Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения начальных классов школы II вида во внеурочное время.
методическая разработка (1 класс) по теме
Примерный речевой материал рассчитан для слабослышащих учащихся II отеделения 1-4 классов. Работа направлена на формирование диалогической речи и представляет собой разработанные диалоги, мспользуемые во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_rechevoy_material_dlya_formirovaniya_dialogicheskoy_rechi.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова В.М., Старкова В.П.-учителя-дефектологи
КОУОО «СКОШИ №15 II вида»
Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения начальных классов школы II вида во внеурочное время.
Методическая записка.
Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения составлен в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида
/Раздел: Язык и литература /.
Речевой материал представлен в определенной последовательности : по классам ( с приготовительного по четвертый), четвертям, с указанием примерного времени отработки. В зависимости от уровня речевого развития учащихся педагог может по своему усмотрению усложнить речевой материал или изменить его содержание.
Работа над диалогами во внеурочное время начинается в подготовительном классе, где преобладают отдельные вопросы и ответы на них.
В 1 -3 классах школьники учатся более развернутому диалогу, а к 4 классу в диалогах могут участвовать не только 2 лица, но и более количество участников.
Разговорная речь представлена в виде вопросов, выражения просьб, пожеланий, сообщений о случившемся, речевой материал знаком по форме и по содержанию.
Фразы составленных диалогов являются типовыми, содержат определенные модели высказываний, по образцу которых строятся другие фразы в различных ситуациях общения, например, в 1 классе по образцу фразы-модели «Попроси…» могут быть построены фразы типа: «Попроси альбом», «Попроси тетрадь», «Попроси яблоко» и т. д.
Из класса в класс усложняется структура фраз и по лексическому составу и по синтаксической структуре , например:
1 класс – Дай мне, пожалуйста, альбом.
2 класс – Вова, на чем ты приехал в школу?
3 класс – Сейчас я спрошу у мамы, что нам нужно купить.
4 класс – (из поздравления) Я желаю тебе всего самого доброго, долгих лет жизни, хорошего настроения!
Таким образом осуществляется один из важнейших принципов – переход от более легких видов ревой деятельности к более трудным, максимально приближающим слабослышащего школьника к условиям свободного общения.
Во внеурочное время возникает много ситуаций и это нужно использовать для работы по обучению живому диалогу, исключающему формальное ведение заученных разговоров. И не нужно забывать о том, что дети с самого начала развития учатся спрашивать именно потому, что им интересно или что-то нужно узнать, то есть речь должна быть для них мотивированной.
При работе над диалогами формируется слуховое восприятие и произносительная сторона речи: автоматизируются и дифференцируются звуки, идет работа над логическим, словесным ударением, над интонацией, орфоэпией, над речевым дыханием. Дети стремятся говорить красиво внятно, иначе собеседник их не поймет и диалога не получится.
Развитие разговорной речи – одна из важнейших задач обучения слабослышащих учащихся II отделения школы II вида.
Д И А Л О Г И
Приготовительный класс
1 четверть ( 7 недель)
- -Коля, дай карандаш (резинку, ручку) 2 недели
-На.(Возьми).
- -Как тебя зовут? 3 недели
-Сколько тебе лет?
- -Попроси ручку у Саши.
-Саша, дай мне ручку! 2 недели
2 четверть (5 недель)
- -Чья?( Чей? Чье?) тетрадь, расческа, полотенце?
-Моя тетрадь ( Это не моя тетрадь. Это Олина тетрадь.) 3 недели
- -Что ты делаешь?
-Я рисую.( Я пишу. Я читаю…) 2 недели
-А ты что делаешь?
-А я играю.
3 четверть( 10 недель)
- -Какое у тебя яблоко?
-У меня большое сладкое яблоко. А у тебя?
-А у меня маленькое кислое яблоко. 3 недели
- -Коля, что это у тебя?
-У меня ручка.(мяч, игрушка…)
-Что ты будешь делать?
-Я буду писать( играть…) 3 недели
- На прогулку
-Идем на прогулку!
-Идем!
-Сегодня тепло или холодно?
-Сегодня холодно.
