Родительское собрание для будущих первоклассников.
методическая разработка по теме

Медведева Елена Валерьевна

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon roditelskoe_sobranie_dlya_bp.ppt608 КБ
Microsoft Office document icon rod_sobr_dlya_bud_pervokl.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МОУ ДРОВНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

 

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка

(доклад на собрании родителей первоклассников)

 

 

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяется жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.

     В это период жизни, в 6 – 7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

     Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенка своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И.Божович).

     В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Новые правила

     Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

     Нормы и правила порой идут в разрез с непосредственными желаниями  и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство Учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

     Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга и удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

     Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка,  от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Психофизиологическая зрелость

     Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественного нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

     Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще не достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6 – 7 лет.

     По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 – 14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается не достаточным.

      Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

     Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

     Внимание учащихся 1–х  классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

     У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применении специальных приемов и средств запоминаний, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

      Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образцовое. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

     Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

     Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

     Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

     Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА.

     Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

     Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

     Ваш ребенок пришел в школу, чтобы трудиться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

     Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

     Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

     Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

     Если вас что–то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.

     С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

     Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих первоклассников 20.01.12г.

Родительское собрание для будущих первоклассников 20.01.12г...

родительское собрание для будущих первоклассников

«Индивидуальная готовность ребенка к школе».Дошкольники — дети особенные, они учатся по собственной программе. Но когда они приходят в школу, то программа их обучения определена заранее. Таким о...

Родительское собрание для будущих первоклассников"Доброе начало"

В ходе собрания родители знакомятся с видами психологической готовности детей к школьному обучению. Определяются позиции, по которым детям оказывается помощь при подготовке к школе.Родительское собран...

Первое родительское собрание для будущих первоклассников.

1. Поздравления и знакомство.2. УМК " Школа России".3. О введении ФГОС.4 .Учебная нагрузка на первоклассника.5.Что необходимо приобрести к школьным занятиям.6. Ответы на часто-задаваемые вопросы.6.Сов...

Родительское собрание для будущих первоклассников.

Родительское собрание для будущих первоклассников по теме "Скоро в школу"....

Родительское собрание для будущих первоклассников

познакомить с новыми стандартами второго поколения...


 

Комментарии

Куадже Ася Шумафовна

Надежда Ильинична! Мне понравилась Ваша работа. Дети и их родители запоминают на всю жизнь первую встречу в школе. Удачи в конкурсе!
Я тоже участвую в конкурсе, и мне важно знать Ваше мнение по поводу моих работ.

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020