Статья на тему "Дидактическая игра на уроках в начальной школе"
методическая разработка по иностранному языку на тему

Давыдова Татьяна Александровна

 "Дидактическая игра на уроках в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_didakt_igra.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

       Использование дидактических игр на уроках

                              английского языка

 

  1. Понятие «дидактическая игра»

 Планируя уроки английского языка, нужно думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремиться создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Учителя иностранного языка, постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. Игра является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры - значит познать природу детства. Младший школьный возраст - наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания. Я считаю, что задача учителя – сделать серьезные  занятия для ребенка занимательными, что позволит свести до минимума утомляемость и напряжение ученика, в течение всего урока поддерживать его внимание. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев.Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

 

                 2.Требования к использованию дидактических игр на уроках.

     Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Игра должна включать в себя занимательность, юмор. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

4. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;

5. Игра должна быть принята всей группой.

            3.  Роль игры на уроках английского языка.

Игра, специфический в процессе  обучения  и  свойственный  ребенку  вид

деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных,  таки зарубежных  ученых.  Еще  в  XIX  веке  передавая  часть   интеллигенции, озабоченная воспитанием детей дошкольного возраста,  призывала  воспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную роль игры. Игры  с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии.[1][5]

     Игра для школьников младших  классов  – способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета,  форму,  свойства материала,   пространственные   отношения,   числовые   отношения,   изучает растения, животных.

    Основополагающим для работы педагога является так же  утверждения  А.С.Макаренко: «Игра  имеет  важное  значение  в  жизни  ребенка,  имеет  то  же значение, какое  у  взрослого  имеет  деятельность,  работа,  служба.  Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

    Динамика и генезис игровой деятельности ребенка своеобразны  и  сложны,этим, видимо, можно обьяснить  существование  противоположных  мнений  среди педагогов в оценке роли игры. А.В. Запорожец считает, что, с одной  стороны, игры еще  не  заняли  надлежащего  места  в  школах,  а  с  другой  –  «игру перегружают дидактизмом»,  регламентируют  и  контролируют  каждый  шаг   и поступок  ребенка».  Причину  этих  недостатков  А.В.  Запорожец   видит   в непонимании многими преподавателями функции игры и ее  значения  в  развитии

человеческой  личности,  в  слабой  разработанности  общих  проблем  игровой деятельности детей.

    «Один из путей решения этой проблемы, - заключает А.В. Запорожец, -  ее

комплексное исследование. Игра, близкая и простая для ребенка,  представляет

для науки схожую, многоликую проблему.

    Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и  назначением  ее  должно

быть обучение, т.е. овладение видами  речевой  деятельности  как  средствами общения.

   Игра как ведущая деятельность у детей «определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности», что именно  в  игре  дети  усваивают общественные  функции,   нормы   поведения,   что   игра   учит,   изменяет, воспитывает, или, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.

    Главным элементом игры является игровая роль,  не  столь  важно  какая;

важно,  чтобы  она  помогала   воспроизводить   разнообразные   человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить  в  основу игры отношения между людьми,  она  станет  содержательной  и  полезной.  Что касается развивающего значения игры, то оно заложено  в  самой  ее  природе, ибо игра – это  всегда  эмоции,  а  там  где  эмоции,  там  активность,  там внимание и воображение, там работает мышление.

    Таким образом, игра – это:

- деятельность (т.е. речевая);

- мотивированность, отсутствие принуждения;

- индивидуализированная деятельность, глубоко личная;

- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

- развитие психических функций и способностей;

- «учение с увлечением».

    Хотелось бы выделить цели  использования  игр  на  уроках  иностранного

языка. Основных целей шесть:

1. формирование определенных навыков;

2. развитие определенных речевых умений;

3. обучение уметь общаться;

4. развитие необходимых способностей и психических функций;

5. познание (в сфере становления собственно языка);

6. запоминание речевого материала.

    Но специфика игры, как точно подменил М.Н. Скаткин, заключается в  том, что  «учебные  задачи  выступают  перед  ребенком  не  в   явном   виде,   а маскируется. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в  результате  игры он чему-то учится».  Ставить  цель  –  отдохнуть,  переключиться  –  нет  ни необходимости, ни резона: характер игры как таковой сделает свое дело.

    Детская игра является, как  показывает  опыт  педагогов  и  теоретиков,

одним  из  эффективных  приемов  обучение,  использование  которого   делает иностранный язык любимым предметом школьников[2][6].

    Применение игры для развития  навыков  устной  иноязычной  речи  –  еще

недостаточно изученная область  педагогики.  Не  всякая  игра  (пусть  самая

живая и интересная) подходит для этой цели.  Поэтому  выбор  нужной  игры  

одна из первокласных задач  преподавателя  иностранного  языка.  Этот  выбор должен   проводиться   с   учетом   целенаправленности   игры,   возможности постепенного  ее  усложнения  и  лексического  наполнения.  Отобранные   для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор  воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как  бы  на  задний  план,  а доминантой становятся наблюдение  и  внимание.  Учитывая  специфику  игры  в процессе обучения детей иностранному языку,  преподаватель  руководит  ходом игры и контролирует его.

