Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
методическая разработка по технологии (4 класс)
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domovodstvo.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ДОМОВОДСТВО»
для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
5 класс
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения программы
- Система оценки достижений планируемых результатов
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Лист корректировки рабочей программы
- Лист оценки выполнения рабочей программы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
3.4. Учебно-методический комплекс
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно — бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» 5 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа №
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ школа № на 2022 -2023 уч. год.
6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы
Цель данной программы – является повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:
Образовательные:
- учить организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом);
- учить различать и называть(показывать) предметы одежды;
- учить вешать одежду на спинку стула/на вешалку «плечики»;
- учить складывать одежду пополам;
- учить смачивать салфетку водой, отжимать руками лишнюю воду;
- учить переносить сформированные навыки работы с одним материалом на другой;
- учить соблюдать технику безопасности при работе при работе с ножницами, иглой.
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.);
- развивать внимание, памяти, восприятия, мышления;
- развивать согласованность действий обеих рук;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение;
- воспитывать фантазию, воображение, индивидуальность в работе.
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- Слушать инструкции учителя;
- Уметь держать пластиковую иголку в руке, самостоятельно прошивать шаблон из картона швом «назад иголкой»;
- «Рука в руку» с учителем резать бумагу по начерченным линиям;
- Уметь брать одежду в руки, по подражанию действиям учителя, складывать одежду пополам;
- По словесной инструкции учителя выполнять элементарные действия по уборке помещений.
Достаточный уровень:
- Слушать инструкции учителя;
- Уметь держать пластиковую иголку, прошивать шаблон из картона швом «назад иголкой»;
- С помощью учителя резать бумагу по начерченным линиям;
- Уметь брать одежду в руки, по подражанию действиям учителя, складывать одежду пополам, вешать ее на спинку стула/на вешалку «плечики»;
- Использовать полученные знания в повседневной жизни;
- Выполнять элементарные действия по уборке помещения и территории;
- Применять полученные навыки в быту.
Формирование базовых учебных действий.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 5 класса на уроках домоводства, обеспечивают успешное школьное обучение и положительного отношения к учебе в целом:
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные:
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по домоводству должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.
Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.
Реализация учебной программы «Домоводство» обеспечивается через оснащение уроков необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.
В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.
Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.
Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.
В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:
· консультация;
· практическое занятие.
Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:
Вид учебной деятельности | Форма, режим | Этап изучения материала |
Установочные занятия | Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline) | Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса |
Самостоятельное изучение материала | Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline) | Во время карантина или переноса учебных занятий |
Консультирование | Индивидуально или в группе, в режиме online или offline | В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося |
Контроль | Заочно (в режиме online или offline) | По завершении отдельных тем или курса в целом |
Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.
Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:
• выполнение практического задания (индивидуально или в группах);
• выполнение индивидуального или группового творческого задания
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
Содержание тем учебного курса предполагает работу по следующим разделам:
Программа по предмету «Домоводство» включает следующие разделы: «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Обращение с инструментами для шитья и рукоделия», «Уборка помещений и территории».
Уход за вещами. Называние(показывание) предметов одежды и обуви. Надевание и снимание одежды самостоятельно (с помощью учителя), соблюдение последовательности действий при складывании вещей, вывешивании одежды на «плечики», застегивании молнии на одежде.
Обращение с кухонным инвентарем. Различение кухонного инвентаря по его назначению (посуда (тарелка, кастрюля, сковорода и др.). Умение пользоваться (самостоятельно или с помощью взрослого) кухонными принадлежностями.
Обращение с инструментами для шитья и рукоделия. Называть (показывать) инструменты, уметь пользоваться (самостоятельно или с помощью взрослого) пластмассовой иглой и ножницами.
Уборка помещений. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели сухой (влажной) салфеткой. Смачивать салфетку водой, отжимать лишнюю воду.
Уборка территории. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега (сгребание снега, перебрасывание снега).
