Статья по теме: "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ"
статья по теме
Главное достижение этих технологий в том, что дети осваивают программу, сохраняя своё физическое и нервно – психическое здоровье/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_trebovaniya_k_uroku.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ.
Принцип «Не мир, а ребенок...» (развитие и коррекция высших психических функций).
Развивать и упражнять различные психические процессы, включать специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия и т. д. Включать в урок выполнение специальных упражнений и заданий с опорой на несколько анализаторов. Использовать фронтальные и индивидуальные формы работы, взаимообучение. Индивидуальный и дифференцированный подход должен стать ведущим в организации работы в классах.
Принцип «Воспитание достоинства» (развитие динамичности восприятия).
Воспитание у детей разными технологиями чувства собственного достоинства. Приучать учеников к коллективному самоанализу, когда они знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают старательно. Внешнее признание заслуг или достоинств вызывает гамму положительных эмоций. Строить уроки таким образом, чтобы обучение осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Это не усложнение программы, а разработка таких заданий, при решении которых у ребенка возникают какие-то препятствия, преодоление, которых и будет способствовать развитию его возможностей и способностей.
Методы:
а) задания по степени нарастающей трудности;
б) включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор (зрительный, слуховой, тактильный);
в) разнообразные типы структуры уроков, обеспечивающих смены
деятельности учащихся.
Принцип «Предъявление – подтверждение».
Должна быть создана атмосфера, где каждый ученик проявляет все свои способности, а педагог замечает их и развивает. Приучать каждого ученика работать в соответствии с возможностями, но в то же время в полную силу.«Неподтверждение» человека является страшным наказанием. Ребенок приходит в коллектив, но его не замечают, «не подтверждают», что он есть. «Двоечник» это «неподтвержденный человек», его как бы нет. Ребенок, «не подтвержденный» в классе, уходит туда, где его отметят, т. е. на улицу.
Принцип «Особенность, а не отличительность».
Не надо сравнивать ребенка с кем-то другим. Дети соревнуются не друг с другом, а сами с собой.
Принцип «Коммуникация».
Воспитание у ребенка потребности в общении. Ребенок не умеющий общаться, накапливает отрицательную энергию и не получает необходимую для психического развития информацию.
Принцип «На минимуме информации максимум мотивации».
Учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык способов переноски обработки информации и тем самым развивался механизм поиска, выбора и принятия решения. Важно дать ребенку способы приобретения знаний. Сделал – проверь – умей рефлексировать собственный способ работы. Готовить задания, предполагающие самостоятельную обработку информации. Дозированная поэтапная помощь педагога (постановка заключенных инструкций). Задания и упражнения должны быть интересны ученику, творческими, проблемными. Создание условий для зарабатывания, а не получения оценки. Мотивация к учению складывается из многих факторов: личности учителя, системы подачи информации, реального внимания педагога к деятельности каждого ученика, соответствующего его оценивания.
Принцип «Успешность».
Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, был способен преодолевать трудности, ему необходимо положительное представление о самом себе. Самооценка ребенка, его отношения к себе и восприятие себя во многом определяют и его поведение, и успеваемость. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них наблюдается высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся с товарищами по учебе. Дети с отрицательной самооценкой учатся с явно выраженным эмоционально-психическим напряжением. Связь между успеваемостью учащихся и их представлениями о своих учебных способностях, носит характер взаимовлияния. Успехи в учебе способствуют росту самооценки, воздействуют на успех.
Принцип «Наглядность».
Органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. Органы зрения «пропускают» в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Информация, поступающая в мозг от органов зрения (по оптическому каналу связи), не требует значительного перекодирования, запечатлеется в памяти человека легко, быстро и прочно. При обучении мышление главенствует над памятью. Мышление вообще не может совершаться без наглядной основы. Дети мыслят формами, красками, звуками, образами. Золотое правило: все, что только можно – представляйте для восприятия с помощью чувств.
В процессе обучения немаловажными факторами сохранения и укрепления здоровья у школьников в процессе обучения являются методы обучения:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические: рассказ, беседа, лекция, демонстрация, организация практических упражнений, выполнение практических заданий и др.).