-Что ты наденешь?
-Я надену сапоги, пальто.А ты?
-А я кроссовки и куртку. 3 недели
- -Это мишка или кукла?
-Это кукла.
-А это кто: собака или лиса? 1 неделя
-Это лиса.( У детей в руках игрушки).
4 четверть (4 недели)
- (Опоздал в класс, стучит)
-Можно?
-Да, можно!
-Извините!
- -Можно в туалет?
-Иди.(Можно) 1 неделя
- -Ты болеешь?
-Да.
-Что у тебя болит?
-У меня болит голова (живот, горло…).
-Пойдем к врачу. 1неделя
- Позови.
-Позови Алешу.
-Алеша, тебя зовет Галина Ивановна. Иди!
-Хорошо.
1 неделя
- Попроси
-Алена, попроси у Оли линейку.
-Оля, дай мне (пожалуйста) линейку.
-На.(Возьми).
-Спасибо! 1 неделя
1 класс
1 четверть( 7 недель)
- В гостях.
-Привет!( Здравствуйте!)
-Привет!
-Проходите. Садитесь. Вот конфеты, угощайтесь!
-Спасибо.
-Давай играть.
-Давай.
-Я пойду домой.
-До свидания! 2 недели
- В автобусе.
-Садитесь, пожалуйста!
-Спасибо!
-Пожалуйста! 1 неделя
- Посмотри на картинку.
-Посмотри на картинку, что там?
-Там яблоко.( на картинке яблоко…)
1 неделя
- Семья.
-Какая у тебя семья?
-У меня большая ( маленькая) семья.
-Сколько человек в семье?
-Пять человек: мама, папа, дедушка,бабушка и я .
-Как зовут папу? (маму, бабушку, деда, брата, сестру…) 2 недели
- На прогулку.
-Ты идешь на прогулку?
-Да,иду.(Нет, не иду.)
-Что будем делать на прогулке?
-Будем играть.
-Как ты хочешь играть?
-Я хочу играть в классики( мяч, в догонялки, в прятки, качаться на качелях)
2недели
2 четверть (6 недель)
- -Иди к шкафу. Возьми мяч.
-Я взял мяч. Что будем делать?
-Будем играть. Лови мяч.( Играют)
-Хватит, я устал.
-И я тоже устал! 2 недели
- Позови.
-Ира, позови Елену Викторовну.
-Елена Викторовна, вас зовет Светлана Николаевна. 2 недели
- Попроси.
-Света, попроси у Алеши карандаш!
-Алеша, дай мне карандаш!
-На.( Возьми)
-Спасибо.
-Пожалу(й)ста! 2 недели
3 четверть (10 недель)
- У меня нет…
-Алла Викторовна, у меня нет ручки.(резинки…)
-Попроси у Алены.
-Алена, дай мне, пожалуйста ручку.
-Возьми.
-Спасибо!
-Пожалуйста! 2 недели
- Давай играть.
-Давай играть в куклы.
-Давай.
-Принеси свою куклу.
-А ты принеси свою.
-Мою куклу зовут Катя, а твою?
-А мою зовут Соня.
-Сколько платьев у Кати?
-Три, а у твоей Сони?
-Пять.
-Кто шил платья?
-Мы купили.(Мама сшила) 2 недели
- У меня есть…
-У меня есть новая книга!
-Покажи!
-Давай смотреть вместе! 2 недели
-Давай!
-Я люблю картинки. Кто это?
-Я не знаю. Спроси Людмилу Петровну.
-Людмила Петровна, кто это?
- Дай мне…
-Дай мне, пожалуйста, альбом.
-Зачем?
-Я буду рисовать.
-Возьми. А потом положи в шкаф.
-Хорошо.
-Не забудь!
-Не забуду. 1 неделя
- Дайте мне, пожалуйста…
-Дайте мне, пожалуйста, бумагу и карандаш.
-Возьми. Что ты будешь делать?
-Я буду рисовать.
-А что ты хочешь нарисовать?
-Я хочу нарисовать… 1 неделя
- Пойдем обедать.
-Ты уже обедал?