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Предполагаемые результаты |
1 четверть | ||||
1 | 1 | 07.09 | Где живет мусор в классе. Раздельный сбор мусора. | Учить сортировать пришедшие в негодность предметы, раскладывать в разные мусорные пакеты. |
2 | 1 | 14.09 | Работа с пуговицами. Пришивание пуговиц к ткани | Учить держать иголку в руках, проталкивать ее в дырку пуговицы, вытягивать иголку с другой стороны. |
3 | 1 | 21.09 | Аппликация с использованием пуговиц: "Дерево" | Учить выполнять творческую работу из нестандартных материалов |
4 | 1 | 28.09 | Шитьё по контуру фигуры по лексической теме «Дикие животные». | Учить держать иголку в руках, проталкивать ее в заранее подготовленную дырку, вытягивать иголку с другой стороны. |
5 | 1 | 05.10 | Выворачивание одежды. Складывание одежды пополам. | Учить последовательности действиям при выворачивании / складывании одежды. |
6 | 1 | 12.10 | Застегивание одежды, лежащей на столе (парте). | Учить вставлять пуговицу в прорезь петли на одежде. |
7 | 1 | 19.10 | Овощечистка. Безопасный способ срезания шкурки с кабачка. | Учить пользоваться овощечисткой. |
8 | 1 | 26.10 | Итоговый урок | Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 8 часов | ||||
2 четверть | ||||
9 | 09.11 | Выворачивание одежды. Использование вешалки «плечики» для одежды. | Учить последовательности действиям при выворачивании одежды. Учить вставлять края вешалки в рукава одежды. | |
10 | 16.11 | Застегивание одежды на пуговицы одетой на себя. | Учить вставлять пуговицу в прорезь петли на одежде. | |
11 | 23.11 | Шнуровка обуви. Завязывание шнурков на обуви разными способами. | Учить последовательно протягивать шнурки через дырочки в обуви. Учить завязывать узел «бантиком» . | |
12 | 30.11 | Овощечистка. Безопасный способ срезания шкурки с моркови | Учить пользоваться овощечисткой. | |
13 | 07.12 | Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели влажной салфеткой. | Учить удерживать салфетку в руке, водить рукой по поверхности мебели вправо-влево, продвигая руку к себе. | |
14 | 14.12 | Вырезание ножницами шаблона из бумаги. | Учить удерживать пальцами ножницы, раздвигать и сжимать ножницы, продвигая их вперед. | |
15 | 21.12 | Аппликация с использованием пуговиц. «Елочный шар». Итоговый урок | Учить держать иголку в руках, проталкивать ее в дырку пуговицы, вытягивать иголку с другой стороны. Учить обобщать знания, полученные за четверть. | |
Итого: 7 часов | ||||
3 четверть | ||||
16 | 1 | 11.01 | Овощечистка. Безопасный способ срезания шкурки с картофеля | Учить пользоваться овощечисткой |
17 | 1 | 18.01 | Накладывание пищи в тарелку. | Учить удерживать в руке половник, зачерпывать им суп из кастрюли, наливать его в тарелку. |
18 | 1 | 25.01 | Уход за комнатными растениями. | Учить протирать листья влажной салфеткой, пользоваться лейкой. |
19 | 1 | 01.02 | Регулирование напора струи воды. Горячая и холодная вода в кране. Последовательность мытья рук. | Учить выполнять действия по алгоритму. |
20 | 1 | 08.02 | Вырезание ножницами шаблона из бумаги. | Учить удерживать пальцами ножницы, раздвигать и сжимать ножницы, продвигая их вперед. |
21 | 1 | 15.02 | Способы пришивания пуговиц | Учить держать иголку в руках, проталкивать ее в дырку пуговицы, вытягивать иголку с другой стороны. |
22 | 1 | 22.03 | Аппликация с использованием пуговиц. «Дождик». | Учить держать иголку в руках, проталкивать ее в дырку пуговицы, вытягивать иголку с другой стороны. |
23 | 1 | 01.03 | Складывание футболки классическим способом. Раскладывание сложенной одежды на полки шкафа. | Учить складывать футболку, следуя алгоритму. Закреплять представления о порядке. |
24 | 1 | 15.03 | Скворечник для птиц. | Учить внимательно слушать учителя, следовать алгоритму. |
25 | 1 | 22.03 | Итоговый урок | Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 10 часов | ||||
4 четверть | ||||
26 | 1 | 05.04 | Правила по ремонту книг. | Учить внимательно слушать учителя, следовать алгоритму. |
27 | 1 | 12.04 | Срезание шкурки с овощей овощечисткой. Резка овощей ножом пополам. | Учить пользоваться овощечисткой. |
28 | 1 | 29.04 | Последовательность надевания носков. Способы складывания носков. | Учить повторять действия за учителем. |
29 | 1 | 26.04 | Шнуровка повседневной обуви. Завязывание шнурков. | Учить повторять действия за учителем. |
30 | 1 | 03.05 | Вырезание ножницами шаблона из бумаги. | Учить удерживать пальцами ножницы, раздвигать и сжимать ножницы, продвигая их вперед. |
31 | 1 | 10.05 | Аппликация с использованием пуговиц. «Божья коровка». | Учить держать иголку в руках, проталкивать ее в дырку пуговицы, вытягивать иголку с другой стороны. |
32 | 1 | 17.05 | Экскурсия на школьный двор. Высаживаем рассаду цветов в вазоны. | Учить делать лопаткой ямку, опускать в нее росток, поливать водой. |
33 | 1 | 24.05 | Итоговый урок | Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 8 часов |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение) | |
По плану | По факту | ||||||
Лист оценки выполнения рабочей программы
Предмет | Количество часов по плану | Выполнение | Отставание | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия | |||
Четверть | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Домоводство» по учебному плану ГБОУ школы № в 5 классе отводится 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 33 часа в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).
Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности в 5 классе: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия: Умные карточки: «Овощи, фрукты, ягоды, грибы», «Времена года», «Одежда», «Посуда».
Демонстрационные: Образцы поделок.
Раздаточные: Набор цветной бумаги и картона, клей, пластилин, пластмасовая игла, ножницы.
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Компьютер.
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
- Презентации к урокам по домоводству по разделам.
3.4. Учебно-методический комплекс:
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб: ЦДК проф.Баряевой Л.Б., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "РАзвитие речи и окружающий мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...