Программа по предмету "РАзвитие речи и окружающий мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv._rechi.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
««РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»»
для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
8 класс
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.2.Планируемые результаты освоения программы
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебно-тематический план
2.2.Календарно-тематическое планирование
2.3. Лист корректировки рабочей программы
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
2.5. Задачи индивидуальной работы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
3.4. Учебно-методический комплекс
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дети с умеренной умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами). Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния. Нарушение речи обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер. Однако, в структуре общего речевого недоразвития, на первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку кризисных новообразований, свидетельствующих о вступлении ребенка в новый период детства (возникновение и развитие «Я – позиции» и «Я – образа», стремление к самостоятельности, потребность в признании собственных достижений окружающими, выделение сверстника и взаимодействия с ним и пр.)
В ходе организации и проведении уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение обучающимися средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить их коммуникативные потребности.
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 8 класса (учащиеся с умеренной умственной отсталостью) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
3. Образовательная программа ГБОУ школы
4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28.
5. Учебный план ГБОУ школы № на 2022-2023 уч. год.
6. Положение «О разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №
Цель программы: формирование представлений об окружающем мире, развитие коммуникативной функции речи.
Задачи программы:
- Создание условий для пробуждения речевой активности обучающихся и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании, в повседневной жизни.
- Развитие коммуникативной функции речи обучающихся.
- Обогащение словарного запаса обучающихся.
- Формирование элементарных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года у обучающихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:
- Отвечать на поставленные вопросы с помощью вербальных и невербальных средств общения.
- Составлять короткие описательные рассказы об объектах и явлениях с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.
- Выполнять элементарное экспериментирование и трудовые действия.
Система оценки достижений планируемых результатов
Система оценки достижений обучающихся индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.
В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.
Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.
Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.
В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:
· консультация;
· практическое занятие.
Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:
Вид учебной деятельности | Форма, режим | Этап изучения материала |
Установочные занятия | Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline) | Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса |
Самостоятельное изучение материала | Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline) | Во время карантина или переноса учебных занятий |
Консультирование | Индивидуально или в группе, в режиме online или offline | В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося |
Контроль | Заочно (в режиме online или offline) | По завершении отдельных тем или курса в целом |
Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.
Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:
• выполнение практического задания (индивидуально или в группах);
• выполнение индивидуального или группового творческого задания
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Мир людей. | 12,5 |
2 | Мир окружающих предметов. | 13,5 |
3 | Мир природы. | 9 |
4 | Мир растений. | 7,5 |
5 | Мир животных. | 8 |
Итого | 50,5 |
Содержание тем учебного курса
Мир людей
Люди, окружающие ребенка: семья, учителя, одноклассники, сверстники. Умение определить пол, возраст человека. Умение назвать части тела человека, органы чувств. Общение и взаимодействие между людьми, правила поведения.
Мир окружающих предметов
Предметы повседневного и эпизодического использования, их назначение. Группы предметов, классификация предметов по группам.
Мир природы
Времена года. Формирование представлений о временах года. Умение определять время года по картинкам, погоде. Знания о сезонных изменениях в природе. Представления о различных явлениях природы. Объекты живой и неживой природы.
Мир животных
Умение различать животных по внешнему виду. Умение отличать диких и домашних животных. Формирование бережного отношения к животным. Животные России и других стран. Зоопарк.
Мир растений
Формирование знаний о растениях. Комнатные, садовые растения. Формирование бережного отношения к растениям. Деревья, кустарники, травы своего региона.
2.2. Календарно-тематическое планирование
№ пп | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Отрабатываемые умения и навыки | |
1 четверть | |||||
1 | 1 | 07.09 | Как я провел лето. | Ответы на вопросы, составление предложений. | |
2 | 0,5 | 08.09 | Как я провел лето. | Ответы на вопросы, составление предложений. | |
3 | 1 | 14.09 | Моя школа | Ответы на вопросы, составление предложений. | |
4 | 0,5 | 15.09 | Моя школа | Ответы на вопросы, составление предложений. | |
5 | 1 | 21.09 | Мои любимые занятия. | Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений. | |
6 | 0,5 | 22.09 | Мои любимые занятия. | Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений. | |
7 | 1 | 28.09 | Сентябрь | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
8 | 0,5 | 29.09 | Сентябрь | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
9 | 1 | 05.10 | . Апельсин и лимон. | Узнавание/различение, умение составить описание. | |
10 | 0,5 | 06.10 | Апельсин и лимон. | Узнавание/различение, умение составить описание. | |