-Нет, я еще не обедал.
-Я тоже не обедал.
-Пойдем в столовую.
-А обедать уже пора?
-Да, уже пора!
-Пойдем позовем ребят.
-Пойдем!
-Ребята, пойдемте обедать! 2 недели
4 четверть( 4 недели)
- Ты заболел?
-Да.
-Что у тебя болит?
-У меня болит живот.( голова, рука, нога, горло, ухо.)
-Пойдем к врачу.
-Хорошо. Пойдем! 1 неделя
- У врача.
-Здравствуйте, Светлана Николаевна!
-Здравствуй, Вова!Что случилось?
-У меня болит голова.
-Давай поставим градусник. У тебя температура. Выпей лекарство.
-Хорошо.
-Когда приедет мама?
-В 2 часа.
-Надо ехать домой лечиться, а пока полежи!
2 недели
- Ой, больно!
-Ой, больно, больно!А-а-а!
-Ты почему плачешь? Что случилось?
-Я порезал палец. Больно!
-Ничего, ничего. Дай палец. Я помажу зеленкой и забинтую. 1 неделя
2 класс
1 четверть (7 недель)
- В гостях.
(Пришло несколько человек)
-Здравствуйте!
-Здравствуйте!
-Проходите! Садитесь! Вот вам конфеты, печенье. (Угощайтесь! Берите!)
-Спасибо.
-Давайте играть.
-Давайте.
-Мы пойдем домой!
-Хорошо.
-До свидания!
-До свидания! 2 недели
- На чем ты приехал?
-Вова, на чем ты приехал в школу?
-Я приехал в школу на автобусе.
-На каком автобусе?
-На шестом.
-А ты на чем приехал?
-А я приехал на машине. 2 недели
- Посмотри на картинку.
-Что там? (Кто там?)
-Вот Буратино, он разговаривает с лисой Алисой …. 2 недели
- Ты заболел?
-Алеша, ты заболел?
-Да, я чувствую себя очень плохо.
-А что у тебя болит?
-Голова и горло.
-А насморк и кашель у тебя есть?
-Да, у меня есть и кашель и насморк.
-Сейчас я дам тебе лекарство.
-Я скоро поправлюсь( буду здоров)?
-Да, ты скоро поправишься. 1 неделя
2 четверть ( 6 недель)
- Знакомство
-Здравствуйте!
-Здравствуйте!
-Как тебя зовут?
-Меня зовут Сережа.
-А как твоя фамилия?
-Моя фамилия Иванов.
-А сколько тебе лет?
-Мне восемь лет. А тебе сколько?
-Мне тоже восемь.
-А где ты живешь?
-Я живу …А ты?
-В каком классе ты учишься?
-Во втором. А ты?
-Как зовут воспитателя?... 2 недели
- Какое сегодня число?
-Сегодня…
-Какой день недели?
-Сегодня пятница.
-Какая погода?
-Сегодня теплая погода.(пасмурная, холодная, ясная, солнечная, теплая, дует ветер, идет дождь) 1 неделя
- Кого нет в классе?
-Нет Коли.
-Почему Коли нет в классе?
-Коля болеет.
-Что у него болит?
-У него болит голова. Мама звонила. 1 неделя
- Столовая.
-Ты завтракал?( обедал, ужинал)?
-Да.
-Что ты ел?
-Кашу, а ты?
-А я макароны.
-А что ты пил?
-Какао, а ты?
-Чай. 2 недели
3 четверть( 10 недель)
- Иди обедать.
-Вова, иди обедать!
-Я не хочу есть.
-Пора обедать.
-Я не буду есть суп.
-Почему?
-Я не люблю суп.
-Ешь, ешь, Суп вкусный. 1 неделя
- Ужинать пора ( мама и ребенок).
-Мама, ужинать пора.
-Пора, пора.
-Я очень хочу есть.
-Ты будешь кашу или картофель?
-Кашу.
-Ешь.
-Спасибо!
-Приятного аппетита!
-Большое спасибо. Ой, как вкусно!
-Я рада. 2 недели
- Я хочу пить
-Ты будешь пить чай или сок?
