Работа над диалогической речью во внеурочное время со слабослышащими учащимися II отделения школы II вида.
статья (1 класс) по теме

Работа знакомит с необходимостью формирования диалогической речи слабослышащих учащихся IIотделения школы II вида во внеурочное время. Предназначена для воспитателей школы II вида, родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старкова В. П. –учитель-дефектолог КОУОО «СКОШИ №15 II вида»

Работа над диалогической речью во внеурочное время со слабослышащими учащимися II отделения школы II вида.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе II вида проводится большая целенаправленная работа по развитию устной разговорной речи, важным разделом которой является ведение диалогов. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников ( или собеседника), от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений. Часто в диалоге встречаются вопросительные и восклицательные предложения, междометия, частицы, встречается разговорная лексика, используется мимика, жесты, интонация.

Особенности диалогической речи широко освещены в психологической и лингвистической литературе (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.К. Маркова, О.Б. Сиротинина, Л.В. Щерба и др.).

Работа над диалогической речью развертывается по единому плану, включающему следующие виды коммуникации:

1.Понимание и выполнение поручений, умение выражать просьбу, желание, побуждение;

2.Умение обратиться к товарищу или другому лицу по собственному побуждению;

3.Умение задавать вопросы и отвечать на них;

4.Умение сообщить об интересных событиях, о проведенном выходном дне, о просмотренном фильме и т.д.

Слабослышащему ребенку необходимо овладеть диалогической речью, т. к. в диалогах реализуется познавательная активность, реализуется умственное и личностное развитие ребенка, его успешная интеграция и социализация в обществе слышащих людей.

Значимость повышения уровня коммуникативного развития ребенка с особыми образовательными потребностями подчеркивается такими специалистами в области сурдопедагогики, как Р.М. Боскис, И.М. Гилевич, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, М.И. Никитина и др.

Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, богатства словаря и грамматического строя речи. У слабослышащих детей II отделения ограниченный объем словарного запаса, аграмматизмы, нечеткость звукопроизношения, нарушение мышления, памяти, внимания существенно ограничивают их коммуникативные возможности. Дети не умеют общаться друг с другом, с окружающими их людьми, т.к. они не умеют выражать просьбу, желание, не умеют задавать вопросы и отвечать на них. Глухие и слабослышащие дети почти не задают вопросов по собственной инициативе, спрашивают лишь значение отдельных слов, выражений. Чтобы научиться спрашивать, необходим определенный уровень общего развития, определенный «кругозор» уч-ся.

Развивать умение вести диалог следует с начала обучения, поэтому обучение глухих и слабослышащих детей языку в начальной школе начинается с развития диалогической речи - как наиболее им доступной и естественной для словесного общения учителя с классом и детей между собой.

 К сожалению, работа по развитию устной коммуникации ограничивается только уроками развития речи, что недостаточно для полноценного овладения диалогической речью. Оптимальные условия для формирования разговорной речи могут быть созданы во внеурочной деятельности, где создаются благоприятные условия для развития у слабослышащих учащихся II отделения навыков ведения диалогов, обогащение их разговорной речи различными репликами, расширения их круга общения. Однако в современных трудах по речевому развитию слабослышащих учащихся отсутствует разработанная система совершенствования диалогической речи во внеурочной деятельности, рекомендации по развитию диалогической деятельности слабослышащих уч-ся даются в самом общем виде. (Е.Н. Пенин, З.А. Пономарева, Е.Г. Речицкая и др.)

Поэтому был составлен примерный речевой материл диалогов для учащихся начальных классов II отделения, работа над которым проводится во внеурочное время воспитателями, родителями (по желанию).

Примерный речевой материал составлен на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида ( уроки развития речи - 1-4классы).

Цель работы: Формирование диалогической речи слабослышащих детей II отделения во внеурочное время.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: 1.Формирование умений у слабослышащих уч-ся II отделения выражать просьбу, желание, побуждение, умений понимать (должна быть внятной речь собеседника) и выполнять поручения. (Общение происходит между детьми).

2.Формирование умения обратиться к товарищу или другому лицу по собственному побуждению.

3.Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них.

4.Формирование умения вести диалоги (между детьми) в разных ситуациях.

5.Формирование умений делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

6.Формирование умения соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителями, родителями.

