Статья на тему: Дидактические упражнения и игры, направленные на развитие пространственно-временных представлений
статья (1 класс)

Кийски Екатерина Александровна

В статье представлена подборка простых игр и упражнений, которые можно использовать родителями дома и педагогами в школе, чтобы развивать пространственно-временные представления у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические упражнения и игры, направленные на развитие пространственно-временных представлений

Пространственно-временные представления являются важной составляющей в развитии обучающегося. Они включают в себя понимание расположения предметов в пространстве, направлений, а также восприятие времени и последовательности событий. Формирование этих представлений помогает обучающемуся ориентироваться в окружающем мире, лучше понимать происходящее вокруг и упорядочивать собственную деятельность. Поэтому развитию пространственно-временных представлений необходимо уделять особое внимание с самого раннего возраста.

Для развития пространственных представлений можно использовать различные упражнения. Например, попросите обучающегося расположить игрушки на полке в определенном порядке - справа, слева, вверху, внизу. Также эффективны упражнения на определение положения предметов относительно себя или другого объекта: "Где находится мяч по отношению к коробке?", "Что находится за шкафом?" и т.д.

Помимо упражнений на определение местоположения предметов, можно использовать задания на ориентировку в пространстве. Например, попросите обучающегося пройти от одного угла комнаты к другому, обойти вокруг стола или встать рядом с определенным предметом. Также эффективны упражнения, где нужно воспроизвести пространственные отношения между предметами - расставить игрушки в том же порядке, что и на образце.

Для формирования временных представлений подойдут задания на установление последовательности событий. Можно попросить обучающегосяразложить картинки в правильном порядке, например, как происходит умывание или сборы на прогулку. Также полезны упражнения на ориентировку во времени - называние дней недели, частей суток, определение, который час.

Развитию пространственно-временных представлений способствуют и различные развивающие игры. Например, игра "Найди пару" с использованием макетов комнат, улиц или ландшафтов. Обучающийся должен найти одинаковые изображения, ориентируясь в пространстве. Также хорошо подходят игры с конструкторами, где нужно собрать предметы по образцу или схеме.

Помимо игры "Найди пару" с макетами, можно использовать игру "Волшебный мешочек". Обучающийся на ощупь достает предметы из мешочка и называет их расположение относительно себя (справа, слева, впереди, сзади).

Для закрепления пространственных ориентиров полезна игра "Где спрятана игрушка?". Взрослый прячет предмет, а обучающийся ищет его, ориентируясь по подсказкам ("Игрушка находится под столом", "Она справа от дивана").

Для восприятия времени эффективны игры, связанные с режимом дня, календарем, часами. Например, "Распорядок дня" - обучающийся выкладывает картинки с режимными моментами в правильном порядке. Или игра "Времена года", где нужно соотнести времена года с соответствующими признаками.

Таким образом, использование разнообразных дидактических упражнений и игр способствует эффективному развитию пространственно-временных представлений у обучающихся. Эти упражнения и игры помогают сформировать у обучающегося целостное восприятие окружающего мира, ориентировку в пространстве и времени, что является важной основой для успешного обучения и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группыДидактические игры, направленные на формирование элементарных математических пре...

«Развитие пространственно-временных представлений» у учащегося 2 класса с задержкой психического развития.

Актуальность исследования таких ученых как Семенович А.В., Семага М.М., Цветкова Л.С. доказали, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и...

Памятка для родителей "Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников"

В памятке даны рекомендации по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников....

Конспект группового занятия. Тема: развитие пространственно- временных представлений.

Конспект группового дефектологического занятия в 1 класее...

Программа :"Развитие пространственно-временных представлений у учащихся ОВЗ с РАС"

Цель программы: создание условий для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществления коррекции отклонений в развитии их познавательной деятельности в ди...

Картотека игр для развития пространственно-временных представлений дошкольников

Картотека игр для воспитателей по  развитию пространственно-временных представлений  детей дошкольного возраста....

Развитие пространственно-временных представлений у учащихся с ОВЗ в начальной школе.

Свободная ориентировка во времени и пространстве – необходимое условие социального бытия человека, условие успешного познания и активного преобразования действительности. Первостепенная роль в ф...