГАЕВОЙ»
Согласовано: _________________ Утверждаю: ________________ Руководитель МО Лихогодина Н.А. Председатель НМС: Багдасаева О.П.
«___________» сентября 2015 г. Протокол № ___ от «____» сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Тропинка к своему Я»
2 класс
2015-2016 учебный год
Составила: Сорокина Е. Н.
г.УДАЧНЫЙ
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год).
Общая характеристика предмета
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы организации учебного процесса
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, итоговая диагностика.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;
- учиться прогнозировать последствия своих поступков;
- определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото);
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- учиться графически оформлять изучаемый материал;
- моделировать различные ситуации;
- усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
- учиться позитивно проявлять себя в общении;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- учиться понимать эмоции и поступки других людей;
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
Содержание программы
Содержание программы для 2 класса отражает основные направления работы и включает
следующие разделы:
Раздел 1. Вспомним чувства (4часа)
- Мы рады встрече.
- Понимаем чувства другого.
- Мы испытываем разные чувства.
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? (22 часа)
- Люди отличаются друг от друга своими качествами.
- Хорошие качества людей.
- Самое важное хорошее качество.
- Кто такой сердечный человек.
- Кто такой доброжелательный человек.
- Трудно ли быть доброжелательным человеком.
- Я желаю добра ребятам в классе.
- Очищаем свое сердце.
- Какие качества нравятся друг другу.
- Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.
- Люди отличаются друг от друга своими качествами.
- В каждом человеке есть светлые и темные качества.
Раздел 3. Какой Я – Какой ты. (8 часов)
- Какой Я?
- Какой ты?
- Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
- Школьные трудности.
- Домашние трудности.
Тематическое планирование
№ занятия | Темы | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения | |||
По плану | Факт. | ||||||
Раздел 1. Вспомним чувства (4часа) | |||||||
1 2 | Мы рады встрече. | 2 | Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. | 05.09 12.09 | |||
3 | Понимаем чувства другого. | 1 | 19.09 | ||||
4 | Мы испытываем разные чувства. | 1 | 26.09 | ||||
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? (22 часа) | |||||||
5 6 | Люди отличаются друг от друга своими качествами. | 2 | Познакомить детей с понятием «качества людей». Исследование своих качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе. | 03.10 10.10 | |||
7 8 | Хорошие качества людей. | 2 | 17.10 24.10 | ||||
9 10 | Самое важное хорошее качество. | 2 | 31.10 14.11 | ||||
11 12 | Кто такой сердечный человек. | 2 | 21.11 28.11 | ||||
13 14 | Кто такой доброжелательный человек. | 2 | 05.12 12.12 | ||||
15 16 | Трудно ли быть доброжелательным человеком. | 2 | 19.12 26.12 | ||||
17 18 | Я желаю добра ребятам в классе. | 2 | |||||
19 20 | Очищаем свое сердце. | 2 | |||||
21 22 | Какие качества нравятся друг другу. | 2 | |||||
23 24 | Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. | 2 | |||||
25 26 | Люди отличаются друг от друга своими качествами. | 2 | |||||
Раздел 3. Какой Я – Какой ты. (8 часов) | |||||||
27 28 | Какой Я? | 2 | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. | ||||
29 30 | Какой ты? | 2 | |||||
31 32 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице. | 2 | |||||
33 | Школьные трудности. | 1 | |||||
34 | Домашние трудности. | 1 |
Литература
- Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2014 г. – 280 с.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2012г.-168с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2014.-248 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2012. – 160с.
- Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2013. – 128с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2015. – 344с.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 им. Л.А.ПОПУГАЕВОЙ»
Согласовано: _________________ Утверждаю: ________________ Руководитель МО Лихогодина Н.А. Председатель НМС: Багдасаева О.П.
«___________» сентября 2015 г. Протокол № ___ от «____» сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Тропинка к своему Я»
2 класс
2015-2016 учебный год
Составила: Сорокина Е. Н.
г.УДАЧНЫЙ
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год).
Общая характеристика предмета
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы организации учебного процесса
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, итоговая диагностика.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;
- учиться прогнозировать последствия своих поступков;
- определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото);
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- учиться графически оформлять изучаемый материал;
- моделировать различные ситуации;
- усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
- учиться позитивно проявлять себя в общении;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- учиться понимать эмоции и поступки других людей;
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
Содержание программы
Содержание программы для 2 класса отражает основные направления работы и включает
следующие разделы:
Раздел 1. Вспомним чувства (4часа)
- Мы рады встрече.
- Понимаем чувства другого.
- Мы испытываем разные чувства.
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? (22 часа)
- Люди отличаются друг от друга своими качествами.
- Хорошие качества людей.
- Самое важное хорошее качество.
- Кто такой сердечный человек.
- Кто такой доброжелательный человек.
- Трудно ли быть доброжелательным человеком.
- Я желаю добра ребятам в классе.
- Очищаем свое сердце.
- Какие качества нравятся друг другу.
- Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.
- Люди отличаются друг от друга своими качествами.
- В каждом человеке есть светлые и темные качества.
Раздел 3. Какой Я – Какой ты. (8 часов)
- Какой Я?
- Какой ты?
- Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
- Школьные трудности.
- Домашние трудности.
Тематическое планирование
№ занятия | Темы | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения | |||
По плану | Факт. | ||||||
Раздел 1. Вспомним чувства (4часа) | |||||||
1 2 | Мы рады встрече. | 2 | Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. | 05.09 12.09 | |||
3 | Понимаем чувства другого. | 1 | 19.09 | ||||
4 | Мы испытываем разные чувства. | 1 | 26.09 | ||||
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? (22 часа) | |||||||
5 6 | Люди отличаются друг от друга своими качествами. | 2 | Познакомить детей с понятием «качества людей». Исследование своих качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе. | 03.10 10.10 | |||
7 8 | Хорошие качества людей. | 2 | 17.10 24.10 | ||||
9 10 | Самое важное хорошее качество. | 2 | 31.10 14.11 | ||||
11 12 | Кто такой сердечный человек. | 2 | 21.11 28.11 | ||||
13 14 | Кто такой доброжелательный человек. | 2 | 05.12 12.12 | ||||
15 16 | Трудно ли быть доброжелательным человеком. | 2 | 19.12 26.12 | ||||
17 18 | Я желаю добра ребятам в классе. | 2 | |||||
19 20 | Очищаем свое сердце. | 2 | |||||
21 22 | Какие качества нравятся друг другу. | 2 | |||||
23 24 | Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. | 2 | |||||
25 26 | Люди отличаются друг от друга своими качествами. | 2 | |||||
Раздел 3. Какой Я – Какой ты. (8 часов) | |||||||
27 28 | Какой Я? | 2 | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. | ||||
29 30 | Какой ты? | 2 | |||||
31 32 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице. | 2 | |||||
33 | Школьные трудности. | 1 | |||||
34 | Домашние трудности. | 1 |
Литература
- Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2014 г. – 280 с.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2012г.-168с.
- Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2014.-248 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2012. – 160с.
- Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2013. – 128с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2015. – 344с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литер. чтению-2класс.
Представлена программа по литературному чтению Л.Ф. Климанова -2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса с разделами:1. Пояснительная записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса с разделами:1. Пояснительная записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...
рабочая программа по окружающему миру 2класс
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по УМК "начальная школа ХХI века"...
Рабочая программа по математике для 2класса по ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2. Авторской программы Т.Е. Демидовой, ...
Рабочая программа по окружающему миру(2класс)
Календарно-тематическое планирование по Образовательной системе "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс "Школа России" фгос
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...