    Особое  внимание  привлекают  к  себе  в   младших   классах   игры   –

драматизации, основой которых является короткая сказка. Они  полезны  прежде всего тем, что развивают образную, выразительную речь ребенка.  Учавствуя  в игре – драматизации, ребенок становится  одновремен-

но бъктом,  на  который направлена воля преподавателя и субъектом, познающим мир..

    Одно  из  первых  мест  на  занятиях  по  иностранному  языку  занимают дидактические игры как общепризнанная  форма   устного  развития  школьников младших классов, например,  различные  виды  лото.  Эта  игра  дает  широкие возможности  варьирования  игровым  материалом,  что  способствует  прочному усвоению лексического материала. Ребенок постепенно переходит от  наглядного действенного способа усвоения лексики  (преподаватель  называет  предмет  по английски, показывая его)  к  словарно  –  образному  (преподаватель  строит разнотипные предложения о предмете, которого в данный момент  нет).  Следует добиваться, чтобы  игра  в  лото  стала  неотъемлемым  компонентом  учебного процесса  и  способствовала  постепенному  и  последовательному   накоплению ребенком  словарного  запаса,  а  также  всестороннему  развитию   школьника

младших классов.

      Необходимость постановки вопроса  о  месте  игры  в  процессе  обучения

иностранному языку в младших классах  я  считаю,  объясняется  прежде  всего тем,  что  некоторые  преподаватели  и  методисты  рассматривают  игру   как основной  прием  для  расширения  словарного  запаса  и  как  чуть   ли   не единственный путь к формированию навыков устной речи.

    К.Д.Ушинский советовал с самого начала  обучения  отделять  занятие  от

игры и считал выполнение учебных заданий "серьезной  обязанностью  ребенка",поскольку чем больше преподаватель  будет  оберегать  ребенка  от  серьезных занятий, тем труднее будет переход с ним. При этом он же  предлагал  "сделать серьезное занятие для ребенка  занимательным"  т.е.  напрашивается  вывод  – стремясь привить детям любовь к  иностранному  языку,  преподаватель  должен так строить занятия, чтобы ребенок испытывал такое же удовлетворение, как  и от игры.

    Поскольку удельный вес игровой деятельности у  школьников  мл.  классов значительно больший, чем  у  школьников  старших  классов,  важно  найти  ту "золотую середину", которая обеспечила  бы  соблюдение  нужной  пропорции  в учебе и игре,  помня  при  этом,  что  игра  должна  подчиняться  конкретным учебным задачам. Прежде чем предложить игру, спросите сами себя: зачем нужна эта игра, что она дает. Игра ради игры – это потерянное время. Преподаватель всегда должен четко ставить перед собой дидактическую цель. Сообщать ее учащимся не нужно. Игра, конечно, имеет и свою, чисто игровую цель. Именно ее и поставьте перед учащимися.[3][7]

    Опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти  ребенка

иностранной  лексики  происходит  менее  эффективно  и  требует  чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный  процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного  из  приемов  обучения, должна быть интересной, несложной и  оживленной,  способствовать  накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.

    Следует  учитывать,  что  игровой  процесс  намного  облегчает  процесс

учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

    В зависимости от условий, целей и  задач,  поставленных  преподавателем

иностранного   языка,   игра   (спокойная   дидактическая,   подвижная   или

ограниченно подвижная) должна чередоваться  с  другими  видами  работы.  При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.

    Таким образом   игра является средством  гарантирующим  позитивное   эмоциональное   состояние,    повышает    трудоспособность    и заинтересованность  педагогов  и  учащихся,   в   отличии   от   монотонного исполнения определенных заданий, что  приводит  к  полусонной  обстановке  в классе.

   Но как упоминалось ранее, не стоит увлекаться, помня о том,  что  игра,

не смотря на все  ее  положительные  моменты,  это  только  средство,  метод

учебной работы, а целью остается освоение материала и приобретение знаний.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные технологии современного урока в начальной школе".

«Инновационные технологии современного урока в начальной школе». В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в ...

Статья "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

Роль дидактической игры на уроках в начальной школе....

Статья« Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе».

Из опыта использования здоровьесберегающих технологий в начальной щколе....

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе".

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...

Статья "Исследование возможности применения дидактической игры на уроках в начальной школе"

В статье данно описание понятия "дидактическая игра"; представлены результаты эмпирического исследования о возможности применения дидактической игры в начальной школе; представлено приложение со стать...

Статья "Игры на уроках в начальной школе"

quot;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития..." В.А. Сухомлинский....

Статья " Дидактическая игра на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной активности"

В статье отображены виды игр,методика подготовки и проведения дидактических игр, использования игр и их примеры....