Родительское собрание для будущих первоклассников"Доброе начало"
методическая разработка (1 класс) по теме
В ходе собрания родители знакомятся с видами психологической готовности детей к школьному обучению. Определяются позиции, по которым детям оказывается помощь при подготовке к школе.Родительское собрание проходит с использованием активных форм работы, что способствует активной педагогической позиции родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_roditelskogo_sobraniya.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Доброе начало»для родителей будущих первоклассников.
Цели:
- Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школьному обучению.
- Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.
- Формировать активную педагогическую позицию родителей.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийная система,фильм « 1сентября», памятки, составленные в ходе обсуждения по заданным вопросам.
Ход родительского собрания.
Ваши дети скоро станут первоклассниками. Посмотрим небольшой фильм « 1сентября».
Обмен впечатлениями.
-Какой же он первоклассник? На каждую букву слова «первоклассник» дадим характеристику ученику.
Родители называют качества, учитель записывает на доске. На выполнение этого задания отводится 3-5 минут, после чего проводится обобщение ответов.
-Первый,
единственный,
радостный.
вежливый,
общительный,
красивый,
любимый,
активный,
смелый,
смышлёный,
нужный,
интересный,
креативный.
-Чтобы такие успешные характеристики были у наших с вами будущих учеников, рассмотрим на сегодняшней встрече виды готовности к школьному обучению.
-По вашему мнению, из каких компонентов складывается готовность к школе.
Ответы родителей. Обобщение, анализ ответов.
Вывод: анализируя требования к ребёнку, предъявляемые школьной жизнью, их можно разделить на три большие группы.
Запись на доске - Эмоциональная готовность к школе.
Социальная готовность к школе.
Когнитивная готовность к школе.
Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, позволяющих ребёнку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебный материал, или ведут к тому, что ребёнок замыкается в себе. Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребёнок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызвать у ребёнка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребёнок вообще перестаёт верить в свои силы, прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними - важная составная часть эмоциональной готовности. Когда ребёнок что-то знает, хочет показать свои знания и тянет руку, то естественно не всегда получается так, что его действительно вызывают. В школьной жизни существуют и другие ситуации, в которых приходится испытать разочарование. Умение адекватно переносить разочарования и справляться с ними-ещё одна сторона эмоциональной готовности.
Какова роль родителей в формировании эмоциональной готовности к школе?
Мозговой штурм. В ходе обсуждения составляется памятка.
- Очень важно соизмерять родителям свои ожидания относительно будущих успехов в школьной жизни с возможностями ребёнка.
- Не сравнивать с другими. Принимать таким, какой он есть. Уважать его индивидуальность.
- Чтобы ребёнок ощущал поддержку, заботу родителей, обязательно говорить слова любви.
- У ребёнка есть свои проблемы. Каждый день выделять время для беседы, вести разговор спокойно, доверительно, а не в форме назидания.
- Формировать у детей объективный образ школы:
читать произведения о школьной жизни. (Н.Носов. В.Драгунский, А. Барто и др.);
вызывать интерес к учебной деятельности (читать энциклопедии, просматривать познавательные передачи по ТВ);
вспоминать свою школьную жизнь, рассказывать о ней своему ребёнку.
- Всегда положительно оценивая личность ребёнка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребёнка уверенность, что он справится с трудностями, добьётся хороших успехов, у него всё получится.
- Беречь душевный мир ребёнка.
Следующий компонент готовности к школе - социальный. Он тесно связан с эмоциональным. Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного начала обучения по любой программе начальной школы. В первые недели школьного обучения, когда у учащихся ещё не сформированы элементарные навыки учебной деятельности, они выполняют задания по шаговой инструкции учителя. Постепенно по мере усвоения действий самоконтроля и самооценки, их деятельность становится более самостоятельной. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребёнком во время занятий в детском саду или дома, если родители занимаются с ним грамотой, или математикой, или другими видами деятельности, где есть элементы обучения. При этом нужно обратить внимание на такие особенности поведения дошкольника:
- Внимательно ли он слушает взрослого;
- Выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание; не дослушав его;
- Старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;
- Задаёт ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;
- Признаёт ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним
Школьная жизнь включает в себя участие ребёнка в различных сообществах, вступления в многообразные контакты, связи и отношения и поддерживание их. Прежде всего это класс. Ребёнок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам. Для нормальной продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику договорить до конца. Поэтому способность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других - важный компонент социальной готовности. Важно, чтобы ребёнок мог чувствовать себя частью группы (класса). Учитель не может обращаться к каждому ребёнку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребёнок понимал и чувствовал, что учитель обращается к классу, обращается и лично к нему. Поэтому чувствовать себя частью класса, группы – это ещё одно важное свойство социальной готовности. Дети все разные, с разными интересами, желаниями. В классе создаются определённые правила школьной жизни. Поэтому к социальной готовности относится способность ребёнка понимать смысл правил поведения, готовность следовать этим правилам. В любом классе конфликты неизбежны. Важно как они решаются. Необходимо научить детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций.
