Технологическая карта урока труда по теме урока Тема урока «Одежда народов России. Составные части костюмов и платьев, их конструктивные и декоративные особенности.» Изделие: «Аппликация из ткани элементов одежды народов Росси, УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о составных частях костюмов народов России, выполнить аппликацию из ткани элементов одежды народов России.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с частями костюмов и платьев народов России.

2. Учить изготавливать аппликацию из ткани «одежда народов России».

Предметные:

1. Знать составные части костюмов и платьев народов России.

2. Изготовить аппликацию из ткани «одежда народов России».

Развивающие:

1. Развивать умение работать с тканью.

2. Развивать творческие способности.

Личностные:

1. Применять правила безопасной работы ножницами.

2. Проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие.

Воспитательные:

1. Воспитывать адекватную самооценку.

2. Воспитывать аккуратность.

 

УМК: презентация, шаблоны, клей-карандаш, ножницы, ткань.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Дата: 15.04.2024

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148»

Класс: 4 «А»

Урок: 3

Время: 9:50-10:30   Кабинет: 204

Студент: Ковальская Виктория Николаевна

Группа: 31

Учитель: Макаренко Марина Александровна

Методист: Бондарь Елена Борисовна

Тема урока «Одежда народов России. Составные части костюмов и платьев, их конструктивные и декоративные особенности.»

Изделие: «Аппликация из ткани элементов одежды народов России»

Тип урока: «открытие» нового знания 

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о составных частях костюмов народов России, выполнить аппликацию из ткани элементов одежды народов России.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с частями костюмов и платьев народов России.

2. Учить изготавливать аппликацию из ткани «одежда народов России».

Предметные:

1. Знать составные части костюмов и платьев народов России.

2. Изготовить аппликацию из ткани «одежда народов России».

Развивающие:

1. Развивать умение работать с тканью.

2. Развивать творческие способности.

Личностные:

1. Применять правила безопасной работы ножницами.

2. Проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие.

Воспитательные:

1. Воспитывать адекватную самооценку.

2. Воспитывать аккуратность.

УМК: презентация, шаблоны, клей-карандаш, ножницы, ткань.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Николаевна. И сегодня я проведу у вас урок технологии.

-Давайте поприветствуем друг друга. На экране вы видите 3 действия: дать пять, обнять, пожать руку. Выберете одно из действий  выполните его с соседом по парте.

Приветствуют учителя.

Приветствуют друг друга действиями.

УУРД:

действовать по плану, предложенному учителем

Слайд №1.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Группа наглядных методов

(иллюстрация)

- Послушайте стихотворение, а после ответе на вопросы.

- Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

- О чем это стихотворение?

- А что мы зовем Родиной?

- Люди каких национальностей живут в России?

- Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои. Как вы думаете, что такое национальный костюм?

- Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке?

- Ребята, из ткани можно не только шить одежду, но и выполнять аппликации, этим мы сегодня и займемся.

- А вам уже известно, что такое аппликация?

- О Родине.

- Нашу страну Россию.

- Русские, татары, башкиры, коми, марийцы, карелы, удмурты, буряты.

- Национальный костюм- это костюм, характерный для данной нации, свойственный именно ей.

- Одежду для народов России.

- Аппликация — наклеивание целой или отдельной части на основу (бумагу, картон).

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы.

УУРД: принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу.

Сайд №2.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Группа практических методов

(задание)

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим на этот урок?

- Давайте составим план нашего урока. Дополните пункты плана.

1. Узнаем об особенностях …

2. Выполним своими руками …

3. Подведем …

- Давайте сравним и проанализируем женские костюмы разных народов.  

- Что общее в каждом костюме?

- На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный.

- По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит.

- Рассмотрим мужской праздничный костюм. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка).

- Как вы думаете, чем украшали рубахи?

- Мужская рубаха украшалась вышивкой. Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, синей, красной ткани.

- Штаны называли -  порты.  Они  заправлялись  в  сапоги  или  обёртывались онучами, и поверх надевали лапти. Знаете ли вы, что такое лапти?