11 | 1 | 12.10 | Огурец и помидор | Узнавание/различение, умение составить описание. | |
12 | 0,5 | 13.10 | Огурец и помидор | Узнавание/различение, умение составить описание. | |
13 | 1 | 19.10 | Овощи и фрукты | Узнавание/различение, умение составить описание. | |
14 | 0,5 | 20.10 | Смородина и малина | Узнавание/различение, умение составить описание. | |
15 | 1 | 26.10 | Октябрь | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
16 | 0,5 | 27.10 | Октябрь Итоговый урок | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. Систематизация полученных знаний | |
Итого: 12 часов | |||||
2 четверть | |||||
16 | 1 | 09.11 | Ноябрь | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
17 | 0,5 | 10 .11 | Ноябрь | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
18 | 1 | 16.11 | Семья. Дом. Квартира. | Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений. | |
19 | 0,5 | 17.11 | Семья. Дом. Квартира. | Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений. | |
20 | 1 | 23.11 | Семья. Дом. Квартира. | Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений. | |
21 | 0,5 | 24.11 | Семья. Дом. Квартира. | Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений. | |
22 | 1 | 30.11 | Здоровый образ жизни. | Формирование представлений о здоровье человека, гигиене. | |
23 | 0,5 | 01.12 | Здоровый образ жизни. | Формирование представлений о здоровье человека, гигиене. | |
24 | 1 | 07.12 | Тело человека | Формирование представления о теле человека | |
25 | 0,5 | 08.12 | Тело человека | Формирование представления о теле человека | |
26 | 1 | 14.12 | Тело человека | Формирование представления о теле человека | |
27 | 0,5 | 15.12 | Тело человека | Формирование представления о теле человека | |
28 | 1 | 21.12 | Декабрь | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
29 | 0,5 | 22.12 | Декабрь | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
30 | 1 | 28.12 | Итоговый урок | Систематизация полученных знаний | |
Итого: 11,5 часов | |||||
3 четверть | |||||
31 | 1 | 11.01 | Январь | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
32 | 0,5 | 12.01 | Январь | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
33 | 1 | 18.01 | Комнатные растения. | Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений. | |
34 | 0,5 | 19.01 | Комнатные растения. | Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений. | |
35 | 1 | 25.01 | Герань и монстера | Уход за растениями. Составление коротких предложений и описаний. | |
36 | 0,5 | 26.01 | Герань и монстера | Уход за растениями. Составление коротких предложений и описаний. | |
37 | 1 | 01.02 | Животные. Белка. | Формирование представлений о животных и птицах, их месте обитания. | |
38 | 0,5 | 02.02 | Животные. Белка. | Формирование представлений о животных и птицах, их месте обитания. | |
39 | 1 | 08.02 | Снегирь и дятел | Формирование представлений о животных и птицах, их месте обитания. | |
40 | 0,5 | 09.02 | Снегирь и дятел | Формирование представлений о животных и птицах, их месте обитания. | |
41 | 1 | 15.02 | Февраль. | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
42 | 0,5 | 16.02 | Февраль. | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
43 | 1 | 22.02 | День Защитника Отечества. | Формирование представлений о празднике. | |
44 | 1 | 01.03 | Коза и корова. | Формирование представления о домашних животных | |
45 | 0,5 | 02.03 | Коза и корова. | Формирование представления о домашних животных | |
46 | 0,5 | 09.03 | 8 марта | Формирование представлений о празднике. | |
47 | 1 | 15.03 | Март | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
48 | 0,5 | 16.03 | Март | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
49 | 1 | 22.03 | Курица | Формирование представления о домашних птицах | |
50 | 0,5 | 23.03 | Итоговый урок | Систематизация полученных знаний | |
Итого: 15 часов | |||||
4 четверть | |||||
51 | 1 | 05.04 | Апрель. | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
52 | 0,5 | 06.04 | Апрель. | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
53 | 1 | 12.04 | Общественный транспорт. | Умение различать, называть виды транспорта. | |
54 | 0,5 | 13.04 | Автобус | Умение различать, называть виды транспорта. | |
55 | 1 | 19.04 | Троллейбус | Умение различать, называть виды транспорта. | |
56 | 0,5 | 20.04 | Трамвай | Умение различать, называть виды транспорта. | |
57 | 1 | 26.04 | Вода и почва. | Формировать представление о составе почвы | |
58 | 0,5 | 27.04 | Камни, песок и глина | Формирование представление о сос таве почвы | |
61 | 1 | 03.05 | Растения весной. | Уход за растениями. Составление коротких предложений и описаний. | |
59 | 0,5 | 04.05 | Растения весной. | Уход за растениями. Составление коротких предложений и описаний. | |
60 | 1 | 10.05 | Шмель и бабочка | Формирование представлений о насекомых. | |
61 | 0,5 | 11.05 | Шмель и бабочка | Формирование представлений о насекомых. | |
62 | 1 | 17.05 | Май | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
63 | 0,5 | 18.05 | Май | Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону. | |
64 | 1 | 24.05 | Повторение пройденного материала | Систематизация полученных знаний. | |
65 | 0,5 | 25.05 | Итоговый урок | Систематизация полученных знаний. | |
Итого: 12 чассов |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Развитие речи и окружающий мир» по учебному плану ГБОУ школы № в 8 классе отводится 1,5 часа в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 50,5 часов в год (1,5 часа в неделю), с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся.
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; систематизации и обобщению изученного материала), нетрадиционные уроки (уроки-игры и т.д.)
Формы работы на уроке: фронтальная, с индивидуальным и дифференцированным подходом, групповая и индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные, интеграционные.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия
Демонстрационные:
Предметные и сюжетне картинки по темам, натуральне предметы, макеты, тематические игрушки, игры.
Раздаточные: игрушечные и настоящие предметы, тематические игры, канцелярские принадлежности.
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Ноутбук
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
Презентации к урокам по разделам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"
Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...