Какова роль родителей в формировании социальной готовности к школе?
Мозговой штурм. В ходе обсуждения составляется памятка.
- Создавать условия для полноценного общения ребёнка с другими.
- Учить ребёнка свободно и непринуждённо общаться со сверстниками, со взрослыми. Если возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребёнку приобрести уверенность в коллективе сверстников.
- Чем разнообразнее деятельность ребёнка, тем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
- Поощрять игры с ребятами.
- Учить отвечать за свои поступки.
- Рассматривать способы разрешения конфликтов.
Следующая большая группа в вопросах подготовки к школе ребят - это когнитивная готовность. Важно, чтобы ребёнок мог некоторое время концентрироваться на какой-либо задаче, выполнять её. Учебный процесс устроен так, что при объяснении каких либо явлений, часто возникает необходимость связать с тем, что изучалось раннее. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребёнок запоминал увиденное, услышанное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти. Поэтому, краткосрочная слуховая память, визуальная память, являются важной предпосылкой успеха учебной деятельности. Дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно. Когда учитель даёт тему или задание интересное детям проблем не возникает. Но школьное обучение всегда содержит такие моменты, когда детям приходится делать что-то им неинтересное. Как здесь быть? Нужно прививать общий интерес к учению, любознательность по отношению к новому. В возрасте 6-7 лет происходят изменения в нервной системе, прежде всего это касается головного мозга. Это важно, так как именно он играет решающую роль в усвоении новых знаний. Созревают отделы головного мозга, отвечающие за аналитико-синтетическую деятельность, логическое мышление.
Практика обучения в первом классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого:
- Отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений;
- Недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей руки;
- Недостаток выполнения графических движений.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приёмы и упражнения: массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, лепка из глины, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, вырезание ножницами и т.д.), выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе), специальные упражнения для подготовки руки к письму.
У семилетних детей графические упражнения по возможности должны быть приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. При этом обучать письму самих букв не рекомендуется. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку. Рисуя и штрихуя в школьной тетради, ребёнок седьмого года учится видеть строчку, ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки, соотносить уже приобретённые навыки выполнения графических элементов с размером строки и клетки. Для того чтобы у ребёнка появилось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он испытал удовольствие от результата своих действий. Во время занятий рисованием и штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш.
Какова роль родителей в формировании когнитивной готовности к школе?
Мозговой штурм. В ходе обсуждения составляется памятка.
- Учить наизусть, решать кроссворды, собирать пазлы, модели конструктора.
Обратить внимание на речь. Обратиться к логопеду, если нужно.
- Учить выражать правильно свои мысли, наблюдать, делать выводы, рассказывать о происходящем, поощрять стремление задавать вопросы, находить информацию в различных источниках.
Мы вместе с вами разобрали основные компоненты готовности к школе. Необходимо рассмотреть также и физиологические особенности этого возраста. По показателям физического развития 6-7 летние дети существенно отличаются от своих сверстников начала века, значительно опережая их по росту и развитию. Старшие дошкольники быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Этот возраст называют периодом «вытягивания в длину». Каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. А теперь представим себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся опорно-двигательный аппарат ребёнка, когда приходится в течение достаточно длительного времени удерживать определённую позу,- сразу станет ясно, почему ребёнку трудно сидеть неподвижно. Понятно и то, почему неправильная поза приводит к нарушению осанки.
-Как Вы думаете, что необходимо для полноценного физического развития?
Ответы родителей. Обобщение. Вывод.
Необходимо обеспечить двигательную активность. Движение укрепляет опорно- двигательный аппарат, развивает координацию, обеспечивает непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствующих нормальному росту. Развивайте и поддерживайте у детей потребность в движении, занятие спортом, Прыжки через скакалку, игры в мяч. Важное значение имеет полноценное питание, режим дня. Обязателен полноценный сон-10 часов. Дневной сон, если это необходимо. Перед сном тихие игры, беседуйте о хорошем, не разбирайте возникшие проблемы. Ограничивайте просмотр телевизора, компьютера. Подмена игровой деятельности просмотром фильмов часто наблюдается у тех детей, которые ничем особенно не заняты, но, будучи предоставлены сами себе, предпочитают проводить большую часть времени у телевизора. Смотря, бесконечные мультфильмы, фильмы при этом не работает воображение и фантазия, нет внутреннего плана действий, не развивается символическая функция и мотивационная сфера. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду. Компьютерные игры большое место занимают в жизни детей. Здесь нормативы довольно жесткие – не более 40 минут. Капсула глаз эластична, легко растяжима. Под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. При длительном сидении у компьютера страдает осанка. Отрицательное воздействие сказывается на психике ребёнка. А последние современные исследования в области мозга о влиянии мозга показывают, что функции внимания, воображения, чтения, письма развиваются медленнее ( особенно у мальчиков), если молодой мозг механизируется слишком рано. Так как большая часть экранных раздражителей скорее пространственная. Получается, что левое полушарие ущемляется в развитии. Отсюда нарушения. Необходимо ограниченное время для работы с компьютером. Зарядка для глаз, для осанки.