Для реализации поставленных задач примерный речевой материал  был составлен для 1 – 4 классов по четвертям с учетом уровня речевого развития слабослышащих детей II отделения.

Темы диалогов актуальны, необходимы для жизни, знакомы по содержанию  (изучались на уроках развития речи), составлены по одному из важных дидактических принципов – переход от более легких к более трудным, максимально приближающим слабослышащего школьника к условиям свободного общения, диалоги разнообразны по тематике:

Приготовительный класс – темы: «Дай мне…», «Попроси …», «Что у тебя?», «Чья? ( Чье? Чей?)…», «Что ты делаешь?», «На прогулку», «Можно в туалет?», «Ты болеешь?», «Позови …». (В приготовительный класс слабослышащие дети II  отделения часто поступают неподготовленные к школе, с ограниченным словарным запасом или его отсутствием, с I (реже со II) уровнем речевого развития, с большим количеством дефектных звуков, поэтому в диалогической речи их нужно научить самому элементарному, хотя бы уметь выразить просьбы для удовлетворения своих естественных потребностей).

1 класс – темы: «В гостях», «В автобусе», «Семья», «На прогулку»,  «Что будем делать?», «Позови …», «Попроси …», «У меня нет …», «Давай играть.», « У меня есть …», «Дай мне…», «Дайте мне…», «Пойдем обедать.», «Ты заболел?», «У врача», « Ой, больно». (В 1 классе накапливается словарный запас, дефектные звуки II концентра заменяются на звуки I концентра, речь становится более внятной, поэтому и диалогическая речь расширяется).

2 класс – темы: «В гостях», «На чем ты приехал?», «Посмотри на картинку…», «Ты заболела?», «Знакомство», «Какое сегодня число?», «Кого нет в классе?», «Столовая», «Иди обедать», «Ужинать пора!» (мама и ребенок), «Я хочу пить», «Я хочу есть» (мама и ребенок.), «Купи мне…», «Кто дежурный? (маленький учитель и ребенок), «Ты нездорова?», «Позови …», «Попроси …», «Пригласи» ( в гости ребят), «Угощайтесь!». ( Во втором классе дети уже умеют задавать вопросы, начинают интересоваться происходящими событиями в классе, окружающей жизнью).

3 класс – темы: « Семья», «Открой форточку», «Завтра выходной», «У врача», «Знакомство», «У тебя есть друг? (подруга?)», «Мама, куда ты ходила?», «Магазин « (игра), «На даче», «Ты уже обедал?» (мама и ребенок), «В столовой», «День рождения». ( В третьем классе детям уже нравится вести диалоги с товарищами, с родителями, т.к. они понимают полезность и необходимость ведения диалога, с помощью которого можно узнать много  нового и интересного).

4 класс – « На отдыхе», «Уже осень…», «Зачем ты взял книгу?», «Во сколько начался первый урок?», «Завтрак» (мама и ребенок), «Почему ты опоздал?», «Скоро Новый год!», «Как зовут твоих родителей?», « Вова, иди обедать!», «Контрольная работа», «Поздравляю с днем рождения!», «Ура! Скоро каникулы!» ( В 4 классе слабослышащие дети II отделения могут самостоятельно вести диалоги друг с другом в разных ситуациях, что очень важно для речевого развития разговорной речи).

Чтобы достичь положительных результатов в обучении диалогической речи слабослышащих детей II отделения, нужна большая кропотливая систематическая работа педагогов.

На первых порах уч-ся пользуются теми же вопросами, которые им задает педагог. Постепенно учитель предлагает поставить им аналогичные вопросы, затем подводит уч-ся к самостоятельным формулировкам, учит диалогической речи, учит умению ставить вопросы в живой разговорной речи.

Если ребенок испытывает затруднения, то вначале нужно объяснить, что диалог – это обмен информацией: вопросами, ответами, предполагающими обязательную реакцию собеседника. В трудном случае прибегают к репликам - табличкам (начальный этап обучения диалогической речи). Таблички написаны на бумаге разного цвета, которые раскладываются в 2 колонки.

Для более успешных детей обучение ведению диалога можно усложнить: таблички с репликами перемешиваются и ученик сам раскладывает диалог « на двух участников». В дальнейшем опоры убираются и дети без подсказок ведут диалог между собой.

