Статья на тему "Дидактическая игра, как средство активизации внимания младшего школьника".
статья

Лагунович Анастасия Николаевна

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_didakticheskaya_igra.odt25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство активизации внимания младших школьников.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность…В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры».

Игра рассматривается как философско-культурологический феномен (В.Я. Суртаев, И. Хейзинга, Г. Спенсер, Г.В. Плеханов, Ю.М. Лотман), определяющий развитие всей культуры и человекознания.
На развивающих возможностях игры акцентировали внимание классики зарубежной и отечественной педагогики (А. Дистервег, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, СТ. Шацкий и др.). A.C. Макаренко отмечал, что без игры нет и не может быть полноценного нравственного и умственного развития, так как в ней раскрываются творческие способности личности. Динамика психологии игры как специфической формы деятельности, актуальной для разных возрастов, отражена в трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Значительный вклад в решение педагогических вопросов развития личности в игровых формах организации учебно-воспитательного процесса внесли A.A. Вербицкий, О.С. Газман, М.В. Кларин, A.A. Люблинская, П.И. Пидкасистый, П.А. Рудик, С.А. Шмаков и др.
Ряд исследований по игровой деятельности дошкольников и младших школьников осуществили выдающиеся педагоги и психологи П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались зарубежными авторами (В. Арански, Р. Армстронг, Р. Дьюка, В. Менис, Ж. Пиаже и др.).

Роль учебной игры рассматривается в диссертационных исследованиях Л.А. Андреевой, В.Г. Денисовой. Современный взгляд на учебную игру младших школьников позволяет выйти на изучение ее продуктивных, развивающих возможностей (H.H. Гринь, A.A. Кирилова, И.А. Сергеева).

В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребёнка. Л. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». «Именно в игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития».

А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Вся детская деятельность синкретична, то есть, в известной степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию с ним. Характер этого действия – игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта.

Ш.А.Амонашвили пишет: “самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям”.

Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, внимания, мышления, воображения, памяти. Учебный процесс становится более целенаправленным, внимание становится более устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.

К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется (по сравнению с дошкольным возрастом). В это время большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движение, внимание, умение сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности .

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.

Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Таким образом, игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях. Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Классификация дидактических игр

В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности.

Второй класс включает игры обучающие (дидактические, сюжетно- дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц” и другие.

Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

     Игры, направленные на развитие особенностей внимания детей широко представлены в сборниках таких авторов как: Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева; Л.В Мищенкова; Т.Н. Образцова и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра как средство социальной адаптации младшего школьника

в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....

Целенаправленное восприятие произведений живописи на уроках как средство развития внимания младших школьников

Проблема внимания – одна из старейших психолого-педагогических проблем.  Ее сложность состоит в том, что внимание является  индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает о...

Технология игры как средства активизации познавательной деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе

Развитие учебных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов  школьников, помнить, что развитие идет от ...

доклад по теме "свойства, особенности и активизация внимания младших школьников"

На первых же уроках с новым составом учеников, поступивших в первый класс, мы учителя начальных классов встречаемся с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудност...

Проблемное обучение как эффективное средство активизации мышления младших школьников.

На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь, осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности, отстаивают...

Статья на тему: "Особенности произвольного и непроизвольного внимания младшего школьника ОВЗ (ЗПР)".

Статья о том, какие особенности произвольного и не произвольного внимания встречаются у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....