Организация рабочего пространства. Дома, Вы уже задумываетесь, или уже приготовили рабочее место: будь – то своя комната или место в комнате. Стол, место для учебных принадлежностей. Приучайте к порядку на рабочем месте. Необходимо участие в посильных домашних делах. Это и ответственность, воспитание воли, приобретение трудовых навыков.
Мы с Вами разобрали готовность ребят к школьному обучению. На новом этапе в жизни детей важен фактор готовности родителей к этому.
Психологи сравнивают первый год обучения в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за ребёнка, необходимость много времени проводить рядом.
Главная забота родителей - поддержание, развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, Вы встречаете ребёнка после окончания учебного дня вопросом:
-Что было интересного в школе? Что ты узнал нового? С кем подружился?
Видя ваш интерес, ваше участие ребёнок вспоминает, что на уроке, в перемену происходило. Ваше участие, интерес положительно скажутся на развитие познавательных способностей ребёнка. Эти способности вы сможете направлять, укреплять в дальнейшем.
А сейчас я предлагаю Вам всем известную сказку « Колобок» на психологический лад и попрошу Вас принять активное участие в её разборе.
Итак, начали.
Жили –были дед со старухою. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? (ответы родителей)
По сусекам помели, по амбарам поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь. Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
По сусекам помели, по амбарам поскребли, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь. Не оставляйте детей без присмотра. Продумайте с кем ваш ученик будет находиться дома после уроков.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайца, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь. Учите общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, коварная.
Четвёртая заповедь. Учите распознавать добро, зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая. Научите ребёнка с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с Вами получилась.
На этом наша с вами встреча заканчивается. Я попрошу Вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие закладки, которые пригодятся Вам в начале школьной жизни первоклассника.
Памятка для родителей.
Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.
Положительную мотивацию Вашему ребёнку создадут :ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха перед возможной ошибкой, развитиый познавательный интерес к окружающему миру.
К окончанию начальной школы ребёнок должен хотеть и уметь учиться.
Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире.
Библиография
.
1.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу.М.Академия.1998.
2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.НПО.Образование.1996.
3.Как сформировать готовность к школьному обучению в условиях семьи? Чему необходимо научить ребенка?Серия: «Готовность ребёнка к школе».Курнешова Л.Е.М.Центр инноваций в педагогике.1998.
4. Нижегородцева Н.В.Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность детей к школе. М. Владос.2001.
5.При создании фильма были использованы фотоматериалы, любезно предоставленными родителями выпускников начального звена (4классы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для будущих первоклассников 20.01.12г.
Родительское собрание для будущих первоклассников 20.01.12г...
родительское собрание для будущих первоклассников
«Индивидуальная готовность ребенка к школе».Дошкольники — дети особенные, они учатся по собственной программе. Но когда они приходят в школу, то программа их обучения определена заранее. Таким о...
Родительское собрание для будущих первоклассников.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни....
Первое родительское собрание для будущих первоклассников.
1. Поздравления и знакомство.2. УМК " Школа России".3. О введении ФГОС.4 .Учебная нагрузка на первоклассника.5.Что необходимо приобрести к школьным занятиям.6. Ответы на часто-задаваемые вопросы.6.Сов...
Родительское собрание для будущих первоклассников.
Родительское собрание для будущих первоклассников по теме "Скоро в школу"....
Родительское собрание для будущих первоклассников
познакомить с новыми стандартами второго поколения...
Родительское собрание в 1 классе "Доброе начало"
Разработка первого родительского собрания в школе....
Комментарии
Галина Васильевна
Галина Васильевна родительское собрание замечательное. Голос! Удачи Вам.
Полезный материал! Примите и
Полезный материал! Примите и мой голос. буду признателен, если посмотрите и оцените мою работу http://nsportal.ru/node/634939
Голосую за вашу работу.Буду
Галина Васильевна,желаю удачи.
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе.Давайте поддержим друг друга.Я проголосовала за Вашу работу,а Вы проголосуйте за мои: "Растения Красной книги" и "Космос". Удачи!
Здравствуйте! Я
Здравствуйте! Я проголосовала за Вашу работу.Мы с Вами участвуем в одном конкурсе.Давайте поддержим друг друга. Оцените мои работы.
спасибо, ценный материал,
спасибо, ценный материал, желаю удачи, мою работу можно посмотреть по ссылке http://nsportal.ru/node/651941
Галина Васильевна, очень
Галина Васильевна, очень грамотная работа, заслуживаете победы!
Хорошая работа. Голосую.
Хорошая работа. Голосую. Можете познакомиться с моей работой и поддержать по ссылке http://nsportal.ru/node/612101 Спасибо и удачи!
Удачи. Проголосовала.
Удачи. Проголосовала.