Или можно применять фигурки, изображающих различных героев, которые будут «беседовать» между собой.

При обучении детей диалогической речи можно использовать следующие виды работ:

1.Игры («Магазин», «У врача», «Иди обедать» и т. д. ).

2.Демонстрация по ходу диалога( в разных жизненных ситуациях): «В раздевальне», «В спальне», «В библиотеке»).

3.Диалог с использованием картинок, серии картинок по темам «Зима», «Весна» и т. д.

4.Диалог после каких-то событий («Посещение театра», «Прогулка в парке», «Праздник «Золотая осень» и т.д.).

Примерный речевой материал может усложняться в зависимости от уровня развития речи слабослышащих уч-ся II отделения. Наряду с запланированными диалогами детей нужно учить вести диалоги - экспромты, связанные с жизненными ситуациями («Опоздал», «Почему ты плачешь?», «Что случилось? и т. д.). Примерный речевой материал (диалоги) может использоваться в практике работы воспитателей, учителей, родителей, педагогов дошкольного образования со слабослышащими детьми II отделения.

Работа над примерным речевым материалом рассчитана на 5 лет.  Примерное время отработки диалогов указано. Материал апробирован, т.к. применяется во внеурочной деятельности воспитателями уже пятый год.

Результат отработки примерного речевого материала во внеурочное время слабослышащими уч-ся II отделения положительный: наблюдается активизация диалогической речи, дети усвоили определенный порядок ведения диалога, отмечается стремление детей обратиться с просьбой, желанием по собственному побуждению, дети не боятся задавать вопросы окружающим, учатся умению выслушивать своих товарищей, делиться своими чувствами, переживаниями, интересами, настроением, учатся соблюдать правила культуры общения, переносят изученные диалоги в разные жизненные ситуации, что очень важно для формирования диалогической речи.

Литература

1.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., Просвещение, 1974. С. 33, 58 -59.

2.Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. – М., Просвещение, 1991. С. 95 -150.

3. Демина А.В. Формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности. /Диссертация/ Место защиты: Московский гос. Гуманитарный ун-т им. Шолохова. – М., 2010. С. 1-5.

4.Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., Просвещение, 1977.с.136 – 140, 154 – 156.

5.Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Соловьева Т.А. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования глухих детей / Проект/ - М., Просвещение, 2013. С.42-45. 5.

6.Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И. Багрова И.Г., Гилевич И.М. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – М., Просвещение, 2006. С. 35-38.

7.Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя: в 2 ч.: ч.1 /Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. С.32 – 40.

8. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., Просвещение, 1985.с.10-11.

9. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004. С.139-144.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения начальных классов школы II вида во внеурочное время.

Примерный речевой материал рассчитан для слабослышащих учащихся II отеделения 1-4 классов. Работа направлена на формирование диалогической речи и представляет собой разработанные диалоги, мспользуемые...

Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера для формирования разговорной речи слабослышащих учащихся II отделения во внеурочное время.

Составленный речевой материал позволяет организовать работу воспитателей (родителей) по формированию обиходно-разговорной речи....

Урок развития речи для учащихся 3 класса школы V вида по теме "Осень"

Конспект по развитию речи для учащихся 3 класса школ V вида включает в себя разнообразные задания по формированию лексико-грамматической стороны речи. Работа на уроке строится по системе слово - слово...

Конспект урока русского языка для 5 класса 2 отделения школы II вида «Употребление в связной речи существительных единственного числа в родительном падеже»

Конспект урока русского языка  в 5 классе II отделения Тема урока:  «Употребление в связной речи существительных единственного числа в родительном падеже»....

Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов школ VIII вида (из опыта работы)

Статья для сборника "Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании (традиции, поиск, новаторство) ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет".Институт педагогик...

Конспект внеурочного занятия для 3 класса (для слабослышащих учащихся 2 отделения) по теме "Осторожно, тонкий лёд!"

Конспект внеурочного занятия по курсу «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» для 3 класса слабослышащих обучающихся 2 отделения, вариант программы 2.2....

Конспект внеурочного занятия для слабослышащих учащихся 1 класса на тему: "Время года - зима"

Конспект внеурочного занятия для слабослышащих учащихся 1 класса на тему: "Время года - зима"...