Статья на тему: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Статья на тему: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как учителем-дефектологом, так и воспитателем.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт.
Основная коррекционная задача педагога в том, чтобы сформировать у проблемных детей раннего и дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания. На этой основе необходимо создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке. Премирование в этом случае представляет собой промежуточный способ между пробами и зрительным соотнесением. Так, проталкивая геометрические формы в прорези коробки, ребёнок не перебирает все отверстия в поисках той, в которую нужно опустить треугольную фигуру, а подносит её к сходной – полукругу; при сближении он сразу видит отличия и переносит фигуру к треугольной прорези. Премирование производится и тогда, когда ребёнок точно определяет нужную прорезь, но не может правильно развернуть фигуру, начинает её поворачивать, пытаясь найти нужное положение.
Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: первый – узнавание, при котором дети испытывают трудности; второй – создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.). Для того чтобы психическое развитие ребёнка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир. Необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, заставляя ребёнка вспомнить через некоторый промежуток времени (игры с отсрочкой) тот или иной предмет, его свойство. У детей с отклонениями в развитие наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно. Они слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решить. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребёнка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане. Однако тактильно-двигательное восприятие имеет и свою специфику, поэтому в играх появляются новые задачи и условия. Если зрительное восприятие обычно происходит без помощи других органов чувств – осязания, слуха, то тактильно-двигательное восприятие у человека с нормальным зрением, как правило, сопровождается зрительным и в чистом изолированном виде встречается редко. В играх приходится специально создавать условия, чтобы выделить тактильнодвигательное восприятие: закрыть глаза, поставить ширму, использовать «чудесный мешочек» и др.
Другая сторона слухового восприятия непосредственно связана с развитием речи, так называемого «речевого» слуха. Трудности здесь связаны в первую очередь (при условии сохранности тонального слуха) с состоянием фонематического слуха, со способностью ребенка различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением системы фонем, которая тоже служит сенсорным эталоном и без чего невозможно овладеть фонетической стороной речи. У детей с отклонением в развитии нарушения фонематического слуха бывают столь великий, что их часто принимают за слабослышащих или им ошибочно приписывают алалию (моторную или даже сенсорную). Поэтому игры на развитие слухового восприятия имеют для них чрезвычайное значение. Развивая слуховое восприятие, надо также идти от различения к восприятию, как при дифференциации неречевых звуков, так и при работе с речевым материалом. На первом этапе ребенку для различения неречевых звуков и речевого материала требуется зрительная или зрительно – двигательная, или просто двигательная опора. Там, где у ребенка уже появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ, дополнительная чувственная опора ему не нужна. Таким образом, игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у проблемных детей.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата. Роль взрослого в дидактической игре двойственная: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдения последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемости, постепенность выполнения заданий.
В своей работе я использую дидактические игры на занятиях и в свободное время. На развитие памяти, такие как: «Нарисуй фигуру». Предлагаю ребенку мешочек с объемными геометрическими фигурами, дают потрогать любую геометрическую фигуру, затем ее убираю. Ребенок по памяти должен нарисовать фигуру. Затем сравниваем с ребенком фигуру из мешочка и нарисованную на листе бумаги. Уточняем похожи фигуры или нет. «Узнай предмет» Ребенку завязываю глаза и по очереди кладу в его руку различные предметы. При этом их названия вслух не произношу, ребенок сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (2–5 предметов) будет обследованы, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание. «Выкладывание по памяти» Ребенку показываю карточки с геометрическими фигурами, которые он потом выкладывают по памяти. «Запомни слова» Зачитываю ребенку от 3 до 5 простых слов для запоминания. Ребенок должен повторить слова в той последовательности, в какой они прозвучали. На развитие внимания: «Четыре стихии» По команде предлагаю выполнить ребенку определенные движения руками: «земля» – опустить руки вниз, «вода» – вытянуть руки вперед, «воздух» – поднять руки вверх, «огонь» – вращать руками в локтевых. «Угадай-ка». Это упражнение провожу с набором карточек, на которых изображены различные предметы. Чем разнообразнее изображения, тем лучше. Обычно я использую карточки предметного «лото». Раскладываю перед ребенком от 3 до 10 карточки. Ребенок должен найти карточку с описанным предметом. Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Иногда даю подсказку: «Найдите карточку с изображением предмета, по отношению к которому можно задать вопрос: «Это круглое?», «Это красное?», «Это длинное?», «Это легкое?», «Из этого едят?», «Это деревянное?». «Найди отличия». Для сравнения детям предлагаю какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. На развитие мышления. «Помоги художнику» Дидактическая задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения. Сообщаю детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Показываю детям схематическое изображение какого-нибудь предмета и предлагаю симметрично дорисовать предмет. «Кто назовет больше признаков». Называю предметы обстановки, и дети по очереди должны, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. На развитие воображения: «Как это можно использовать». Называю обычный предмет. Например «книга, стул, стол, кубик и т. д.». Ребенок должен назвать как можно больше способов использования названного предмета». «Дорисуй». Предлагаю ребенку картинки с нарисованными геометрическими фигурами, ребенок дорисовывает каждую фигуру до какого-нибудь предмета. «Волшебные кляксы». Предлагаю ребенку рассмотреть карточки с кляксами и предлагаю рассказать, на что они похожи. По мере овладения воспитанниками игр и упражнений можно усложнить задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему" Дидактическая игра как средство повышения учебного процесса"
Творческий отчет по теме самообразования.Актуальность темы обусловлена её значимостью для современной школы, поскольку дидактические игры как одна из форм работы учителя играют важную роль в процессе ...
Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению
Педагогический опыт учителя начальных классов был опубликован на сайте МОУ "Отрадненская ООШ Белгородского района Белгородской области" в 2007 году Источник: http://www.otradnoeoch.narod...
Дидактическая игра как средство повышения эффективности усвоения учебных знаний
методическая разработка...
Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»
Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...
Статья на тему "Дидактическая игра, как средство активизации внимания младшего школьника".
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам обще...
Игровые технологии на занятиях по исправлению нарушений устной и письменной речи как средство повышения мотивации детей с речевыми нарушениями.
Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры....
Статья «Дидактическая игра как средство повышения мотивации на логопедических занятиях».
Об использовании дидактических игр в логопедической работе....