Статья по теме "Требования к уроку с учетом здоровьесберегающих технологий. "
статья
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Основной формой организации обучения в школе является урок. Для урочных форм характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом. При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО
Тема: Требования к уроку с учетом здоровьесберегающих технологий.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста «ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1класс имеют отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе их число увеличивается в 4 раза. Число близоруких детей увеличивается с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, привитие детям элементарных навыков гигиены. Через здорововьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток, проветривании и влажной уборки помещения, ароматерапии, через специально организованную двигательную активность ребенка, в процессе реабилитационных мероприятий, а также в работе с семьей.
Цель современной школы подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение данной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Также эти технологии, по нашему мнению, несут в себе резервы повышения качества образования, т.к. здоровый ребенок наиболее успешен, у него нет пробелов в знаниях по причине болезни, он легко адаптируется к любым условиям.
В нашей школе № 502 широко применяются здоровьесберегающие технологии: школьники начинают день с утренней зарядки, на перевенах учителя проводят подвижные игры.
Основной формой организации обучения в школе является урок. Для урочных форм характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом. При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.
Я рассматриваю технологию организации урока в условиях здоровосберегающей педагогики.
Прежде всего, валеологически обоснованный урок, должен быть построен с учетом потребностей детей: в саморазвитии, в подражании, приобретении опыта. Я считаю, что основными требованиями в организации качественного урока, должны быть следующие:
1. Построение урока на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
2. Обеспечение необходимых условий для продуктивной деятельности с учетом состояния здоровья, особенностей развития, интересов и наклонностей детей.
3. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
4. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно–воспитательной деятельности.
5. Эффективное использование средств здоровьесберегающих технологий (физминутки, паузы, коррегирующие упражнения, самомассаж и др.)
6. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
7. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Идеи педагогики подводят учителя к широкому использованию нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-
фантазии, уроки-экскурсии и т.д.
На своих уроках я стараюсь соблюдать гигиенические критерии рациональной организации урока:
- плотность урока не менее 60%, но не более 80%.
- число видов учебной деятельности 4-7, с чередованием через 7-10 минут и средней продолжительностью не более 10 минут.
- число видов преподавания не более 3, с чередованием не позже, чем через 15 минут.
- наличие эмоциональных разрядок, благоприятный психологический климат на урок
- поза чередуется в соответствии с видами работы. Учитель постоянно следит за правильной посадкой учащихся.
- 2-3 физминутки за урок, состоящие из 3 легких упражнений, повторяющихся 3-5 раз.
Соблюдая все описанные выше рекомендации, урок будет соответствовать условиям здоровьесбережения. Остановимся подробнее на некоторых критериях, связанных со здоровьесбережением.
На своих уроках я провожу различные виды физминуток, стараюсь их разнообразить.
Физминутки могут проводиться в различной форме и воздействовать на различные органы.
1. Комплекс упражнений « Мы - спортсмены».
- Мы плаваем (махи руками вперед, назад.)
- Мы - штангисты (ноги на ширине плеч, наклоны, имитируем поднятие штанги).
- Мы – бегуны (имитируем ходьбу и бег на месте).
- Мы – боксеры (руки в кулак, имитируем удары с резким выдохом).
2. Физические упражнения для формирования правильной осанки.
- «Великан». Встать на носочки, поднять вверх руки, тянуть туловище вверх, ходить на месте.
-« Обезьянка». Руки вверх, лезем по канату, считаем до пяти, затем руки встряхиваем.
- «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и маршировать как военный, вытягивая носок прямой ноги. Ногу ставить на всю ступню.
- «Ворота». Встать спиной друг к другу, поднять вверх руки и взять соседа за руки. Сделать шаг вперед, спину прогнуть назад.
3. Упражнения для укрепления « мышечного корсета».
Эти упражнения применяются с целью развития силы и выносливости мышечных групп, обеспечивают функцию прямостояния. Выполнять их нужно медленно, руки полусогнуты.
- пальцы сжаты в кулаки, поднимаем руки до уровня плеч.
- пальцы сжаты в кулак, руки поднимаем над головой, тыльные стороны руки соприкасаются, опускаем вниз.
- наклоняем туловище чуть вперед, руки полусогнуты, разводим их в стороны, лопатки «сходятся».
- руки перед собой, сжаты в кулаки. Делаем круговые движения назад, руки разводим за спиной.
