Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opm.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
5 класс
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения программы
- Система оценки достижений планируемых результатов
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Лист корректировки рабочей программы
- Лист оценки выполнения рабочей программы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
3.4. Учебно-методический комплекс
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью является расширение их представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» 5 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:
1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа №
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ школа № на 2021 -2022 уч. год.
6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Формирование элементарных представлений об окружающем природном мире является важным направлением работы в 5 классе.
Цель данной программы - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:
Образовательные:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование временных представлений;
- формирование представлений о растительном и животном мире.
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.); формировать навыки группировки и классификации;
- развивать внимание, памяти, восприятия, мышления;
- формировать временные представления;
- развивать моторику рук, графомоторные навыки.
Воспитательные:
- вырабатывать положительную мотивацию, поддержку интереса к учению;
- формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- Умение проявлять интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).
- Умение осуществлять с помощью взрослого варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.
- Указывать жестами, узнавать предметы и явления природы (яблоко, груша, картофель, морковь, 2-х животных диких и домашних).
Достаточный уровень:
- Умение проявлять интерес к природным объектам.
- Умение узнавать природные объекты, показывать (называть) их.
- Производить практические действия с различными природными материалами.
- Умение узнавать и называть фрукты, овощи, диких и домашних животных.
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 5 класса на уроках по предмету «Окружающий природный мир», обеспечивают успешное школьное обучение и положительное отношение к учебе в целом:
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные:
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по окружающему природному миру должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.
Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.
Реализация учебной программы «Окружающий природный мир» обеспечивается через оснащение уроков необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.
В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.
Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.
Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.
В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:
· консультация;
· практическое занятие.
Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:
Вид учебной деятельности | Форма, режим | Этап изучения материала |
Установочные занятия | Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline) | Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса |
Самостоятельное изучение материала | Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline) | Во время карантина или переноса учебных занятий |
Консультирование | Индивидуально или в группе, в режиме online или offline | В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося |
Контроль | Заочно (в режиме online или offline) | По завершении отдельных тем или курса в целом |
Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.
Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:
• выполнение практического задания (индивидуально или в группах);
• выполнение индивидуального или группового творческого задания
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
Содержание тем учебного курса предполагает работу по следующим разделам:
«Временные представления», «Объекты неживой природы», «Растительный мир», «Животный мир», «Мир людей».
Временные представления.
Представления о временах года (осень, зима, весна, лето). Представления о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представления о погоде текущего дня. Представления о частях суток. Различение частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Объекты неживой природы.
Представления о воде, огне, воздухе, почве. Представления о земле и небе (небесных телах).
Животный мир.
Представления о животных, об издаваемых ими звуках, об особенностях их внешнего вида, питания, способа передвижения. Объединение животных в группы по месту обитания. Представления о детенышах животных.
Растительный мир.
Представления о растениях, их отличительных признаках, о частях растений, о значении растений в природе и в жизни человека.
Мир людей.