-Нет, я хочу воды.
-Возьми, попей!
-Большое спасибо.
-Еще хочешь?
-Нет, спасибо, я напился, больше не хочу.
-Пожалуйста! 2 недели
- Я хочу есть (мама и ребенок)
-Я хочу есть.
-Есть суп, картофель с мясом и компот. Что будешь?
-Я буду суп.
-Приятного аппетита!
-Большое спасибо!
-Ой, как вкусно!
-Еще хочешь?
-Нет, спасибо. Больше не хочу. Я наелся. 1 неделя
- Дай мне
-Мама, купи мне альбом.
-Зачем?
-Я хочу рисовать.
-Тебе купить краски или фломастеры?
-Лучше фломастеры.
-Хорошо. Пойдем в магазин. Выберем, что тебе нужно.
-Пойдем.
-Что ты будешь рисовать?
-Я буду рисовать… 2 недели
- Кто дежурный?(маленький учитель и ребенок)
-Ира, ты сегодня дежурная?
-Да.
-Возьми тряпку и вытри доску.
-Я взяла тряпку и вытерла доску.
-Полей цветы и подмети пол.
-Я полила цветы и подмела пол.
-Вытри пыль на подоконнике.
-Я вытерла пыль на подоконнике.
-Теперь протри пол и вынеси мусор.
-Я протерла пол и вынесла мусор.
-Молодец! Теперь в классе порядок. 2 недели
4 четверть (4 недели)
- Ты нездорова.
-Ты нездорова?
-Да, я плохо себя чувствую.
-А что у тебя болит?
-Ухо.
-Иди к врачу.
-Здравствуйте!
-Здравствуй, Костя!
-Что случилось?
-У меня болит ухо. Что мне делать?
-Давай погреем ухо, а потом закапаем. Я думаю, все пройдет. 1 неделя
- Позови
-Алена, позови Иру.
-Ира, тебя зовет…
-Зачем?
-Я не знаю. Иди быстрее.
-Иду. 1 неделя
- Попроси
-Попроси журнал у Татьяны Ивановны.
-Т.И.,Т. Г. Просит у вас журнал.
-Возьми.
-Спасибо!
-Пожалуйста! 1 неделя
- Пригласи ( в гости ребят)
-Ребята, я вас приглашаю на день рождения ( в гости).
-Спасибо за приглашение. Мы придем.
- Угощайтесь.
-У меня день рождения. Угощайтесь! 1 неделя
3 класс
1 четверть( 7 недель)
- Семья
-Где ты живешь?
-Я живу…( адрес).
-Какая у тебя семья?
-У меня большая семья.
_Сколько человек в семье?
-Пять человек: мама . папа . сестра , брат и я .
-Как зовут маму? (папу…)
-Сколько лет маме?...
-Где работает мама?...
-Ты любишь свою семью?
-Да. 1 неделя
- Открой форточку.
-В классе душно!
-Да, я согласна!
-Иди, открой форточку.
-Хорошо. Я сейчас открою.
-Вот теперь лучше. 1 неделя
- Завтра выходной.
-Сегодня уже суббота.
-А завтра воскресенье.
-Ура! Завтра выходной.
-Мы будем отдыхать.
-Я буду много гулять, а ты?
-Я буду читать и тоже гулять.
-А потом я с мамой пойду в гости.
-А мы с папой будем смотреть футбол…
2 недели
- У врача.
-Как тебя зовут?
-Меня зовут Вова.
-Что у тебя болит?
-У меня болит живот.
-Где болит? Покажи.
-Тут.
-Ложись, я посмотрю. Так больно?
-Да.( Нет)
-Одевайся. Я выпишу тебе лекарство. 2 недели
2 четверть (6 недель)
- Знакомство
-Как тебя зовут?
-Меня зовут Саша.
-Как твоя фамилия?
-Сколько тебе лет?
-Где ты живешь? (адрес)
-Кто твой отец?
-Где он работает?
-А мама где работает? Кем?
-У тебя есть брат?
-А сестра есть?
-Как зовут сестру?
-Сколько ей лет?