- Основной женского костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица» с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху.

- Одежда русской крестьянки состояла из рубахи, украшенной вышивкой, где она могла размещаться?

- Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник.

- Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, пердником, подпоясанным поясом.

-В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.

- Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.

- Как вы думаете, можно ли было по прическе определить замужняя девушка или же нет?

- Незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы оттуда и пошло выражение «Девичья коса – всему миру краса», также они носили обручи из разноцветных лент.

-А замужние дамы заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.

-Давайте посмотрим, какой пункт плана урока мы выполнили.

- «Одежда народов России. Составные части костюмов и платьев, их конструктивные и декоративные особенности.»

- Цель: узнать об особенностях одежды народов России; выполнить аппликацию из ткани.

1. Узнаем об особенностях одежды народов России.

2. Выполним своими руками аппликацию из ткани.

3. Подведем итоги урока.

-  Рубаха, длина платья или сарафана, наличие головного убора, вышивка.

- Вышивкой.

- Лапти -  низкая обувь, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки.

-  Размещалась на рукавах, подоле и по плечам.

Предполагают.

- 1. Узнаем о особенностях одежды народов России.

УУПД: воспринимать и использовать предложенную инструкцию.

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении.

УУРД: действовать по плану, предложенному учителем.

Слайд №3.

Слайд №4.

Слайд №5.

Слайд №6.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Группа наглядных методов

(демонстрация)

- Ребята, как мы с вами уже выяснили из ткани можно не только шить одежду, но и делать аппликации. И сейчас нам предстоит ее выполнить.

- Перед этим давайте вспомним составные его части. Какие части есть в мужском народном костюме?

- А в женском?

- Познакомимся с алгоритмом работы:

1 этап: Необходимые материалы.

Клей, ножницы, половинка листа картона, шаблоны людей, ткань разных цветов.

- Давайте остановимся и вспомним правила работы в парах.

- А теперь ваша задача: в парах вспомнить правила работы с клеем и ножницами, первый вариант рассказывает второму правила работы с клеем, а второй первому правила работы с ножницами.

2 этап: Разметка.

- На этом этапе вам необходимо приложить шаблон к картону и обвести его.

3 этап: Заготовка.

- Вам необходимо при помощи ножниц разобрать шаблон на части: сарафан, блузка, рукава, кокошник.

- Затем к каждому элементу костюма подобрать ткань, приклеить элемент к такни. Ткань расходуем экономично. Приклеиваем шаблоны ближе к краю.

- Помните про все составные части костюма.

- Вырезаем все детали, соблюдая технику безопасности работы с ножницами.

4 этап: Сборка.

- На этом этапе необходимо приклеить составные части костюма на изделие.

- Какой пункт плана нам предстоит?

- Рубаха, порты, пояс.

- Рубашка, сарафан, передник, головной убор.

Вспоминают правила работы в парах.

Техника безопасности при работе с ножницами:

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

Техника безопасности при работе с клеем

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

3. Выполним своими руками аппликацию из ткани.

УУПД:

воспринимать информацию, использовать её в работе; ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного).

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого.

УУРД: действовать по плану, предложенному учителем; работать с опорой на графическую инструкцию, принимать участие в коллективном построении простого плана действий.

Слайд №7.

Слайд №8.

Слайд №9.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Группа наглядных методов

(демонстрация)

- Нам предстоит выполнить изделие.

1.Организует первичное закрепление.

- Повторим этапы работы над изготовлением изделия. По какому алгоритму мы выполняем работу?

2.Определяет критерии качества выполнения задания.

- А теперь посмотрим на критерии оценивания, указанные на слайде.

  Критерии:

1. Аккуратность.

2. Правильность.

3. Законченность.

- В итоге всей вашей работы должна получиться похожая, но своя индивидуальная и необычная аппликация.

Познакомимся с алгоритмом работы:

1 этап: Необходимые материалы.

2 этап: Разметка.

3 этап: Заготовка.

4 этап: Сборка.