2. Методы стимулирования учебно–познавательной деятельности: учебные дискуссии, деловые игры, поощрение, создание ситуаций эмоционально нравственных переживаний и др.
3. Методы контроля за эффективностью учебно–познавательной деятельности: устная и письменная проверки ЗУН.
Каждый метод обучения – это совокупность многих характеристик способов деятельности ученика и учителя.
Наряду с этим существуют и специальные методы обучения:
1. Метод эмоционального воздействия. Эмоции влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления.
2. Метод сопряжено – отраженной деятельности ( учитель проговаривает с ребенком пока у него не получится). Это метод совместной деятельности.
3. Метод социально-бытовой ориентированности (материал приближен к жизни).
4. Метод ритмопедии (включение сенсорных систем: слух, зрение, тактильные вибрационные ощущения, обоняние, осязание в процессе игровых и учебных ситуаций).
5. Метод суггестопедии. Основан на увеличении эффективности запоминания. (Под медленную музыку учитель 4 раза читает 1 строфу стихотворения, которую дети должны выучить наизусть, медленно, с расстановкой. Дети должны положить голову на парту, глаза закрыть. После этого учащиеся повторяют эту строфу 2 раза и т. д.). Но сначала нужно приучить детей слушать музыку на протяжении 10 – 15 минут.
6. Метод обучения на пределе трудности в зоне ближайшего развития, т.е. предварительное включение нового сложного материала в ткань урока с постепенной переработкой, с использованием моделей и опорных схем.
Готовясь к урокам, много времени уделяем поискам активных форм и методов обучения, так как урок, по словам В.А.Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности. В начальных классах содержание и форма урока имеет особое значение. Чтобы предупредить утомляемость детей, стремлюсь сделать каждый урок разнообразным по форме и содержанию Объяснение нового материала провожу с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения.
В своей работе широко используем такие формы уроков: урок – сказка; урок – игра; урок – путешествие; урок – соревнование; урок – КВН; урок – зачёт; урок – бенефис; урок – аукцион; урок – мастерская; урок – деловая игра; уроки взаимообучения; литературная гостиная.
Педагогические технологии приобретают всё большую значимость. В.Беспалько утверждает: «…абстрактные разговоры на темы обучения и воспитания возможны и без всякой технологии, а вот успешно работать педагогам–практикам, учить и воспитывать учащихся без технологии невозможно». В своей работе используем технологии Всеволода Николаевича Зайцева. Эти технологии посвящены решению старой как мир проблемы: как научить детей читать, писать, считать? И не просто уметь это делать, а делать быстро, на уровне навыка. В основе технологии лежит технологичный тренаж. При использовании этих технологий увеличивается техника чтения, повышается грамотность письма, улучшаются навыки счёта. Результативность: увеличение числа детей с хорошей успеваемостью. Кроме этого, на уроках русского языка, используем методику Петра Семёновича Тоцкого («Лекарство от безграмотности. Об использовании орфографического чтения»). При работе над каллиграфией используем методику Евгении Николаевны Потаповой.
Главное достижение этих технологий в том, что дети осваивают программу, сохраняя своё физическое и нервно – психическое здоровье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей начальной школы: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ"
Психическое состояние учителя и учащихся достаточно ощутимо влияет на результаты урока. В основе своей работы используем принцип «пожелай добра ближнему»....
Статья на тему "Дидактическая игра на уроках в начальной школе"
"Дидактическая игра на уроках в начальной школе"...
Протокол заседания методической секции.Тема: «Дидактические аспекты проектирования современного учебного занятия по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ДО »
В протоколе записан ход работы районного методическогообъединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений Яранского района....
Статья на тему "Дидактическая игра, как средство активизации внимания младшего школьника".
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам обще...
Статья по теме "Требования к уроку с учетом здоровьесберегающих технологий. "
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровл...
Статья на тему: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья на тему: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Статья на тему: Дидактические упражнения и игры, направленные на развитие пространственно-временных представлений
В статье представлена подборка простых игр и упражнений, которые можно использовать родителями дома и педагогами в школе, чтобы развивать пространственно-временные представления у обучающихся....