Представление о деятельности людей, о влиянии людей на природу.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Планируемые результаты |
1 четверть | ||||
1 | 1 | 05.09 | Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. | Учить различать по (показывать) признакам времена года. |
2 | 1 | 12.09 | Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности. | Учить различать части суток, соотносить их с картинками. |
3 | 1 | 19.09 | Дни недели. Соотнесение дней недели с видами деятельности. | Учить различать выходные и дни обучения в школе (рабочие). |
4 | 1 | 26.09 | Различение растений: дерево, куст, трава | Учить различать растения. |
5 | 1 | 03.10 | Яблоко. Груша | Формирование представлений о фруктах. |
6 | 1 | 10.10 | Морковь. Репа | Формировать представление об овощах. |
7 | 1 | 17.10 | Труд людей осенью. | Знакомство с сезонными особенностями сельскохозяйственного труда людей. |
8 | 1 | 24.10 | Осенняя прогулка. Составление коллекции листьев. Итоговый урок | Учить следовать словесной инструкции учителя. Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 8 часов | ||||
2 четверть | ||||
9 | 1 | 07.11 | Дни недели. Соотнесение дней недели с видами деятельности. | Учить различать выходные и дни обучения в школе (рабочие). |
10 | 1 | 14.11 | Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности. | Учить различать части суток, соотносить их с картинками. |
11 | 1 | 21.11 | Игры с природным материалом | Учить следовать словесной инструкции учителя. |
12 | 1 | 28.11 | Наступают холода. | Учить называть /показывать признаки изменения времен года. Расширить представление о сезонных изменениях в жизни деревьев. |
13 | 1 | 05.12 | Труд людей зимой. | Знакомство с сезонными особенностями труда людей. |
14 | 1 | 12.12 | Как помочь зимой птицам. Кормушки. | Формирование представлений о том, чем питаются птицы. |
15 | 1 | 19.12 | Новый год. Празднование в школе и дома. Итоговый урок | Учить различать признаки праздника. Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 7 часов | ||||
3 четверть | ||||
16 | 1 | 09.01 | Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности. | Учить различать выходные и дни обучения в школе (рабочие). |
17 | 1 | 16.01 | Дни недели. Соотнесение дней недели с видами деятельности. | Учить различать части суток, соотносить их с картинками. |
18 | 1 | 23.01 | Игры со снегом и льдом. | Учить следовать словесной инструкции учителя |
19 | 1 | 30.01 | Кошка. Собака | Формирование представлений о домашних животных. |
20 | 1 | 08.02 | Домашние животные | Формирование представлений о домашних животных. |
21 | 1 | 13.02 | Заяц. Волк. | Формирование представлений о диких животных. |
22 | 1 | 20.02 | Дикие животные | Формирование представлений о диких животных. |
23 | 1 | 27.02 | Птицы в природе и городе | Формирование представлений о птицах в природе и в городе. |
24 | 1 | 06.03 | Комнатные растения. | Формирование представлений о жизнедеятельности растений в домашних условиях. |
25 | 1 | 13.02 | Труд людей весной. | Формирование представлений о жизнедеятельности растений в домашних условиях. |
26 | 1 | 20.03 | Итоговый урок | Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 11 часов | ||||
4 четверть | ||||
27 | 1 | 03.04 | Весна. Сосулька. Капель. Ручей | Учить называть (показывать) признаки времени года. |
28 | 1 | 10.04 | Почему весной вешают скворечники. | Формировать представление о жизни птиц весной. |
29 | 1 | 17.04 | Что такое почва. Посадка семян в контейнеры с почвой. | Учить детей последовательности действий при посадке семян в землю, уходу за ростками. |
30 | 1 | 24.04 | Насекомые. Бабочки. | Учить отличать бабочек от других насекомых. |
31 | 1 | 15.05 | Узнавание луга. Луговые цветы. | Учить называть/показывать луговые растения. |
32 | 1 | 22.05 | Скоро лето. Итоговый урок | Учить называть (показывать) признаки времени года. Учить обобщать знания, полученные за четверть. |
Итого: 6 часов |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На изучение «Окружающий природный мир» по учебному плану ГБОУ школы в 5 классе отводится 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 32 часа в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с средней умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).
Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности в 5 классе: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия: Серия «Умные карточки»: «На ферме», «В лесу», «Овощи, фрукты, ягоды», «Кто где живет, кто что ест», «Живой мир», «Мамы и малыши».
Демонстрационные: муляжи овощей, фруктов, камни, почва, семена.
Раздаточные: пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными, наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся).
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Компьютер.
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
- Презентации к урокам по окружающему природному миру по разделам.
3.4. Учебно-методический комплекс:
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб: ЦДК проф.Баряевой Л.Б., 2011.
- Кудрина С.В. Мир природы и человека: учебник для 1-го класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Кудрина С.В. Мир природы и человека: рабочая тетрадь для 1-го класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"
Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "РАзвитие речи и окружающий мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...