УУПД: воспринимать и использовать предложенную инструкцию.

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении.

УУРД: действовать по плану, предложенному учителем; работать с опорой на графическую инструкцию.

Динамическая пауза

(1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Индивидуальная

Группа практических методов (выполнение изделия)

1.Организует самостоятельную работу.  

- Все ли необходимые инструменты и материалы у вас есть?

- Можете приступать к работе! Я желаю вам удачи!

- Если вам потребуется помощь – поднимите руку, и я подойду к вам.

- Работу выполнять по этапам, выполнили первый этап, переходим на второй этап и так далее.

Отвечают.

Выполняют изделие.

УУПД:

воспринимать информацию, использовать её в работе; ориентироваться в терминах.

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении.

УУРД: работать с опорой на графическую инструкцию.

Раздаточный материал.

Слайд №10.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

- Ребята, время на выполнение наших работ подходит к концу. Давайте пока что отложим их на край стола.

-Ребята, что мы сегодня с вами делали?

- А что обозначает «аппликация»?

- Из каких составных частая костюмов вы узнали?

 - Что украшает народные костюмы?

- Аппликацию «одежда народов России».

- Аппликация — наклеивание целой или отдельной части на основу. Обычно фоном служат бумага, картон.

- О рубашках, сарафанах, портах, кокошниках.

- Вышивки.

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении, высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы.

Слайд №11.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Группа словесных методов

(беседа)

Группа наглядных методов (демонстрация)

-  Ребята, а сейчас давайте оценим свои работы по критериям, которые мы называли перед началом выполнения работы.

Критерии:

1.        Аккуратность;

2.        Правильность;

3.        Законченность.

- Выходят ребята с 1 ряда. Давайте оценим их работы по критериям.

- Хорошо, садитесь!

- Второй ряд показывает свои работы. Давайте также выберем те работы, которые соответствуют всем критериям.

- Отлично, садитесь.

- И третий ряд. Давайте оценим работы ребят. Все ли критерии соблюдены?

- Ребята, вы отлично справились!

- Какой пункт плана остался невыполненным?

-Какова была тема сегодняшнего урока?

- А какова была цель нашего урока?

- Как вы думаете, достигли ли мы ее?

- Спасибо за вашу активность. Урок окончен, до свидания.

Оценивают работы друг друга.

- 5. Подведем итоги урока.

- «Одежда народов России. Составные части костюмов и платьев, их конструктивные и декоративные особенности.»

- Цель: узнать об особенностях одежды народов России; выполнить аппликацию из ткани. Да!

УУПД: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);

УУКД: участвовать в коллективном обсуждении, высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы.

УУРД: понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по кубановедению. Тема урока "Обыча и траиции народов,живущих на Кубани"

Данная разработка предназначена  для учителей начальных классов...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока труда по теме урока «Открытка на «День матери»» Изделие: «открытка», УМК "Школа России", 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических навыков работы с бумагой и картоном в процессе изготовления открытки к празднику «День матери» Зад...

Технологическая карта урока труда по теме урока «Работа в технике оригами» Изделие: «Божья коровка», УМК "Школа России", 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических навыков работы с бумагой в технике оригами в процессе изготовления «Божьей коровки» Задачи урокаПл...

Технологическая карта урока труда по теме урока«Поздравительная открытка ко Дню Победы». Изделие «открытка», УМК "Школа России", 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся представлений о празднике «День Победы», выполнить поздравительную открытку. Задачи урокаПл...

Технологическая карта урока труда по теме урока «Оригами. Основные формы сгибания. Изделие «бабочка».», УМК "Школа России", 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: познакомить обучающихся с базовыми формами оригами, с различными формообразованиями деталей путем сгибания и складывания Задачи ур...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме Тема урока: «Как работает скульптура. Скульптуры разных времен и народов» Изделие: «Животное из пластилина», УМК "Школа России", 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представление обучающихся о скульптурах разных времен и нардов, создание условий для формирования умений и навыков работать с пл...