-Где она учится? 3 недели
- У тебя есть друг(подруга) ?
-У тебя есть друг?
-Как его зовут?
-Сколько ему лет?
-В каком классе он учится?
-Как он учится?
-Где он живет?
-Чем вы занимаетесь вместе?
-В какие игры вы играете? 3 недели
3 четверть ( 10 недель)
- Мама и ребенок
--Мама, куда ты ходила?
-На рынок.
-Что ты там купила?
-Я купила конфеты, фрукты, овощи.
-Куда ты положила фрукты?
-Фрукты в сумке. Переложи их в холодильник.
-Хорошо.
-Коля, папа дома?
-Нет, он ушел в гараж.
-Когда придет, не знаешь?
-Обещал в пять часов. Я съем банан?
-Вымой сначала. 2 недели
- Магазин (игра)
-Алеша, мама послала меня в магазин за хлебом и молоком. Пойдем со мной.
-Сейчас я спрошу у мамы, что нам нужно купить.
-Дайте мне буханку белого хлеба за 25 рублей.
-Возьми сдачу.
-Спасибо!
-Дайте мне молоко за 31 рубль…. 2 недели
- На даче.
-У тебя есть дача?
-Есть.
-Кто работает в саду?
-Бабушка и дедушка. А у вас кто работает?
-Мама и папа. У нас нет бабушки и дедушки.
-А ты помогаешь работать?
-Да. Я копаю землю лопатой. Делаю грядки, помогаю маме.
-А я люблю рыхлить землю, поливать, собирать ягоды.
-Что у вас растет на даче?
-Цветы, овощи, фрукты. А у вас?
-А домик у вас есть?
-У нас большой дом. Двухэтажный.
-А у нас только сарай. Папа собирается строить дом.
-Хорошо, что у нас есть дача. 3 недели
- Ты будешь есть (мама и ребенок)
-Ты уже обедала?
-Нет, я еще не успела пообедать.
-Почему?
-Потому что я занималась.
-А Рома уже пообедал?
-Да. Рома уже пообедал и ушел гулять.
-Ты будешь есть?
-Буду.
-Будешь суп или картофель с сосиской?
-Я буду первое и второе. Я очень проголодался.
-А пить что будешь: компот или молоко?
-Лучше молоко.
-Спасибо за обед.
-Пожалуйста! Не забудь вымыть за собой посуду.
-Хорошо, сейчас вымою. 3 недели
4 четверть ( 4 недели )
- В столовой.
-Марина, Саша, обед готов!
-Сейчас я накрою на стол.
-А я уже порезал хлеб.
-Теперь я поставлю на стол глубокие тарелки.
-А я разложу ложки, вилки и ножи.
-Ножи положи справа.
-Я знаю.
-Я положил ложки и ножи справа, а вилки слева.
-Правильно, молодец!
-Марина, позови папу, я наливаю суп.
-Папа, иди обедать. Мама уже налила суп.
-Сейчас иду. Ой, как вкусно пахнет! 2 недели
- День рождения
-Андрюша, поздравляем тебя с днем рождения!
-Спасибо.
-Сколько лет тебе исполнилось?
-Мне исполнилось 10 лет.
-Вот мой подарок.
-Спасибо! Цветные карандаши! Я так люблю рисовать!
-А я принесла тебе в подарок кассету. Интересная сказка!
-А я принес тебе в подарок коньки.
-Коньки! Ура! Мама, посмотри, мне подарили коньки! Завтра я пойду кататься на каток……..
-………..
-Ребята, большое спасибо за поздравления и подарки. Теперь пойдемте пить чай.
2 недели
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСОЗНАННОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА
В своей работе я постаралась обобщить и систематизировать различные приемы и методы работы, которые способствуют совершенствованию и развитию навыка осознанного качественного чтения, помогают ре...
Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»
Коррекционная школа ставит перед учителем три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные ...
Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера для формирования разговорной речи слабослышащих учащихся II отделения во внеурочное время.
Составленный речевой материал позволяет организовать работу воспитателей (родителей) по формированию обиходно-разговорной речи....
"Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"(из опыта работы)
В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ста...
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе о...