Урок развития речи для учащихся 3 класса школы V вида по теме "Осень"
план-конспект урока (3 класс) по теме
Конспект по развитию речи для учащихся 3 класса школ V вида включает в себя разнообразные задания по формированию лексико-грамматической стороны речи. Работа на уроке строится по системе слово - словосочетание - предложение - текст и позволяется учащимся с ТНР в конце урока самостоятельно составить связный рассказ по заданной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 3 классе
Тема: «Осень».
Цели:
коррекционно-образовательные цели:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Осень»;
- упражнять в практическом употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными.
- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
коррекционно-развивающие цели:
- развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
- развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки звукового анализа и дифференциации;
- развивать общую моторику;
- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
коррекционно-воспитательные цели:
- воспитывать коммуникативные навыки;
- воспитывать интерес к живой природе;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: изображение листьев, стихотворение каждому ученику, карточки со словами, пиктограммы.
Ход урока
I Организационный момент
II Речевая разминка
- Упражнение «Листочки»
Ребята, подул осенний ветерок и принес на ваши парты листочки с разных деревьев. Давайте подумаем, с каких деревьев эти листья и как они правильно называются.
Клён – кленовые,
Рябина – рябиновые,
дуб – дубовые,
берёза – березовые,
ива – ивовые.
Дыхательная гимнастика
Положите свой листочек на ладошку и подуйте на него, чтобы он взлетел.
- Сообщение темы и цели урока.
Ребята, а какие ваши листочки? (разноцветные). Почему листья поменяли свой цвет и прилетели к нам на урок? Почему они не остались на деревьях? (наступила осень).
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить про осень, составлять словосочетания и предложения про это чудесное время года. А в конце урока мы с вами придумаем красивый рассказ про осень.
- Речевая разминка.
- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) .
- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя)
- Как можно назвать осень в октябре? (Золотая)
- Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)
- Какое время года было перед осенью? (Лето)
- Какое будет после осени? (Зима)
Чтение стихотворения про осень:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Объясните выделенные слова.
Запись в тетради числа, классной работы и темы урока «Осень».
III Работа по теме урока
- Работа над словом.
а) Вот снова подул осенний ветер и принес к нам слова, связанные с осенью. Вы должны прочитать их, запомнить и записать в тетрадь:
осень
листопад
дождь
лужи
б) А сейчас я зачитаю вам другие осенние слова. Вам нужно их запомнить и записать в тетрадь:
птицы
ветер
листья
тучи
в) А теперь давай те эти слова назовем ласково:
птицы – птички,
ветер – ветерок,
листья – листочки,
тучи – тучки.
С какой частью речи мы сейчас работали? (с существительными)
- Работа над словосочетанием.
Работа в парах.
И снова подул наш осенний ветерок и принес вам на парты новое интересное задание. Сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать в парах.
На каждой парте лежит своё существительное. Прочитайте его. Вам нужно из предложенного списка прилагательных выбрать только те, которые подходят к вашему существительному. Подчеркнуть их и записать в тетрадь. После этого придумать своё прилагательное и записать его.
Существительные: осень, солнце, небо, листья, животные, одежда.
Прилагательные: золотая, пасмурное, низкое, демисезонная, разноцветные, холодная, осеннее, тусклое, яркие, запасливые, тёплая, занятые.
Давайте разберем пример:
Осень – золотая, холодная, поздняя.
На доске пиктограммы (осень, солнце, небо, листья, животные, одежда).
Проверка:
Солнце – осеннее, тусклое, низкое.
Небо – пасмурное, низкое, мрачное.
Листья – яркие, разноцветные, красочные.
Животные – запасливые, занятые, сонные.
Одежда – демисезонная, тёплая, осенняя.
Физминутка:
Шлёп-шлёп-шлёп - иду по лужам. Ритмичное постукивание ладонями по
коленям.
Хлюп-хлюп-хлюп – вода в ботинках. Ритмичное притопывание.
Кап-кап-кап – мне зонтик нужен. Поднять руки вверх и ритмично
встряхивать
кистями.
Оп-оп-оп – вода по спинке. Ритмичное похлопывание ладонями по
спине.
Буль-буль-буль – упала шапка. Выполняют «пружинку».
Ой-ой-ой – кругом вода. Ритмично кружатся.
Да-да-да – себя так жалко. Качают головой.
Одевайтесь в дождь всегда!
- Работа с предложением.
а) Подберите к каждой пиктограмме глагол.
Осень – наступила.
Солнце – не греет.
Небо, тучи – плывут.
Листья – опадают.
Животные – готовятся.
Одежда – надели.
б) Составление предложений.
Использую существительное, глагол и одно из прилагательных составьте устно предложение по каждой картинке.
Наступила золотая осень.
Осеннее солнце уже не греет.
По пасмурному небу плывут хмурые тучи.
С деревьев опадают разноцветные листья.
Запасливые животные готовятся к зиме.
Люди надели демисезонную одежду.
в) Составление рассказа.
Кто сможет повторить наш рассказ про осень? (2-3 ученика).
г) Работа в тетради.
Запишите то предложение, которое вам понравилось больше всего.
Проверка.
IV Итог урока
О каком времени года мы сегодня говорили?
Какое задание было самое трудное?
Домашнее задание – выучить стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.
Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...
Урок развитие речи (окружающий мир). 1класс, школа V вида.
На уроке у учащихся будут расширены представления о перелётных птицах, активизируется словарь по данной теме, воспитывается интерес окружающему миру....
Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида "Деревья и кустарники"
Даныый урок был разработан и показан в рамках аттестации на высшую категорию. Это конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 «б»...
конспект урока развития речи в 1 классе школы 1-2 вида
конспект урока развития речи на тему "Осень". 1 класс, школа 1-2 вида...
Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.
Данный материал урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»
ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речив 4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок» Учитель начальных класс...