Статья для учителей начальной школы: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ"
статья по теме
Психическое состояние учителя и учащихся достаточно ощутимо влияет на результаты урока. В основе своей работы используем принцип «пожелай добра ближнему».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskie_trebovaniya_k_uroku.docx | 15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ.
Психическое состояние учителя и учащихся достаточно ощутимо влияет на результаты урока. В основе своей работы используем принцип «пожелай добра ближнему». Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Чтобы достичь большого процесса в развитии детей, в усвоении ими знаний, надо помнить, что самочувствие детей в процессе обучения должно быть спокойным и естественным, с большим внутренним уважением к учителю и товарищам. Психическое состояние учителя и учащихся достаточно ощутимо влияет на результаты урока. Учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психические особенности каждого учащегося: его мышления (репродуктивного, творческого); памяти (произвольной, непроизвольной), в частности узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения; внимания (способности сосредоточиваться на предмете изучения); воображения (особенно творческого); воли (способности ставить перед собой далекие и близкие цели и достигать их. преодолевая препятствия); эмоции.
Контроль над своими эмоциями может быть достигнут с помощью несложных приемов, которыми должны владеть не только школьные психологи, но и педагоги. В числе таких приёмов можно назвать «психическую гимнастику», «гимнастику эмоций», перевод отрицательных эмоций в положительные, переключение эмоций, реализацию их в движения.
Формы психологической разгрузки: психические настрои – тренинги; энергетический уровень любой комнаты можно повысить, используя музыку, музыка стимулирует работу ума, большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением; лечить человека можно хорошими добрыми стихами; танцы – разрядка эмоционального напряжения.
В своей работе стараемся придерживаться основных принципов, помогающих сохранить и укрепить здоровье школьников в процессе обучения.
Ситуация успеха (стимулирование успехов школьников в учении).
Педагог должен помочь ребенку достичь максимального успеха в развитии и усвоении знаний. Организовать процесс обучения так, чтобы каждый ребенок мог трудиться и имел бы успех в своей деятельности. В учебно-воспитательном процессе должно преобладать позитивное начало. Как для обучения, так и для психического здоровья более ценно поощрение инициативы и успехов, чем акцентирование внимания на неудачах. Наличие уверенности в достижимости намеченного – это еще и элемент самовоспитания, один из способов выработки настойчивости и трудолюбия.
Воздействие на мотивационную сферу личности учащихся.
Взаимоотношения «учитель – ученик» строить, исходя из хорошего, что есть в ребенке: «Не искоренять плохое, а умножать хорошее». «Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя» - утверждают психологи. На результаты урока оказывает значительное влияние отношение учащихся к знаниям, учению, которое зависит от мотивов учения, потребности в расширении знаний и других факторов. Умелое руководство мотивами учения школьников, возбуждение и поддержка положительных мотивов на основе формирования интереса к знаниям и процессу учения, потребности в знаниях, привлечение учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, создающей у них чувство радости познания, удовлетворения успехами в работе являются необходимой стороной деятельности учителя на уроке.
Сотрудничество, соучастие, соавторство.
Одно из важнейших условий психического здоровья учащихся правильная социализация, выработка навыков адаптации к изменяющейся социальной среде. Поиски способов бесконфликтного общения в школьном коллективе должно занимать не последнее место в деятельности любого педагога. Особенно ценится учащимися требовательность педагога, если она сочетается с доброжелательностью и справедливостью, уважением к детям и педагогическим тактом.
Предотвращение всевозможных психотравмирующих ситуаций.
Требования, предъявляемые к ученикам, должны соответствовать уровню их развития, но не превышать и не занижать их возможности. Обучение учащихся необходимо осуществлять с ориентацией на зону ближайшего развития. Учитывая, что «то, что сегодня ученик сумеет сделать в сотрудничестве с педагогом, он сможет сделать самостоятельно завтра» (Л. С. Выготский). Важным психолого – дидактическим усвоением организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить ее лечебный и коррекционный эффект, является изменение подхода к оценке. В педагогике следовало бы окончательно отказаться от отрицательных оценок и предоставить возможность каждому совершать неограниченное количество попыток получения положительной оценки. Такая форма общения «учитель – ученик» основана на индивидуализации в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...
Работа учителя-дефектолога с учётом требований современного урока
В материале освещён теоретический и практический материал работы учителя-дефектолога с учётом требований современного урока....
Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"
Презентация выступления на ШМО учителей начальных классов....
Статья для учителей начальных классов: "Интегрированные занятия по внеурочной деятельности в начальной школе"
Данная статья адресована прежде всего педагогам, работающим в начальной школе...
Статья "Деятельность учителей начальных классов по использованию игровых технологий на уроках математики
В данной статье описывается деятельность учителей начальных классов по использованию игровых технологий на уроках математики....
Статья. «Современный учитель начальных классов на мой взгляд…»
laquo;Современный учитель начальных классов на мой взгляд…»...