4. Упражнения для глаз (И.В. Чупаха).
- движение зрачков влево, вправо, вверх, вниз.
- крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд.
- массаж век, бровей, области вокруг глаз кончиками пальцев.
- созерцание точки на расстоянии 5 метров в течение 10-15 секунд.
- сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо - посмотреть на правый локоть, влево- на левый.
- сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх- следить за пальцами, руки опустить, выдох.
- гимнастика для глаз с использованием зрительного тренажера
5. Релаксационные упражнения для мимики лица.
- сморщить лоб, поднять брови ( удивиться).
- нахмуриться, расслабить брови (рассердиться)
- расширить глаза ( страх, ужас)
- расширить ноздри ( вдыхаем запах)
- зажмуриться ( ужас)
- поднять верхнюю губу, сморщить нос ( презрение)
- оскалить зубы, ослабить щеки и рот ( улыбка)
6. Упражнения для профилактики плоскостопия.
- перекаты с пятки на носок.
- ходьба на носках, на пятках.
- ходьба на внешней и внутренней стороне стопы.
- постоять на аппликаторе 1-2 минуты.
Все эти упражнения желательно выполнять босиком.
7. Упражнения, способствующие выработке правильного дыхания.
- вдох через рот, выдох через нос ( и наоборот).
- быстрый вдох, медленный выдох.
- медленный вдох, выдох толчками.
- на одном выдохе произнести звуки: ж, ж ; з , з ; р, р;с,с.
- «свеча» плавно дуть на пламя свечи, как бы положив его.
- «задуй свечу» резкий выдох.
- на вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая паузы.
- произнести скороговорку, считалку на одном дыхании.
Для смены позы на уроке, я в своей практике использую не только физминутки. Очень хорошо помогают конторки (методика Базарного). Конторка – это высокая парта, за которой ребенок стоит на массажном коврике. На любом этапе урока, уставший ребенок может постоять в течение 10 минут. При этом он продолжает работать с классом. Учитель может сам определить, кого «отправить» за конторку, также сам ученик может попросить разрешения встать туда.
Еще хочется остановиться на психологическом климате урока. С самых первых минут ребенок должен почувствовать доброжелательный настрой. В классе, где учитель спокоен и приветлив, ученики с радостью устремляются с ним в мир знаний. А если учитель хвалит ученика, оценивает его работу по достоинству, то ребенок будет « на седьмом небе» от счастья. Очень полезно погладить ребенка, дотронуться до плеча, пожать руку. Мне очень близки педагогические заповеди А.В.Хуторского, которыми я руководствуюсь в своей работе.
1. Прими все, что есть в ребенке.
2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв положительные и отрицательные проявления ребенка.
3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую, всегда учись сам.
4. Ищи истину вместе с ребенком.
5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Пусть тебе подражают дети в твоем восторге. Через подражание придет истинное чувство.
6. Ничего не делай просто так. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя педагогическая. Помоги ученику прийти к верному решению.
7. Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. Вглядывайся, вслушивайся, вчувствуйся и вдумайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы.
Список литературы:
1. А.Гин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. Вита-пресс. Москва 2002г.
2.А.В.Хуторской. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Москва. Владос. 2000 г.
3. В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы. Москва. Вако. 2004 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание адаптивной среды на уроках через использование здоровьесберегающих технологий.
Папка содержит выступление и презентацию...
Создание адаптивной среды на уроках через использование здоровьесберегающих технологий.
Презентация...
Анализ урока с позиции здоровьесберегающей технологии
Бланк экспертной оценки здоровьесберегающей компетентности педагога...
Организация деятельности учащихся с учетом здоровьесберегающих технологий
Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых...
Развитие творческой индивидуальности детей через активные формы деятельности в группе продленного дня с учето здоровьесберегающих технологий
Актуальная и сложная проблема в настоящее время - это воспитание и развитие подрастающего поколения. В данной статье автор поделился своим опытом работы в группе прдленног дня, основываясь на зд...
Статья "Лингвоэкологические риски педагогического процесса и применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе при реализации требований ФГОС"
Статья адресована учителям начальной школы....
Статья " Организация внеклассной деятельности детей в системе здоровьесберегающих технологий"
Статья " Организация внеклассной деятельности детей в системе здоровьесберегающих технологий"...